МБОУ Бейская общеобразовательная школа-интернат
среднего (полного) общего образования
Преподаватель – организатор ОБЖ Маланчик Павел Иванович.
План - конспект урока по черчению для 9 класса
Тема урока: Порядок чтения сборочных чертежей.
Цель урока: Содействовать в формировании у учащихся интереса к изучаемой теме. Содействовать в осознании алгоритма чтения сборочных чертежей. Содействовать в развитии у школьников пространственного представления и пространственного мышления. Усвоение навыков коллективной работы при фронтальной работе в классе. Воспитание аккуратности в работе.
Методы: Беседа, объяснение, демонстрация, самостоятельная работа.
Оборудование: Учебник, карточки.
Тип урока: Комбинированный.
Структура урока
Орг. момент – 1 - 2 мин.
Повторение – 5 мин.
Новый материал - 10 мин.
Закрепление – 20 мин.
Заключительная часть – 2 мин.
Ход урока
Орг. момент.
Здравствуйте, садитесь.
Знакомство с планом урока.
Постановка цели, мотивация.
Сегодня на уроке мы познакомимся с правилами чтения сборочных чертежей. Прочитаем вместе один из сборочных чертежей, а затем вы будете самостоятельно работать со своими сборочными чертежами. Выполненная вами работа будет оцениваться и входить в вашу будущую работу, поэтому работайте аккуратно. Не ленитесь, в случае затруднения ищите ответ в учебнике, рабочей тетради, обращайтесь ко мне.
Прежде чем приступить к уроку я хотел – бы посмотреть выполнение домашнего задания, пока я буду смотреть наличие работ запишите тему урока.
Запись темы в рабочую тетрадь.
Анализ выполнения дом работы (Сколько не справились с работой, указать на типичные ошибки, узнать о затруднениях)
Повторение
1) Каковы правила расположения видов на сборочных чертежах? Соответствуют ли они правилам расположения видов на чертеже детали?
2) Применяют ли разрезы и сечения при выполнении сборочных чертежей?
3) Где на чертежах указывают названия деталей, входящих в изделие?
4) Нужно ли на сборочных чертежах наносить все размеры деталей, входящих в изделие? Почему?
5) Какие размеры проставляются на сборочных чертежах?
6) Что означают цифры, стоящие на полках линий-выносок?
7) В каких случаях сечение можно зачернить?
Анализ повторения.
Новый материал
«Так какая цель сегодняшнего урока? Чему вы должны сегодня научиться? Зачем это тебе необходимо?». (Спросить двух – трёх учащихся).
Порядок чтения сборочных чертежей
Читать сборочные чертежи нужно в определенной последовательности:
1. Найти название изделия. Зная его название, которое указывается в основной надписи, легче читать чертеж. Например, названия «авторучка», «тиски слесарные» дают представление не только о назначении, но в некоторой степени и об устройстве этих изделий.
2.Установить, какие изображения (виды, разрезы, сечения) даны на чертеже. В результате их сопоставления создается общее представление об изделии.
3. Рассмотреть, пользуясь спецификацией, изображения каждой детали. Для этого выясняют по спецификации название первой детали и относящиеся к ней данные. Находят изображения детали по обозначению ее позиции. Определяют форму детали, сопоставляя все ее изображения, данные на чертеже. Так поступают последовательно со всеми деталями.
По названию детали можно быстрее выделить ее изображения на чертеже. Например, прочитав «болт», «штифт», «втулка», «гайка», вы уже представляете их форму и как они изображаются на чертеже.
4. Определить, как соединяются между собой детали (с помощью резьбы, шпонки, штифта и т. п.). Выяснить, как перемещаются во время работы подвижные части изделия.
5. Найти другие данные, приведенные на чертеже (размеры, технические требования
и т. д.).
Для примера прочитаем сборочный чертеж (рис. 238 в учебнике).
Вопросы к нему расположены в той последовательности, в какой вы будете читать сборочные чертежи. Вначале попытайтесь ответить на них самостоятельно.
Вопросы к сборочному чертежу:
1. Как называется изделие?
2. Какие изображения приведены на чертеже?
3. Из скольких деталей состоит изделие? Как называются детали /, 2, 6? Какова их форма?
4. Какие детали и как соединены между собой? Укажите особенности соединения деталей 3, 4, 5 и 6, а также 1 и 2. Как соединены каретка и стержень?
5. Какая резьба нарезана на детали 7?
Теперь сравним свои ответы с ответами в учебнике.
Ответы на вопросы к сборочному чертежу:
1. Изделие называется «рейсмус».
2. Даны главный вид в соединении с разрезами, сечение и разрез А —А.
3. Изделие состоит из семи деталей. Деталь / называется «основание». Ее форма образована двумя цилиндрами разного диаметра, имеющими фаски в виде усеченного конуса. Вдоль оси детали просверлено цилиндрическое отверстие, в котором нарезана метрическая резьба. В нижней част большого цилиндра имеется цилиндрическая выточка (на рисунке 239 даны наглядные изображения деталей).
Деталь 2 называется «стержень», В целом она представляет собой цилиндрический стержень со сферическими торцами.
В нижней части детали нарезана резьба. Она доходит до большего по диаметру цилиндра с плоскими срезами (лысками), расположенными с двух сторон.
Деталь 6 называется «винт зажимной». Она составлена из двух цилиндров разных диаметров. На меньшем из них нарезана резьба и на конце снята фаска в виде усеченного конуса. В большем цилиндре перпендикулярно оси просверлено сквозное цилиндрическое отверстие.
4. Детали рейсмуса соединены двумя способами:
1) при помощи резьбы (детали / и 2, 4 и 7, 5 и 6};
2) свободно сопряжены (детали 2 и 4, 3 и 6).
Особенность соединения деталей 3, 4, 5 к 6 состоит в том, что закрепление их осуществляется перемещением детали 6 в отверстии детали 4 при завинчивании детали 5. При этом деталь 3 может быть установлена под любым углом на разной высоте. Каретка (дет. 4) надевается на стержень (дет. 2) и крепится винтом (дет. 7).
5, На винте 7 нарезана метрическая резьба, наружный диаметр которой 2,5 мм. Это вы можете узнать из обозначения винта, данного в спецификации.
Узнать все – ли поняли тему урока, правила чтения сборочного чертежа. Затем приступить к закреплению.
Закрепление
Прочитайте сборочный чертеж, данный на рисунке 240, по плану, приведенному в 35.
Пояснения к сборочному чертежу на рисунке 240. Вилка служит для контакта электрического провода со штепсельной розеткой. Провод, проходящий через отверстие в средней части корпуса /, поджимается прокладкой 3 и крепится гайкой 5 на штыре 4. Контакты 2 предназначены для крепления штырей 4 и позволяют подключать сверху еще одну вилку.
Чтобы легче было понять сборочный чертеж, на рисунке 241 в учебнике дано наглядное изображение вилки.
По этому – же плану прочитайте свой сборочный чертёж. Ответы запишите в тетрадь ( работа на оценку)
Заключительная часть
Подведение итога.
Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
Что вас не устраивало на этом уроке (темп, объём и т. п. )?
Какие цели ставились вами на урок?.
Добились ли вы поставленных целей?
Если позволит время задать вопросы по материалу урока.
Домашнее задание: Читать стр 188 - 193. Практическое задание по карточкам (прилагаются)