kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по технологии (Технический труд) для 5 класса ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования «Технология. Программа: 5-8 классы/ А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. - М.: Вентана – Граф, 2015 по направлению «Индустриальные технологии» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии (Технический труд) для 5 класса ФГОС»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ардатовская средняя школа № 2 им. С. И. Образумова»


ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

Протокол №11 от «31» августа 2015г



УТВЕРЖДЕНО

приказом

от «31» августа 2015г №250/1









Рабочая программа

по технологии

для 5аб классов

на 2015-2016 учебный год














Составитель: П. В. Лапин,

учитель I категории









2015 год



  1. Пояснительная записка

Введение

Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования «Технология. Программа: 5-8 классы/ А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. - М.: Вентана – Граф, 2015 по направлению «Индустриальные технологии» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

1.1 Цели реализации программы.

Основными целями изучения учебного предмета "Технология" в системе основного общего образования являются:

- формирование представлений о состоянии техносферы, современном производстве;

- Освоение технологического подход как универсального алгоритма преобразующей созидательной деятельности;

- формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности;

- овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;

- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;

- развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

- формирование у обучающихся самостоятельного опыта проектно-исследовательской деятельности;

воспитание трудолюбия, бережливости, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своего труда, уважительное отношение к людям различным профессий и результатам их труда;

- профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование социально-обоснованных ценностных ориентаций.

1.2 Задачи учебного предмета

В процессе преподавания учебного предмета «Технология» решены следующие задачи:

а) формировать политехнические знания и технологическую культуру учащихся;

б) прививать элементарные знания и умения по ведению домашнего хозяйства и расчёту бюджета семьи;

в) знакомить с основами современного производства и сферы услуг;

г) развивать самостоятельность и способность решать творческие, исследовательские и изобретательские задачи;

д) обеспечивать изучение мира профессий, выполнение профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, человечность и милосердие, обязательность, честность, ответственность и порядочность, патриотизм, культуру поведения и бесконфликтное общение;

ж) овладевать основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и уметь применять их при реализации собственной продукции и услуг;

з) развивать эстетические чувства и художественную инициативу, оформлять потребительские изделия с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного творчества для повышения конкурентоспособности при реализации;

и) развивать универсальные учебные действия учащихся

Изучение любого модуля рабочей программы учебного предмета «Технология» включает:

  • культуру труда, организацию рабочего места, правила безопасной работы;

  • компьютерную поддержку каждого модуля;

  • графику и черчение;

  • ручную и механическую обработку конструкционных материалов;

  • основы материаловедения и машиноведения;

  • прикладную экономику и предпринимательство;

  • историю, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники;

  • экологию — влияние преобразующей деятельности общества на окружающую среду и здоровье человека;

  • профинформацию и профориентацию;

  • нравственное воспитание, в том числе культуру поведения и бесконфликтного общения;

  • эстетическое, в том числе дизайнерское воспитание;

  • творческое, художественное развитие.


2. Общая характеристика учебного предмета.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Приоритетные виды общеучебной деятельности:

  1. определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

  2. комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

  3. творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Структура и содержание программы.

В данной программе изложено два основных направления технологии: "Индустриальные технологии" и "Технологии ведения дома", в рамках которых изучается учебный предмет.

Раздел «Индустриальные технологии» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы как «Технологии обработки конструкционных материалов», «Технологии домашнего хозяйства», «Электротехника», «Современное производство и профессиональное образование», «Технологии исследовательской и опытнической деятельности».

Формы организации и планирование образовательного процесса.

Основные формы организации образовательного процесса в основной школе – уроки технологии, тематические внеурочные мероприятия и праздники. Уроки технологии – это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В основной школе уроки технологии подразделяются на два типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью. При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).







3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда - техносфера - опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.

Федеральный базисный компонент для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения технологии в 5 классе (2 учебных часа в неделю)

Базисный учебный (образовательный) план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 280 учебных часов для обязательного изучения курса «Технология». В том числе: в 5, 6, классах - по 68 ч, из расчета 2 ч в неделю.


Учебный предмет «Технология» по направлению «Индустриальные технологии»

является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.

Учебный план МБОУ АрдатовскаяСШ№2 на 2015- 2016 на этапе основного общего образования в 5-х классах включает 68 из расчета 2 часа в неделю.


4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучения технологии учащихся являются:

♦ положительная мотивация в формировании личностных познавательных, интеллектуальных и творческих способностей и интересов в предметной технологической деятельности и необходимости получения образования в современном обществе Л1;

♦ побуждение к приобретению новых знаний, практических умений и навыковЛ2;

♦ мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода Л3;

♦ начало развития теоретического, технико-технологического, экономического и исследовательского мышления Л4;

♦ формирование трудолюбия и ответственности, стремления к эффективной трудовой деятельности Л5;

♦ привитие навыков бесконфликтного общения, готовности и способности вести диалог с другими людьми, находить общие цели и пути для их достижений Л6;

♦ проявление бережного отношения к материальным ценностям школы и, как следствие, к природным и хозяйственным ресурсам своего края, приобретение опыта природоохранной деятельности Л7;

♦ формирование эмоционально-личностного отношения к ценностям народной культуры, воспитание патриотизма и любви своей Родины Л8


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения Р1

  • С помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного Р2

  • Совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему Р3

  • Самостоятельно выполнять пробные учебные действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи) Р4

  • Предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа, освоенных ранее Р5

  • Самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты Р6

  • Выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия

  • Осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки Р8

Познавательные УУД

  • Искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, сети Интернет З1

  • Приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений З2

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых событий, явлений, использовать её для выполнения предлагаемых и жизненных задач З3

  • Делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений З4

Коммуникативные УУД

  • Формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций К1

  • Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать и аргументировать К2

  • Слушать других, уважительно относиться к их мнениям, пытаться договориться с ними

  • Сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы

Предметными результатами обучения технологии являются:

В познавательной сфере:

♦ владение базовыми понятиями и терминологией, стремление объяснять их с позиций явлений социальной действительности П1;

♦ опыт использования полученных знаний и умений при планировании и освоении технологических процессов при обработке конструкционных материалов П2;

♦ подбор материалов и инструментов в соответствии с технологической, технической и графической документацией П3;

♦ самостоятельный или с помощью учителя подбор натуральных и искусственных материалов для практических и проектных работ П4;

♦ владение основами организации труда при выполнении практических, исследовательских и проектных работ П5;

♦ применение знаний других школьных предметов в процессе работы и проектно-исследовательской деятельности П6.

В ценностно-мотивационной сфере:

♦ формирование умения ориентироваться в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей П7;

♦ уважение ценностей иных культур и мировоззрений П8;

♦ формирование ответственности за качество результатов труда, экономии материалов, сохранение экологии П9.

В трудовой сфере:

♦ понимание роли трудовой деятельности в развитии общества и личности П10;

♦ умение планировать процесс труда, технологический процесс с учетом характера объекта труда и применяемых технологий П11;

♦ выполнять подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом требова­ний технологии и материально-энергетических ресурсов П12;

♦ составление и чтение простейшей графической документации, составление последовательности технологических операций с учетом разрабатываемого объекта труда или проекта П13;

♦ участие в проектной деятельности, знакомство с приемами исследовательской деятельности П14;

♦ соблюдение культуры труда, трудовой и технологической дисципли­ны, норм и правил безопасности работ, пожар­ной безопасности, правил санитарии и гигиены П15;

♦ умение самостоятельно или с помощью учителя выполнять отбор информации с использованием различных источников информационных технологий для презентации результатов практической и проектной деятельности П16;

♦ умение самостоятельно или с помощью учителя выполнять контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использова­нием контрольных и измерительных инструментов П17.

В физиолого-психологической сфере:

♦ сочетание образного и логического мышления в про­цессе трудовой, проектной и исследовательской деятельности П18;

♦ развитие моторики, координации и точности движений рук при вы­полнении различных технологических операций, при работе с ручными инструментами,

В эстетической сфере:

♦ формирование умения эстетически и рационально оснастить рабочее мес­то, с учетом требований эргономики и научной организации труда П20;

♦ формирование умения проектировать разрабатываемое изделие или проект, с учетом требований дизайна, эргономики и эстетики П21;

♦ разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда П22.

В коммуникативной сфере:

♦ знания о конструктивном взаимодействии людей с разными личными религиозными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением П23;

♦ умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска необходимой учебной и социальной информации П24;

♦ умение работать в коллективе при выполнении практических и проектных работ, с учетом общности интересов и возможностей всех участников трудового коллектива П25;

♦ формирование умения публично отстаивать свою точку зрения, выполнять презентацию и защиту проекта изделия, про­дукта труда или услуги П26.


Результаты освоения программы

Индустриальные технологии

Технологии обработки конструкционных материалов

Выпускник научится:

• находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;

• читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;

• выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;

• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.

Выпускник получит возможность научиться:

• грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;

• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.

Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности

Выпускник научится:

• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;

• представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

Выпускник получит возможность научиться:

• организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;

• осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.


Критерии оценки знаний и умений, обучающихся по технологии

Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности учащихся, содержание и характер труда.

Нормы оценок теоретических знаний

При устном ответе обучаемый должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины.

Оценка «5» ставится, если учащийся: полностью усвоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся: в основном усвоил учебный материал; допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся: не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2» ставится, если учащийся: почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Нормы оценок выполнения учащимися практических работ

Учитель выставляет учащимся отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом труда учащихся, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.

Оценка»5 ставится, если учащийся: тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место; правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа; изделие изготовлено с учетом установленных требований; полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «4» ставится, если учащимся: допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; в основном правильно выполняются приемы труда; работа выполнялась самостоятельно; норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %; изделие изготовлено с незначительными отклонениями; полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «3» ставится, если у учащегося: имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места; отдельные приемы труда выполнялись неправильно; самостоятельность в работе была низкой; норма времени недовыполнена на 15-20 %; изделие изготовлено с нарушением отдельных требований; не полностью соблюдались правила техники безопасности.

Отметка «2» ставится, если у учащегося: имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; неправильно выполнялись многие приемы труда; самостоятельность в работе почти отсутствовала; норма времени недовыполнена на 20-30 %; изделие изготовлено со значительными нарушениями требований; не соблюдались многие правила техники безопасности.

Нормы оценок выполнения обучающихся графических заданий и лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащимся: творчески планируется выполнение работы; самостоятельно и полностью используются знания программного материала; правильно и аккуратно выполняется задание; умело используется справочная литература, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Оценка «4» ставится, если учащимся: правильно планируется выполнение работы; самостоятельно используется знания программного материала; в основном правильно и аккуратно выполняется задание; используется справочная литература, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Оценка «3» ставится, если учащимся: допускаются ошибки при планировании выполнения работы; не могут самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала; допускают ошибки и неаккуратно выполняют задание; затрудняются самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Оценка «2» ставится, если учащиеся: не могут правильно спланировать выполнение работы; не могут использовать знания программного материала; допускают грубые ошибки и неаккуратно выполняют задание; не могут самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
























5.Основное содержание курса.

Тематический план 5 класс.


№ п/п

Раздел и темы программы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Технологии обработки конструкционных материалов

50

50


Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов

20

20


Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов

22

22


Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов

2

2


Технологии художественно-прикладной обработки материалов

6

6

2

Технологии домашнего хозяйства

6

6


Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними

4

4


Эстетика и экология жилища

2

2

3

Технологии исследовательской и опытнической деятельности

12

12


Исследовательская и созидательная деятельность

12

12


Итого

68

68


1.Технологии обработки конструкционных материалов (50ч)

1.1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов (20 ч)


Вводное занятие. Технология в жизни людей. Общие принципы организации рабочего места в столярно-механической мастерской (2 ч)

Содержание и задачи раздела «Технология обработки древесины и древесных материалов»

Технология в жизни людей. Виды технологии. Учебная мастерская — особый мир школы. Обзорная экскурсия по учебной мастерской. Организация труда и оборудование рабочего места в столярной мастерской. Рациональное размещение инструмента на столярном верстаке. Правила безопасной работы. Культура труда.

Лес — великое национальное богатство нашей Родины. Древесина как природный конструкционный материал. Применение древесины в народном хозяйстве.

Рекомендации по работе с учебником и рабочей тетрадью.

Практические работы

• Проверка соответствия высоты столярного верстака росту ученика.

• Приёмы закрепления заготовок для обработки древесины. Закрепление заготовки в заднем и переднем зажимах. Закрепление заготовки на столешнице.

Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы. (2 ч)

Лес — великое национальное богатство нашей Родины. Древесина как природный конструкционный материал. Применение древесины в народном хозяйстве.

Основные части дерева, их назначение и применение в народном хозяйстве. Древесина — безотходный конструкционный материал. Примеры применения древесины в различных отраслях народного хозяйства.

Физические свойства древесины. Достоинства и недостатки древесины.

Породы деревьев: хвойные, лиственные и, их характеристика. Основные признаки определения пород древесины. Текстура древесины.

Лабораторно-практическая работа

• Определение пород древесины и листовых древесных материалов.

Графическое изображение деталей и изделий (2ч)

Графика как источник информации. Графическая культура.

Основные виды графических изображений: эскизы, технические рисунки, чертежи. Назначение чертежа, масштаба. Правила оформления графической документации: стандарты, ГОСТы, линии чертежа, правила оформления эскиза и технического рисунка.

Практическая работа

• Оформление эскиза и технического рисунка детали призматической формы

Последовательность изготовления деталей из древесины (2ч)

Технологический процесс создания простых деталей из древесины. Назначение технологических элементов: отверстий, фасок, выступов и т. д. Понятие о технологической карте.

Назначение технологической документации: технологических карт, чертежей, инструкций, операционных карт.

Практическая работа

• Разработка последовательности изготовления детали модели из древесины.

Разметка заготовок из древесины (2ч)

Назначение разметки как основной столярной операции. Малоотходные и безотходные технологии раскроя древесины и древесных материалов в деревообрабатывающей промышленности.

Разметка по шаблонам, развёрткам, эскизам, чертежам, техническим рисункам, образцам.

Разметочные и проверочные инструменты, их назначение и приёмы использования (карандаш, шило, рулетка, линейка, угольник, рейсмус, циркуль, транспортир, ярунок, малка). Последовательность разметки заготовок из древесины.

Практическая работа

Разметка заготовки детали модели транспортного средства по эскизу.

Пиление и зачистка изделий из древесины (2 ч)

Перспективные направления резания древесины лазерным лучом в деревообрабатывающей промышленности. Пиление древесины ручными и электрическими пилами; ручные инструменты для пиления; основные части столярной ножовки; формы зубьев пил для различных видов пиления. Клинообразная форма режущей части столярных пил.

Приёмы пиления столярной ножовкой и лучковой пилой. Приёмы пиления древесины поперёк, вдоль и под углом к волокнам. Приёмы пиления с помощью стусла. Основные правила при пилении древесины. Контроль и проверка точности пропила. Инструменты и приёмы зачистки и чистовой обработки заготовок и изделий из древесины и фанеры. Правила безопасной работы при пилении, зачистке и чистовой обработке изделий из древесины.

Практическая работа

• Пиление размеченной заготовки детали модели и опиливание её поверхностей напильниками.

Строгание заготовок из древесины (2 ч)

Ручное и профильное строгание, строгание с помощью электрических инструментов и на строгальных станках. Основные инструменты, применяемые для ручного и профильного строгания: рубанок, шерхебель, фуганок, калёвка, фальцгобель, горбач.

Подготовка рубанка (шерхебеля) к работе. Приёмы сборки и разборки рубанка (шерхебеля). Приёмы строгания. Проверка и контроль качества строгания. Правила безопасной работы при строгании древесины.

Основные профессии на мебельных и деревообрабатывающих предприятиях: плотники, столяры, сборщики, инженеры, станочники, сверловщики.

Практические работы

• Подготовка рубанка (шерхебеля) к работе. Приёмы разборки и сборки рубанка (шерхебеля). Проверка правильности установки ножа.

• Строгание заготовки детали модели. Последовательность строгания заготовки. Строгание базовой пласти и базовой кромки. Проверка качества строгания. Приёмы строгания остальных элементов заготовки. Проверка размеров. Опиливание напильником и отделка шлифовальной шкуркой. Проверка качества и точности обработки.

Сверление отверстий в деталях из древесины (2ч)

Сверление древесины ручными инструментами. Ручные и механизированные инструменты, применяемые при сверлении древесины: свёрла-буравчики, коловороты, ручные дрели. Виды свёрл и способы крепления их в патронах ручных и механизированных инструментов. Обозначение формы и размеров отверстий на чертежах.

Ручные электрические дрели для механизированного сверления. Приёмы сверления ручными инструментами при горизонтальном и вертикальном креплении заготовок. Правила безопасной работы при сверлении древесины ручными инструментами.

Знакомство с профессиями, связанными с обработкой и сверлением древесины.

Практическая работа

• Приёмы сверления древесины ручными инструментами. Отработка приёмов крепления заготовки для сверления. Отработка приёмов закрепления и снятия сверла в коловороте и ручной дрели. Выполнение тренировочных сверлений на отходах древесины, фанеры, ДСП, ДВП. Приёмы разметки центра заготовки и сверления. Последовательность чистовой обработки отверстия.

. Разметка и сверление деталей модели транспортного средства

Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей, шурупов, клея. Отделка изделия из древесины (2 ч)

Соединение деталей на гвоздях. Разновидности гвоздей. Разновидности применяемых инструментов: молотки, клещи, гвоздодеры. Основные правила и приёмы соединения заготовок и деталей на гвоздях.

Соединение на шурупах и саморезах. Разновидности шурупов и саморезов. Виды отвёрток и их назначение. Основные правила и приёмы соединения заготовок и деталей на шурупах и саморезах.

Соединение на клее. Натуральные (природные) и синтетические клеи. Столярные клеи природного происхождения: костный, мездровый, казеиновый. Синтетические клеи: ПВА, «Момент», «Универсал». Инструменты и приспособления. Процесс и режим склеивания.

Правила безопасной работы по соединению деталей изделия из древесины.

Виды и назначение отделки изделия из древесины. Правила безопасной работы при окрашивании изделия.

Практическая работа

• Соединение деталей модели с помощью гвоздей и клея.

1.2. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов (22 ч)

Понятие о машине, механизме, детали. Сведения по истории развития техники (2 ч)

Что изучает машиноведение. Сведения по истории развития техники. Технологические процессы, заменяющие функции человека: промышленные роботы, станки-автоматы, автоматические линии. Bиды и назначение машин в зависимости от выполняемых функций: энергетические, рабочие машины, технологические (машины-орудия), транспортные, транспортирующие, бытовые, информационные. Промышленные роботы, станки-автоматы, автоматические линии, автоматические цеха и заводы, в которых технологический процесс выполняется без прямого участия человека.

Механизмы в искусственно созданных человеком механических системах. Основные составляющие механизмов: валы, приводные ремни, подшипники, зубчатые колеса и т. д. Механизмы преобразования движения. Винтовой механизм в слесарных и машинных тисках. Условные обозначения зубчатых колес, подшипников, валов, шкивов, ходовых винтов на кинематических схемах передачи движения.

Назначение типовых и специальных деталей машин и механизмов.

Подвижные и неподвижные, разборные и неразборные соединения деталей машин и механизмов.

Организация рабочего места в слесарной мастерской (2 ч)

Экскурсия по слесарно-механической мастерской. Рабочее место ученика в слесарно-механической мастерской, его организация и уход. Бережное отношение к оборудованию. Выбор высоты тисков. Применение ростовых подставок. Требования к оснащению слесарного верстака. Правила по рациональной и безопасной организации рабочего места.

Практические работы

• Правила организации рабочего места. Осмотр инструментов и укладка их в соответствии с требованиями. Выполнение учебно-тренировочных упражнений по закреплению различных заготовок в слесарных тисках.

Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы (2ч)

Чёрные и цветные тонколистовые металлы, и их роль в жизни современного общества. Способы получения листового металла и его классификация (тонколистовые стальные и цветные металлы толщиной до 2 мм, фольга – толщиной 0,2-0,3 мм, жесть — толщиной 0,3-- 0,5 мм, листовая сталь и кровельная сталь толщиной 0,5—0,8 мм).

Способы получения тонкой (диаметром до 5мм) и толстой проволоки.

Основные виды пластмасс. Применение тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов

Лабораторно-практическая работа

  • Определение видов тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов.

Графические изображения деталей из металла и искусственных материалов (2ч)

Виды графических изображений деталей. Особенности в изображении деталей из тонколистового металла. Понятие о развертке детали. Чтение чертежа детали.

Практическая работа

  • Выполнение и чтение эскиза детали из тонколистового металла.

Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов (2ч)

Технологический процесс, технологическая операция, технологическая карта на изготовление детали прямоугольной формы из тонколистового металла.

Практическая работа

  • Составление технологической карты на изготовление детали прямоугольной формы из тонколистового металла.

Правка и гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки (2ч)

Инструменты и приспособления, применяемые для правки и гибки тонколистового металла. Ручная и механическая правка и гибка металла. Способы правки проволоки молотками на плите, с помощью металлической оправки, закреплённой в тисках. Способы гибки, откусывания и навивки проволоки с помощью слесарных инструментов, и приспособлений. Правила безопасной работы при правке и изгибании металла.

Практическая работа

• Подготовка инструментов, приспособлений и рабочего места для правки и гибки. Выполнение правки и гибки заготовок. Соблюдение правил безопасной работы при проведении работ.

Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов (2ч)

Разметка заготовок из металла. Типы разметочных линий (контурные, контрольные, вспомогательные). Назначение разметочных и контрольно-измерительных инструментов. Разметочные плиты. Применение шаблонов при разметке. Последовательность разметки плоскостной детали. Правила безопасной работы при разметке.

Практическая работа

  • Последовательность разметки руля модели транспортного средства. Подготовка рабочего места, инструментов, приспособлений, материалов. Разметка заготовки руля по эскизу детали.

Резание и зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов (2ч)

Подготовка инструментов для резания и опиливания заготовок. Способы работы слесарными ножницами. Закрепление ножниц в слесарных тисках. Приемы безопасной работы слесарными ножницами. Резание проволоки кусачками, пассатижами, бокорезами.

Опиливание и шлифование заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов.

Практическая работа

  • Освоение приемов безопасной работы со слесарными ножницами. Изготовление деталей модели транспортной техники.

  • Опиливание и шлифование поверхностей деталей модели транспортной техники.

Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов (2ч)

Инструменты и приспособления для получения отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов. Приемы пробивания и сверления отверстий ручными инструментами. Правила безопасной работы при получении отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов.

Практическая работа

  • Разметка центров отверстий.

  • Пробивание и сверление отверстий в заготовках деталей модели транспортной техники.

Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Соединение заклепками (2ч)

Технологический процесс сборки деталей из металла. Основные операции сборки; виды соединений: разъёмные резьбовые и шлицевые, неразъёмные — заклёпочные, клеевые, сварные, фальцевые, соединённые пайкой.

Соединение заклепками. Инструменты и приспособления для выполнения соединения заклепками. Порядок работы. Правила безопасной работы.

Практическая работа

  • Подготовка инструментов, материалов и деталей для соединения заклепками.

  • Выполнение соединения двух деталей заклепками.

Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Соединение фальцевым швом (2ч)

Соединение деталей из тонколистового металла. Профессия слесаря-жестянщика. Применение на производстве фальце прокатных станков. Основные фальцевые швы: простые одинарные и простые лежачие, одинарные и двойные стоячие, одинарный угловой и одинарный загнутый.

Инструменты и приспособления, применяемые при соединении деталей фальцевым швом: разметочные — линейки, чертилки, слесарные угольники; основные — слесарные и рычажные ножницы, киянки, молотки, напильники; опорные — стальные плиты, стальные угольники; специальные — деревянные и стальные оправки, фальцовки.

Последовательность выполнения простого одинарного лежачего фальцевого шва.

Основные операции при изготовлении одинарного лежачего фальцевого шва. Правила безопасной работы при выполнении фальцевого шва.

Практическая работа

  • • Изготовление простого одинарного лежачего фальцевого шва. Подготовка рабочего места, инструментов, приспособлений, материалов. Изготовление двух учебных заготовок 100 × 30 × 0,5 мм для простого одинарного лежачего фальцевого шва. Соединение двух заготовок в простой одинарный лежачий фальцевый шов. Контроль качества.

1.3. Технологии машинной обработки металлов (2ч)

Устройство настольного сверлильного станка (2 ч)

Сверлильные станки и их назначение. Устройство настольного сверлильного станка. Управление сверлильным станком. Приёмы работы на сверлильном станке. Процесс сверления. Назначение патрона и способы закрепления спирального сверла. Приёмы закрепления и удаления сверла с коническим хвостовиком в шпинделе станка. Способы крепления заготовок в машинных тисках, ручных тисочках, прижимными пластинами на столе станка. Основные ошибки при сверлении заготовок. Правила безопасной работы при сверлении.

Практические работы

• Подготовка сверлильного станка к работе (с помощью учителя). Выполнение тренировочных упражнений по пуску и выключению станка. Приёмы накернивания заготовок для сверления. Закрепление заготовки в зажимных приспособлениях (машинных тисках, ручных тисочках, на столе станка с помощью прижимных пластин).

• Подбор сверла диаметром 5 мм, установка его в патроне и сверление заготовки (с помощью учителя). Закрепление заготовки в зажимных приспособлениях для снятия заусениц (зенкование). Подбор сверла диаметром 8 мм, установка его в патроне и зенкование заготовки с одной стороны (с помощью учителя). Зенкование заготовки с обратной стороны. Проверка качества сверления. Удаление сверла из патрона. Уборка сверлильного станка.

1.4 . Технологии художественно-прикладной обработки материалов (6 ч)

Выпиливание лобзиком (2ч)

Основные виды и направления художественной обработки древесины

Выпиливание лобзиком-- вид декоративной отделки древесины. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания лобзиком. Приемы работы лобзиком по выпиливанию прямо и криволинейных контуров деталей. Зачистка поверхностей деталей надфилями и наждачной бумагой. Правила безопасной работы при выпиливании лобзиком.

Практические работы

  • Освоение техники выпиливания. Подготовка рабочего места и оборудования для выпиливания.

  • Выпиливание прямо и криволинейных контуров деталей. Зачистка выпиленных деталей надфилями и наждачной бумагой.

Выжигание древесины (2 ч)

Художественное выжигание — вид декоративной отделки древесины. Материалы, инструменты и оборудование для художественного выжигания. Применение наконечников и штифтов при выжигании. Основные правила и приёмы выжигания. Правила безопасной работы с выжигательным аппаратом.

Практические работы

• Освоение техники выжигания. Подготовка рабочего места и оборудования для выжигания. Изготовление из отходов фанеры учебной заготовки размером 160 × 80 × 5. Разметка учебной заготовки на 8 квадратов 40 × 40. Тренировочное выжигание на учебной заготовке точками, прямыми линиями вдоль, поперёк и перекрестно, волнистыми линиями; штриховка фона вдоль и поперёк волокон, заполнение фона точками, контуром иглы.

• Освоение техники выжигания на готовом изделии из древесины.

Изготовление изделий с отделкой выпиливанием и выжиганием (2ч)

Конструирование изделия: назначение и применение, требования к изделию, варианты формы и размеров. Изготовление деталей и сборка изделия. Контроль качества изготовления и отделки

. Практическая работа

  • Изготовление изделий с отделкой выпиливанием и выжиганием

2. Технологии домашнего хозяйства (2 ч)

2.1. Эстетика и экология жилища (1ч)

Экология жилища. Микроклимат в жилом помещении. Бытовые электрические светильники и климатические приборы.

Практическая работа

Оценивание микроклимата в помещении. Подбор бытовой техники по рекламным проспектам. Разработка вариантов размещения осветительных и бытовых приборов. Разработка технологии изготовления полезных для дома и школы вещей.

2.2.Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними (1ч)

Гигиена жилого помещения. Технологии ухода за напольными покрытиями и мебелью. Уход за одеждой и обувью.

Практическая работа

Выполнение мелкого ремонта одежды, чистка обуви, несложный ремонт полезных вещей для дома и школы.


3.Технологии исследовательской и опытнической деятельности (16 ч)

3.1. Выбор темы проекта. Определение потребности и постановка задачи (1ч)

Выбор темы проекта и её обоснование. Потребности человека. Определение потребности в проектируемом изделии. Оценка своих ресурсов (знания, умения, материалы, инструменты, место работы, финансы и постановка задачи.

Практическая работа

Упражнения по описанию проблемной ситуации, оценке своих ресурсов и постановке задачи.

Домашнее задание: выбрать тему проекта, посоветовавшись дома с родителями. Определить потребность и поставить задачу.

3.2. Анализ образца. Требования к изделию (1ч)

Образец изделия и его анализ: положительные и отрицательные стороны. Что хочу изменить?

Требования к проектируемому изделию: требования потребителя, требования к конструкции, требования к материалам.

Практическая работа

  • Упражнения по анализу предложенного учителем образца изделия.

  • Составление перечня требований к изделию.

Домашнее задание: поискать в сети Интернета и литературе подходящий образец, провести его анализ. Составить перечень требований к будущему изделию.

3.3. Выбор конструкции и материалов (2ч)

Конструкция изделия: детали, их количество, форма, материалы, способы соединения. Варианты конструкции изделия. Выбор лучшего варианта изделия по требованиям к нему. Таблица обоснования выбора материалов для изготовления изделия.

Практическая работа

  • Предложение вариантов конструкции изделия, их сравнение и выбор лучшего из них на основании требований к изделию.

  • Составление таблицы выбора материалов для изготовления изделия.

Домашнее задание: предложить, зарисовать, сравнить 2-3 варианта конструкции изделия. Выбрать лучший и подобрать подходящие для этого варианта изделия материалы.

3.4. Рабочие эскизы. План изготовления изделия. (2ч)

Эскизы деталей, необходимые для изготовления изделия. План изготовления деталей и сборки изделия. Практическая работа

  • Выполнение рабочих эскизов деталей.

  • Составление плана работы по изготовлению деталей и сборке изделия.

3.5--3.6. Изготовление деталей и сборка изделия (4ч)

Применение полученных на предыдущих уроках технологии знаний и умений безопасной работы по обработке конструкционных материалов с целью изготовления несложных деталей, сборки и отделки изделия.

Практическая работа

  • Проведение технологических операций по предложенному плану.

Домашнее задание: при нехватке времени на изготовление изделия в школьной мастерской завершить изготовление деталей изделия.

3.7. Расчёт стоимости изделия (2ч)

Цена изделия. Себестоимость изделия. Прибыль. Затраты на материалы для изготовления изделия и собственный труд. Сравнение полученной цены изделия с ценой на аналогичные изделия в магазинах города.

Практическая работа

  • Расчет цены изделия па предложенной технологии.

  • Сборка и отделка готового изделия

Домашнее задание: закончить расчет цены изделия.

3.8. Самоанализ выполненной работы (2ч)

Самоанализ выполненной работы: что планировал, что получил? Оценка изделия потребителем. Степень соответствия изделия рабочим эскизам и плану изготовления. Трудности проектирования и процесса изготовления изделия. Профессии, с которыми познакомился во время проектирования и изготовления изделия. Планы на будущее.

Подготовка пояснительной записки и презентации проекта. План презентации. Последовательность, логичность и убедительность положений презентации. Умение вести беседу на предложенную самим учащимся тему.

Практическая работа

  • Выполнение самоанализа завершенной работы.

  • Оформление пояснительной записки

  • Подготовка презентации проекта

3.9. Защита проекта (2ч)

Защита проекта: пояснительная записка, изделие и презентация. Ответы на вопросы. Подведение итогов проектирования и выполнения программы предмета за год.











6. Тематическое планирование

Разделы и темы программы

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» (50часов)

1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов

(20 часов)

Организовывать рабочее место. Распознавать материалы по внешнему виду. Читать и оформлять несложную графическую документацию. Составлять последовательность выполнения работ. Выполнять измерения. Выполнять работы ручными инструментами. Изготавливать детали и изделия по техническим рисункам и эскизам. Соблюдать правила безопасного труда.

2. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов (22часа)

Распознавать металлы, сплавы и искусственные материалы. Организовывать рабочее место для слесарных работ. Знакомиться с устройством слесарного верстака и тисков. Убирать рабочее место. Читать техническую документацию. Разрабатывать эскизы деталей из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Разрабатывать технологии изготовления деталей из металла и искусственных материалов. Изготавливать детали из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов по их эскизам. Выполнять сборку и отделку изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Контролировать качество изделий, выявлять и устранять дефекты. Соблюдать правила безопасного труда.

3.Технологии машинной обработки металлов (2ч)

Знакомиться с механизмами, машинами, соединениями, деталями. Выполнять работы на настольном сверлильном станке. Применять контрольно-измерительные инструменты при сверлильных работах. Выявлять дефекты и устранять их. Соблюдать правила безопасного труда.

4. Технологии художественно-прикладной обработки материалов (6ч)

Знакомиться с видами художественно-прикладной обработки материалов. Подбирать рисунки для работы. Выпиливать изделия из древесины и искусственных материалов лобзиком. Отделывать изделие из древесины выжиганием. Изготавливать изделия декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам. Соблюдать правила безопасного труда.

Радел «Технологии домашнего хозяйства» (2часа)

5. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними (1ч)

Выполнять мелкий ремонт одежды, чистку обуви, восстановление лакокрасочных покрытий на мебели. Соблюдать правила безопасного труда.

Изготовление полезных для дома вещей из древесины и металла.

6.Эстетика и экология жилища

Оценивать микроклимат в помещении. Подбирать бытовую технику по рекламным проспектам. Разрабатывать план размещения осветительных приборов. Разрабатывать варианты размещения бытовых приборов.

Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности «(16ч)

7. Исследовательская и созидательная деятельность (16ч)

Обосновывать выбор изделия на основе личных потребностей. Находить необходимую информацию с использованием сети Интернет. Определять состав изделия и выбирать лучший вариант. Выполнять рабочие эскизы изделия и составлять план его изготовления. Изготавливать детали, собирать и отделывать изделие. Оценивать затраты материалов и своего труда на изготовление изделия. Подготавливать пояснительную записку. Оформлять проектные материалы. Проводить презентацию проекта.

Итого:68часов
































7.Учебно – методическое обеспечение.

УМК учителя:

Примерная программа по учебному предмету Технология 5-9 классы (Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)

Программа по учебному предмету Технология 5-8 классы / А.Т. Тищенко. Н.В. Синица. - М.: Вентана - Граф, 2015.

Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / А.Т. Тищенко. В.Д. Симоненко - М.: Вентана - Граф, 2015.

УМК учащегося:

Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / А.Т. Тищенко. В.Д. Симоненко - М.: Вентана - Граф, 2015.


































СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора по УР: ________________ ___________

Л. В. Мусаткина дата


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по технологии (Технический труд) для 5 класса ФГОС

Автор: Лапин Павел Владимирович

Дата: 06.12.2016

Номер свидетельства: 366266

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Рабочая программа "Технология.Обслуживающий труд", " Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)" 5-8 класс по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(141) "rabochaia-proghramma-tiekhnologhiia-obsluzhivaiushchii-trud-tiekhnologhiia-siel-skokhoziaistviennyi-trud-aghrotiekhnologhii-5-8-klass-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "246272"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446318885"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Рабочая учебная программа "Технология. Технологии ведения дома" 6 класс ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaiauchiebnaiaproghrammatiekhnologhiiatiekhnologhiiviedieniiadoma6klassfgos"
    ["file_id"] => string(6) "306051"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458043186"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Рабочая программа по технологии для 6 класса  ФГОС"
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaiaproghrammapotiekhnologhiidlia6klassafgos"
    ["file_id"] => string(6) "256695"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448199685"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по Технологии Технический труд."
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia_proghramma_po_tiekhnologhii_tiekhnichieskii_trud"
    ["file_id"] => string(6) "397888"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1488703906"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Инновационные изменения технологического образования обучающихся 5-х классов общеобразовательного учреждения"
    ["seo_title"] => string(80) "innovatsionnyie_izmienieniia_tiekhnologhichieskogho_obrazovaniia_obuchaiushchikh"
    ["file_id"] => string(6) "366005"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1480939156"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства