kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по черчению для 9 класса "Деталирование".

Нажмите, чтобы узнать подробности

МБОУ Бейская общеобразовательная школа-интернат

среднего (полного) общего образования

Преподаватель – организатор ОБЖ Маланчик Павел Иванович.

План - конспект урока по черчению для 9 класса

Тема урока:    Деталирование.

Цель урока:  Содействовать в формировании у учащихся интереса к изучаемой теме.

Содействовать в осознании алгоритма деталирования  сборочных чертежей. Содействовать в развитии у школьников пространственного представления и пространственного мышления.

Усвоение навыков коллективной работы при фронтальной работе в классе. Воспитание аккуратности в работе.

Методы: Беседа, объяснение, демонстрация, самостоятельная работа.

Оборудование: Учебник, карточки.

Тип урока: Изучение нового материала.

 Структура урока

Орг. момент – 1 - 2 мин.

Новый материал -  10 мин.

Закрепление –  25 мин.

Заключительная часть – 2 мин.

Ход урока

Орг. момент.

Здравствуйте, садитесь. 

     Знакомство с планом урока.

Постановка цели, мотивация.

Сегодня на уроке мы познакомимся с правилами выполнения деталирования сборочных чертежей. Что такое «Деталирование»? Как вы думаете для чего оно необходимо? (Выслушать детей и сказать, что изучением этого мы и займёмся на уроке, подвести их к осознанию цели предстоящего урока)

У вас уже есть на руках выбранные вами сборочные чертежи и рассмотрев правила выполнения деталирования по образцу в учебнике, вы будете самостоятельно выполнять деталирование своих сборочных чертежей. За урок вы должны сделать не менее одного эскиза любой детали из вашего сборочного чертежа, но я не советовал – бы вам начинать со сложных деталей. Особое внимание при изучении сегодняшнего материала уделите нахождению пропорционального размера.

Прежде чем приступить к уроку я хотел – бы посмотреть выполнение домашнего задания, пока я буду смотреть наличие работ, запишите тему урока.

 Запись темы в рабочую тетрадь.

 Анализ выполнения дом работы (Сколько не справились с работой, указать на типичные ошибки, узнать о затруднениях)

Новый материал

 «Так какая цель сегодняшнего урока?. Чему вы должны сегодня научиться? Зачем это тебе (…….) необходимо?».

(Спросить двух – трёх уч – ся).

Понятие о деталировании

Что такое «Деталирование»? Как вы думаете для чего оно необходимо?

Изделия, состоящие из нескольких деталей, собирают по сборочным чертежам. Но сначала изготавливают детали, а для этого требуется обеспечить производство их чертежами.

Процесс составления чертежей деталей по чертежам изделий, состоящих из нескольких деталей, называют деталированием.

Суть процесса деталирования будет ясна из сопоставления рисунков 250 и 251. Упор, чертеж и наглядное изображение кото­рого приведены на рисунке 250, мысленно расчленен на отдель­ные детали (рис. 251, а). На рисунке 251, б даны чертежи двух деталей. Как правило, они содержат различные указания, в том числе связанные с технологией изготовления детали. Здесь эти обозначения не приведены. Их изучают на занятиях практикума по машиностроительному черчению.

Чтобы облегчить работу, рекомендуем придерживаться сле­дующего порядка деталирования:

1. Прочитать чертеж изделия в последовательности, приве­денной в § 35, обратив особое внимание на форму деталей, их назначение и взаимодействие.

2. Мысленно разобрать изделие на отдельные детали.

3. Выделить стандартизованные детали, на которые не

состав­ляют чертежи.

4. Определить число изображений, необходимых при вычер­чивании каждой детали. Нельзя при этом копировать его с чер­тежа, подлежащего деталированию. Винт (дет. 3), например, на рисунке 250  представлен тремя видами. На чертеже этой детали достаточно одного вида. И наоборот, стойка на рисунке 232 в учебнике  показана тремя видами и сечением, хотя чертеж этой детали дол­жен содержать не меньше пяти изображений.

5. Найти сопрягаемые поверхности деталей, т. е. поверхности, взаимодействующие с поверхностями других деталей. К таким относятся, например, поверхности штифта и отверстия для него (рис. 246 в учебнике).

Для сопрягаемых поверхностей надо согласовать размеры. Это значит, что одинаковыми по величине должны быть, например, наружные диаметры втулки и отверстия, куда она запрессовы­вается ( смотри рисунок 248 в учебнике.).

При деталировании, особенно при нанесении размеров, надо пользоваться справочниками. Так, размеры пазов для шпонок должны быть выбраны и нанесены в соответствии с рекоменда­циями, данными в разделе 33.1 учебника; размеры резьбовых изделий — в соответствии с рекомендациями, данными в разделах 31.3 и 32.2. Наконец, справочником целесообразно воспользоваться, когда что-либо забыто или встретилось впервые. Например, в специфи­кации сборочного чертежа встретилось обозначение: «Шплинт 1,5 X 15 ГОСТ 397—79». Вы не знаете, какую форму имеет деталь и что означают цифры в этой записи. Из справочника узнаем, что деталь имеет форму, показанную на рисунке 252 в учебнике. Обозначение надо понимать так: шплинт для отверстий диаметра d= 1,5 мм, длина шплинта 15 мм.

Использование справочников при чтении и составлении черте­жей, в том числе и во время контрольных работ, разгружает память, позволяет получить больше новых сведений, ускоряет выполнение работы.

Выполняя деталирование, надо каждую деталь вычерчивать на отдельном листе, формат которого зависит от выбранного масштаба. Большую часть данных для основной надписи берут из спецификации сборочного чертежа.

Рассмотрим пример деталирования. На рисун­ке 253 в учебнике ( вывесить увеличенное изображение кривошипа и его сборочный чертёж (прилагается)) дано наглядное изображение кривошипа. На рисунке 254 приведен его чертеж. Кривошип передает движение от шатуна к валу, превращая поступательное движение поршня во вращательное движение вала (см. схему на рис. 255 в учебнике и увеличенное изображение). Он представляет собой эксцентрично расположенный палец (дет. 2), соединенный посредством плеча (дет. 1) с валом (дет. 3), которому сообщает вращательное движение. С пальцем кривошипа шарнирно соединяется шатун, иду­щий от поршня.

Прочитав чертеж (рис. 254), устанавливаем по спецификации, что на нем изображен кривошип. Даны главный вид и разрез. Глав­ный вид содержит местный разрез. Изображение детали 3 также содер­жит местный разрез.

Деталь 6 — болт имеет головку в виде шестиугольной призмы. Основные размеры болта: резьба М6, длина стержня 25 мм. Это мы узнаем из спецификации. Зная номер стандарта, можно определить «размер под ключ» (он равен 10 мм), высоту головки (4 мм) и другие размеры.

Деталь 5— гайка с резьбой М6 имеет форму шестиугольной призмы.

Деталь 2 называется «палец». Он состоит из трех цилиндров и усеченного конуса. Конический конец детали 2 расклепан, что обеспечивает неподвижность соединения с деталью 1.

Шпонка (дет. 4} призматическая. Высота и ширина шпонки по 6 мм, длина 14 мм. Это мы также узнаем из спецификации.

В детали «плечо» четыре отверстия: одно коническое, второе цилиндрическое под вал Ø21 мм и два также цилиндрических под болт Мб. Болт и гайка служат для стягивания лапок плеча, которое зажимает вал. Детали 1 и 3 соединяются призматиче­ской шпонкой.

Размеры Ø 16 и 24 являются присоединительными, размер 160 габаритный.

На детали 4, 5, и 6 составлять чертежи не надо, так как они стандартизованы.

Таким образом, чертеж прочитан. Изделие мысленно разобрано на отдельные детали. Выделены те из них, на которые нужно составить чертежи, определив необходимое количество изображений, положение для главного вида, отметив сопрягаемые по­верхности и выбрав масштаб.

На рисунке 256 дан чертеж детали 2— пальца. На чертеже, где он представлен в соединении с другими деталями, палец показан на двух изображениях, а здесь на одном, так как форма его полностью выявляется одним видом.

На рисунке 257 дан чертеж плеча. Размеры, которых не было на рисунке 254, определены с помощью углового масштаба (пропорционального). Как находить недостающие размеры я вам объясню чуть позже.

 Размеры шпоночного паза — 6 и 2,8 мм — взяты из справочной таблицы (см. § 33 в учебнике).

Размеры сопрягаемых поверхностей (для Ø16 и Ø21) взаимно согласованы. 1.

Вопросы для проверки усвоения материала.

1.Что называется деталированием?

 2. Для чего выполняют деталирование?

3. В чем заключается процесс деталирования?

4. Перечислите этапы деталирования.

5. Можно ли, составляя чертежи деталей, копировать с рас­сматриваемого чертежа количество видов,  положение для главного вида? Обоснуйте свой ответ.

6. Что значит согласовать размеры?

А сейчас я вам объясню правила нахождения недостающих размеров при помощи пропорционального масштаба. И при помощи арифметических действий.

На примере одной из деталей ( по увеличенному рисунку из учебника) продемонстрировать нахождение недостающих размеров (построив эскиз нанести найденные размеры)

Узнать всем – ли понятен материал урока, если нет затруднений, разрешить приступить к своей работе. По сборочному чертежу, розданному ранее построить эскиз одной детали, нанести все размеры.

Заключительная часть

Подведение итога. 

Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

Что вас не устраивало на этом уроке (темп, объём и т. п. )?

Какие цели ставились вами на урок?.

Добились ли вы поставленных целей?

Домашнее задание

Читать стр 203 - 210.

 По выполненному в классе эскизу построить чертёж детали,оформить его.

Для сильных учащихся дать задание оформить чертёж не школьной рамкой, а промышленной.

Приготовить формат А4 для графической работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по черчению для 9 класса "Деталирование".»

МБОУ Бейская общеобразовательная школа-интернат

среднего (полного) общего образования

Преподаватель – организатор ОБЖ Маланчик Павел Иванович.

План - конспект урока по черчению для 9 класса

Тема урока: Деталирование.

Цель урока: Содействовать в формировании у учащихся интереса к изучаемой теме.

Содействовать в осознании алгоритма деталирования сборочных чертежей. Содействовать в развитии у школьников пространственного представления и пространственного мышления.

Усвоение навыков коллективной работы при фронтальной работе в классе. Воспитание аккуратности в работе.

Методы: Беседа, объяснение, демонстрация, самостоятельная работа.

Оборудование: Учебник, карточки.

Тип урока: Изучение нового материала.

Структура урока

Орг. момент – 1 - 2 мин.

Новый материал - 10 мин.

Закрепление – 25 мин.

Заключительная часть – 2 мин.

Ход урока

Орг. момент.

Здравствуйте, садитесь.

Знакомство с планом урока.

Постановка цели, мотивация.

Сегодня на уроке мы познакомимся с правилами выполнения деталирования сборочных чертежей. Что такое «Деталирование»? Как вы думаете для чего оно необходимо? (Выслушать детей и сказать, что изучением этого мы и займёмся на уроке, подвести их к осознанию цели предстоящего урока)

У вас уже есть на руках выбранные вами сборочные чертежи и рассмотрев правила выполнения деталирования по образцу в учебнике, вы будете самостоятельно выполнять деталирование своих сборочных чертежей. За урок вы должны сделать не менее одного эскиза любой детали из вашего сборочного чертежа, но я не советовал – бы вам начинать со сложных деталей. Особое внимание при изучении сегодняшнего материала уделите нахождению пропорционального размера.

Прежде чем приступить к уроку я хотел – бы посмотреть выполнение домашнего задания, пока я буду смотреть наличие работ, запишите тему урока.

Запись темы в рабочую тетрадь.

Анализ выполнения дом работы (Сколько не справились с работой, указать на типичные ошибки, узнать о затруднениях)

Новый материал

«Так какая цель сегодняшнего урока?. Чему вы должны сегодня научиться? Зачем это тебе (…….) необходимо?».

(Спросить двух – трёх уч – ся).

Понятие о деталировании

Что такое «Деталирование»? Как вы думаете для чего оно необходимо?

Изделия, состоящие из нескольких деталей, собирают по сборочным чертежам. Но сначала изготавливают детали, а для этого требуется обеспечить производство их чертежами.

Процесс составления чертежей деталей по чертежам изделий, состоящих из нескольких деталей, называют деталированием.


Суть процесса деталирования будет ясна из сопоставления рисунков 250 и 251. Упор, чертеж и наглядное изображение кото­рого приведены на рисунке 250, мысленно расчленен на отдель­ные детали (рис. 251, а). На рисунке 251, б даны чертежи двух деталей. Как правило, они содержат различные указания, в том числе связанные с технологией изготовления детали. Здесь эти обозначения не приведены. Их изучают на занятиях практикума по машиностроительному черчению.

Чтобы облегчить работу, рекомендуем придерживаться сле­дующего порядка деталирования:

1. Прочитать чертеж изделия в последовательности, приве­денной в § 35, обратив особое внимание на форму деталей, их назначение и взаимодействие.

2. Мысленно разобрать изделие на отдельные детали.

3. Выделить стандартизованные детали, на которые не

состав­ляют чертежи.

4. Определить число изображений, необходимых при вычер­чивании каждой детали. Нельзя при этом копировать его с чер­тежа, подлежащего деталированию. Винт (дет. 3), например, на рисунке 250 представлен тремя видами. На чертеже этой детали достаточно одного вида. И наоборот, стойка на рисунке 232 в учебнике показана тремя видами и сечением, хотя чертеж этой детали дол­жен содержать не меньше пяти изображений.

5. Найти сопрягаемые поверхности деталей, т. е. поверхности, взаимодействующие с поверхностями других деталей. К таким относятся, например, поверхности штифта и отверстия для него (рис. 246 в учебнике).

Для сопрягаемых поверхностей надо согласовать размеры. Это значит, что одинаковыми по величине должны быть, например, наружные диаметры втулки и отверстия, куда она запрессовы­вается ( смотри рисунок 248 в учебнике.).

При деталировании, особенно при нанесении размеров, надо пользоваться справочниками. Так, размеры пазов для шпонок должны быть выбраны и нанесены в соответствии с рекоменда­циями, данными в разделе 33.1 учебника; размеры резьбовых изделий — в соответствии с рекомендациями, данными в разделах 31.3 и 32.2. Наконец, справочником целесообразно воспользоваться, когда что-либо забыто или встретилось впервые. Например, в специфи­кации сборочного чертежа встретилось обозначение: «Шплинт 1,5 X 15 ГОСТ 397—79». Вы не знаете, какую форму имеет деталь и что означают цифры в этой записи. Из справочника узнаем, что деталь имеет форму, показанную на рисунке 252 в учебнике. Обозначение надо понимать так: шплинт для отверстий диаметра d= 1,5 мм, длина шплинта 15 мм.

Использование справочников при чтении и составлении черте­жей, в том числе и во время контрольных работ, разгружает память, позволяет получить больше новых сведений, ускоряет выполнение работы.

Выполняя деталирование, надо каждую деталь вычерчивать на отдельном листе, формат которого зависит от выбранного масштаба. Большую часть данных для основной надписи берут из спецификации сборочного чертежа.

Рассмотрим пример деталирования. На рисун­ке 253 в учебнике ( вывесить увеличенное изображение кривошипа и его сборочный чертёж (прилагается)) дано наглядное изображение кривошипа. На рисунке 254 приведен его чертеж. Кривошип передает движение от шатуна к валу, превращая поступательное движение поршня во вращательное движение вала (см. схему на рис. 255 в учебнике и увеличенное изображение). Он представляет собой эксцентрично расположенный палец (дет. 2), соединенный посредством плеча (дет. 1) с валом (дет. 3), которому сообщает вращательное движение. С пальцем кривошипа шарнирно соединяется шатун, иду­щий от поршня.

Прочитав чертеж (рис. 254), устанавливаем по спецификации, что на нем изображен кривошип. Даны главный вид и разрез. Глав­ный вид содержит местный разрез. Изображение детали 3 также содер­жит местный разрез.

Деталь 6 — болт имеет головку в виде шестиугольной призмы. Основные размеры болта: резьба М6, длина стержня 25 мм. Это мы узнаем из спецификации. Зная номер стандарта, можно определить «размер под ключ» (он равен 10 мм), высоту головки (4 мм) и другие размеры.

Деталь 5— гайка с резьбой М6 имеет форму шестиугольной призмы.

Деталь 2 называется «палец». Он состоит из трех цилиндров и усеченного конуса. Конический конец детали 2 расклепан, что обеспечивает неподвижность соединения с деталью 1.

Шпонка (дет. 4} призматическая. Высота и ширина шпонки по 6 мм, длина 14 мм. Это мы также узнаем из спецификации.

В детали «плечо» четыре отверстия: одно коническое, второе цилиндрическое под вал Ø21 мм и два также цилиндрических под болт Мб. Болт и гайка служат для стягивания лапок плеча, которое зажимает вал. Детали 1 и 3 соединяются призматиче­ской шпонкой.

Размеры Ø 16 и 24 являются присоединительными, размер 160 габаритный.

На детали 4, 5, и 6 составлять чертежи не надо, так как они стандартизованы.

Таким образом, чертеж прочитан. Изделие мысленно разобрано на отдельные детали. Выделены те из них, на которые нужно составить чертежи, определив необходимое количество изображений, положение для главного вида, отметив сопрягаемые по­верхности и выбрав масштаб.

На рисунке 256 дан чертеж детали 2— пальца. На чертеже, где он представлен в соединении с другими деталями, палец показан на двух изображениях, а здесь на одном, так как форма его полностью выявляется одним видом.

На рисунке 257 дан чертеж плеча. Размеры, которых не было на рисунке 254, определены с помощью углового масштаба (пропорционального). Как находить недостающие размеры я вам объясню чуть позже.

Размеры шпоночного паза — 6 и 2,8 мм — взяты из справочной таблицы (см. § 33 в учебнике).

Размеры сопрягаемых поверхностей (для Ø16 и Ø21) взаимно согласованы. 1.

Вопросы для проверки усвоения материала.

1.Что называется деталированием?

2. Для чего выполняют деталирование?

3. В чем заключается процесс деталирования?

4. Перечислите этапы деталирования.

5. Можно ли, составляя чертежи деталей, копировать с рас­сматриваемого чертежа количество видов, положение для главного вида? Обоснуйте свой ответ.

6. Что значит согласовать размеры?


А сейчас я вам объясню правила нахождения недостающих размеров при помощи пропорционального масштаба. И при помощи арифметических действий.

На примере одной из деталей ( по увеличенному рисунку из учебника) продемонстрировать нахождение недостающих размеров (построив эскиз нанести найденные размеры)

Узнать всем – ли понятен материал урока, если нет затруднений, разрешить приступить к своей работе. По сборочному чертежу, розданному ранее построить эскиз одной детали, нанести все размеры.


Заключительная часть

Подведение итога.

Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

Что вас не устраивало на этом уроке (темп, объём и т. п. )?

Какие цели ставились вами на урок?.

Добились ли вы поставленных целей?


Домашнее задание

Читать стр 203 - 210.

По выполненному в классе эскизу построить чертёж детали ,оформить его.

Для сильных учащихся дать задание оформить чертёж не школьной рамкой, а промышленной.

Приготовить формат А4 для графической работы.



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Разработка урока по черчению для 9 класса "Деталирование".

Автор: Маланчик Павел Иванович

Дата: 08.03.2016

Номер свидетельства: 303124


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства