Тема урока: «Сборочный чертёж»
Цель и задачи урока: научить читать простейшие сборочные чертежи.
Систематизировать знания учащихся о графических изображениях.
Воспитывать внимание и аккуратность при выполнении графических работ. Развивать пространственное мышление и воображение.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Методы обучения: устный опрос, беседа, показ приёмов, демонстрация наглядных пособий, самостоятельная работа.
Наглядные пособия: электронная презентация, чертежи.
Ход урока
-
Организационно-подготовительная часть.
-
Теоретическая часть.
Вопросы (из пройденного материала):
-
Что такое эскиз?
-
Что такое чертеж?
-
Что такое технический рисунок?
-
Для чего нужен чертеж детали в двух и более видах?
-
Сколько видов нужно изобразить на чертеже, чтобы показать деталь цилиндрической формы?
Сборочный чертеж.
В деревообработке наиболее распространены детали призматической формы и круглые в поперечном сечении, такие, как цилиндры и конусы. («Деталь» в переводе с французского – «подробность»). Призматическую форму имеют крышки столов и стульев, бруски рамок. Цилиндрическую или коническую форму имеют черенки для лопат, ручки совков и напильников, круглые ножки столов и стульев и т.д.
Многие из этих изделий изготавливают и применяют в школьных мастерских. Работу по изготовлению изделий начинают с выполнения эскизов, технических рисунков и чертежей.
Многие изделия из древесины состоят из соединённых между собой нескольких деталей и представляют сборочную единицу, например, киянка, стульчик, столик, полка. Изделие, состоящее из нескольких деталей, изображают на сборочном чертеже.
Соединяемые детали скрепляют неподвижно или подвижно.
Неподвижно крепят деревянные детали с помощью гвоздей, шурупов, шипов, клея.
Подвижно соединенные детали – это значит детали скрепленные шарнирами.
Подвижное соединение частей механизма, деталей, обеспечивающее их вращение вокруг общей оси или общей точки.
В качестве примера рассмотрим сборочный чертёж изделия – угольника (на доске).
Угольник состоит из линейки 1 и основания 2, неподвижно склеенных между собой клеем 3 точно под углом 900. Основание угольника 2 имеет на торце паз, в который вставляется и вклеивается линейка 1.
На сборочном чертеже изображают только те виды, по которым можно определить конструкцию изделия. Для сборочного чертежа угольника достаточно будет двух видов.
В правом нижнем углу сборочного чертежа располагают основную надпись. В ней указывают название изделия или сборочной единицы и масштаб изображения.
На сборочном чертеже проставляют только те размеры, которые нужно контролировать при сборке изделия. Для угольника – это габаритные размеры. (Слово «габарит» в переводе с французского означает «наибольшая величина очертания».) Контролировать надо и точность соединения деталей под углом 900.
Над основной надписью размещают таблицу. В ней перечисляют все детали изделия, указывают наименование, количество и материал деталей.
При чтении сборочного чертежа сначала изучают содержание основной надписи, название изделия и масштаб изображения. Затем изучают назначение и принцип действия изделия.
По спецификации (по информации в таблице) определяют названия деталей и материалы, из которых они изготовлены, находят их на всех видах сборочного чертежа и уясняют форму и конструкцию (устройство) изделия. Наконец, определяют способы соединения деталей и последовательность их сборки.
-
Практическая часть.
Графическое изображение изделий из древесины
1. Выполните сборочный чертёж киянки.
2. Прочитайте сборочный чертёж. Уясните назначение всех деталей и способы соединения их между собой.
IV. Итоговая часть.
1. Вопросы по теме урока.
1) Какие размеры проставляют на чертеже детали призматической формы?
2) Какие размеры проставляют на чертеже детали цилиндрической или конической формы?
3) Какие чертежи называют сборочными?
4) Что изображают на сборочном чертеже?
5) Что содержит спецификация?
2. Домашнее задание: принести на урок эскиз трехмерного изображения помещения, цветные карандаши, материалы для изготовления макета и оформления интерьера.
3. Выставление оценок по выполненным работам.