«Проектная деятельность как средство реализации творческих способностей учащихся»
«Проектная деятельность как средство реализации творческих способностей учащихся»
Метод проектов имеет свои особенности, в его основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, ориентироваться в информационном пространстве, умения самостоятельно конструировать свои знания и умения, развитие творческого мышления.
Метод проектов это способ достижения цели через разработку проблемы (технологии), которая должна завершиться реальным, осязаемым практически применимым результатом. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Проектная деятельность как средство реализации творческих способностей учащихся»»
«Проектная деятельность как средство реализации творческих способностей учащихся»
Михайлина Наталья Федоровна
учитель русского языка и литературы
КГУ «Средняя школа № 26» акимата города Усть – Каменогорска
Метод проектов имеет свои особенности, в его основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, ориентироваться в информационном пространстве, умения самостоятельно конструировать свои знания и умения, развитие творческого мышления.
Метод проектов это способ достижения цели через разработку проблемы (технологии), которая должна завершиться реальным, осязаемым практически применимым результатом. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, игровая, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение определенного результата. Обязательным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности (фильм, презентация, альбом, карта, рисунок и т.д.), этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, создание плана, программа и организация деятельности по реализации проекта), реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Метод проектов предполагает решение проблемы-задачи. Ее решение предполагает, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой стороны, предполагает необходимость интегрирования знаний, возможности применять знания из различных областей науки, техники, ИКТ, творческих направлений. При подготовке уроков с использованием метода проектов учитель является руководителем и консультантом для групп учащихся, при этом главная задача учителя состоит в предварительной подготовке учащихся к выполнению группового задания, постановке учебных задач, кратких пояснений и обсуждения плана действий. Далее учитель корректирует работу групп (дополнения и исправления, дополнительная информация, помощь в формулировке окончательных выводов).Следует учесть, что успех осуществления проекта в первую очередь зависит от тщательности его подготовки учителем и умения уделить внимание каждой группе.
Как показала практика, наиболее приемлемыми для учащихся являются мини-проекты или краткосрочные творческие проекты, предполагающие максимально свободный и н
Тема любви в творчестве русских писателей.
Проекты:
Социологический опрос.
Приложение № 1
Работу выполняли учащиеся 9 класса (Симонова Татьяна, Говорухин Виктор) в сентябре 2013г.
Тема любви в творчестве А.С.Пушкина.
Проектную деятельность осуществляли учащиеся 9 класса (Гаев Александр, Куликова Мария, Малкова Елизавета, Тетерина Александра, Баймухаметова Джамиля) в октябре 2013г.
Дуэли из-за любви.
Над проектом работали учащиеся 9 класса (Колодько Иван, Говорухин Виктор, Пряшка Иван, Дяченко Вадим) в ноябре 2013г.
Тема любви в творчестве Ф.И.Тютчева.
Работу над проектом выполняли учащиеся 10 класса (Батманова Татьяна, Щуровская Кристина, Шаповалов Юрий, Околитенко Наталья) в январе 2009г.
Любовь в литературе и искусстве.
Проектную деятельность осуществляли учащиеся 10 класса (Землянская Алена, Шеметова Людмила, Лобанов Валерий, Кираманова Оксана) в апреле 2009г.
Тема любви в творчестве Н.Гумилева. Подготовили учащиеся 11 класса (Шаповалов Юрий, Щуровская Кристина, Авдиенко Виталий, Манойлов Евгений, Землянская Алена) в октябре 2009г
Тема любви в творчестве А.И.Куприна.
Приложение № 2, 3, 4 Над проектом работали учащиеся 11 класса (Тетерина Ирина, Русаков Виктор, Бирюков Дмитрий, Басарыгин Александр) в сентябре 2013 года.
Мы с учащимися 9, 10, 11 классов готовили проект литературного вечера в ноябре 2009 года, вечер проведен в конце ноября 2009 г.
Цели проектов:
ознакомление с фактами биографии русских писателей;
изучение особенностей отражения темы любви в художественной литературе;
- развитие познавательных навыков учащихся; - развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие критического и творческого мышления;
- формирование нравственных качеств личности.
Организация проектной деятельности учащихся.
1. этап. Организационно-подготовительный
•Формирование групп учащихся,
• Составление плана работы.
• Формулирование вопросов для исследований.
• Подбор информационный ресурсов для проекта.
• Создание дидактических материалов (словарь понятий, бланки для разработки планов исследования в группах, критерии оценивания (презентации), списка рекомендуемых ресурсов)
2. этап. Обучающий
• Введение в проблематику проекта с помощью вводной презентации учителя.
• Формулирование проблемных и частных вопросов проекта, тем исследований. Определение групп по интересам.
• Определение темы исследования каждым учеником и по группам.
• Определение этапов работы над проектом.
• Планирование исследований (Цели, гипотеза, методы).
• Совместное планирование проекта для отдельных учеников.
• Знакомство с критериями оценки работ.
3. этап. Исследовательский
• Работа по группам. Проведение исследований. Сбор информации, а именно:
1) Прохождение тестов.
2) Сохранение результатов в формате Word .
3) Самостоятельный поиск информации в Интернет. Знакомство с памяткой по эффективному поиску информации в Интернет, листами для оценивания Веб-сайтов, помощь в подборе ключевых слов по теме исследования, корректировка плана работы групп.
4) Работа с печатными материалами.
5) Изучение методических материалов, предлагаемых к проекту.
Работа над проектом с точки зрения учителя – это уникальное средство для развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать, развивать и совершенствовать умения и навыки проектирования и исследования у учащихся, а именно учить:
выделить проблему (рассмотреть и увидеть проблемное поле)
целеполаганию и планированию
самоанализу и рефлексии (результат и успешность решения проблемы)
представление результатов своей деятельности и хода работы
презентация опыта в различных формах (выступление, буклет, плакат, альбом и т.д.)
поиск и отбор информации
практическому применению школьных знаний в различных ситуациях
выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования
проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению)
Реализация метода проектов на практике ведет и к изменению позиции учителя. Из носителя академических знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Овладение совместно проектной деятельностью обучающимися и учителями в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
ЛИТЕРАТУРА
Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьнико. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений. М.: Центр "Школьная книга", 2016.
Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. /М: Центр «Педагогический поиск», 2006 год.
object(ArrayObject)#893 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(301) "Проектная деятельность на уроках языка и литературы, внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся."
["seo_title"] => string(80) "proiektnaia_dieiatiel_nost_na_urokakh_iazyka_i_litieratury_vnieurochnoi_dieiatie"
["file_id"] => string(6) "460851"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1520283781"
}
}