№ п/п | Тема урока | Основное содержание | Виды деятельности учащихся | Дата |
Раздел 1. Технология изготовления изделий из древесных и поделочных материалов с использованием деталей призматической и цилиндрической формы. 24 часа. |
1. | Вводный инструктаж. Первичный инструктаж по технике безопасности и охране труда. Рациональное оборудование рабочего места. Виды пиломатериалов. Механические свойства древесины. | Правила безопасной работы в школьных мастерских. Рациональное оборудование рабочего места. Технологические пороки древесины. Выбор пиломатериалов и заготовок с учетом пороков древесины. | Знать правила поведения и техники безопасности. Уметь организовать рабочее место. Определять виды пиломатериалов и механические свойства древесины. Распознавать пороки древесины. Уметь выбирать древесину для работы. | |
2. | Профессии, связанные с обработкой древесины. Профессиограмма. | Профессии, связанные с обработкой древесины и древесных материалов. | Знать классификацию профессий по предметам, целям, орудиям и условиям труда. Понимать влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека. Уметь бережно относиться к природным богатствам. | |
3. | Чертеж детали цилиндрической формы. | Способы изготовления деталей различных геометрических форм. | Уметь графически изображать детали призматической и цилиндрической форм. Знать конструктивные элементы деталей и их графическое изображение. Читать чертежи деталей призматической и цилиндрической форм. | |
4. | Сборочный чертеж изделия. | Практическая работа. | |
5. | Изготовление деталей цилиндрической формы ручными инструментами. | Устройство и назначение ручных инструментов и приспособлений для изготовления деталей призматической формы. | Знать устройство и назначение инструментов для изготовления деталей призматической формы. Знать правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами. Уметь пользоваться рейсмусом, стуслом, строгальными инструментами (рубанок, шерхебель), стамеской. Знать и уметь пользоваться инструментами и крепежными изделиями для сборочных работ. | |
6. | Изготовление деталей цилиндрической формы ручными инструментами. | Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами. Практическая работа. | |
7. | Сверлильный станок. | Сверлильный станок: устройство, назначение, приемы работы. | Знать предназначение и устройство сверлильного станка. Освоить простейшие приемы работы на сверлильном станке. | |
8. | Выполнение работ с использованием сверлильного станка. | Практическая работа. Основные технологические операции и особенности их выполнения. | |
9. | Устройство токарного станка для точения древесины. | Организация рабочего места токаря. Ручные инструменты и приспособления для изготовления деталей цилиндрической формы на токарном станке. | Знать устройство токарного станка, его кинематическую схему, виды операций. Уметь организовать рабочее место при работе на токарном станке. Подготавливать заготовки к обработке на токарном станке. | |
|
10. | Подготовка заготовок к обработке на токарном станке. | Практическая работа. |
11.-12. | Точение деталей цилиндрической формы на токарном станке. | Техника безопасной работы на токарном станке. Практическая работа. Разметка и изготовление уступов, соединение деталей «вполдерева», подгонка деталей. | Знать и соблюдать принципы безопасной работы на токарном станке. Знать способы точения. Уметь безопасно выполнять операции точения. Выполнять разметку и изготовление уступов, соединение деталей «вполдерева», подгонку деталей. | |
13. | Соединение деталей шипами, шкантами, нагелями. | Практическая работа. Соединение деталей шипами, шкантами и нагелями. | Уметь безопасно выполнять операции точения. Уметь соединять детали шипами, шкантами, нагелями. |
|
14. | Склеивание деталей. | Технологические особенности склеивания. Практическая работа. | Знать правила безопасности при склеивании. Овладеть способами склеивания деталей из древесных материалов. | |
15. | Технологические особенности сборки и отделки изделий из древесины. | Маркировка деталей перед сборкой. Шлифование изделий. Виды лаков. Практическая работа. Окрасочные работы. | Знать технологические особенности сборки и отделки изделий из древесины. Знать правила безопасности при окрасочных работах. Выполнять сборку и отделку изделий из древесины. | |
16. | Декоративно-прикладная обработка древесины. Выполнение контурной резьбы. Декоративно-прикладная обработка древесины. | Народные промыслы России. Резьба по дереву. Контурная резьба. Двугранные выемки. Работа с использованием ножа-косяка. Техника безопасной работы при контурной резьбе. | Иметь представление о народных промыслах России. Иметь представление о приемах плосковыемчатой, рельефной, прорезной, скульптурной, домовой контурной резьбы. Знать технику безопасной работы при выполнении контурной резьбы. Усвоить понятия: резьба по дереву, нож-косяк, контурная резьба, фон, двугранные выемки, контур рисунка. Освоить простейшие приемы контурной резьбы по дереву. | |
17.-18. | Декоративно-прикладная обработка древесины. Выполнение контурной резьбы. Декоративно-прикладная обработка древесины. | Практическая работа. | Знать технику безопасной работы при выполнении контурной резьбы. Освоить простейшие приемы контурной резьбы по дереву. | |
19.-20. | Роспись по дереву. | Роспись, подготовка поверхности древесины к росписи (шпатлевание, грунтование), выбор красок и кистей, подбор рисунка, организация работы по росписи. Практическая работа. | Освоить этапы технологии росписи. Научиться подготавливать поверхность древесины к росписи, выбирать краски и кисти, подбирать рисунок. Выполнять роспись изделия. Научиться просушивать и лакировать расписанного изделия. | |
21.-22. | Выпиливание ручным лобзиком по внутреннему контуру. | Правила безопасности при выпиливании. Изделия, имеющие внутренний контур. Выпиливание по внутреннему контуру. Обработка внутренних поверхностей. Практическая работа. | Знать правила безопасной работы при выпиливании. Освоить порядок подготовки заготовки для выпиливания внутренних контуров. Иметь представление об отличиях приемов выпиливания по наружному и внутреннему контуру. Научиться выпиливать изделие по внутреннему контуру. | |
23.-24. | Выпиливание ручным лобзиком по внутреннему контуру. Пути экономии древесины. | Правила безопасности при выпиливании. Выпиливание по внутреннему контуру. Обработка внутренних поверхностей. Практическая работа. | Знать правила безопасной работы при выпиливании. Освоить порядок подготовки заготовки для выпиливания внутренних контуров. Иметь представление об отличиях приемов выпиливания по наружному и внутреннему контуру. Научиться выпиливать изделие по внутреннему контуру. Получить представления о способах экономии древесины. | |
Раздел 2. Технология изготовления изделий из сортового проката и искусственных материалов. 22 часа. |
25. | Первичный инструктаж по технике безопасности и охране труда. Черные и цветные металлы. | Техника безопасной работы при изготовлении изделий из металла. Металлы и сплавы. Основные технологические свойства металлов и сплавов. | Усвоить понятия: сплав, конструкционная сталь, инструментальная сталь, легированная сталь, добавки, цветные сплавы, латунь, бронза, дюралюминий, примеси. Понимать влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека. Иметь представление о профессиях. Связанных с обработкой металлов. | |
26. | Механические свойства металлов и их сплавов. | Практическая работа. Ознакомление с основными механическими свойствами и способами испытания металлов и сплавов. | Знать основные свойства металлов. Уметь распознавать металлы и сплавы по их внешнему признаку. Усвоить понятия: механические свойства, твердость, прочность, пластичность, вязкость, упругость. | |
27. | Сортовой прокат. Виды сортового проката. Способы его получения. | Прокат и прокатка. Профиль проката. Сортамент: сортовой прокат, листовой прокат, трубный прокат, специальный прокат. Получение полуфабрикатов. | Усвоить понятия: прокат и прокатка, профиль проката, сортамент (сортовой прокат, листовой прокат, трубный прокат, специальный прокат), получение полуфабрикатов. штангенциркуль, нониус. Знать устройство, назначение, правила пользования штангенциркулем. Выполнять измерение и разметку деталей с помощью штангенциркуля. |
|
28. | Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля. | Практическая работа. Измерение и разметка деталей штангенциркулем. | |
29. | Чертеж детали из сортового проката. Сборочный чертеж. Учебная технологическая карта. | Представления о геометрической форме детали и способах ее получения. Графическое изображение объемных деталей. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение. Основные сведения о видах проекций деталей на чертежах. Правила чтения чертежей деталей и изделий. | Иметь представление о геометрической форме детали и способах ее получения, о графическом изображении объемных деталей, о конструктивных элементах деталей и их графическом изображении. Усвоить основные сведения о видах проекций деталей на чертежах. Читать и разрабатывать технологические карты. |
|
30. | Чертеж детали из сортового проката. Сборочный чертеж. Учебная технологическая карта. | Практическая работа. Чтение и разработка технологической карты. | |
31. | Резание сортового проката слесарной ножовкой. | Слесарная ножовка, рамка, ножовочное полотно, хвостовик, механическая ножовка. | Усвоить понятия: слесарная ножовка, рамка, ножовочное полотно, хвостовик, механическая ножовка. |
|
32. | Резание металла слесарной ножовкой. | Практическая работа. Резание заготовок слесарной ножовкой. | Знать правила безопасной работы. Уметь готовить слесарную ножовку к безопасной работе, выполнять безопасно приемы труда. Овладеть приемами резания сортового проката слесарной ножовкой. | |
33. 34. | Опиливание заготовок из сортового проката. Ознакомление с видами напильников. | Опиливание. Виды опиливания. Напильник, насечка, рашпиль, драчевый напильник, личной напильник, бархатный напильник, надфиль. Практическая работа. Ознакомление с видами напильников. | Усвоить понятия: опиливание, насечка. Знать виды опиливания и инструменты для безопасного опиливания металла. Уметь пользоваться напильниками. | |
35. | Приемы опиливания сортового проката. | Общие правила опиливания. Особенности опиливания плоских поверхностей. Правила безопасности при опиливании заготовок из металла. | Знать общие правила опиливания, особенности опиливания плоских поверхностей. Усвоить правила безопасности при опиливании заготовок из металла. Уметь выполнять операцию по опиливанию деталей. |
|
36. | Приемы опиливания сортового проката. | Практическая работа. Опиливание заготовки из металла. | |
37. | Сверление заготовок из сортового проката и других металлов. | Призма, сверлильный патрон, переходные втулки, кондуктор, рассверливание отверстия, машинные тиски, зенкование, зенковка. | Усвоить предназначение сверла. Знать из каких основных частей состоит спиральное сверло. Знать и определять виды сверл. Знать правила размещения заготовки в тисках. Понимать, что такое рассверливание и зенкование. Соблюдать правила безопасности при сверлении. Уметь сверлить глухое отверстие в металлической заготовке. | |
38. | Сверление заготовок из сортового проката и других металлов. | Практическая работа. Сверление глухого отверстия в металлической заготовке. |
|
39. | Виды заклепочных соединений и способы их выполнения. | Назначение инструментов и приспособлений для изготовления заклепочных соединений. Виды заклепок. Технология соединения деталей на заклепках. | Знать назначение инструментов и приспособлений для изготовления заклепочных соединений. Разбираться в видах заклепок. Понимать, где применяют соединения на заклепках, что называют заклепочным швом. Знать способы клепки. Уметь безопасно выполнять клепку. | |
40. | Соединение деталей в изделии на заклепках. | Практическая работа. Выполнение заклепочного соединения. | |
41. | Пластмасса как разновидность композиционного материала. Первичный инструктаж по технике безопасной работы с композиционными материалами | Техника безопасной работы с композиционными материалами. Пластмасса. Композит. Искусственная смола. Наполнители. Добавки. | Знать, из каких материалов состоит пластмасса, и какую роль компоненты играют в пластическом материале. Понимать, почему пластмасса является композиционным материалом. Иметь представление о видах композиционных материалов. Знать основы безопасной работы с композиционными материалами. | |
42. | Виды пластических материалов. Свойства пластмасс. | Термопласты. Реактопласты. Виды, признаки и свойства пластмасс. | Усвоить признаки, виды и свойства пластмасс. Иметь представление о полезности свойств пластмасс и их использовании. | |
43. | Применение пластмасс и технологии их обработки. | Применение пластмасс в качестве конструкционного материала в различных отраслях экономики. | Иметь представление о строительно-отделочном использовании пластмасс. Знать проблемы последствий использования пластмасс и пластмассовых полуфабрикатов. |
|
44. | Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. | Практическая работа. | Научиться изготавливать изделия декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. Варианты объектов труда: садово-огородный инструмент, подсвечники, элементы декоративного оформления интерьера, предметы бытового назначения. | |
45. | Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. | Практическая работа. | | |
|
46. | Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. | Практическая работа. | |
Раздел 3. Электротехнические устройства. 4 часа. |
47. | Первичный инструктаж по технике безопасности и при работе с электротехническими устройствами. Электромагнит как электротехническое устройство. | Техника безопасной работы с электротехническими устройствами. Электромагнит. Стержень-сердечник, Обмотка. Электрозвонок. Электродвигатель. Реле. | Усвоить правила организации рабочего места при выполнении электротехнических работ. Иметь представление о бытовых электротехнических устройствах, об использовании электромагнитов в производстве. Усвоить понятия: электромагнит, стержень-сердечник, обмотка, электрозвонок, электродвигатель, реле. Знать условные обозначения элементов электротехнических устройств на принципиальных схемах. Знать правила и порядок выполнения соединений элементов электрической цепи. Знать принцип действия и устройство электромагнитного реле. Выполнять сборку электрической цепи с электромагнитом. |
|
48. | Сборка электрической цепи с электромагнитом. | Практическая работа. Выполнение соединений элементов электрической цепи. | |
49. | Применение электромагнитов в электротехнических устройствах. | Правила безопасности при производстве электротехнических работ. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических устройств. Модель электромагнита. | Знать правила безопасности при производстве электротехнических работ, основные профессии рабочих при электромонтажных работах. Уметь изготавливать модель электромагнита, проверять ее в действии. | |
50. | Изготовление модели электромагнита. | Практическая работа. Моделирование электротехнических устройств. | |
Раздел 4. Элементы техники. 4 часа. |
51. | Понятие о рабочей машине. | Характер работы, качество, производительность. Технологические машины и их рабочие органы. Транспортные машины и их рабочие органы. | Иметь представление об основных частях любой машины, об отличительных признаках рабочих машин. Знать виды технологических машин в зависимости от способа их применения. |
|
52. | Принципы резания в технике. Принципы вращения в технике. | Клин. Давление. Изобретательская задача. Ротация. Ротационные устройства. Гончарный круг. Токарный станок. | Усвоить принципы резания в технике. Усвоить принципы вращения в технике. | |
53. | История появления наземных транспортных, водных и воздушных транспортных машин. | Наземный, водный и воздушный транспорт. История их появления. Транспортирующие машины и их использование. | Знать технические устройства – транспортные машины. Усвоить историю появления и предназначение транспортных машин. | |
54. | Транспортирующие машины. Современное развитие транспортных средств. | Транспортирующие машины. Грузоподъемные машины. Простейшие виды подъемных приспособлений. Развитие транспортных средств в современной жизни. Проблемы увеличения скорости перемещения транспортных средств, их безопасности, экологичности и экономичности. | Иметь представление об областях применения транспортирующих машин и особенностях машин непрерывного действия. Знать направления развития современных транспортных средств. | |
Раздел 5. Проектные работы. 14 часов. |
55. | Основные требования к проектированию. Подготовительный этап. | Правила выбора темы проекта, обоснование темы, историческая и техническая справки, оформление списка литературы, формулировка идеи проекта. | Знать требования к проектированию изделия, основные этапы проектирования. Уметь анализировать свойства объекта. Уметь составлять историческую и техническую справки. | |
56. | Выбор темы проекта. Подборка справочных данных. | Практическая работа. Алгоритм решения проектной задачи. | |
57. | Конструкторский этап проекта. | Требования к конструкции изделия, решение конструкторских задач, выбор рациональной конструкции и материала изделия. | Знать критерии, которым должен соответствовать проект, требования к изделию: надежность, экономичность, простота, безопасность, удобство. Иметь представление о технической эстетике проектного изделия, его композиционных составляющих. | |
58. | Разработка конструкторской документации. | Практическая работа. Графическое моделирование будущего проекта. | |
59. | Технологический этап проекта. | Выбор инструментов и технологии изготовления, технологическая документация. | Уметь выполнять технологическое планирование работы. | |
60. | Изготовление изделия. Повторный инструктаж. | Организация рабочего места. Выполнение технологических операций. Культура труда. | Знать последовательность работы над проектом. Выполнять технологические операции при создании проектной работы. |
|
61. | Изготовление изделия. | Организация рабочего места. Выполнение технологических операций. Культура труда. | Знать последовательность работы над проектом. Выполнять технологические операции при создании проектной работы. | |
62. | Изготовление изделия. | Организация рабочего места. Выполнение технологических операций. Культура труда. | Знать последовательность работы над проектом. Выполнять технологические операции при создании проектной работы. | |
63. | Изготовление изделия. | Организация рабочего места. Выполнение технологических операций. Культура труда. | Знать последовательность работы над проектом. Выполнять технологические операции при создании проектной работы. | |
64. | Изготовление изделия. | Организация рабочего места. Выполнение технологических операций. Культура труда. | Знать последовательность работы над проектом. Выполнять технологические операции при создании проектной работы. | |
65. | Изготовление изделия. | Организация рабочего места. Выполнение технологических операций. Культура труда. | Знать последовательность работы над проектом. Выполнять технологические операции при создании проектной работы. | |
66. | Изготовление изделия. | Организация рабочего места. Выполнение технологических операций. Культура труда. | Знать последовательность работы над проектом. Выполнять технологические операции при создании проектной работы. | |
67. | Заключительный этап. Защита проекта. Оценка проектирования. | Экономическое и экологическое обоснование. Рекламное объявление. Выводы по итогам работы. Отчет по проекту. Защита работы. | Знать существенные признаки нового технического решения, основные требования защиты проектного задания. Уметь презентовать и оценивать проектное изделие. |
|
68. | Заключительный этап. Защита проекта. Оценка проектирования. | Экономическое и экологическое обоснование. Рекламное объявление. Выводы по итогам работы. Отчет по проекту. Защита работы. | Знать существенные признаки нового технического решения, основные требования защиты проектного задания. Уметь презентовать и оценивать проектное изделие. | |