«Особенности предмета «Технология» в условиях введения ФГОС»
«Особенности предмета «Технология» в условиях введения ФГОС»
Предмет технология в условиях ФГОС как основной предмет,отвечающий требованиям стандартов нового поколения,где в полной мере нужно использывать современные подходы,формирующие УУД,такие как:
-системно-деятельный;
-метапредметный;
-компетентностно-ориентированный;
Предмет "Технология" -это часть системы непрерывного креативного образования,целью которой является формирование ведущих черт творческой личности учащегося.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Особенности предмета «Технология» в условиях введения ФГОС»»
«Особенности предмета «Технология» в условиях введения ФГОС»
Учитель технологии МБОУСОШ Галкина Е.Р.
Элементы нового УМК «Технология»
(уже опубликованные материалы):
Программа по технологии для ООО, учебник для 5-го класса,
рабочая тетрадь и методическое пособие для учителя
Развитиеличностных
универсальных учебных действий
это формирование:
основ гражданской идентичности личности
(включая когнитивный, эмоционально-ценностный
и поведенческий компоненты)
основ социальных компетенций(включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание)
готовности и способности к переходу к самообразованию
на основе учебно-познавательной мотивации, в том числеготовности к выбору направления профильного образования
4
Развитиерегулятивных
универсальных учебных действий
это формирование способностей:
ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию
Ведущий способ решения этих задач
осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей
контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы
в их выполнение
Формирование способности к проектированию
4
4
Развитиекоммуникативных
универсальных учебных действий
Это :
формирование действий по организации и планированиюучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе
формирование умений, составляющих основукоммуникативной компетентности:
действовать с учётом позиции другого; устанавливать
и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения
развитиеречевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности
4
4
4
Развитиепознавательных
универсальных учебных действий
Это :
практическое освоение обучающимися
основ проектно-исследовательской деятельности
развитиестратегий смыслового чтения
иработа с информацией
практическое освоениеметодов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, регулярное использование общеучебных умений,
знаково-символьных средств, широкого спектралогических действий и операций
4
Примерный тематический план.
Направление «Индустриальные технологии»
Разделы и темы программы
Количество часов
по классам
5 кл
Раздел 1. Технология обработки конструкционных материалов, 126 ч
50
6 кл
Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов, 46 ч
20
7 кл
Тема 2. Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов, 10 ч
50
26
-
18
Тема 3. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов, 42 ч
8 кл
22
Тема 4. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов, 10ч
6
-
8
4
2
Тема 5. Технологии художественно-прикладной обработки материалов, 18 ч
-
18
2
6
2
-
Раздел 2. Технологии домашнего хозяйства, 26 ч
6
6
-
Тема 1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними, 6 ч
6
4
6
8
-
Тема 2. Эстетика и экология жилища, 4 ч
2
2
-
Тема 3. Бюджет семьи, 4 ч
2
-
10
-
-
Тема 4. Технологии ремонтно-отделочных работ, 6 ч
-
-
-
Тема 5. Технология ремонта элементов систем водоснабжения и канализации, 6 ч
-
-
Раздел 3. Электротехника, 12 ч
-
4
2
2
-
2
4
Тема 1. Электромонтажные и сборочные технологии, 4 ч
-
-
-
-
Тема 2. Электротехнические устройства с элементами автоматики, 4 ч
-
Тема 3. Бытовые электроприборы, 4 ч
-
-
4
-
-
12
-
Раздел 4. Современное производство и профессиональное самоопределение, 4 ч
4
-
Тема 1. Сферы производства и разделение труда, 2 ч
-
-
-
-
-
4
Тема 2. Профессиональное образование и профессиональная карьера, 2 ч
Раздел 5. Технологии исследовательской и опытнической деятельности, 36 ч
-
-
4
-
-
12
4
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность, 36 ч
-
-
10
12
Всего, 204 ч
2
6
68
2
10
8
6
68
34
8
34
Межпредметные связи при изучении технологии
с алгеброй и геометрией
с химией
с историей и искусством
с физикой
Выполнение расчётных операций, проведение графических построений
Изучение свойств конструкци-онных материалов
Изучение механических свойств материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, изучение видов современных технологий
Освоение технологий художественно-прикладной обработки материалов
с русским языком и литературой
Развитие речи, работа с текстами
Результаты реализации
системно-деятельностного подхода
Умение планировать работу
с учётом имеющихся ресурсов, выполнять технологические операции, контролировать качество изготавливаемого изделия, разрабатывать творческий проект
Ознакомление с основными технологическими понятиями, с назначением и устройством применяемых инструментов, оборудования, с приёмами выполнения технологических операций
Использование приобретённых знаний
и умений в повседневной жизни, для развития творческих способностей, для оформления интерьера, организации трудовой деятельности, оценки затрат, необходимых
для создания объекта или услуги
Личностные результаты:
1.Формирование целостного мировоззрения; проявление познавательной активности; развитие трудолюбия
и ответственности за результаты своей деятельности
пути формирования учителем :
Реализация интересных заданий проектного характера, включая имеющиеся
в учебниках
Направленное стимулирование интереса к предмету при изложении всех разделов технологии
2.Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; овладение элементами организации умственного и физического труда
пути формирования учителем :
Выполнение заданий творческого характера, позволяющих учащемуся чувствовать себя успешным, стремиться
к совершенствованию
Предоставление учащимся большей самостоятельности при проектировании и конструировании объектов труда
Следование методически выдержанному построению содержания учебников
Пошаговое освоение основных технико-технологических знаний
и умений
Личностные результаты:
3.Выбор дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации
пути формирования :
Выполнение с учащимися предложенной в учебниках системы заданий, ориентирующих на различные формы деятельности
и помогающих ученикам
в выборе своей индивидуальной образовательной траектории
Ознакомление учащихся с имеющейся в учебнике рубрикой «Знакомимся
с профессиями»,
в которой описано несколько десятков профессий, полезных для жизни общества
Личностные результаты:
4.Формирование умений общаться со сверстниками при коллективном выполнении работ с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива
пути формирования учителем :
Обсуждение результатов коллективной деятельности
на публичной презентации
и защите проекта изделия или продукта труда
Организация рабочих групп учащихся для выполнения коллективных заданий и отработки навыков работы в этих группах
Эффективное выполнение практических работ, отмеченных
в учебниках значком «работаем в группе»
Личностные результаты:
5.Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности, самооценка готовности к предпринимательской деятельности
пути формирования учителем :
Рассмотрение
не только отдельных технологических операций, но и вариантов их приложения при изготовлении конкретных изделий
Выбор объектов созидательной и преобразующей деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей
Оценка стоимости изготавливаемых изделий при выполнении итоговых творческих проектов
Личностные результаты:
6.Формирование основ экологической культуры; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам
пути формирования учителем :
Научить учащихся рациональному использованию материалов, инструментов, оборудования
Ознакомление учащихся с основами экологической культуры, экологией жилища и т.п.
Ознакомление школьников с экологосберегающими и безотходными технологиями
Личностные результаты:
7.Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера
пути формирования учителем :
Ознакомление школьников с декоративно-прикладным творчеством на уровне, обеспечивающем эмоциональное восприятие ими данного материала
В процессе собственного и коллективного освоения учащимися технологий эстетической направленности
Научить творческому проектированию и изготовлению изделий, имеющих эстетический внешний вид
Ознакомление учащихся с эстетикой жилища, интерьером жилых помещений
Метапредметные результаты:
1. Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности
формируется :
Алгоритмическим построением всех технологических процессов, приведенных в учебниках
2.Самостоятельная организация
и выполнение творческих работ
формируется :
Чётким формулированием и соблюдением этапов работы над проектами:
- поискового (подготовительного);
- технологического;
- заключительного (аналитического).
Метапредметные результаты:
3. Проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса
пути формирования учителем :
Поиск новых решений возникшей технической проблемы, опираясь на прежний опыт
Решение ситуационных задач при выполнении практических работ
Виртуальная разработка технической и технологической документации на персональном компьютере
Поиск и накопление учащимися банка проектов и идей
Метапредметные результаты:
4. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности
пути формирования учителем :
Подготовка учащимися доклада в письменной форме к публичной защите творческого проекта
Формулирование выводов по обоснованию каких-либо технико-технологических и организационных решений
Обоснование выбора учащимися объекта проектирования и изложение последователь-ности работ
Выполнение в письменной форме заданий в рабочей тетради
Метапредметные результаты:
5. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
пути формирования учителем :
Инициировать учащихся на использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественную значимость
Поощрять применение учащимися ПК для выполнения учебных заданий и заданий рубрики «Используем компьютер», отмеченных в учебниках специальным значком
Научить учащихся (для решения познавательных и коммуникативных задач) использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы
Метапредметные результаты:
6. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива
пути формирования учителем :
Эффективно проводить практические работы, требующие выполнения поставленных задач группами учащихся
Научить учащихсяудовлетворительновладеть нормами и техникой общения
Координировать совместную познавательно-трудовую деятельность учащихся на уроках
Научить учащихся давать самооценку выполненной работы
Метапредметные результаты:
7. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, обоснование путей и средств устранения ошибок в выполняемых технологических процессах
пути формирования учителем :
Научить учащихся диагностировать результаты познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям
Помогать учащимся искать собственные пути решения учебных задач и устранения ошибок
При изучении всех тем разбирать ошибки, которые могут появляться при реализации учащимися того или иного технологического процесса
Научить учащихся исправлять допущенные ошибки и устранять дефекты визготовленныхими изделиях
Метапредметные результаты:
8. Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда
На каждом уроке сообщать учащимся правила безопасной работы (они изложены во всех параграфах учебников, где представлена та или иная технология), следить за неукоснительным соблюдением этих правил
Предметные результаты(в познавательной сфере):
1.Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере
пути формирования учителем :
При изучении технологий знакомить учащихся с классификацией видов и назначением методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов
Ознакомить учащихся с технологиями промышленного производства (по материалам учебников, других источников информации)
Научить учащихся ориентироваться в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда
Предметные результаты(в познавательной сфере):
2.Уяснение социальных и экологических последствий развития технологий
пути формирования учителем :
Ознакомить учащихся с негативными последствиями применения некоторых технологий, сформировать у них представления о необходимости охраны окружающей среды
Научить учащихся распознавать экологически чистые материалы и технологии, не наносящие ущерба природе
3.Умение оценивать возможности применения средств и инструментов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном производстве или сфере обслуживания
пути формирования учителем :
Развивать умения применять технологии представления, преобразования и использования информации
Научить учащихся рациональному использованию технической информации для проектирования и создания объектов труда
Предметные результаты(в познавательной сфере):
4.Овладение средствами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации
пути формирования учителем :
Обучить учащихся навыкам чтения технической, технологической и инструктивной информации
Научить учащихся вычерчивать эскизы и чертежи по установленным правилам
5.Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения учебных задач
пути формирования учителем :
Сообщать учащимся о наличии межпредметных связей при рассмотрении практически всех тем учебного предмета
Научить учащихся выполнять элементарные экономические расчёты при работе над творческими проектами
Предметные результаты(в трудовой сфере):
1.Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, моделирования, конструирования
пути формирования учителем :
Качественное проведение лабораторно-практических работ, изложенных в учебнике и имеющих исследовательский характер
Применение принципов моделирования и конструирования при выполнении творческих проектов
2.Соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены
пути формирования учителем :
Сообщать учащимся правила безопасной работы (изложенные в учебниках) при выполнении ими всех технологических приёмов и операций
Постоянно контролировать соблюдение учащимися трудовой и технологической дисциплины
Предметные результаты(в трудовой сфере):
3.Контроль результатов труда по установленным критериям с использованием контрольных и измерительных инструментов
пути формирования учителем :
Научить учащихся обнаруживать и исправлять допущенные дефекты, опираясь на сформулированные критерии качества
Научить учащихся пользоваться контрольно-измерительными инструментами, необходимыми при изготовлении изделий
4.Документирование результатов труда и проектной деятельности
пути формирования учителем :
Научить учащихся качественно выполнять практические задания в рабочей тетради – заполнять таблицы, изготавливать эскизы и чертежи, составлять технологические карты
Научить учащихся формировать портфолио и оформлять документацию по творческому проекту
Предметные результаты(в мотивационной сфере):
1.Оценивание своей готовности к труду в предметной деятельности; осознание ответственности за результаты труда
пути формирования учителем :
Оценка конечных результатов деятельности в виде готовых изделий и реализованных творческих проектов
Организация коллективного обсуждения и решения поставленных технико-технологических и организационных задач
2.Формирование представлений о мире профессий, их востребованности на рынке труда
пути формирования учителем :
Ознакомление учащихся с миром профессий, используя рубрику в учебнике «Знакомимся с профессиями», видеоматериалы и т.п.
Направленное продвижение учащихся к выбору профиля технологической подготовки в старших классах школы
Предметные результаты(в эстетической сфере):
Овладение методами эстетического оформления изделий, рациональнойэстетической организации работ
пути формирования учителем :
Научить учащихся рациональной организации рабочего места, опрятному содержанию рабочей одежды
Научить учащихся элементам художественного оформления объектов труда, дизайнерского проектирования изделий
Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и оборудованием
пути формирования учителем :
Выработать навыки точности движений при выполнении различных технологических операций
Научить учащихся соблюдению необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, путём многократного повторения движений рук при выполнении разработанных заданий