Просмотр содержимого документа
«Презентация. Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Подчинительная связь между частями сложноподчинённогопредложения.(ознакомление).»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26 с.Краснокумского» »
Урок русского языка в 5 классе на тему
« «Подчинительная связь между частями сложного предложения. Сложноподчинённые предложения «(ознакомление)*
Подготовила: учитель русского языка и литературы
Бабинец Ирина Игорьевна.
.
Цель урока:
формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Подчинительная связь между частями сложного предложения. Сложноподчинённые предложения » (ознакомление)*
организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:
Личностные:
установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических и пунктуационных средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
Предметные
представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;
понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Задачи.
Обучающие:
развить умение формулировать определение понятий;
развить умение находить сложные предложения в тексте;
формировать умение использовать сложные предложения в речи;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.
Развивающие:
развитие критического мышления обучающихся;
развитие внимания обучающихся ;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения групповой и парной работы.
Воспитательные:
содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, воспитание заботливого, доброго, толерантного отношения к окружающим;
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Формы работы учащихся
индивидуальная,
парная.
Необходимое техническое оборудование
ПК;
мультимедийный проектор.
Структура и ход урока.
№
1
Этап урока
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.
Деятельность учителя
Включение детей в деятельность.
Деятельность учеников
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!»
Включение в работу, самоопределение
Время
Формируемые УУД.
1 мин
УУД: личностные, коммуникативные,
регулятивные
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха
2
3
Языковая разминка
Постановка основного вопроса урока.
Учитель предлагает записать под диктовку слова в два столбика и подумать, почему слова разделены на два столбика?
Материал для наблюдений
Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками.
Целеполагание и мотивирование.
восстаниегалерея
Аудирование.
с помощью презентации, чтобы ученики заранее не прочитали название – сложноподчинённые предложения .
5 мин
5 мин
Учащиеся ставят цели урока:
кристаллрасчёт
Познавательные УУД
– В чём сходство и отличие предложений?
профессиярасцвет
Научиться опознавать СПП,
Познавательные УУД: применение методов информационного поиска
Осуществлять сравнение и классификацию, выделяя их основания и критерии.
Уметь отличать СПП от ССП.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
– Как называется связь, обозначенная стрелками?
пессимизмталант
Регулятивные УУД: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия
– Какой вопрос можно задать от главного слова?
Формулируют тему урока
Коммуникативные УУД
пассивныйэкзамен
« Сложноподчинённые предложения.»
Соблюдать в учебных и внеучебных ситуациях требования литературных норм.
террасакилометр
– Чем выражена зависимая часть? (В 1м случае словом, во 2м – целым предложением.)
Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
– Вспомните предыдущие темы и сформулируйте основной вопрос урока. (Как называется сложное предложение, части которого соединены подчинительной связью?)
одновременноюный
– Подумайте, как их можно назвать. (Ответы.) Откройте учебник и сравните с формулировкой в учебнике.
Запись темы урока: Сложноподчинённые предложения.
4
5
Ввод нового материала.
1. Наблюдение над характером связи частей сложноподчинённого предложения.
Развитие учебноязыковых и правописных умений.
Отвечая на вопросы, ученики приводят примеры из текста и делают вывод об особенностях сложноподчинённых предложений.
.
Упр. 308 – выполняется по заданию к упражнению.
Учитель предлагает выполнить задание, опираясь на графические приметы заимствованных слов.
.
Ученики находят в предложениях заимствованные слова.
10 мин.
3 мин.
Регулятивные УУД
2. Чтение текста в рамке учебника ( упр. 309 ).
– Встречались ли с такими предложениями в начальной школе? (Нет, такие предложения не рассматривали.)
– Объясните, почему эти предложения получили такое название.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Цель: формирование способности и умения учащихся производить логические действия (анализ, сравнение).
Познавательные УУД
– Как соединяются части сложноподчинённого предложения? (Специальными словами что, чтобы… и интонацией.)
1. Извлекать информацию, представленную в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого, свёртывать информацию до ключевых слов.
3. Соотносить информацию, представленную в разных формах
– Есть ли чтото новое в схемах? (Да, части обозначаются поразному: зависимая (придаточная часть обозначается круглыми скобками, слова (союзы) находятся внутри этой части, а не между частями сложного предложения, ставится стрелка, указывающая на подчинительную связь.)
Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу
6
Развитие учебноязыковых и правописных умений.
Упр. 310 – развивается умение находить главную и придаточную часть в сложноподчинённом предложении, составлять схемы сложноподчинённых предложений.
Упр. 311 (выборочное осложнённое списывание) – развивается умение различать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
Учитель предлагает задание. Разделите слова на группы в зависимости от их происхождения. (Слова записаны на доске.)
Выполняется устно с комментированием, схемы ученики составляют на доске.
Упр. 312 – развивается умение конструировать сложноподчинённые предложения из частей – простых предложений с опорой на заданные средства связи, пунктуационно их оформлять и составлять схемы предложений.
Ученики работают индивидуально, используя таблицу «Приметы слов-иностранцев».
Цель: развивать стремление к речевому самосовершенствованию;
Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.
пополнять объем словарного запаса и усвоенных грамматических и пунктуационных средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
9
10
Оценивание.
Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает наиболее активных учащихся.
Домашнее задание.
Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам, самооценка
Учитель предлагает на выбор:
1) Упр. 313 , подготовить рассказ по опорной схеме, подобрать примеры предложений каждой группы.
Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем
3 мин.
2. ТСР, самостоятельная работа № 9, задание 3.
Коммуникативные, регулятивные УУД.
3 мин.
Познавательные, регулятивные УУД
Цель: фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.