Рабочая программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учётом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий и национальных традиций.
В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:
На уроки, построенные на материале НРК отводится 6 часов.
основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;
пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных операций;
назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусла); уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;
основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;
возможности и умения использовать микрокалькуляторы и ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;
принципы ухода за одеждой и обувью.
рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционно-технологическим картам;
читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке;
владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;
работать на ПЭВМ в режиме калькулятора.
учебно-познавательной.
использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;
планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену, выражать уважение и заботу членам семьи, принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.
Сроки изучения учебного материала (по неделям) | Раздел, тема, урок, практические, контрольные работы, виды контроля | Ученик должен знать (основные понятия, термины) | Ученик должен уметь (основные умения и навыки) | Повторение ключевых моментов курса. Межпредметные связи |
1-я неделя | Вводное занятие. Инструктаж по ОТ- 001 | Содержание программы и план работы, общие правила поведения в кабинете «Технология», правила по охране труда, технику безопасности и пожарную безопасность, оказания первой медицинской помощи. | Применять общие правила по технике безопасности, пожарной безопасности | Инструктаж по охране труда и пожарной безопасности. Оказание первой медицинской помощи при травмах. ОБЖ, Валеология. |
Технология обработки древесины. Элементы машиноведения |
1-я неделя | Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины (На материале НРК) | Назначение и устройство столярного и универсального верстаков, правила размещения ручных инструментов на верстаке. | Организовать рабочее место для ручной обработки древесины, устанавливать и закреплять заготовки в зажимах верстака; проверять соответствие верстака своему росту | Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Устройство верстака. Установка и закрепление заготовок в зажимах верстака. Рисование |
2-я неделя | Древесина как природный конструкционный материал | Сферу применения древесины; породы древесины, их характерные признаки и свойства; природные пороки древесины. | Распознавать лиственные и хвойные породы древесины по внешним признакам: цвету и текстуре | Древесина и её применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины. Окружающий мир. Биология. |
3-я неделя | Древесные материалы. Пиломатериалы | Виды древесных материалов, пиломатериалов; области их применения, способы рационального использования. | Определять виды древесных материалов по внешним признакам; выявлять природные пороки древесных материалов и заготовок | Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Виды пиломатериалов. Отходы древесины и их рациональное использование. Черчение. Биология. |
4-я неделя | Понятие об изделии и детали. Графическая документация | Отличие изделия от детали; типы графических изображений; сущность понятия масштаб; основные сведения о линиях чертежа. | Различать разные типы графических изображения; виды проекций; читать чертёж плоскостной детали | Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Масштаб. Основные сведения о линиях чертежа. Чертёж плоскостной детали. Правила чтения чертежа. Черчение. Математика. |
5-я неделя | Этапы создания изделий из древесины. Технологическая карта | Основные этапы технологического процесса; назначение технологической карты, её содержание; основные технологические операции. | Определять последовательность изготовления детали по технологической карте | Основные этапы технологического процесса. Технологическая карта, её назначение. Основные технологические операции. Черчение. |
6-я неделя | Разметка заготовок из древесины | Правила работы с измерительным инструментом; правила разметки заготовок из древесины. | Выполнять разметку заготовок из древесины по чертежу с учётом направления волокон, наличия пороков материала | Разметка заготовок с учётом направления волокон и наличия пороков материала. Инструменты для разметки. Черчение. Математика. |
7-я неделя | Пиление столярной ножовкой | Инструменты для пиления; их устройство; назначение стусла; правила безопасной работы ножовкой; способы визуального и инструментального контроля качества выполненной операции. | Выпиливать заготовки столярной ножовкой; контролировать качество выполненной операции | Пиление как технологическая операция. Инструменты для пиления. Правила безопасной работы ножовкой. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. Математика. |
8-я неделя | Строгание древесины | Устройство и назначение инструментов для строгания; правила безопасной работы при строгании. | Выполнять сборку, разборку и регулировку рубанка; строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы | Строгание как технологическая операция. Инструменты для строгания, их устройство. Правила безопасной работы при строгании. Математика. |
9-я неделя | Сверление отверстий | Виды свёрл; типы отверстий; устройство инструментов для сверления; правила безопасной работы при сверлении; последовательность действий при сверлении | Закреплять свёрла в коловороте и дрели; размечать отверстия; просверливать отверстия нужного диаметра | Сверление как технологическая операция. Инструменты для сверления, их устройство. Виды свёрл. Правила безопасной работы при сверлении. Математика. |
10-я неделя | Соединение деталей гвоздями и шурупами | Виды гвоздей и шурупов для соединения деталей; правила безопасной работы. | Выбирать гвозди и шурупы для соединения деталей из древесины; выполнять соединение деталей из древесины гвоздями и шурупами | Способы соединения деталей из древесины. Виды гвоздей и шурупов. Инструменты для соединения деталей гвоздями и шурупами. Правила безопасной работы. Физика |
11-я неделя | Соединение деталей изделия на клей. Зачистка изделий из древесины | Виды клея и области их применения; правила безопасной работы с клеем; инструменты для опиливания и зачистки; назначение отпиливания и зачистки. | Выполнять операции опиливания и зачистки поверхности изделия; соединять детали изделия клеем | Соединение деталей изделия на клей. Виды клея. Правила безопасной работы с ним. Зачистка как отделочная операция. Инструменты для опиливания и зачистки. Виды наждачных шкурок. Физика. Химия. |
12-я неделя | Защитная и декоративная отделка изделия | Различные приёмы художественной обработки древесины; инструменты для такой обработки; виды лобзиков; правила безопасной работы. | Выполнять защитную и декоративную отделку изделий с соблюдением правил безопасной работы | Защитная и декоративная отделка изделия. Выжигание. Выпиливание лобзиком. Лакирование изделий из дерева. Правила безопасной работы с инструментами, материалом при художественной обработке древесины. Химия. |
13-я неделя | Работа над творческим проектом (На материале НРК) | Этапы выполнения творческого проекта; возможную тематику творческих проектов. | Выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями; подбирать материалы и инструменты; составлять технологическую карту; выполнять технологические операции по обработке древесины | Этапы выполнения творческого проекта. Тематика творческих проектов. Экономика. Математика. |
14-я неделя | Понятие о механизме и машинах (На материале НРК) | Сущность понятий: машина, механизм, деталь; типовые детали; типовые соединения; условные обозначения деталей, узлов механизмов на кинематических схемах. | Читать кинематические схемы; строить простые кинематические схемы | Механизмы и их назначение. Детали механизмов. Машина и её виды. Типовые детали. Типовые соединения деталей. Условные обозначения деталей и узлов механизмов на кинематических схемах. Математика. Физика. |
Технология обработки металлов. Элементы машиноведения |
15-я неделя | Рабочее место для ручной обработки металла | Устройство и назначение слесарного верстака и слесарных тисков; правила безопасности труда. заготовки на слесарном верстаке; закреплять заготовки в тисках | Регулировать высоту верстака в соответствии со своим ростом; рационально размещать инструменты и | Слесарный верстак; его назначение и устройство. Устройство слесарных тисков. Профессии, связанные с обработкой металла. Правила безопасности труда при ручной обработке металла. Физика. |
16-я неделя | Тонколистовой металл и проволока | Основные свойства металлов и область применения; виды и способы получения тонколистового металла; способы получения проволоки; профессии связанные с добычей и производством металлов. | Различать цветные и черные металлы; виды листового металла и проволоки | Металлы: их основные свойства и область применения. Чёрные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы её получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов. Физика. |
17-я неделя | Графическое изображение деталей из тонколистового металла и проволоки | Различия технологического рисунка, эскиза, чертежа; графическое изображение конструктивных элементов деталей; правила чтения чертежей; содержание технологической карты. | Читать чертежи деталей из тонколистового металла и проволоки; определять последовательность изготовления детали по технологической карте | Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Чертёж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т. п. Правила чтения чертежей. Технологическая карта. Черчение. Математика. |
18-я неделя | Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки | Назначение операции правки; устройство и назначение инструментов и приспособлений для правки тонколистового металла и проволоки; правила безопасной работы. | Править тонколистовой металл и проволоку | Правка как технологическая операция. Ручные инструменты для правки тонколистового металла и проволоки. Правила безопасной работы. Физика. |
19-я неделя | Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки | Правила разметки заготовок из тонколистового металла и проволоки; назначение и устройство ручных инструментов и приспособлений для разметки; правила безопасной работы при разметке. | Выполнять разметку заготовок из тонколистового металла и проволоки. | Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Ручные инструменты для разметки. Шаблон. Математика. |
20-я неделя | Приёмы резания и зачистка деталей из тонколистового металла и проволоки | Назначение операций резания и зачистки; назначение и устройство ручных инструментов для выполнения операций резания и зачистки; правила безопасной работы при выполнении данных операций. | Выполнять резание заготовок; зачистку (опиливание заготовок из тонколистового металла и проволоки | Резание и зачистка: особенности выполнения данных операций. Инструменты для выполнения операций резания и зачистки. Правила безопасной работы. Физика. |
21-я неделя | Сгибание тонколистового металла и проволоки | О процессе сгибания тонколистового металла и проволоки; назначение и устройство инструментов и приспособлений для выполнения операции сгибания; правила безопасной работы. | Выполнять операцию сгибания тонколистового металла и проволоки | Сгибание как технологическая операция. Приёмы её выполнения. Ручные инструменты и приспособления для выполнения операции сгибания. Правила безопасной Работы. Физика. |
22-я неделя | Пробивание и сверление отверстий | Приёмы выполнения операций пробивания и сверления отверстий; назначение и устройство инструментов для пробивания и сверления отверстий; правила безопасной работы. | Пробивать и сверлить отверстия в тонколистовом металле | Пробивание и сверление отверстий в тонколистовом металле. Ручные инструменты и приспособления для выполнения операций пробивания и сверления отверстий. Правила безопасной работы. Физика. математика. |
23-я неделя | Устройство сверлильного станка и приёмы работы на нём | Устройство сверлильного станка; правила безопасной работы. | Выполнять операцию сверления на сверлильном станке | Назначение и устройство сверлильного станка. Приёмы работы на станке. Правила безопасной работы. Физика. Математика. |
24-я неделя | Соединение деталей из тонколистового металла. Отделка изделий из металла | Способы соединения деталей из тонколистового металла; способы защитной и декоративной отделки изделий из металла; правила безопасной работы. | Выполнять соединение деталей фальцевым швом и заклёпочным соединением; отделку изделия | Способы соединения деталей из тонколистового металла. Защитная и декоративная отделка изделий из металла. Правила безопасности труда. Физика. Черчение. |
Культура дома |
25-я неделя | Интерьер дома. (На материале НРК) | Понятие интерьер; требования, предъявляемые к интерьеру; предметы интерьера; характеристики основных функциональных зон. | Анализировать дизайн интерьера жилых помещений на соответствие требованиям эргономики, гигиены, эстетики | Интерьер жилых помещений. Требования к интерьеру. Предметы интерьера. Рациональное размещение мебели и оборудования в комнатах различного назначения. ИЗО. Черчение. |
26-я неделя | Уход за одеждой и книгами | Последовательность операций во время уборки помещений; правила ухода за мебелью, одеждой, обувью, книгами; условные обозначения ухода за текстильными изделиями; современную бытовую технику для выполнения домашних работ, её устройство и назначение. | Выполнять уборку помещений; ухаживать за мебелью, одеждой, обувью, книгами с использованием современных средств ухода и бытовой техники | Выбор и использование современных средств ухода за одеждой, обувью и мебелью. Способы удаления пятен с одежды, мебели, обивки. Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. Способы ухода за книгами. Уборка жилого помещения. Современная бытовая техника для выполнения домашних работ. Химия. Физика. |
27-я неделя | Организация труда и отдыха. Питание. Гигиена | Основные требования к режиму дня школьника; основы рационального питания школьника; правила личной гигиены. | Планировать свой день; рационально питаться; ухаживать за телом, зубами, волосами | Режим дня – основа. Здорового образа жизни. Основы рационального питания. Личная гигиена. Окружающий мир. Анатомия. |
28-я неделя | Культура поведения в семье | Понятие этикет; правила поведения при общении с членами семьи, сверстниками и взрослыми. | Использовать знания правил поведения на практике | Этикет. Культура общения. Взаимоотношения в семье, школе. |
29-я неделя | Семейные праздники. Подарки. Переписка. (На материале НРК) | Правила приглашения и приёма гостей; правила поведения в гостях, в театре, кино; правила выбора подарка; правила переписки. | Принимать гостей; выбирать подарок; правильно вести себя в гостях; дарить подарки | Семейные праздники. Правила приёма гостей. Правила поведения в гостях, в театре, кино. Правила выбора подарка. Правила переписки |
Информационные технологии |
30-я неделя | Информационные технологии. Графический редактор | Сущность понятий информация, информационная технология; виды редакторов; назначение графического редактора. | Выполнять рисунки, эскизы с помощью графического редактора | Информация. Информационная технология. Виды редакторов. Графический редактор. Правила создания рисунка, эскиза. Информатика. |
31-я неделя | Текстовый редактор | Назначение текстового редактора; содержание операций макетирования и форматирования текстовых документов. | Выбирать макет страницы; набирать текст; форматировать текстовый документ | Способы передачи информации. Назначение текстового редактора. Форматирование текстового документа. Информатика. |
32-я неделя | Калькулятор | Назначение калькуляторов, компьютерной программы «Калькулятор»; устройство и работу современного калькулятора. | Делать расчёты с использованием компьютерной программы «Калькулятор» | Назначение калькулятора. Виды калькуляторов. Компьютерная программа «Калькулятор». Использование программы для решения различных задач. Информатика. Математика. |
33-34-я неделя | Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта. (На материале НРК) | Этапы творческого проекта, их содержание; направления проектных работ; правила составления технологической последовательности изготовления изделия. | Выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями; подбирать инструменты и материалы; составлять технологическую последовательность; изготовить изделие; обосновать свой выбор темы, технологии изготовления изделия | Этапы выполнения творческого проекта. Содержание этапов. Тематика творческих проектов. Составление технологической последовательности. Экономика. Математика. Физика. Черчение. |
• «Технология. Обслуживающий труд» 5 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных организаций. – 2-е изд., перераб. /(Б.А.Гончаров, Е.В.
Елисеева, А.А. Электов и др.); под ред. В.Д. Симоненко.– М. : Вентана – Граф,
2011.- 208с.:ил.