Рабочая программа по технологии 5 класс (мальчики)
Рабочая программа по технологии 5 класс (мальчики)
~~Общая характеристика программы
Рабочая программа составлена на основе Феде¬рального государственного образовательного стан¬дарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по технологии, федерального перечня учебников, рекомен¬дованных или допущенных к использованию в образо¬вательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала В.Д.Симоненко (вариант для мальчиков) и требований к ре¬зультатам общего образования, представленных в Фе¬деральном образовательном государственном стан¬дарте общего образования, с учетом преемственности с примерными программами для начального общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на ис¬пользование учебника «Технология. Индустриальные технологии. 5 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф, 2013.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 5 класс (мальчики) »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика программы
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по технологии, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала В.Д.Симоненко (вариант для мальчиков) и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования, с учетом преемственности с примерными программами для начального общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника «Технология. Индустриальные технологии. 5 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф, 2013.
Цели обучения:
формирование целостного представления о техносфере, основанного на приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности;
формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности;
приобретение опыта разнообразной практической деятельности с техническими объектами, опыта познания и самообразования, опыта созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
формирование готовности и способности к выбору индивидуальной траектории последующего профессионального образования для деятельности в сфере промышленного производства;
становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания.
Задачи обучения:
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
приобретение опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности.
Приоритетными методами обучения индустриальным технологиям являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы, выполнение творческих проектов. Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по материаловедению и машиноведению. Все практические работы направлены на освоение различных технологий обработки материалов, выполнение графических и расчётных операций, освоение строительно-отделочных, ремонтных, санитарно-технических, электромонтажных работ и выполнение проектов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»
Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
Теоретические сведения. Древесина как природный конструкционный материал, её строение, свойства и области применения. Пиломатериалы, их виды, области применения. Виды древесных материалов, свойства, области применения.
Понятия «изделие» и «деталь». Графическое изображение деталей и изделий. Графическая документация: технический рисунок, эскиз, чертёж. Линии и условные обозначения. Прямоугольные проекции па одну, две и три плоскости (виды чертежа).
Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов.
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологический процесс, технологическая карта.
Разметка заготовок из древесины. Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов, применяемых при изготовлении изделий из древесины.
Основные технологические операции ручной обработки древесины: пиление, строгание, сверление, зачистка деталей и изделий; контроль качества. Приспособления для ручной обработки древесины. Изготовление деталей различных геометрических форм ручными инструментами.
Сборка деталей изделия из древесины с помощью гвоздей, шурупов, саморезов и клея. Отделка деталей и изделий тонированием и лакированием.
Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.
Лабораторно-практические и практические работы. Распознавание древесины и древесных материалов.
Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины.
Организация рабочего места для столярных работ.
Разработка последовательности изготовления деталей из древесины.
Разметка заготовок из древесины; способы применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов.
Ознакомление с видами и рациональными приёмами работы ручными инструментами при пилении, строгании, сверлении, зачистке деталей и изделий. Защитная и декоративная отделка изделий.
Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей, шурупов (саморезов), клея. Выявление дефектов в детали и их устранение. Соблюдение правил безопасной работы при использовании ручных инструментов, приспособлений и оборудования. Уборка рабочего места.
Тема 2. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов
Теоретические сведения. Металлы и их сплавы, область применения. Чёрные и цветные металлы. Основные технологические свойства металлов. Способы обработки отливок из металла. Тонколистовой металл и проволока. Профессии, связанные с производством металлов.
Виды и свойства искусственных материалов. Назначение и область применения искусственных материалов. Особенности обработки искусственных материалов. Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации искусственных материалов.
Рабочее место для ручной обработки металлов. Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Инструменты и приспособления для ручной обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и способы применения.
Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов. Применение ПК для разработки графической документации.
Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными инструментами. Технологические карты.
Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: правка, разметка, резание, гибка, зачистка, сверление. Особенности выполнения работ. Основные сведения об имеющихся на промышленных предприятиях способах правки, резания, гибки, зачистки заготовок, получения отверстий в заготовках с помощью специального оборудования.
Основные технологические операции обработки искусственных материалов ручными инструментами.
Точность обработки и качество поверхности деталей. Контрольно-измерительные инструменты, применяемые при изготовлении деталей из металлов и искусственных материалов.
Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Соединение заклёпками. Соединение тонколистового металла фальцевым швом.
Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов.
Профессии, связанные с ручной обработкой металлов.
Правила безопасного труда при ручной обработке металлов.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с образцами тонколистового металла и проволоки, исследование их свойств.
Ознакомление с видами и свойствами искусственных материалов.
Организация рабочего места для ручной обработки металлов. Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков. Соблюдение правил безопасного труда. Уборка рабочего места.
Чтение чертежей. Графическое изображение изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Разработка графической документации с помощью ПК.
Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов.
Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Инструменты и приспособления для правки.
Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Отработка навыков работы с инструментами для слесарной разметки.
Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Зачистка деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.
Гибка заготовок из тонколистового металла, проволоки. Отработка навыков работы с инструментами и приспособлениями для гибки.
Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов. Применение электрической (аккумуляторной) дрели для сверления отверстий.
Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.
Тема 3. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов
Теоретические сведения. Понятие о машинах и механизмах. Виды механизмов. Виды соединений. Простые и сложные детали. Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов.
Сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке. Инструменты и приспособления для работы на сверлильном станке. Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке.
Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с механизмами, машинами, соединениями, деталями.
Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка, с приспособлениями и инструментами для работы на станке.
Отработка навыков работы на сверлильном станке. Применение контрольно-измерительных инструментов при сверлильных работах.
Тема 4. Технологии художественно-прикладной обработки материалов
Теоретические сведения. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной. Единство функционального назначения, формы и художественного оформления изделия.
Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Приёмы выполнения работ. Правила безопасного труда.
Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для выжигания. Организация рабочего места. 11риёмы выполнения работ. Правила безопасного труда.
Лабораторно-практические и практические работы. Выпиливание изделий из древесины и искусственных материалов лобзиком, их отделка. Определение требований к создаваемому изделию.
Отделка изделий из древесины выжиганием. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления.
Изготовление изделий декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам. Отделка и презентация изделий.
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»
Тема 1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними
Теоретические сведения. Интерьер жилого помещения. Требования к интерьеру помещений в городском и сельском доме. Прихожая, гостиная, детская комната, спальня, кухня: их назначение, оборудование, необходимый набор мебели, декоративное убранство.
Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт. Способы удаления пятен с обивки мебели.
Технология ухода за кухней. Средства для ухода за стенами, раковинами, посудой, кухонной мебелью.
Экологические аспекты применения современных химическиx средств и препаратов в быту.
Технологии ухода за одеждой: хранение, чистка и стирка одежды. Технологии ухода за обувью.
Профессии в сфере обслуживания и сервиса.
Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение мелкого ремонта одежды, чистки обуви, восстановление лакокрасочных покрытий на мебели. Удаление пятен с одежды и обивки мебели. Соблюдение правил безопасного труда и гигиены.
Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла).
Тема 2. Эстетика и экология жилища
Теоретические сведения. Требования к интерьеру жилища: эстетические, экологические, эргономические.
Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере.
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учётом потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.
Лабораторно-практические и практические работы. Оценка микроклимата в помещении. Подбор бытовой техники по рекламным проспектам.
Разработка плана размещения осветительных приборов. Разработка планов размещения бытовых приборов.
Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла).
Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности»
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность
Теоретические сведения. Понятие творческого проекта. Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Формулирование требований к выбранному изделию.
Обоснование конструкции изделия. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный).
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки).
Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта.
Портфолио (журнал достижений) как показатель работы учащегося за учебный год.
Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении и презентации проекта.
Практические работы. Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей. Поиск необходимой информации использованием сети Интернет.
Выбор видов изделий. Определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели изделия. Составление учебной инструкционной карты.
Изготовление деталей, сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов для изготовления изделия. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.
Варианты творческих проектов из древесины и поделочных материалов: предметы обихода и интерьера (подставки для ручек и карандашей, настольная полочка для дисков, полочки для цветов, подставки под горячую посуду, разделочные доски, подвеска для отрывного календаря, домики для птиц, декоративные панно, вешалки для одежды, рамки для фотографий), стульчик для отдыха на природе, головоломки, игрушки, куклы, модели автомобилей, судов и самолётов, раздаточные материалы для учебных занятий и др.
Варианты творческих проектов из металлов и искусственных материалов: предметы обихода и интерьера (ручки для дверей, подставки для цветов, декоративные подсвечники, подставки под горячую посуду, брелок, подставка для книг, декоративные цепочки, номерок на дверь квартиры), отвёртка, подставка для паяльника, коробки для мелких деталей, головоломки, блёсны, наглядные пособия и др.
Распределение учебных часов по разделам программы
Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, приведено в таблице:
Разделы и темы программы
Количество часов
Технологии обработки конструкционных материалов (50 ч)
1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
2. Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов
50
24
26
Технологии домашнего хозяйства (6 ч)
1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними
2. Эстетика и экология жилища
6
4
2
Технологии исследовательской и опытнической деятельности (12 ч)
Исследовательская и созидательная деятельность
12
12
Всего: 68 ч
68
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются: • проявление познавательных интересов и активности в данной области; • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; • самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации; • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
Метапредметными результатамиосвоения учащимися основной школы курса «Технология» являются: • алгоритмизированное планирование процесса учащимися познавательно-трудовой деятельности; • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники;
умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда; • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; • объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
Предметным результатомосвоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
в познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;
распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов «Технологии обработки конструкционных материалов», «Технологии домашнего хозяйства».
владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ;
стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при обработке древесины и металлов;
в трудовой сфере:
планирование технологического процесса;
подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности;
соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены;
контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов;
в физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности;
в эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда при изучении раздела «Технологии художественно-прикладной обработки материалов»;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
в коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта;
• публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда;
• разработка вариантов рекламных образцов.
Список дополнительной литературы и адреса порталов и сайтов в помощь учителю
технологии
Сайт академии повышения квалификации г. Москва
Федеральный российский общеобразовательный портал:
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.
На изучение предмета отводится 2 ч в неделю, итого 68 ч за учебный год.
Учебное и учебно-методическое обеспечение
• Стенды и плакаты по технике безопасности;
• компьютерные слайдовые презентации;
• набор ручных инструментов и приспособлений;
• оборудование для лабораторно-практических работ;
• набор электроприборов, машин, оборудования.
Календарно-тематическое планирование по технологии 5 класс
№ урока в теме
Тема раздела/тема урока
Содержание урока
Типы заданий на уроке
Планируемые результаты
Информационно-методическое обеспечение
Домашнее задание
Дата проведения
Предметные
Метапредметные
Личностные
план
факт
Раздел 1. Технология ручной обработки древесины и древесных материалов. – 24 ч.
Ознакомить учащихся с задачами и программными требованиями по предмету "Технология".
Этапы выполнения творческого проекта. Тематика творческих проектов. Инструктаж по правилам техники безопасности.
Мозговая атака.
Практическая работа.
Учащиеся должны знать основные породы деревьев и виды пиломатериалов; назначение и устройство верстака; ручные инструменты и приспособления для пиления, строгания, сверления древесины; способы соединения деталей из древесины гвоздями и шурупами; правила безопасности труда при обработке древесины.
Учащиеся должны уметь читать чертежи деталей, выбирать пиломатериалы и обрабатывать их (пилить, строгать, сверлить и т. д.); соединять детали с помощью гвоздей и шурупов.
Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы.
Личностные - воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное; преобразовывать модели в соответствии с содержанием.
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку.
Учебник 5 класс, ПР № 1 (составить звездочку обдумывания – что можно сделать из фанеры), стр. 6-9
2.
Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы.
Основные элементы пиломатериалов: пласть, ребро, торец. Древесные пиломатериалы: фанера, шпон, ДСП, ДВП
Древесина как природный материал. Породы древесины и их текстура, применение.
Комбинированный урок. Дополни схему, таблицу.
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, образцы различных пиломатериалов, фанеры, ДСП, ДВП
Учебник 5 класс, ПР № 2 (запиши в таблицу в рабочей тетради изученные свойства древесины), стр. 10-15
3.
Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины.
Комплектование и организация рабочего места в столярной мастерской. Правилами техники безопасности в школьной мастерской.
Комбинированный урок. Дополни схему, таблицу.
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, столярный верстак.
Учебник 5 класс, ПР № 3 (заполнить таблицу в рабочей тетради – организация рабочего места), стр. 21-24
4.
Графическое изображение деталей.
Технический рисунок, эскиз, чертёж, масштаб (на уменьшение, на увеличение). Три основных вида изображения деталей. Практическая работа; зарисовать эскиз детали в тетради.
Комбинированный урок.
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, образцы графической документации.
Учебник 5 класс, ПР № 4 (выполнить эскиз и технический рисунок детали, линии чертежа), стр. 16-20
5.
Последовательность изготовления деталей из древесины.
Этапы изготовления изделия из древесины. Сборка деталей. Составление технологической карты. Практическая работа: пользуясь таблицей, разработать технологическую карту деталей.
Комбинированный урок. Загадки – перевертыши.
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, технологическая карта изделия.
Поперечное и продольное пиление. Техника безопасности при пилении. Правила ухода за верстаком.
Комбинированный урок.
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, различные виды ножовок и пил, заготовки древесины, стусло.
Учебник 5 класс, ПР № 7 (пиление заготовки из древесины, правила ТБ), стр. 32-36
8.
Строгание заготовок из древесины.
Шерхебель, рубанок, фуганок. Технология выполнения строгания. Самостоятельная работа: прострогать кромки и пласти заготовки.
Комбинированный урок.
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, шерхебель, рубанок, фуганок, заготовки древесины.
Обозначение формы и размеров отверстий на чертеже. Виды свёрл, устройство и область их применения. Назначение и устройство коловорота и ручной дрели. Закрепление свёрл. Приёмы сверления коловоротом и ручной дрелью. Контроль размеров отверстия.
Комбинированный урок.
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, дрели, коловорот, свёрла, заготовки.
Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов.
Последовательность соединения деталей из древесины на гвоздях, шурупах и клее. Сборка изделия. Контроль точности взаимного расположения деталей.
Комбинированный урок.
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, молоток, отвёртка, гвозди, шурупы, заготовки древесины.
Учебник 5 класс, ПР № 10 (соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов, правила ТБ), стр. 49-59
11.
Соединение деталей из древесины клеем.
Способы сборки изделия из древесины при помощи клея. Струбцина. Проверка качества выполненных работ. Практическая работа: сборка детали.
Комбинированный урок.
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, столярный верстак, струбцина, напильники, наждачная шкурка, различные клеи.
Учебник 5 класс, ПР № 11 (соединение деталей из древесины с помощью клея, правила ТБ), стр. 60-63
12.
Выпиливание лобзиком. Отделка изделия из древесины.
Составные части лобзика, правила работы лобзиком и ТБ.
Подготовка поверхности для лакирования. Окраска изделия.
Комбинированный урок.
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, лобзик, надфиль, струбцина, кисть, лак, заготовки.
Учебник 5 класс, ПР № 13 (выпиливание изделий из древесины лобзиком, правила ТБ), стр. 67-75
Раздел 2. Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов. - 26 ч
1.
Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы.
Понятие о стали. Виды тонколистового металла. Его получение. Белая и чёрная жесть. Механические и технологические свойства стали. Применение тонколистовой стали в конструкциях изделия.
Комбинированный урок.
Учащиеся должны знать правила разметки, резания, гибки и правки жести, назначение и устройство разметочного и слесарного инструментов. правила безопасности труда при обработке металла. Учащиеся должны уметь выбирать металл и обрабатывать его (размечать, править, сгибать, резать, сверлить отверстия).
Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Личностные - воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное; преобразовывать модели в соответствии с содержанием.
Учащиеся должны знать, какую роль играет техника в развитии человечества; краткие сведения о типовых деталях машин, назначении и устройстве сверлильного станка.
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), образцы изделий из листового металла и проволоки.
Учебник 5 класс, ПР № 15 (ознакомление с образцами тонколистового металла, проволоки и пластмасс), стр. 97-100
2.
Рабочее место для ручной обработки металла.
Рабочее место (слесарный и комбинированный верстак), его организация и уход за ним.
Комбинированный урок.
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), рабочее место для ручной обработки металла (слесарный верстак).
Учебник 5 класс, ПР № 16 (заполнить таблицу – ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков, правила ТБ), стр. 102-105
3.
Графическое изображение деталей из металла и искусственных материалов.
Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Чертёж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстие, пазов. Правила чтения чертежей. Технологическая карта.
Комбинированный урок.
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), образцы изделий из листового металла и проволоки.
Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов.
Этапы изготовления изделия из металла. Сборка деталей. Составление технологической карты.
Комбинированный урок.
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), образцы изделий из листового металла и проволоки.
Учебник 5 класс, ПР № 18 (разработка технологии изготовления деталей из металла, выполнение коробки, правила ТБ), стр. 110-114
5.
Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки.
Виды ножниц для резания по металлу. Приёмы резания листового металла. Практическая работа: произвести резку металла заготовок.
Комбинированный урок.
Распознавать металлы, сплавы и искусственные материалы. Организовывать рабочее место для слесарной обработки. Знакомиться с устройством слесарного верстака и тисков. Убирать рабочее место. Читать техническую документацию. Разрабатывать эскизы изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Разрабатывать технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов. Изготовлять детали из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам. Выполнять сборку и отделку изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Контролировать качество изделий выявлять и устранять дефекты. Соблюдать правила безопасного труда.
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, киянка, правильная плита, слесарный верстак, заготовки листового металла и проволоки, разметочный инструмент.
Учебник 5 класс, ПР № 19 (правка заготовок из тонколистового металла, изготовление фигуры мышки, правила ТБ), стр. 115-117
6.
Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки, пластмассы.
Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Ручные инструменты для разметки. Шаблон.
Комбинированный урок.
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, киянка, правильная плита, слесарный верстак, заготовки листового металла и проволоки, разметочный инструмент.
Учебник 5 класс, ПР № 20 (разметка заготовок из металла и искусственных материалов, правила ТБ), стр. 118-122
7.
Резание заготовок из тонколистового металла и проволоки и искусственных материалов.
Основные приёмы резания тонколистового металла и проволоки. Зачистка деталей. Техника безопасности. Практическая работа: отрезать необходимый кусок металла.
Комбинированный урок.
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, слесарные ножницы, заготовки тонколистового металла, слесарный верстак.
Учебник 5 класс, ПР № 21 (резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов, правила ТБ), стр. 123-127
8.
Зачистка заготовок из тонколистового металла и проволоки и искусственных материалов.
Основные приёмы резания тонколистового металла и проволоки. Зачистка деталей. Техника безопасности. Практическая работа: отрезать необходимый кусок металла.
Комбинированный урок.
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, слесарные ножницы, заготовки тонколистового металла, слесарный верстак.
Учебник 5 класс, ПР № 22 (зачистка деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы, правила ТБ), стр. 127-131
9.
Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки.
Понятия о стали. Белая и чёрная жесть. Виды тонколистового металла. Его получение. Приспособления для гибки металла. Техника безопасности. Практическая работа: произвести гибку крючка для вешалки.
Комбинированный урок. «От схемы – к тексту».
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, киянка, молоток, слесарные тиски, оправки, гибочный штамп, круглогубцы, плоскогубцы, заготовки металла.
Учебник 5 класс, ПР № 23 (гибка заготовок из листового металла и проволоки, изготовление воина из проволоки и щита из жести, правила ТБ), стр. 132-136
10.
Получение отверстий в заготовках из металлов и
искусственных материалов.
Последовательность сверления и пробивания отверстия на сверлильном станке и соединение деталей на заклёпках. Техника безопасности. Практическая работа: пробивка и сверление отверстий вручную и на станке.
Комбинированный урок.
Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Личностные - воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное; преобразовывать модели в соответствии с содержанием.
Учащиеся должны знать, какую роль играет техника в развитии человечества; краткие сведения о типовых деталях машин, назначении и устройстве сверлильного станка.
Личностные - идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны, применять правила делового сотрудничества.
Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, настольный сверлильный станок, электрическая дрель, ручная дрель, пробойник, кернер, молоток, заготовка металла.
Учебник 5 класс, ПР № 24 (отделка изделий из древесины выжиганием, правила ТБ), стр. 137-140
11.
Устройство настольного сверлильного станка.
Назначение и устройство сверлильного станка. Приёмы работы на станке. Правила безопасной работы.
Комбинированный урок.
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, киянка, молоток, слесарные тиски, оправки, гибочный штамп, круглогубцы, плоскогубцы, заготовки металла.
Учебник 5 класс, ПР № 25 (заполнить таблицу – устройство настольного сверлильного станка, правила ТБ), стр. 141-145
12.
Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Соединение деталей из тонколистового металла несколькими способами. Техника безопасности. Практическая работа: вырезать две детали и выполнить их соединение.
Комбинированный урок.
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, слесарный инструмент, заклёпки, образцы заготовок.
Учебник 5 класс, ПР № 26 (выполнение соединения деталей фальцевым швом, правила ТБ), стр. 146-151
13.
Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки и пластмассы.
Соединение деталей из тонколистового металла несколькими способами. Техника безопасности. Практическая работа: вырезать две детали и выполнить их соединение.
Комбинированный урок.
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, слесарный инструмент, заклёпки, образцы заготовок.
Учебник 5 класс, (отделка изделий из древесины, правила ТБ), приготовить сообщение – виды отделки металлов стр. 152-155
Раздел 3: Технология домашнего хозяйства - 6 ч
1.
Интерьер жилого помещения.
Интерьер жилых помещений. Требования к интерьеру. Предметы интерьера. Рациональное размещение мебели и оборудования в комнатах различного назначения.
Учащиеся должны знать функции жилого дома. Учащиеся должны уметь создавать домашний уют, интерьер жилого дома, уметь ухаживать за одеждой и обувью.
Учащиеся должны уметь оценивать микроклимат в помещении, разрабатывать планы размещения осветительных приборов и варианты размещения бытовых приборов.
Сравнивать различные объекты; сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку,
Этикет. Культура общения. Взаимоотношения в семье, школе.
Введение новых знаний.
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку,
Учебник 5 класс, ПР № 28 (разработка проекта дома в программе FloorPlan3D), стр. 168-173
3.
Технологии ухода за жилым помещением, одеждой, обувью.
Режим дня - основа здорового образа жизни. Основы рационального питания. Личная гигиена.
Введение новых знаний. Урок – практикум.
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку,
Учебник 5 класс, ПР № 29 (изготовление полезных для дома вещей – вешалка деревянная или металлическая, правила ТБ), стр. 174-178
Раздел 4: Технологии исследовательской и опытнической деятельности - 12 ч
1.
Порядок выбора темы проекта.
Информация. Информационные технологии. Виды редакторов. Графический редактор. Правила создания рисунка, эскиза.
Комбинированный урок.
Учащиеся должны уметь выбирать тему своего творческого проекта, выполнять оценку стоимости материалов, искать источники информации в книгах, журналах, сети Интернет, защитить свой проект.
Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира, формирующие умственные операции, поисковую и исследовательскую деятельность.
Личностные - воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, компьютер
Учебник 5 класс, ПР № 30 (работа над проектом, правила ТБ), стр. 156-162
2.
Этапы выполнения проекта.
Способы передачи информации. Назначение текстового редактора. Формирование текстового документа. Назначение калькулятора. Виды калькуляторов. Компьютерная программа "Калькулятор". Использование программы для решения различных задач.
Комбинированный урок.
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, компьютер
Учебник 5 класс, ПР № 30 (работа над проектом, правила ТБ), стр. 156-162
3.
Подготовка графической и технологической документации.
Этапы выполнения творческого проекта. Содержание этапов. Тематика творческого проекта. Составление технологической последовательности.
Практическая работа.
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, компьютер.
Учебник 5 класс, ПР № 30 (работа над проектом, правила ТБ), стр. 156-162
4.
Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия.
Этапы выполнения творческого проекта. Содержание этапов. Тематика творческого проекта. Составление технологической последовательности.
Практическая работа.
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, компьютер.
Учебник 5 класс, ПР № 30 (работа над проектом, правила ТБ), стр. 156-162
5.
Окончательный контроль и оценка проекта.
Этапы выполнения творческого проекта. Содержание этапов. Тематика творческого проекта. Составление технологической последовательности.
Практическая работа.
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, компьютер.
Учебник 5 класс, ПР № 30 (работа над проектом, правила ТБ), стр. 156-162
6.
Использование ПК при выполнении и презентации проектов.
Этапы выполнения творческого проекта. Содержание этапов. Тематика творческого проекта. Составление технологической последовательности.
Практическая работа. Урок защита творческих проектов.
Учебник технологии 5 класс. Под редакцией Симаненко В.Д. (мальчики), медиоресурсы (презентация) к уроку, компьютер.
Учебник 5 класс, ПР № 30 (работа над проектом, правила ТБ), стр. 156-162