Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа технология 5 класс(мальчики) ФГОС»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия № 1»
«Согласовано»
Руководитель
МО учителей _____
___________________
_____ _____________
Протокол №___
от «___»______2015г
«Согласовано»
Заместитель директора по НМР
«__»______2015 г
«Утверждаю»
Директор гимназии
Приказ №____
от «___»_______2015 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ
для 5 класса (мальчики)
Программу разработала
Щетинина Оксана Ивановна
учитель технологии
МБОУ «Гимназия №1»
на 2015/2016 учебный год
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
Протокол №_______
От «___»_______2015 г
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Технология» по направлению "Индустриальные технологии" для 5 – 8 классов разработана на основе:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Примерной программы основного общего образования по технологии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
Примерной программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2010 г. – 96с. - (стандарты второго поколения).
Примерной учебной программы по технологии для основной школы, (стандарты второго поколения), М.: Просвещение, под редакцией М. В Рыжаков, А М. Кондаков 2012 г. Авторы программы: А.Т. Тищенко, В.Д.Симоненко.
Авторской программы технология: программа 5 – 8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф,2015. – 144с.
Учебника «Технология. Индустриальные технологии» (ФГОС) по программе В. Д. Симоненко для учащихся 5 классов. Авторы: В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. Издательство М. , «Вентана - Граф» 2014 год.
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-15 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г № 253)
Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов и элективных курсов : Приказ №
Учебного плана МБОУ « Гимназия № 1» на 2015 – 2016 учебный год
Цели обучения:
* формирование целостного представления о техносфере, основанного на приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности;
* формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
* становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности;
* приобретение опыта разнообразной практической деятельности с техническими объектами, опыта познания и самообразования, опыта созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
* формирование готовности и способности к выбору индивидуальной траектории последующего профессионального образования для деятельности в сфере промышленного производства;
* становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания.
Задачи обучения:
* овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;
* развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
* приобретение опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности.
Обоснование логики структуры программы:
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Рабочая программа (в дальнейшем программа) является общеобразовательной и предназначена для реализации основного общего образования по образовательной области «Технология», направлению «Индустриальные технологии».
Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность (профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая) должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.
Предмет "Технология" является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности.
Технологии, методы и формы работы:
Приоритетными методами обучения индустриальным технологиям являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы, выполнение творческих проектов. Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по материаловедению и машиноведению. Все практические работы направлены на освоение различных технологий обработки материалов, выполнение графических и расчётных операций, освоение строительно-отделочных, ремонтных, санитарно-технических, электромонтажных работ и выполнение проектов.
Формы контроля знаний, умений и навыков:
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
работа в парах.
Формы текущего контроля:
фронтальный опрос;
опрос в парах;
творческие задания;
тесты
Формы итогового контроля:
практические работы, контрольные работы
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос и
письменный (тест).
Изменения :
Использованная примерная программа для обучения школьников технологии с 5 по 7 класс разработана с учетом того, что на ее основе могут составляться авторские программы непосредственно учреждениями общего образования или авторами учебников. Поэтому в ней выделены инвариантная обязательная часть в объеме 128 ч и вариативный авторский компонент, рассчитанный на 42 ч (25% всего учебного времени), который призван расширить или углубить примерную программу. В связи с этим, 20 часов отведенные на вариативную часть в 5 классе были распределены следующим образом:
4 часа добавлено на изучение раздела 2 «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов» ( 26 часов);
1 час добавлен на изучение раздела 3 «Исследовательская и созидательная деятельность» (4 часа);
2 часа добавлено на изучение раздела 5 « технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов;
на 8 часов сокращен раздел7: «Технологии домашнего хозяйства» по причине того, что материальное обеспечение кабинета технологии не удовлетворяет требованиям и раздел изучается теоретически в связи с отсутствием в кабинете необходимых санитарно-гигиенических условий и оборудования для проведения практических работ.
Изучаемые дидактические единицы определены и развернуты в соответствии с примерной программой основного общего образования по технологии. Направление «Технический труд» (Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова, Технология. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М. Вентана-Граф 2008 г., стр.144-182),
2. Общая характеристика учебного предмета:
Обучение технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной сферы. Учитывая интересы и склонности учащихся, возможности школы и местные условия содержание программы по технологии изучается в рамках направления "Индустриальные технологии".
Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
* культура, эргономика и эстетика труда;
* получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
* основы черчения, графики и дизайна;
* элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
* знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;
* влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
* устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);
* методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве;
* информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями;
овладеют:
* основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов социальной и природной среды, навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
* умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов;
* умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;
* навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда; выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
* навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;
* навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;
* навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
* умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;
* умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.
Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и объекты труда. При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов. Учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект или тему работы для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом он должен учитывать посильность объекта труда для учащихся соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.
Отбор содержания программы, выбор методики обучения произведен на основе реализации деятельностно-параметрического подхода, суть которого заключается в следующем: при разработке или выборе конструкции изделия, технологии ее обработки, наладке оборудования, приспособлений или инструментов, а также в процессе его изготовления каждый параметр качества детали (шероховатость, форма, размеры, угол) выступает для учащихся как специальная задача анализа, выполнения и контроля. С позиций параметрического подхода изучается конструкция оборудования, приспособлений и инструментов.
Направление «Индустриальные технологии»
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»
Выпускник научится:
● находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
● выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
● осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.
Выпускник получит возможность научиться:
● грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;
● осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющие инновационные элементы.
Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности»
Выпускник научится:
● планировать и выполнять технологические проекты: выявлять и формулировать проблему, обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ: составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
● представлять результаты выполненного проекта; пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Выпускник получит возможность научиться:
● организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учетом имеющихся ресурсов и условий;
● осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведенного продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
3. Место предмета "Технология" в базисном учебном плане:
Базисный учебный план на этапе основного общего образования включает 204 учебных часа для обязательного изучения предмета "Технология". В том числе: в 5 и 6 классах – 68 часов, из расчета 2 часа в неделю, в 7 и 8 классах – 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
4. Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате обучения учащиеся овладеют:
● трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;
● умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
● навыками применения распространенных ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате обучения учащиеся ознакомятся:
● с основными технологическими понятиями и характеристиками;
● технологическими свойствами и назначением материалов;
● назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
● видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;
● видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
● профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
● со значением здорового питания для сохранения своего здоровья.
Выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
● рационально организовывать рабочее место;
● находить необходимую информацию в различных источниках;
● применять конструкторскую и технологическую документацию;
● составлять последовательность выполнения технологических операций для
изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;
● выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
● выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
● соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
● осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготавливаемого изделия или продукта;
● находить и устранять допущенные дефекты;
● проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
● планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
● распределять работу при коллективной деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:
● понимание ценности материальной культуры для жизни и развития человека, формирования эстетической среды бытия;
● развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;
● получение технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
● организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
● создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных
инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
● изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
● контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;
● выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии, гигиены;
● оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;
● построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.
5. Результаты освоения учебного предмета «Технология»
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результатыосвоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
● формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
● формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, овладение элементами организации умственного и физического труда;
● самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей специализации и стратификации;
● развития трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности, выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
● осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
● становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
● формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
● проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
● самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
● формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
● развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера, формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результатыосвоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
● самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;
● алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
● определение адекватных имеющимся организационным и материально- техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
● комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
● выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий или продуктов;
● виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов, проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
● осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирование и регуляция своей деятельности, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
● формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
● организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками, согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решении общих задач коллектива;
● оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения, диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям, обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
● соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда, соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
● оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
● формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
в познавательной сфере:
● осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества, формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда, классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства, ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
● практическое освоение обучающимися основ практико-исследовательской деятельности, проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя, объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
● уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта, распознание видов и назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах, оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
● развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания
объектов труда;
● овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
● формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач, применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности, применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
● овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико- технологических задач, овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства.
в трудовой сфере:
● планирование технологического процесса и процесса труда, подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии, подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
● овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования, проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
● выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений, соблюдение трудовой и технологической дисциплины, соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
● выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
● контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
● документирование результатов труда и проектной деятельности, расчет себестоимости продукта труда, примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
● оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности, осознание ответственности за качество результатов труда;
● согласование своих потребностей и требований с потребностями других участников познавательно-трудовой деятельности;
● формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда, направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
● выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг, оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
● стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда, наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
● овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий, разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
● рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и элементов научной организации труда;
● умение выражать себя в доступных видах и формах художественно- прикладного творчества, художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
● рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
● участие в оформление класса и школы, озеленение пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
● практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности, действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия, устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительно владеть нормами и техникой общения, определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
● установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации, интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
● сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора, аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
● адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, овладение устной и письменной речью, построение монологического контекстных высказываний, публичная презентация и защита проекта изделий, продукта труда или услуги.
в физиолого-психологической сфере:
● развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов, достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
● соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учетом технико-технологический требований;
● сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
6. Содержание учебного предмета 2015-2016 год обучения
№п/п
Разделы,
темы
Количество часов
Примерная или авторская программа
Рабочая программа
1.
Раздел 1: Исследовательская и созидательная деятельность (вводная часть)
3
2
2.
Раздел 2: Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
20
26
3.
Раздел 3: Исследовательская и созидательная деятельность
3
4
4.
Раздел 4: Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов
2
2
5.
Раздел 5: Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов
20
22
6.
Раздел 6: Исследовательская и созидательная деятельность
3
4
7.
Раздел 7: Технологии домашнего хозяйства
14
6
8.
Раздел 8: Исследовательская и созидательная деятельность (заключительная часть)
3
2
ИТОГО:
68
68
Курс «Технология» для 5 класса содержит следующие разделы:
Раздел 1: Исследовательская и созидательная деятельность (вводная часть) (2 часа)
Вводный инструктаж по технике безопасности; Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта
Раздел 2: Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов (26 часов)
Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы; Графическое изображение деталей и изделий;
Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины; Последовательность изготовления деталей из древесины; Разметка заготовок из древесины; Пиление заготовок из древесины; Строгание заготовок из древесины; Сверление отверстий в деталях из древесины; Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами и саморезами; Соединение деталей из древесины клеем;
Отделка изделий из древесины; Выпиливание лобзиком; Выжигание по дереву
Лабораторно-практические работы ( 13 ) : «Распознавание древесины и древесных материалов»; «Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины»; «Организация рабочего места для столярных работ»; «Разработка последовательности изготовления детали из древесины»; «Разметка заготовок из древесины»; «Пилениезаготовок из древесины»; «Строгание заготовок из древесины»; «Сверление заготовок из древесины»; «Соединение деталей из древесины с помощью клея»; «Отделка изделий из древесины»; «Выпиливание изделий из древесины лобзиком»; «Отделка изделий из древесины выжиганием»
Раздел 3: Исследовательская и созидательная деятельность (4часа)
Творческий проект «Стульчик для отдыха на природе»
Раздел 4: Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов (2 часа)
Понятие о механизме и машине
Лабораторно-практическая работа ( 1 ) : «Ознакомление с машинами, механизмами, соединениями, деталями»
Раздел 5: Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов (22 часа)
Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы; Рабочее место для ручной обработки металлов; Графическое изображение деталей из металла и искусственных материалов;
Технология изготовления изделий из металла и искусственных материалов; Правка и разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы; Резание и зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов; Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки; Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов; Устройство настольного сверлильного станка; Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов; Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, пластмассы
Лабораторно-практические работы ( 11 ) : «Ознакомление с образцами тонколистового металла, проволоки и пластмасс»;«Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков»; «Гибка заготовок из листового металла и проволоки»; «Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов»; «Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка, сверление отверстий на станке»; «Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов»; «Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов»
Раздел 6: Исследовательская и созидательная деятельность (4 часа)
Творческий проект «Подставка для рисования»
Раздел 7: Технологии домашнего хозяйства (6часов)
Интерьер жилого помещения; Эстетика и экология жилища; Технологии ухода за жилым помещением, одеждой и обувью
Лабораторно-практические работы ( 2 ) : «Разработка технологии изготовления полезных для дома вещей»; «Изготовление полезных для дома вещей».
Раздел 8: Исследовательская и созидательная деятельность (заключительная часть) (2 часа)
Защита проекта
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. / [В.Н.Правдюк, Н.В.Синица, П.С.Самородский]; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-граф, 2008 – 2012.
Технология: программы начального и основного общего образования (М.В.Хохлова, П.С.Самородский, Н.В.Синица и др). – М.: Вентана-Граф, 2011
Уроки технологии в 5 классе: методическое пособие / П.С.Самородский, Н.В.Синица, Т.Г.Иванова. – М. : Вентана-Граф, 2011
• Стенды и плакаты по технике безопасности;
• компьютерные слайдовые презентации;
• набор ручных инструментов и приспособлений;
• оборудование для лабораторно-практических работ;
• набор электроприборов, машин, оборудования.
Календарно - тематическое планирование по технологии 5 класс (мальчики)
№
Тема раздела,
урока
Кол-во часов
Дата по плану
Дата факт
Планируемые образовательные результаты
Деятельность обучающихся
предметные
метапредметные
личностные
Раздел 1: Исследовательская и созидательная деятельность (вводная часть)
(2 ч)
1
Вводный инструктаж по технике безопасности.
1
Формирование понимания ценности правильной организации своей учебы, труда, досуга с целью сохранения здоровья и безопасного образа жизни.
Уметь ориентироваться в информационном пространстве.
Проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки.
Анализирует информацию, представленную учителем. Оценивает проблемные ситуации. Ознакамливается с правилами поведения в мастерской и на рабочем месте.
2
Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта
1
Развитие у учащихся представления о проектной деятельности, основных компонентах и критериях проекта; последовательности разработки творческого проекта.
Уметь ориентироваться в информационном пространстве.
Умение составлять индивидуальный (групповой) план проекта, формирование стартовой мотивации к изучению нового.
Ознакамливается с понятиями «проект»,
«этапы выполнения проекта», защита проекта. Обосновывает достоинства проектного изделия. Работает с текстом учебника, участвует во фронтальной работе , выполняет индивидуальную работу.
Раздел 2: Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
26
3-4
Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы
2
Формирование знаний о древесине, строении древесины; Свойствах и области ее применения; Лиственных и хвойных породах древесины; Характерных признаках и свойствах; Пиломатериалах; Видах пиломатериалов; Видах древесных материалов: ДСП, ДВП, шпон, фанера; Областях применения древесных материалов; Профессиях, связанных с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов
Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний
Формирование навыков определения видов древесины и древесных материалов по внешним признакам; распознавания пиломатериалов; умения отвечать на вопросы.
Участвует во фронтальной работе, выполняет индивидуальную работу (карточки-задания). Усваивает основные определения и понятия по теме. Выступает с сообщеним с презентацией на тему «Виды пиломатериалов», «Виды древесных материалов». Ищет информацию в Интернете о лиственных и хвойных породах древесины, пиломатериалах и древесных материалах
Выполняет Лабораторно-практическую работу №1 по теме «Распознавание древесины и древесных материалов»
5-6
Графическое изображение деталей и изделий
2
Формирование понятий об изделии и детали. Типах графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Масштаб. Линии чертежа. Видах проекции детали. Профессиях, связанных с разработкой и выполнением чертежей деталей и изделий
Формирование навыков работы по алгоритму, корректированию деятельности: внесению изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, поиску способов их устранения
Освоение навыков работы по алгоритму
Работает с текстом учебника, участвует во фронтальной работе, выполняет индивидуальную работу. Выполняет зарисовку эскиза детали.
Выполняет практическую работу №2 по теме «Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины»
7-8
Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины
2
Формирование знаний об устройстве столярного верстака. Установке и закреплению заготовок в зажимах верстака. Инструментах для обработки древесины. Организации рабочего места: рациональном размещение инструментов и заготовок. Профессиях современного столярного производства. Правилах безопасной работы
Выполнение правил безопасного труда
Освоение навыков правильной установка и закрепление заготовки в зажимах верстака; проверка соответствия верстака своему росту. Формирование умений выполнять учебные задачи.
Участвует в беседе по теме. Усваивает основные определения и понятий по теме, участвует во фронтальной работе Выполняет практическую работу №3 по теме «Организация рабочего места для столярных работ»
9-10
Последовательность изготовления деталей из древесины
2
Формирование понятий технологический процесс. Основные этапы технологического процесса. Технологическая карта и её назначение. Основные технологические операции. Профессии, связанные с разработкой технологических процессов
Формирование умений постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено , и того, что еще неизвестно
Формирование навыков определять последовательность изготовления детали по технологической карте; находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи.
Работают с текстом учебника, участвует во фронтальной работе, выполняет индивидуальную работу.
Выполняет практическую работу №4 по теме «Разработка последовательности изготовления детали из древесины»
11-12
Разметка заготовок из древесины
2
Формирование знаний о разметке заготовок. Последовательности разметки заготовок из древесины. Инструментах для разметки. Разметке заготовок с помощью шаблона
Формирование навыков учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Выполнения правил безопасного труда
Формирование навыков
воспроизведения приобретенных знаний, в конкретной деятельности; выполнения разметки заготовок из древесины по чертежу и шаблону.
Составляет иллюстрированный рассказ, участвует во фронтальной работе, выполняет индивидуальную работу. Учится размечать заготовку при помощи рейсмуса. Учится соблюдать правила безопасного труда.
Выполняет практическую работу №5 по теме «Разметка заготовок из древесины»
13-14
Пиление заготовок из древесины
2
Формирование понятий пиление как технологическая операция. Инструменты и приспособления для пиления. Правила безопасной работы ножовкой. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. Профессии, связанные с распиловкой пиломатериалов
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
Формирование навыков
воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Безопасно пилить заготовки столярной ножовкой, контролировать качество выполненной операции
Составляет иллюстрированный рассказ, участвует во фронтальной работе, выполняет индивидуальную работу. Соблюдение правил безопасного труда.
Выполняет практическую работу №6 по теме «Пиление заготовок из древесины»
15-16
Строгание заготовок из древесины
2
Формирование знаний о строгании как технологической операции. Инструментах для строгания, их устройстве. Визуальном и инструментальном контроле качества выполненной операции. Правилах безопасной работы при строгании
Формирование устойчивая мотивации к изучению и закреплению нового. Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Строгать детали с соблюдением безопасных приёмов работы.
Составляет иллюстрированный рассказ, участвует во фронтальной работе, выполняет индивидуальную работу. Собирает, разбирает и регулирует рубанок; строгает детали с соблюдением безопасных приёмов работы. Участвует в беседе по теме, усваивает основные операции и понятия по теме. Соблюдает правила безопасного труда.
Выполняет практическую работу №7 по теме «Строгание заготовок из древесины»
17-18
Сверление отверстий в деталях из древесины
2
Формирование знаний о сверлении как технологическая операция. Инструментах и приспособлениях для сверления, их устройстве. Видах свёрел. Последовательности сверления отверстий. Правилах безопасной работы при сверлении. Профессиях, связанных с работой на сверлильных станках в деревообрабатывающем и металлообрабатывающем производстве
Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата
Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Просверливать отверстия нужного диаметра с соблюдением правил безопасной работы.
Участвует в беседе по теме. Усваивает основные определения и понятия по теме. Закрепляет сверла в коловороте и дрели; размечает отверстия; просверливает отверстия нужного диаметра. Соблюдает правила безопасной работы при сверлении.
Выполняет практическую работу №7 по теме «Сверление заготовок из древесины»
19-20
Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами и саморезами
2
Изучают способы соединения деталей из древесины. Виды гвоздей, шурупов и саморезов. Инструменты для соединения деталей гвоздями, шурупами и саморезами. Последовательность соединения деталей. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с обработкой и сборкой деталей из древесины на деревообрабатывающих и мебельных предприятиях
Формирование умений находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Формирование способности к мобилизации сил и энергии; способности к волевому усилию в преодолении препятствий.
Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Соединять детали из древесины гвоздями и шурупами.
Составляет иллюстрированный рассказ, участвует во фронтальной работе, выполняет индивидуальную работу. Учится выбирать гвозди, шурупы и саморезы для соединения деталей из древесины, выполнять соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами и саморезами. Соблюдает правил абезопасного труда.
Выполняет практическую работу №9 по теме «Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами (саморезами)»
21-22
Соединение деталей из древесины клеем
2
Формирование знаний о соединении деталей из древесины клеем. Видах клея для соединения деталей из древесины. Последовательности соединения деталей с помощью клея. Правилах безопасной работы
Умение выбирать наиболее эффективные способы выполнения работы. Коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Осознавать уровень и качество усвоения результата
Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Соединение деталей из древесины клеем.
Составляет иллюстрированный рассказ, участвует во фронтальной работе, выполняет индивидуальную работу. Учится выбирать клей для соединения деталей из древесины, выполнять соединение деталей из древесины клеем. Соблюдать правила безопасного труда.
Выполняет практическую работу №10 по теме «Соединение деталей из древесины с помощью клея»
23-24
Отделка изделий из древесины
2
Знать о зачистке поверхностей деталей из древесины. Технологии зачистки деталей. Технологии отделки изделия древесины тонированием и лакированием. О различных инструментах и приспособлениях для зачистки и отделки деревянных изделий. Правилах безопасной работы при обработке древесины. Профессиях, связанных с обработкой изделий из древесины на мебельных предприятиях
Формирование умений определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата. Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения
Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Подбирать инструмент, способ и материал для зачистки и отделки изделий, выполнять отделку изделий с соблюдением правил безопасности.
Составляет иллюстрированный рассказ, участвует во фронтальной работе, выполняет индивидуальную работу. Визуально контролирует качество изделия. Выявляет дефекты и устраняет их. Соблюдает правила безопасного труда.
Выполняет практическую работу №11 по теме «Отделка изделий из древесины»
25-26
Выпиливание лобзиком
2
Овладение умением выпиливания лобзиком. Формирование знаний об устройстве лобзика. Последовательности выпиливания деталей лобзиком. Визуальном контроле качества выполненной операции. Правилах безопасной работы
Формирование умений определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата. Формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий
Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Выпиливание и зачистка изделий из дерева.
Составляет иллюстрированный рассказ, участвует во фронтальной работе, выполняет индивидуальную работу. Учится выбирать заготовки для выпиливания, выпиливать фигуры. Соблюдает правила безопасного труда.
Выполняет практическую работу №12 по теме «Выпиливание изделий из древесины лобзиком»
27-28
Выжигание по дереву
2
Овладение умением выжигания по дереву. Формирование знаний об электровыжигателе. Видах линий. Технологии выжигания рисунка на фанере. Отделки изделия раскрашиванием и лакированием. Визуальном контроле качества выполненной операции. Правилах безопасной работы с электрическими приборами
Умение осуществлять контроль деятельности («что сделано») и пошаговый контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»). Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Выжигать, и лакировать изделия из дерева.
Составляет иллюстрированный рассказ, участвует во фронтальной работе, выполняет индивидуальную работу. Усваивает основные определения и понятий по теме. Ищет информацию в Интернете (выбор узора). Соблюдает правила безопасного труда.
Выполняет практическую работу №13 по теме «Отделка изделий из древесины выжиганием»
Раздел 3: Исследовательская и созидательная деятельность
4
29-32
Творческий проект «Стульчик для отдыха на природе»
4
Обоснование темы проекта. Выбор лучшего варианта. Поиск информации в книгах, журналах и сети Интернет, среди готовых изделий. Разработка эскизов деталей изделия. Расчёт условной стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта. Подготовка графической документации. Разработка творческого проекта. Защита проекта. Эргонометрические требования ТБ
Уметь обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать самого себя как движущую силу своего научения.
Формирование ответственного отношения к своему труду.
Выбирает тему проекта в соответствии со своими возможностями, обосновывает выбор темы. Выполяет эскизы, модель изделия. Изготавливает деталь, собирает и отделывает изделие. Оценивает стоимость материалов для изготовления изделия. Оформляет проектный материал. Использует ПК при выполнении и презентации проектов. Презентует проект
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов
2
33-34
Понятие о механизме и машине
2
Формирование знаний о машине и её видах. Механизмах и их назначении. Деталях механизмов. Типовых деталях. Типовых соединениях деталей. Профессиях, связанных с обслуживанием машин и механизмов
Умение корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения. Уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. Устойчивая мотивация к изучению и закреплению нового
Формирование навыков организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Составляет иллюстрированный рассказ, участвует во фронтальной работе, выполняет индивидуальную работу. Усваивает основные определения и понятия по теме.
Выполняет практическую работу №14 по теме «Ознакомление с машинами, механизмами, соединениями, деталями»
Раздел 5: Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов
22
35-36
Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы
2
Формирование понятий металлы: их основные свойства и область применения. Чёрные и цветные металлы. Искусственные материалы и их виды. Виды пластмасс. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы её получения. Профессии, связанные с производством металлов и производством искусственных материалов
Формирование умений определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Различать виды металлов и искусственных материалов
Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ответа на поставленный вопрос.
Составляет иллюстрированный рассказ, участвует во фронтальной работе, выполняет индивидуальную работу. Усваивает основные определения и понятия по теме. Выступает с сообщением с презентацией на тему «Цветные и чёрные металлы», «Виды листового металла и проволоки», «Виды и производство искусственных материалов». Усваивает основные определения и понятия по теме. об искусственных материалах и способах их производства.
Выполняет практическую работу №15 по теме «Ознакомление с образцами тонколистового металла, проволоки и пластмасс»
37-38
Рабочее место для ручной обработки металлов
2
Формирование знаний о слесарном верстаке: его назначение и устройстве. Устройстве слесарных тисков. Профессиях, связанных с обработкой металла. Правилах безопасности труда при ручной обработке металла
Формирование умений определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Уметь воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ответа на поставленный вопрос. Закреплять заготовку в тисках.
Работает с текстом учебника, участвует во фронтальной беседе. Усваивает основные определения и понятия по теме. «Профессии, связанные с обработкой металла».
Выполняет практическую работу №16 по теме «Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков»
39-40
Графическое изображение деталей из металла и искусственных материалов
2
Формирование понятий Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Чертёж (эскиз) деталей из металла, проволоки и искусственных материалов. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т. п. Чтение чертежа детали из металла и пластмассы. Развертка
Формирование навыков учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Проектирования траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Уметь читать чертежи деталей из металла и искусственных материалов
Работает с текстом учебника, участвует во фронтальной беседе. Усваивает основные определения и понятия по теме.
Выполняет практическую работу №17 по теме «Чтение чертежа. Графическое изображение изделий из тонколистового металла и проволоки»
41-42
Технология изготовления изделий из металла и искусственных материалов
2
Формирование знаний о технологии изготовления изделий из металла и искусственных материалов . Технологической карте. Изделиях из металла и искусственных материалов. Способах изготовления изделий из металла и искусственных материалов. Областях применения изделий из металла и искусственных материалов. Профессиях, связанных с производством изделий из металла и искусственных материалов
Формирование умения воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ответа на поставленный вопрос. Умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать самого себя как движущую силу своего научения.
Участвует в беседе по теме. Усваивает основные определения и понятия по теме. Выступает с сообщением с презентацией на тему «Изделия из металла и искусственных материалов и способы их изготовления».
Выполняет практическую работу №18 по теме «Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов
43-44
Правка и разметка заготовок из тонколистового металла, проволо-ки, пластмассы
2
Формирование понятий правка и разметка как технологическая операция. Ручные инструменты для правки и разметки тонколистового металла и проволоки. Шаблон. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с разметкой заготовок из металла и изготовлением шаблонов
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.Формирование умений определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план последовательности действий.
Формирование умений выполнять правку заготовок и разметку на заготовке. Осознавать уровень и качество выполнения операции
Участвует в беседе по теме, Усваивает основные определения и понятия по теме. Работает в группах, участвует во фронтальной работе. Выполняет визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. Соблюдает правила безопасного труда.
Выполняет практическую работу №19 по теме «Правка и разметка заготовок из металла, проволоки и искусственных материалов»
45-46
Резание и зачистка заготовок из тонколистового металла, проволо-ки и искусственных материалов
2
Формирование знаний о резании и зачистке: особенностях выполнения данных операций. Инструментах для выполнения операций резания и зачистки. Технологиях резания и зачистки заготовок из металла, проволоки и пластмассы. Правилах безопасной работы. Профессиях, связанных с резанием и шлифованием заготовок
Формировать умения проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Уметь осознавать уровень и качество усвоения результата. Резать и зачищать заготовоки из тонколистового металла, проволоки и пластмассы. Управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия)
Работает с текстом учебника, участвует во фронтальной беседе. Участвует в беседе по теме, усваивает основные операции и понятия по теме. Выполняет визуальный контроль качества выполненной операции. Соблюдает правила безопасного труда.
Выполняет практическую работу №20 по теме «Резание и зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов»
47-48
Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки
2
Формирование понятий гибка тонколистового металла и проволоки как технологическая операция. Инструменты и приспособления для выполнения операции гибки. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с изготовлением заготовок из металла
Формирование умений организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Формирование навыков осознаний уровня и качества усвоения результата. Гнутия заготовок из тонколистового металла и проволоки. Произвольно и осознанно владеть общим приемом гибки заготовки
Участвует в беседе по теме, Усваивает основные определения и понятия по теме. Участвует во фронтальной беседе. Выполняет визуальный контроль качества выполненной операции. Соблюдает правила безопасного труда.
Выполняет практическую работу №21 по теме «Гибка заготовок из листового металла и проволоки»
49-50
Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов
2
Формирование знаний о пробивании и сверлении отверстий в тонколистовом металле. Ручных инструментах и приспособлениях для выполнения операций пробивания и сверления отверстий. Технологии пробивания и сверления отверстий заготовок из металла и пластмассы. Правилах безопасной работы
Формирование способности к мобилизации сил и энергии; способности к волевому усилию — выбору в ситуации мо-тивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Умение выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения. Использовать разнообразные способы решения поставленной задачи
Участвует в беседе по теме, усваивает основные операции и понятия по теме. Участвует во фронтальной и индивидуальной работе с классом. Учится визуально и инструментально контролировать качество выполненной операции.
Выполняет практическую работу №22 по теме «Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов»
51-52
Устройство настольного сверлильного станка
2
Формирование понятий настольный сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке, инструменты и приспособления. Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке
Формирование умений организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Формирование навыков корректировки деятельности: внесения изменений в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения. Выполнять работы на настольном сверлильном станке. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности
Выполняет работы на настольном сверлильном станке. Применяет контрольно-измерительные инструменты при сверлильных работах. Выявляет дефекты и устраняет их. Соблюдает правила безопасного труда.
Выполняет практическую работу №23 по теме «Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка, сверление отверстий на станке»
53-54
Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов
2
Способы соединения деталей. Инструменты и приспособления для соединения деталей. Технологии соединения деталей. Правила безопасности труда. Профессии, связанные с изготовлением изделий из тонколистового металла
Устойчивая мотивация к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план последовательности действий
Осознавать уровень и качество усвоения результата. Соединять детали из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.
Участвует в беседе по теме, усваивает основные операции и понятия по теме. Визуально и инструментально контролирует качество выполненной операции. Соблюдает правила безопасного труда.
Выполняет практическую работу №24 по теме «Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов»
55-56
Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, пластмассы
2
Учится отделывать изделия окрашиванием. Технологии отделки изделий. Методу распыления. Правилам безопасности труда
Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Осознание уровня и качества усвоения результата.
Уметь точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Отделывать изделия из металла, проволоки, пластмассы.
Осознавать уровень и качество усвоения результата. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности
Участвует во фронтальной и индивидуальной работе. Участвует в беседе по теме, усваивает основные операции и понятия по теме. Выполняет визуальный контроль качества выполненной операции. Соблюдает правила безопасного труда. Выступает с сообщением с презентацией на тему «Сборка и отделка изделий из металла и проволоки»
Выполняет практическую работу №25по теме «Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов»
Раздел 6: Исследовательская и созидательная деятельность
4
57-60
Творческий проект «Подставка для рисования»
4
Обоснование темы проекта. Выбор лучшего варианта. Поиск информации в книгах, журналах и сети Интернет, среди готовых изделий. Разработка эскизов деталей изделия. Расчёт условной стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта. Подготовка графической документации. Разработка творческого проекта. Защита проекта. Эргонометрические требования ТБ
Формирование умений обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Осознавать самого себя как движущую силу своего научения
Выбирает тему проекта в соответствии со своими возможностями, обосновывает выбор темы. Выполняет эскиз, модели изделия. Изготавливает детали, собирает и отделывает изделия. Оценивает стоимость материалов для изготовления изделия. Оформляет проектные материалы. Использует ПК при выполнении и презентации проектов.
Раздел 7: Технологии домашнего хозяйства
6
61-62
Интерьер жилого помещения
2
Формирование знаний об интерьере жилых помещений. Требованиях к интерьеру. Предметах интерьера. Рациональном размещение мебели и оборудования в комнатах различного назначения
Уметь выделять существенную информацию из текста
Формирование познавательного интереса. Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Знакомится с требованиями,предъявляемыми к интерьеру; предметами интерьера; характеристиками основных функциональных зон. Анализирует дизайн интерьера жилых помещений на соответствие требованиям эргономики, гигиены, эстетики
63-64
Эстетика и экология жилища
2
Формирование знаний об эстетических, экологических, эргономических требований к интерьеру жилища. Регулировании микроклимата в доме. Роли освещения в интерьере. Правилах пользования бытовой техникой Знакомство с приборами для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды.
Уметь выделять существенную информацию из текста
Формирование познавательного интереса. Управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).
Учится оценке микроклимата в помещении. Подбирает бытовую технику по рекламным проспектам. Разрабатывает план размещения осветительных приборов. Разрабатывает варианты размещения бытовых приборов.
Выполняет практическую работу №26 по теме «Разработка технологии изготовления полезных для дома вещей»
65-66
Технологии ухода за жилым помещением, одеждой и обувью
2
Формирование понятий технология ухода за различными видами напольных покрытий, за мебелью, за одеждой и обувью. Технология ухода за кухней. Чистка и стирка одежды. Хранение одежды и обуви. Средства для ухода. Профессии в сфере обслуживания и сервиса. Экологические аспекты применения современных химических средств в быту. Соблюдение правил безопасного труда и гигиены
Формирование познавательного интереса.
Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Уметь выделять существенную информацию из текста
Осваивает правила уборки помещений. Осваивает технологии удаления пятен с обивки мебели, чистки зеркальных и стеклянных поверхностей. Осваивает технологии ухода за обувью, правила хранения, чистки и стирки одежды. Соблюдает правила безопасного труда. и гигиены.
Выполняет практическую работу №27 по теме «Изготовление полезных для дома вещей»
Исследовательская и созидательная деятельность (заключительная часть)
2
67-68
Защита проекта
2
Применение ПК при проектировании. Экономическая оценка стоимости выполнения проекта. Методика проведения электронной презентации проектов (сценарии, содержание)
Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний
Составлять план защиты проектной работы. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Разрабатывать варианты рекламы. Оформлять проектные материалы. Подготавливать электронную презентацию проекта
Разрабатывает варианты рекламы. Оформляет проектные материалы. Использует ПК при выполнении и презентации проектов. Готовится к электронной презентации проекта. Защищает проект.