Рабочая программа по предмету «Технология (ручной труд)» для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Технология (ручной труд)» для 3 класса
Рабочая программа по предмету «Технология (ручной труд)» для детей с умеренным развитием 3 класс. Программа рассчитана на 1 час в неделю. Составлена на основе авторской программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011 и регионального базисного учебного плана общего образования учащихся с умственной отсталостью VIII вида в Каратузском районе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Технология (ручной труд)» для 3 класса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнекужебарская средняя общеобразовательная школа им. В. П. Астафьева»
Утверждаю:
Директор школы Брезгина Н. Л.
«_____»________________2015 год
Рабочая программа
по предмету
«Технология (ручной труд)»
для 3 класса
на 2015 – 2016 учебный год
учителя начальных классов
Селиной Елены Владимировны
Составлена на основе
«Программы обучения глубоко
умственно отсталых детей»
Согласовано:
зам. директора по УВР
______________________________
«____»_____________2015 г.
с. Верхний Кужебар
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Технология (ручной труд)» в 3 классе разработана на основании следующих документов:
- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03. 1997г. № 288, с изменениями 10.03.2009 г.);
- Санитарно-эпидемиологических правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.2821-10, от 29.12.10 №189)
- «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей», составленной НИИ дефектологии АПН СССР в 1984 г.
- регионального базисного учебного плана общего образования учащихся с умственной отсталостью VIII вида в Каратузском районе.
- «Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта», пособие для учителя, Маллер А.Р., Цикото Г.В. - М., 2001. и
- «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью», пособие для учителя, Маллер А.Р .Цикото Г.В.. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.
Программа предназначена для Андреева Андрея учащегося 3 класса МБОУ «Верхнекужебарская СОШ им. В. П. Астафьева» VIII вида, рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Трудовое обучение направлено напредметно-практическую деятельность, конструирование. Ручной труд.
Цель этих занятий - используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) коррегировать недостатки восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.
Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах предметно-практической деятельности детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении.
Учебную работу на уроках предметно-практической деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
Достижение поставленной перед данным предметом цели осуществляется не путём изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности. Таким образом, обеспечивается максимально возможная динамичность. Гибкость, взаимосвязь получаемых ребёнком знаний. Умений, навыков, создание межпредметных, межфункциональных связей. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этом уроке, затем широко применяются на всех других уроках.
Содержание тем по технологии для 3 класса
Содержание обучения на уроках предметно-практической деятельности очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектов, присущих глубоко умственно отсталым детям. Тяжёлые нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности Андрея, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений.
Предметные действия
Повторение и закрепление умений и навыков, приобретенных в 1 и 2 классах.
Выполнение подражательных движений для развития мелких мышц кисти и пальцев рук («Замочек», «Топор», Пальчики здороваются», «Шарик», «Щелчки»). Ввести выполнение этих упражнений двумя руками.
Формировать у детей умение действовать с предметами разного цвета, формы, величины по усложненному заданию.
Выбор недостающего предмета по заданию «Дай такой, какого у меня нет» из предметов определенного цвета, формы, величины (дается не больше 4-5 предметов).
Выбор предметов определенного цвета, формы, величины по представляемому образцу (с отсрочкой в 15-20 сек.).
Выбор по образцу и группировка (раскладывание) на скорость (соревнование между детьми – кто первый?).
Знать название цветов: красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый, оранжевый, коричневый. (Самостоятельного названия последних двух цветов не требуется).
Знать название форм: куб, шар, брусок, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Находить по названию и называть предметы следующих величин: большой, маленький, самый большой, самый маленький, больше, меньше, толстый, тонкий, длинный, короткий.
Дидактические игры
Продолжать проводить дидактические игры, которые давались в 1-2 классах, с усложнением задач и включаемого материала.
«Разложи в ряд» (чередование трех цветов, форм, величин).
«Картинное цветовое лото», детям раздается не по одной цветной таблицы, а по две.
«Геометрическое лото», на картинках изображены не геометрические фигуры, а предметы четко выраженной формы, близко к геометрической (книга – прямоугольник, мяч – круг и т. д.).
«Куда подходит», размещение плоскостных вкладок на «Доске Сегена» (до 12 фигур на доске), с использованием соревнования между детьми на скорость и правильность выполнения задания.
«Почтовый ящик», также использовать соревнование и скорость выполнения.
Игры – загадки на соотнесение формы, цвета, величины.
«Поиск в окружающем», находить в обстановке класса спрятанный заранее предмет по словесной корректировке поиска «близко – далеко».
предметы с заданными признаками (определенного цвета, формы, величины) – по представляемому образцу.
«Что лишнее», исключение «лишней» картинки из 4-х картинок, изображающих предметы, входящие в хорошо изученные категории (игрушки, посуда, одежда, животные) – три предмета одной категории и один предмет из другой категории
«Чудесный мешочек», различать на ощупь в мешочке предметы разной величины и формы при выборе из 4-6 предметов, по словесному заданию, а также без словесного обозначения, по образцу, данному зрительно или на ощупь.
Собирание пирамид различных форм и величин, но с четко выделяемым принципом построения:
- пирамиды с кольцами, имеющими разный диаметр верхней и нижней поверхности кольца;
- пирамиды с расположением колец с начала по возрастающей величине, затем по убывающей;
- пирамиды из сдвоенных половин шаров, расположенных по убывающей величине.
К концу года дети должны научиться самостоятельно, собирать эти пирамиды, а также элементарно объяснять словами принцип их построения. («Внизу большой шар из двух половинок, одна половинка красная, другая зеленая, потом шар поменьше, тоже из двух половинок…, вверху самый маленький… и т. д.).
Элементарное конструирование
Складывание из счетных палочек (до 10-12 штук) фигур и узоров по образцу, картинке и по собственному замыслу: двухэтажный дом, грузовая машина, письменный стол с ящиками, все буквы алфавита и т. д.
Складывание разрезных картинок из 5-6 частей самых различных форм.
Заполнение вкладок в иллюстрациях к сказкам с вырезанными частями.
Складывание картинки из 4-х и 6-ти кубиков с картинками.
Выполнение построек и фигур из 5-6 объемных и плоскостных форм при зрительном диктанте по показу (без экрана) и по образцу (с экраном).
Постройки из детских наборов строительного материала по показу и по образцу (с экраном и без экрана) и по словесной инструкции:
стол на 4-х ножках (кубиках);
диван, кресло, этажерка;
дом одноэтажный;
дом с воротами, забором и дорожкой;
двухэтажный дом;
двухэтажный дом с воротами и дорожкой;
автомобиль;
поезд.
Использование при конструировании знаний и представлений детей о размерах, формах и цвете, о пространственных отношениях предметов: вверху – внизу, справа – слева, впереди – сзади, выше – ниже и др.
Выполнение знакомых построек без образца, по схематическим рисункам с обозначенными линиями составляющих деталей.
Работа с мозаикой
Повторение и закрепление умений и навыков работы с мозаикой, приобретенных в 1-м и 2-м классах.
Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух цветов через два элемента (красный – два синих – красный и т. д.);
выкладывание «чередующихся рядов» из деталей трех цветов (красный – зеленый – белый – красный – зеленый – белый и т. д.).
выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов по опорным точкам (треугольник, прямоугольник, шестиугольник – без названия).
Выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением цвета и пространственных отношений деталей мозаики:
дом с крышей и трубой;
букет;
елочка;
снежинка;
декоративный орнамент «Коврик» (из 10-12 элементов):
выкладывание свободного узора по замыслу детей.
Выкладывание хорошо знакомых сюжетов по представляемому образцу: выложенный учителем сюжет показывается, проводится совместная с детьми работа по его анализу, после чего образец убирается и дети самостоятельно производят его.
Выкладывание простых (из 10-12 элементов) сюжетов без образца, по рисунку.
Мозаика «Сказка»;
прочное соединение деталей;
составление длинных рядов из одноцветных и чередующихся по цвету деталей;
составление по показу объемных фигур (куб, параллелепипед);
составление свободного узора по замыслу детей.
Лепка
Повторение и закрепление умений и навыков, приобретенных в 1 и 2 классах.
Закрепить навыки: отщипывания пальцами кусочков пластилина и скатывания их в мелкие шарики (вишни, сливы, яички); защипывания краев формы кончиками пальцев (блюдце, миска, корзинка); вытягивания столбика из короткого толстого цилиндра (морковь, огурец).
Лепка более сложных форм из 2-5 частей (пирамида, снеговик, погремушка, рыбка, утенок, зайчик, матрешка, кувшин с ручкой).
Освоить приемы:
соединения деталей примазыванием (матрешка, цыпленок);
прищипывание, простейшее оттягивание небольших деталей (клюв).
Использование при лепке всех приобретенных ранее навыков.
Лепка рельефов букв и цифр на подкладной доске по образцу.
Лепка с применением инструментов для резания материала, обработки деталей поделки.
Работа с бумагой
Закрепление навыков, полученных в 1-2 классах.
Умения и навыки работы с бумагой; сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны; сгибать бумагу до обозначенной линии; сгибать квадратный лист бумаги с угла на угол по диагонали. Разгибать и расправлять согнутую бумагу, разглаживать ее ладонью и пальцами. Разрывать бумагу по сгибу.
Изготовление изделий: «тетрадь» из 3-4 листов бумаги с обложкой, «наборная линейка» с загибом боковых сторон.
Знакомство с клеящим карандашом, его свойствами. Умение пользоваться им, соблюдая последовательность и аккуратность в работе. Наклеивание простейших форм на контур. Складывание и наклеивание фигур, состоящих из двух частей (дом с крышей, гриб и т. д.).
Выполнение изделий из бумаги с применением клеящего карандаша: изготовление елочных украшений, флажков из цветной бумаги: цепочки из двух разноцветных полос. Для более сильного состава детей, получивших дошкольную подготовку: знакомство с крахмальным клейстером и его свойствами; умение пользоваться клейстером; приемы работы с кистью. Наклеивание выше указанных форм и изготовление изделий с применением клея.
Экскурсия в картонажно-переплетную мастерскую школы, в книжный магазин канцелярских принадлежностей.
Работа с нитками и тканью
Сортировка и наматывание ниток на катушку, клубок, картон.
Плетение косичек из толстых цветных шнуров или мотков ниток.
Завязывание узелков на концах.
Завязывание бантом.
Экскурсия в школьную швейную мастерскую, ознакомление с работами старших учеников и оборудованием мастерской.
Календарно тематическое планирование
№ п./п.
Тема раздела
Темы уроков
Кол час
Дата по плану
Дата фактическая
Iчетверть
Работа с пластическими материалами
- пластилиновая мозаика
- объемная лепка
Работа с бумагой
- обрывная аппликация
- аппликация из готовых форм
Фрукты
1
1
Овощи
1
Грибы
1
Осеннее дерево
1
Посуда
1
Домашние животные
1
Любимая сказка
1
Я умею писать
1
IIчетверть
Работа с различными материалами (проволока, бисер)
Работа с пластическим материалом (глина)
- барельеф
- объемная лепка
Осень
1
На море
1
Цветы
1
Елочка
1
Барельеф
1
1
Кувшин
1
1
IIIчетверть
Работа с нитками и тканью
- аппликация
- шитье
Работа с бумагой
- оригами
- аппликация
Колокольчик
1
1
Розовый слон
1
Птица
1
Прихватка
1
Подставка под горячее
1
1
Птица
1
Самолет
1
Коробочка
1
Сказка
1
IVчетверть
Работа с нитками
- изонить
Работа с пластическими материалами
- пластилиновая мозаика
- барельеф
Круг
1
Цветок
1
Звездочка
1
Открытка другу
1
1
Храм на горе
1
В цирке
1
Итого: 35 часов
1
Требования к уровню подготовки ученика, обучающегося по дано программе.
1. Работа с пластилином.
Базовый уровень должен обеспечить учащихся знаниями:
-о свойствах пластических материалов, их возможностях;
- о правилах безопасной работы;
умениями:
- раскатывать пластилиновый материал в ладонях и на доске разнообразными движениями;
- отщипывать пальцами и скатывать мелкие шарики;
- сгибать столбики, вытягивать из коротких, толстых цилиндров;
- соединять детали примазыванием;
- прищипывание, простейшее вытягивание небольших деталей;
- передавать форму простых, знакомых предметов;
- делать лепку по образцу и по представлению;
- лепить с применением инструментов.
2. Работа с бумагой.
Базовый уровень должен обеспечить учащихся знаниями:
- о свойствах бумаги;
- о правилах безопасной работы с клеем, карандашами и прочими инструментами;
- знакомство с различными материалами и инструментами.
умениями:
- сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны; сгибать бумагу до обозначенной линии;
- разгибать и расправлять согнутую бумагу, разглаживать ее ладонями и пальцами; разрывать бумагу по сгибу;
- пользоваться ножницами;
- пользоваться линейкой для разметки или меркой;
- пользоваться клеем; (клеящие карандаши и кисть)
- наклеивать простейшие формы на контур;
- складывать и наклеивать фигуры, состоящие из двух частей;
- делать обрывную аппликацию по нарисованному контуру;
- изготавливать изделия с применением клея (елочные игрушки).
3. Работа с нитками и тканью.
Базовый уровень должен обеспечить учащихся знаниями :
- о правилах безопасной работы с инструментами (ножницы, крючок, иголка);
- о свойствах материалов (нитки, ткань, пуговицы и прочее). умениями:
- сортировать по цвету и качеству нитки;
- плести косички, наматывать нитки на катушку, в клубок;
- завязывать узелки на концах, завязывать бантом;
- делать шов вперед иголкой, стебельчатый шов;
- пришивать пуговицы;
- изонитью делать круг, лепесток, линию.
Учебно – методическое обеспечение программы:
Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составленной НИИ дефектологии АПН СССР в 1984 г.
Пособие для учителя «Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта», Маллер А.Р., Цикото Г.В.. - М., 2001.
Пособие для учителя «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью», Маллер А.Р .Цикото Г.В.. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.
Белявский Б. В. Из опыта работы вспомогательных школ Российской Федерации по трудовому обучению// Дефектология, №5, 1991.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Кн. для учителя / Под ред. В. В. Воронковой. - М., 1994.
Дульнев Г. М. Усвоение трудовых операций умственно отсталыми школьниками// Специальная школа, вып. 4,
Мирский С. Л. Инструктивные материалы для трудового обучения умственно отсталых детей и подростков. - М.: УВК. - № 000.