Цель нашего урока — научиться выполнять простейшие шиповые соединения.
Какие столярные соединения вы знаете?
Что объединяет все эти предметы: скамейка и полка, стол и стулья, оконная рама и дверное полотно?
Рассмотрите изделия, окружающие нас в учебной мастерской: столы, стулья, табуреты, шкафы, полки, оконные рамы.
Каким образом соединены между собой элементы конструкций данных изделий?
В каких случаях применяются соединения деталей из древесины на гвоздях и шурупах, клеевые соединения?
Приведите примеры применения этих соединений.
Сделайте сравнительный анализ соединений на гвоздях, шурупах, клеевых и шиповых соединений, выделите их преимущества и недостатки.
Из каких основных элементов состоит любое шиповое соединение?
1. шип
2. проушина
3. гнездо
Какую форму могут
иметь шипы?
Чем отличается гнездо от проушины?
Найти соответствие
2. сквозной одинарный прямой шип
3. соединение на ус со сквозным шипом
1. ящичная угловая вязка
Выбор числа шипов на заготовке зависит :
а ) от ширины соединяемых деталей;
б) от толщины соединяемых деталей;
в) от назначения изделия.
Найдите соответствие между количеством шипов и шириной деталей
бруски шириной до 40 мм
бруски шириной 40…80мм
бруски свыше 80 мм
физкультминутка
6. Практическая работа
6.1 Вводный инструктаж.
Вы познакомились с шиповыми соединениями и технологией их изготовления. Сегодня мы приступаем к изготовлению рамки ящика для выдачи инструментов. При выполнении работы вы должны применить все свои знания и умения по технологии работы с древесиной. Ваша задача усложняется тем, что ящик содержит многократное шиповое соединение.
задание
Пользуясь техническим рисунком, прочитайте сборочный чертеж ящика для выдачи инструментов;
Получите заготовки на изготовление рамки с шиповыми соединениями;
Рассчитайте размер шипа и проушины;
Запилите шипы, запилите проушины;
Закрепите на верстаке с подкладной доской заготовки с запиленными проушинами и произведите долбление;
Проконтролируйте качество работы с помощью измерительной линейки;
Подгоните стамеской или напильником шипы и проушины до их плотного соединения;
Техника безопасности при работе с режущими инструментами
Необходимо надежно закреплять заготовку на верстаке;
Работать следует только исправным и хорошо заточенным инструментом;
Не следует подрезать шипы и проушины стамеской и напильником, держа детали на коленях или в руке, а делать это нужно на верстаке в закрепленном положении;
Нельзя резать древесину стамеской в направлении руки, поддерживающей деталь, нужно двигать стамеску лезвием от себя;
Следует ударять киянкой точно вдоль оси долота;
Переносить долото (стамеску) можно только лезвием вниз;
По окончании работы долото (стамеску) нужно класть лезвием от себя. Нужно проследить, чтобы лезвия не выступали за край крышки верстака
Технологии изготовления шипового соединения.
1. Проверить ширину заготовок и правильность углов.
2. Разметить длину шипа.
3.Разметитьглуби-
ну проушины.
4.Разметка толщины шипа.
5. Разметка ширины проушины
6. Запиливание шипа .
7. Отпиливание щечек у шипа.
8. Запиливание
проушины.
9. Выдалбливание проушины.
10. Подгонка шипов и проушин.
Неточности и ошибки при изготовлении шиповых соединений
а. Утолщение шипа
б. Зауженный шип
в. Смещённый шип
г. Перекошенный шип по ширине
д. Перекошенный шип по длине
1-2. Подрезка, подклинка шипа
Многократные шиповые соединения
6.2Самостоятельная работа учащихся
Изготовление рамки ящика для выдачи инструмента
6.3Заключительный инструктаж
6.4 Уборка рабочих мест и мастерской
7. Подведение итогов урока
Учитель сообщает о достижении целей урока;
Оценивает результаты коллективного и
индивидуального труда учащихся на уроке;
Выставляет отметки в классный журнал и в
дневники учащихся .
На следующем уроке мы продолжим работу над изготовлением ящика: изготовим дно ящика и произведем его сборку.
7.2 Рефлексия
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Чему вы научилась на уроке?
Где вам пригодятся знания и умения полученные на уроке?
Понравился ли вам урок?
Что вам понравилось больше всего?
Что не понравилось?
7.3 Задание на дом:
1.Прочитать параграф 8 в учебнике ;
2.Рассмотреть различные идеи и выполнить эскизы изделий с применением шиповых соединений.
литература
Технология : учебник для учащихся 6-класса общеобразовательной школы / В.Г. Чукалин. Кокшетау : «Келешек-2030».
Учебник для 9 кл. общебразовательной школы / Е.В. Ермилов, Н.М. Адамкулов, И.А. Товченик. Алматы: Издательство « Мектеп», 2009