kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету «Технология (ручной труд)» для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Технология (ручной труд)»  для детей с умеренным развитием 3 класс. Программа рассчитана на 1 час в неделю. Составлена на основе авторской программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011 и  регионального базисного учебного плана общего образования учащихся с умственной отсталостью VIII вида  в Каратузском районе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Технология (ручной труд)» для 3 класса»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхнекужебарская средняя общеобразовательная школа им. В. П. Астафьева»





Утверждаю:

Директор школы Брезгина Н. Л.

«_____»________________2015 год






Рабочая программа

по предмету

«Технология (ручной труд)»

для 3 класса

на 2015 – 2016 учебный год

учителя начальных классов

Селиной Елены Владимировны

Составлена на основе

«Программы обучения глубоко

умственно отсталых  детей»


















Согласовано:

зам. директора по УВР

______________________________


«____»_____________2015 г.



с. Верхний Кужебар

2015 г.



Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Технология (ручной труд)» в 3 классе разработана на основании следующих документов:

- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03. 1997г. № 288, с изменениями 10.03.2009 г.);

- Санитарно-эпидемиологических правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.2821-10, от 29.12.10 №189)

- «Программы обучения глубоко умственно отсталых  детей», составленной  НИИ дефектологии АПН СССР в 1984 г.

- регионального базисного учебного плана общего образования учащихся с умственной отсталостью VIII вида  в Каратузском районе.

- «Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта», пособие для учителя, Маллер А.Р., Цикото Г.В. - М., 2001. и

- «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью», пособие для учителя, Маллер А.Р .Цикото Г.В.. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.


 Программа предназначена для Андреева Андрея учащегося 3 класса МБОУ «Верхнекужебарская СОШ им. В. П. Астафьева» VIII вида, рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

Трудовое обучение направлено на предметно-практическую деятельность, конструирование. Ручной труд.

Цель этих занятий -  используя различные многообразные виды деятельности    (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) коррегировать недостатки восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи   и связи с практической деятельностью.


Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразны, что определяется многооб­разием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах предметно-практической деятельности детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение  игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении.  

Учебную работу на уроках предметно-практической дея­тельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреп­лялся и  вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.


Достижение поставленной перед данным предметом цели осуществляется не путём изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности. Таким образом, обеспечивается максимально возможная динамичность. Гибкость, взаимосвязь получаемых ребёнком знаний. Умений, навыков, создание межпредметных, межфункциональных связей. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этом уроке, затем широко применяются на всех других уроках.


Содержание тем по технологии для 3 класса


Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектов, присущих глубоко умственно отсталым детям. Тяжёлые нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности Андрея, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений.


Предметные действия


Повторение и закрепление умений и навыков, приобретенных в 1 и 2 классах.

Выполнение подражательных движений для развития мелких мышц кисти и пальцев рук («Замочек», «Топор», Пальчики здороваются», «Шарик», «Щелчки»). Ввести выполнение этих упражнений двумя руками.

Формировать у детей умение действовать с предметами разного цвета, формы, величины по усложненному заданию.

Выбор недостающего предмета по заданию «Дай такой, какого у меня нет» из предметов определенного цвета, формы, величины (дается не больше 4-5 предметов).

Выбор предметов определенного цвета, формы, величины по представляемому образцу (с отсрочкой в 15-20 сек.).

Выбор по образцу и группировка (раскладывание) на скорость (соревнование между детьми – кто первый?).

Знать название цветов: красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый, оранжевый, коричневый. (Самостоятельного названия последних двух цветов не требуется).

Знать название форм: куб, шар, брусок, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Находить по названию и называть предметы следующих величин: большой, маленький, самый большой, самый маленький, больше, меньше, толстый, тонкий, длинный, короткий.


Дидактические игры


Продолжать проводить дидактические игры, которые давались в 1-2 классах, с усложнением задач и включаемого материала.

«Разложи в ряд» (чередование трех цветов, форм, величин).

«Картинное лото», включаются картинки, изображающие мебель, транспорт, птиц, цветы.

«Картинное цветовое лото», детям раздается не по одной цветной таблицы, а по две.

«Геометрическое лото», на картинках изображены не геометрические фигуры, а предметы четко выраженной формы, близко к геометрической (книга – прямоугольник, мяч – круг и т. д.).

«Куда подходит», размещение плоскостных вкладок на «Доске Сегена» (до 12 фигур на доске), с использованием соревнования между детьми на скорость и правильность выполнения задания.

«Почтовый ящик», также использовать соревнование и скорость выполнения.

Игры – загадки на соотнесение формы, цвета, величины.

«Поиск в окружающем», находить в обстановке класса спрятанный заранее предмет по словесной корректировке поиска «близко – далеко».

предметы с заданными признаками (определенного цвета, формы, величины) – по представляемому образцу.

«Что лишнее», исключение «лишней» картинки из 4-х картинок, изображающих предметы, входящие в хорошо изученные категории (игрушки, посуда, одежда, животные) – три предмета одной категории и один предмет из другой категории

«Чудесный мешочек», различать на ощупь в мешочке предметы разной величины и формы при выборе из 4-6 предметов, по словесному заданию, а также без словесного обозначения, по образцу, данному зрительно или на ощупь.

Собирание пирамид различных форм и величин, но с четко выделяемым принципом построения:

- пирамиды с кольцами, имеющими разный диаметр верхней и нижней поверхности кольца;

- пирамиды с расположением колец с начала по возрастающей величине, затем по убывающей;

- пирамиды из сдвоенных половин шаров, расположенных по убывающей величине.

К концу года дети должны научиться самостоятельно, собирать эти пирамиды, а также элементарно объяснять словами принцип их построения. («Внизу большой шар из двух половинок, одна половинка красная, другая зеленая, потом шар поменьше, тоже из двух половинок…, вверху самый маленький… и т. д.).

Элементарное конструирование


Складывание из счетных палочек (до 10-12 штук) фигур и узоров по образцу, картинке и по собственному замыслу: двухэтажный дом, грузовая машина, письменный стол с ящиками, все буквы алфавита и т. д.

Складывание разрезных картинок из 5-6 частей самых различных форм.

Заполнение вкладок в иллюстрациях к сказкам с вырезанными частями.

Складывание картинки из 4-х и 6-ти кубиков с картинками.

Выполнение построек и фигур из 5-6 объемных и плоскостных форм при зрительном диктанте по показу (без экрана) и по образцу (с экраном).

Постройки из детских наборов строительного материала по показу и по образцу (с экраном и без экрана) и по словесной инструкции:

стол на 4-х ножках (кубиках);

диван, кресло, этажерка;

дом одноэтажный;

дом с воротами, забором и дорожкой;

двухэтажный дом;

двухэтажный дом с воротами и дорожкой;

автомобиль;

поезд.

Использование при конструировании знаний и представлений детей о размерах, формах и цвете, о пространственных отношениях предметов: вверху – внизу, справа – слева, впереди – сзади, выше – ниже и др.

Выполнение знакомых построек без образца, по схематическим рисункам с обозначенными линиями составляющих деталей.


Работа с мозаикой


Повторение и закрепление умений и навыков работы с мозаикой, приобретенных в 1-м и 2-м классах.

Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух цветов через два элемента (красный – два синих – красный и т. д.);

выкладывание «чередующихся рядов» из деталей трех цветов (красный – зеленый – белый – красный – зеленый – белый и т. д.).

выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов по опорным точкам (треугольник, прямоугольник, шестиугольник – без названия).

Выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением цвета и пространственных отношений деталей мозаики:

дом с крышей и трубой;

букет;

елочка;

снежинка;

декоративный орнамент «Коврик» (из 10-12 элементов):

выкладывание свободного узора по замыслу детей.

Выкладывание хорошо знакомых сюжетов по представляемому образцу: выложенный учителем сюжет показывается, проводится совместная с детьми работа по его анализу, после чего образец убирается и дети самостоятельно производят его.

Выкладывание простых (из 10-12 элементов) сюжетов без образца, по рисунку.

Мозаика «Сказка»;

прочное соединение деталей;

составление длинных рядов из одноцветных и чередующихся по цвету деталей;

составление по показу объемных фигур (куб, параллелепипед);

составление свободного узора по замыслу детей.

Лепка


Повторение и закрепление умений и навыков, приобретенных в 1 и 2 классах.

Закрепить навыки: отщипывания пальцами кусочков пластилина и скатывания их в мелкие шарики (вишни, сливы, яички); защипывания краев формы кончиками пальцев (блюдце, миска, корзинка); вытягивания столбика из короткого толстого цилиндра (морковь, огурец).

Лепка более сложных форм из 2-5 частей (пирамида, снеговик, погремушка, рыбка, утенок, зайчик, матрешка, кувшин с ручкой).

Освоить приемы:

соединения деталей примазыванием (матрешка, цыпленок);

прищипывание, простейшее оттягивание небольших деталей (клюв).

Передавать форму простых знакомых предметов, достигая приблизительного сходства (овощи, фрукты, посуда).

Лепка их по представлению (без показа образца).

Использование при лепке всех приобретенных ранее навыков.

Лепка рельефов букв и цифр на подкладной доске по образцу.

Лепка с применением инструментов для резания материала, обработки деталей поделки.

Работа с бумагой

Закрепление навыков, полученных в 1-2 классах.

Умения и навыки работы с бумагой; сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны; сгибать бумагу до обозначенной линии; сгибать квадратный лист бумаги с угла на угол по диагонали. Разгибать и расправлять согнутую бумагу, разглаживать ее ладонью и пальцами. Разрывать бумагу по сгибу.

Изготовление изделий: «тетрадь» из 3-4 листов бумаги с обложкой, «наборная линейка» с загибом боковых сторон.

Знакомство с клеящим карандашом, его свойствами. Умение пользоваться им, соблюдая последовательность и аккуратность в работе. Наклеивание простейших форм на контур. Складывание и наклеивание фигур, состоящих из двух частей (дом с крышей, гриб и т. д.).

Выполнение изделий из бумаги с применением клеящего карандаша: изготовление елочных украшений, флажков из цветной бумаги: цепочки из двух разноцветных полос. Для более сильного состава детей, получивших дошкольную подготовку: знакомство с крахмальным клейстером и его свойствами; умение пользоваться клейстером; приемы работы с кистью. Наклеивание выше указанных форм и изготовление изделий с применением клея.

Экскурсия в картонажно-переплетную мастерскую школы, в книжный магазин канцелярских принадлежностей.


Работа с нитками и тканью


Сортировка и наматывание ниток на катушку, клубок, картон.

Плетение косичек из толстых цветных шнуров или мотков ниток.

Завязывание узелков на концах.

Завязывание бантом.

Экскурсия в школьную швейную мастерскую, ознакомление с работами старших учеников и оборудованием мастерской.




Календарно тематическое планирование


№ п./п.

Тема раздела

Темы уроков

Кол час

Дата по плану

Дата фактическая

I четверть

Работа с пластическими материалами

- пластилиновая мозаика

- объемная лепка

Работа с бумагой

- обрывная аппликация

- аппликация из готовых форм


Фрукты

1



1



Овощи

1



Грибы

1



Осеннее дерево

1



Посуда

1



Домашние животные

1



Любимая сказка

1



Я умею писать

1



II четверть

Работа с различными материалами (проволока, бисер)

Работа с пластическим материалом (глина)

- барельеф

- объемная лепка


Осень

1



На море

1



Цветы

1



Елочка

1



Барельеф

1



1



Кувшин

1



1



III четверть

Работа с нитками и тканью

- аппликация

- шитье

Работа с бумагой

- оригами

- аппликация


Колокольчик

1



1



Розовый слон

1



Птица

1



Прихватка

1



Подставка под горячее

1



1



Птица

1



Самолет

1



Коробочка

1



Сказка

1



IV четверть

Работа с нитками

- изонить

Работа с пластическими материалами

- пластилиновая мозаика

- барельеф

Круг

1



Цветок

1



Звездочка

1



Открытка другу

1



1



Храм на горе

1



В цирке

1



Итого: 35 часов


1





Требования к уровню подготовки ученика, обучающегося по дано программе.

1. Работа с пластилином.

Базовый уровень должен обеспечить учащихся знаниями :

-о свойствах пластических материалов, их возможностях;

- о правилах безопасной работы;

умениями:

- раскатывать пластилиновый материал в ладонях и на доске разнообразными движениями;

- отщипывать пальцами и скатывать мелкие шарики;

- сгибать столбики, вытягивать из коротких, толстых цилиндров;

- соединять детали примазыванием;

- прищипывание, простейшее вытягивание небольших деталей;

- передавать форму простых, знакомых предметов;

- делать лепку по образцу и по представлению;

- лепить с применением инструментов.


2. Работа с бумагой.

Базовый уровень должен обеспечить учащихся знаниями :

- о свойствах бумаги;

- о правилах безопасной работы с клеем, карандашами и прочими инструментами;

- знакомство с различными материалами и инструментами.

умениями:

- сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны; сгибать бумагу до обозначенной линии;

- разгибать и расправлять согнутую бумагу, разглаживать ее ладонями и пальцами; разрывать бумагу по сгибу;

- пользоваться ножницами;

- пользоваться линейкой для разметки или меркой;

- пользоваться клеем; (клеящие карандаши и кисть)

- наклеивать простейшие формы на контур;

- складывать и наклеивать фигуры, состоящие из двух частей;

- делать обрывную аппликацию по нарисованному контуру;

- изготавливать изделия с применением клея (елочные игрушки).


3. Работа с нитками и тканью.

Базовый уровень должен обеспечить учащихся знаниями :

- о правилах безопасной работы с инструментами (ножницы, крючок, иголка);

- о свойствах материалов (нитки, ткань, пуговицы и прочее).
умениями:

- сортировать по цвету и качеству нитки;

- плести косички, наматывать нитки на катушку, в клубок;

- завязывать узелки на концах, завязывать бантом;

- делать шов вперед иголкой, стебельчатый шов;

- пришивать пуговицы;

- изонитью делать круг, лепесток, линию.


Учебно – методическое обеспечение программы:


  1. Программы обучения глубоко умственно отсталых  детей, составленной  НИИ дефектологии АПН СССР в 1984 г.

  2. Пособие для учителя «Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта», Маллер А.Р., Цикото Г.В.. - М., 2001.

  3. Пособие для учителя «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью», Маллер А.Р .Цикото Г.В.. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.

  4. Белявский Б. В. Из опыта работы вспо­могательных школ Российской Федерации по трудовому обучению// Дефектология, №5, 1991.

  5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Кн. для учителя / Под ред. В. В. Воронковой. - М., 1994.

  6. Дульнев Г. М. Усвоение трудовых операций умственно отсталыми школьниками// Специаль­ная школа, вып. 4,

  7. Мирский С. Л. Инструктивные материалы для трудового обучения умственно отсталых детей и подростков. - М.: УВК. - № 000.


7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Рабочая программа по предмету «Технология (ручной труд)» для 3 класса

Автор: Селина Елена Владимировна

Дата: 04.12.2015

Номер свидетельства: 261738

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа Технология.Технический труд-7 класс"
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaiaproghrammatiekhnologhiiatiekhnichieskiitrud7klass"
    ["file_id"] => string(6) "268167"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450583760"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа Технология.Технический труд-8 класс"
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-tiekhnologhiia-tiekhnichieskii-trud-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "247662"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446612594"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Рабочая программа Технология.Индустриальные технологии-5 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-tiekhnologhiia-industrial-nyie-tiekhnologhii-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "247656"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446611692"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабочая программа по технологии для неделимых 6 - 8 класс. "
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-niedielimykh-6-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "243198"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445666047"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по технологии для 6  класса (базовый уровень, девочки). "
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-6-klassa-bazovyi-urovien-dievochki"
    ["file_id"] => string(6) "234633"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443472920"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства