Рабочая программа по технологии для обучающихся на дому (мальчики) 5 класс
Рабочая программа по технологии для обучающихся на дому (мальчики) 5 класс
Рабочая программа по технологии составлена на основе: примерной основнойобразовательной программыосновного общего образованияпо технологии, одобреннойрешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), и вошедшей в Государственный реестр образовательных программ; в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897); программы основного общего образования «Технология. Технология ведения дома», рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ, М. Издательский центр «Вентана-Граф»,2013. Авторы программы: А.Т.Тищенко, Н.В.Синица с учетом регионального компонента и особенностей класса, требований к уровню подготовки учащихся школы по технологии, которая реализуется учебниками «Технология. Индустриальные технологии» 5 класс, авторы А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015г. (в федеральном перечне №1.2.6.1.6.2) .
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии для обучающихся на дому (мальчики) 5 класс»
Управление образования Администрации Аксайского района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района
Грушевская основная общеобразовательная школа
(МБОУ Грушевская ООШ)
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Грушевской ООШ
__________ Н.Е. Гордиенкова
Приказ от 01.09.2017г. № 172-од
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
потехнологии для обучающихся на дому
Уровень общего образования:
основное общее образование – 5 класс_
Количество часов - 17 ч._( обязательная нагрузка)
17 ч. (самостоятельная работа)
Учитель Коваленко Людмила Александровна
Программа разработана на основе:
примерной основной образовательной программы основного общего образования по технологии, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), и вошедшей в Государственный реестр образовательных программ и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);программы основного общего образования «Технология.Технология ведения дома», рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ,М.:Издательский центр «Вентана-Граф», 2013. Авторы программы: А.Т.Тищенко, Н.В.Синица, с учетом регионального компонента и особенностей класса, требований к уровню подготовки учащихся школы по технологии, которая реализуется учебниками «Технология. Индустриальные технологии» 5 класс, авторы А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015г. (в федеральном перечне №1.2.6.1.6.2).
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена на основе: примерной основнойобразовательной программыосновного общего образованияпо технологии, одобреннойрешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), и вошедшей в Государственный реестр образовательных программ; в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897); программы основного общего образования «Технология. Технология ведения дома», рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ, М.. Издательский центр «Вентана-Граф»,2013. Авторы программы: А.Т.Тищенко, Н.В.Синица с учетом регионального компонента и особенностей класса, требований к уровню подготовки учащихся школы по технологии, которая реализуется учебниками «Технология. Индустриальные технологии» 5 класс, авторы А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015г. (в федеральном перечне №1.2.6.1.6.2) .
Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицинским показаниям не могут обучаться непосредственно в образовательном учреждении.
Задачей индивидуального обучения на дому является освоение учащимися образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта. Нормативная база индивидуального обучения на дому определяет общие положения организации процесса обучения, права и обязанности участников образовательного процесса. Обучение на дому направлено на создание благоприятных условий для обучающихся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, соматического и нервно-психического здоровья.
Целью индивидуального обучения детей на дому является обеспечение выполнения больными детьми, детьми-инвалидами федерального государственного образовательного стандарта, обеспечения их оптимальной социальной интеграции, сохранения и укрепления здоровья больных детей.
Организация индивидуального обучения на дому больных детей, детей-инвалидов ставит задачу освоения образовательных программ в рамках федерального государственного образовательного стандарта обучающимися, которые по причине болезни, инвалидности не могут обучаться в общеобразовательном учреждении.
Организация обучения больных детей, детей-инвалидов на дому осуществляется общеобразовательным учреждением, в котором обучается данный ученик.
На изучение данного курса выделяется 17 ч. из инвариантной части учебного плана (0,5 часа в неделю). В связи с особенностями индивидуального учебного плана учебная нагрузка для обучающегося на дому распределяется следующим образом: обязательные часы - 17; часы самостоятельной работы – 17. Содержание самостоятельной работы включено в тематическое планирование и направлено на расширение и углубление практических знаний и умений учащегося по предмету технология. Часы самостоятельной работы входят в максимальную нагрузку обучающегося.
Планируется провести 11 практических работ. В связи с особенностями календарного графика и расписанием уроков на 2017-2018 учебный год программа, рассчитанная на 17 часов, будет выполнена за 15 ч.
Планируемые предметные результаты освоения предмета технологии
Обучение технологии по данной программе способствует формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих требованиям ФГОС.
Личностными результатами освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования являются:
— формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
— самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и социальной стратификации;
— развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
— осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
— становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива
; — проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
— самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
— формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
— развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты:
— самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
— алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
— определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
— комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
— выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
— виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
— осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
— организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
— оценивание точности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
— соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
— оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; — формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения программы:
По завершении учебного года обучающийся:
-называет и характеризует актуальные технологии возведения зданий и сооружений, профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль региона проживания;
-получил и проанализировал опыт исследования способов жизнеобеспечения и состояния жилых зданий микрорайона/поселения;
-получил и проанализировал опыт решения задач на взаимодействие со службами ЖКХ;
приводит произвольные примеры технологий в сфере быта; разрабатывает несложную технологию на примере организации действий и взаимодействия в быту;
оперирует понятием «технологическая система» при описании средств удовлетворения потребностей человека;
-проводит морфологический и функциональный анализ технологической системы;
проводит анализ технологической системы — надсистемы — подсистемы в процессе проектирования продукта;
- читает элементарные чертежи и эскизы;
-выполняет эскизы механизмов, интерьера;
-применяет простые механизмы для решения поставленных задач по модернизации/проектированию технологических систем;
- строит модель механизма, состоящего из нескольких простых механизмов по кинематической схеме;
-получил опыт мониторинга развития технологий произвольно избранной отрасли, удовлетворяющих произвольно избранную группу потребностей на основе работы с информационными источниками различных видов; получил и проанализировал опыт модификации механизмов (на основе технической документации) для получения заданных свойств (решение задачи);
-получил опыт освоения материальных технологий (технологий обработки конструкционных материалов, изготовления текстильных изделий, кулинарной обработки пищевых продуктов, сельскохозяйственных технологий);
- освоил техники обработки материалов (по выбору обучающегося в соответствии с содержанием проектной деятельности);
-получил и проанализировал опыт планирования (разработки) получения материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведённых исследований потребительских интересов;
-получил опыт разработки и реализации творческого проекта.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
прогнозирование- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, знаково-символические, информационные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально- делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов- выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
3.Содержание учебного курса
Содержание
Формы организации учебных занятий
Основные виды
учебной деятельности
1. Современные технологии и перспективы их развития(2ч)
Объяснять приводя примеры, содержание понятия, потребность.
Изучать и анализировать потребности ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы. Анализировать основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии. Приводить произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта.
Выполнять поиск в Интернете и других источниках информации предприятий региона проживания, работающих на основе современных производственных технологий. Осуществлять сохранение информации в формах описаний, схем, эскизов, фотографий Характеризовать виды ресурсов, место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса. Объяснять, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты. Разрабатывать несложную технологию на примере организации действий и взаимодействия в быту. Находить и предъявлять информацию о нежелательных для окружающей среды эффектах технологий, поддерживающих жизнь в населённом пункте проживания
Обосновывать выбор изделия на основе личных и общественных потребностей. Находить необходимую информацию в учебнике, библиотеке кабинета технологии, в сети Интернет. Выбирать вид изделия.
Характеризовать рекламу как средство формирования потребностей. Осуществлять выбор товара в модельной ситуации
Объяснять значение понятия «машина», характеризовать машины, преобразующие энергию в вид, необходимый потребителю. Характеризовать простые механизмы, типовые детали машин и их соединения. Знакомиться с профессиями машинист, водитель, наладчик. Осуществлять сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции. Конструировать модель по заданному прототипу, проводить испытания и модернизацию модели. Разрабатывать оригинальную конструкцию модели: проектировать, находить альтернативные варианты, конструировать, испытывать, анализировать результаты
.
4.Материальные технологии (5ч)
Технологии обработки конструкционных материалов.
Виды конструкционных материалов.
Графическое изображение деталей.
Технология изготовления изделий.
Технологические операции обработки конструкционных материалов.
Технология сборки деталей из конструкционных материалов.
Технологии отделки изделий из конструкционных материалов.
Технологии художественно-прикладной обработки материалов.
Распознавать породы древесины, пиломатериалы и древесные материалы по внешнему виду. Распознавать металлы, сплавы и искусственные материалы по образцам. Выбирать материалы для изделия в соответствии с его назначением. Организовывать рабочее место для столярных и слесарных работ. Выбирать инструменты для обработки древесины, металлов и искусственных материалов в соответствии с их назначением. Выполнять уборку рабочего места. Знакомиться с профессиями столяр. Читать и оформлять графическую документацию. Выполнять эскизы или технические рисунки деталей из конструкционных материалов. Знакомиться с профессией инженер-конструктор, слесарь. Выполнять разметку заготовок из древесины, тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по чертежу с использованием разметочных инструментов. Контролировать качество разметки. Выравнивать заготовки деталей из тонколистового металла и проволоки с помощью правки. Контролировать качество правки. Знакомиться с профессиями слесарь-разметчик, слесарь-инструментальщик.
Выполнять пиление размеченных заготовок, соблюдая правила безопасного труда. Выполнять по разметке резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов с соблюдением правил безопасной работы. Контролировать качество вырезанных деталей. Знакомиться с профессиями станочник-распиловщик, резчик.
5. Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов (2ч)
Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении и хранении пищи. Организовывать рабочее место для приготовления пищи. Определять набор безопасных для здоровья моющих и чистящих средств для мытья посуды и кабинета.
Осваивать безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячей посудой, жидкостью. Оказывать первую помощь при порезах и ожогах.
Находить и предъявлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов. Осуществлять поиск значения понятия «витамины». Находить и предъявлять информацию о витаминах, содержащихся в различных продуктах. Закреплять исследовательские навыки при проведении лабораторных работ по определению качества питьевой воды.
Составлять индивидуальный режим питания и дневной рацион на основе пищевой пирамиды. Приготовлять и оформлять бутерброды. Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах. Подсушивать хлеб для бутербродов в жарочном шкафу или тостере. Находить пословицы о хлебе. Знакомиться с профессией повар. Приготовлять горячие напитки (чай, кофе, какао).
Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе. Находить и предъявлять информацию о растениях, из которых можно приготовить горячие напитки. Дегустировать бутерброды и горячие напитки.
Изучать потребность в бытовых электроприборах на домашней кухне.
6.Технологии растениеводства и животноводства (2ч)
. Определять основные группы культурных растений.
Проводить фенологические наблюдения за комнатными растениями.
Проводить визуальную диагностику недостатка элементов питания культурных растений. Проводить подкормку комнатных растений. Осуществлять поиск информации о культурных растениях в Интернете.
Осваивать способы и методы вегетативного размножения культурных растений (черенками, отводками, прививкой, культурой ткани) на примере комнатных декоративных культур. Находить и предъявлять информацию о технологиях вегетативного размножения усами, клубнями, спорам. Осваивать технологические приёмы выращивания комнатных растений.
Выполнять перевалку (пересадку) комнатных растений.
Находить и предъявлять информацию о современных технологиях выращивания растений: «гидропоника», «аэропоника», с применением гидрогеля.
Знакомиться с профессией садовники.
Собирать информацию и приводить примеры разведения животных для удовлетворения различных потребностей человека. Знакомиться с технологией производства животноводческой продукции.
Находить и предъявлять информацию об устройстве животноводческой фермы, механизации работ на ферме
7. Исследовательская и созидательная деятельность(1ч)
Разработка и реализация этапов выполнения творческого проекта. Разработка технического задания. Выполнение требований к готовому изделию. Расчёт затрат на изготовление проекта. Разработка электронной презентации. Защита творческого проекта
Работать над проектом. Находить необходимую информацию с использованием Интернета. Выполнять необходимые эскизы. Составлять учебные технологические карты. Контролировать качество выполнения этапов проекта. Оценивать стоимость проекта. Разрабатывать варианты рекламы. Подготавливать пояснительную записку. Оформлять проектные материалы. Проводить презентацию проекта.
4. Календарно- тематическое планирование
№
Тема урока.
Часы
Дата
Часы самостоятельной работы
Часы
Раздел «Технологии растениеводства и животноводства» (1 ч)
1.
Растениеводство. Общая характеристика и классификация культурных растений. Практическая работа № 1 «Проведение подкормки растений».
1
08.09
Растениеводство. Общая характеристика и классификация культурных растений. Практическая работа № 1 «Проведение подкормки растений».
1
2. Раздел «Современные технологии и перспективы их развития» (2 ч)