Программа по черчению для 8 класса (базовый уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089). Примерных программ по черчению для 8 классов (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 3-1263), с учетом учебного плана МБОУ «Сорская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2013-2014 учебный год и тематического планирования, по предмету «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, Астрель 2012г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса черчения 8 класс »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сорская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным
изучением отдельных предметов».
Рассмотрено на заседании
ШМО
Руководитель МО
___________________
Протокол № _ от «__»
_____________ 2013г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
____________________
«__»__________ 2013 г.
Утверждаю
Директор МОУ «Сорская СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов»
Новоселова Н.А.
________________________
Приказ № _______________
от «___»__________ 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса черчения
в 8 классе А, Б, В.
на 2013-2014 учебный год.
34 часа
1 час в неделю
Базовый уровень
Учитель:
Барковская Наталья Александровна
Стаж: 5 лет
Категория: -
Аттестация: -
г. Сорск. 2013
Пояснительная записка.
Программа по черчению для 8 класса (базовый уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089). Примерных программ по черчению для 8 классов (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 3-1263), с учетом учебного плана МБОУ «Сорская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2013-2014 учебный год и тематического планирования, по предмету «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, Астрель 2012г.
Общая характеристика учебного предмета
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда. Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом
Цели и задачи:
Программа ставит целью:
- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
-прививать культуру графического труда.
В практике используются формы организации работы на уроке:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
В качестве методов обучения применяются:
- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, лекция, работа с книгой),
- наглядные методы (метод демонстрации),
- практические методы (упражнения, практические работы).
Формы контроля ЗУН (ов);
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- практикум;
- тестирование.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся.
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.
Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.
Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:
Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;
б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.
При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;
б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;
в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;
б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.
Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения базового курса черчения ученик 8 класса должен:
- понимать и выполнять различные графические изображения, и в первую очередь чертежи;
- изучить правила построения и оформления чертежей, научиться работать чертежными инструментами, выполнять изображения от руки;
- развить инженерное мышление, усилить политехническое направление обучения;
- научиться, в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;
- развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью;
- научить пользоваться учебными и справочными материалами.
Календарно-тематическое планирование уроков черчения 8 класса
(1 час в неделю, 34 часа)
№ п.п
Дата
Наименование урока
Краткое содержание
Требование стандарта
Форма контроля
Примечание
Знать/понимать
Уметь/применять
Учебный предмет «Черчение». Техника выполнения чертежей и правила их оформления. (4 ч)
1
Чертежные инструменты, материалы и принадлежности.
Предмет «Черчение». Инструменты для выполнения чертежей. Чертежные материалы и принадлежности.
Что такое «Черчение». Роль чертежа в жизни человека. Имена русских ученых и изобретателей, использовавших в своей деятельности чертежи.
2
Организация рабочего места.
Оборудование рабочего места.
Что такое циркуль, рейсшина, как правильно подготовить рабочее место и принадлежности к работе.
Пользуясь инструментами проводить вертикальные, и горизонтальные и наклонные линии, а также окружности
Выполн. Практичес-
кой работы
3
Правило оформления чертежей.
Понятие о стандартах ЕСКД. Форматы, Основная подпись чертежа.
Какие размеры имеет лист формата. Рамка чертежа.
Выполнять чертежные надписи. Уметь наносить размеры. Выполнять надписи чертежным шрифтом.
4
Чертежные шрифты
Шрифты и линии. ГОСТ. Масштаб.
Выполнение основной надписи чертежа.
Выполнять надписи чертежным шрифтом.
Выполн. Практичес-
кой работы
№ п.п
Дата
Наименование урока
Краткое содержание
Требование стандарта
Форма контроля
Примечание
Знать/понимать
Уметь/применять
Чертежи в системе прямоугольных проекций. (4 ч)
5
Проецирование
Общие сведения о проецировании. Центральное и параллельное проецирование
Что такое проецирование. Как построить на плоскости проекцию точки, фигуры. Какой способ проецирования принят за основн.
Построить проекцию заданной фигуры.
Фронт. опрос
6
Прямоугольное проецирование
Проецирование на одну плоскость проекции. Проецирование на несколько плоскостей проекции.
Как называются плоскости проекции, как они обозначаются. Проецирование на три плоскости.
Распознавать на чертеже виды проекции. Уметь выполнять три проекции предмета.
Фронт. опрос.
Граф. задание
7
Расположение видов на чертеже. Местные виды.
Правило расположения видов. Местные виды.
Что такое вид. Как располагается вид на чертеже. Какой вид называется главным и почему.
Начертить проекцию куба с изображением выреза.
Опрос
8
Выполнение практической работы
Оформить чертеж (рамка, подпись). Выполнить три вида проекции предмета
Правила оформления чертежа. Правила проецирования предмета на плоскости.
Распознать виды проекции. Проводить замеры. Построить и правильно оформить чертеж.
Построить аксиальные проекции плоскогран ных предметов.
Опрос
13
Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.
Фронтальные диаметрические проекции окружностей.
Способ построения аксонометрических проекций пред метов, имеющих круглые поверхно сти.
Построить фронтальную деаметрическую проекцию детали с круглыми поверхностями
Практич. задание
14
Технический рисунок
Закрепление навыков построения проек- ций. Выполнение технич. рисунка.
Чем отличается аксонометрическая проекция от техни ческого рисунка.
Изобразить технический рисунок детали со штриховкой.
Опрос
№ п.п
Дата
Наименование урока
Краткое содержание
Требование стандарта
Форма контроля
Примечание
Знать/понимать
Уметь/применять
Чтение и выполнение чертежей (9 ч)
15
Анализ геометрических форм предметов на основе характерных признаков
Знакомство с правилами построения проекции геометрических тел
Мысленное расчленение предмета на геометрические тела.
Анализировать геометрические формы и тела
Опрос
16
Проекции геометрических тел
Понятие о проекциях геометрических тел, формирование навыков построения точек.
Анализ чертежей геометрических тел.
Выполнять чертежи геометрических тел в 3 проекциях.
Фронтальная графическая работа.
17
Особенности проецирования правильных пирамид
Понятие о проекциях геометрических тел, формирование навыков построения точек.
Анализ чертежей геометрических тел. Построение проекций правильных пирамид.
Построить проекций правильных пирамид.
Фронтальная графическая работа.
18
Особенности проецирования цилиндра и конуса.
Знакомство с правилами построения проекций геометрических тел.
Анализ чертежей геометрических тел. Построение проекций цилиндра и конуса.
Построить проекции цилиндра и конуса.
Фронтальная графическая работа.
19
Проекции группы геометрических тел. Взаимное расположение геометрических тел относительно плоскостей проекции.
Понятие о проекциях группы геометрических тел, формирование навыков построения.
Анализ чертежей групп геометрических тел.
Построить проекции геометрических тел. Проекции группы геометрических тел.
Фронтальная графическая работа.
№ п.п
Дата
Наименование урока
Краткое содержание
Требование стандарта
Форма контроля
Примечание
Знать/понимать
Уметь/применять
20
Проекции вершин, ребер, граней предмета.
Понятие о проекциях вершин, ребер, граней предмета, формирование навыков построения точек.
Правила построения чертежа предмета с нахождением проекций точек,
вершин, ребер и граней.
Различать типы линий. Уметь построить вид на плоскостях проекций.
Фронтальная графическая работа.
21
Графическая работа «Проекции группы геометрических тел.»
Закрепление навыков выполнения проекций, граней, ребер и точек.
Правила построе-ние аксономет-рических проекций, чертежи геометрических тел.
Анализировать формы предметов по их чертежам, геометрические построения предметов в 3 плоскостях.
Опрос
22
Построение третьего вида.
Проверка качественного усвоения материала по теме прямоугольное проецирование.
Формы предмета. Последовательность построения видов на чертеже детали. Построение вырезов на геометрических телах. Построение 3-го вида.
Последовательность построения видов и нанесения размеров на чертеже.
Опрос
23
Построение третьего вида по двум данным.
Понятие о проекциях третьем виде, формирование навыков построения третьего вида по двум заданным.
Правила выполнение основ прямоугольного проецирования на 3 плоскости проекции.
Построить третий вид по двум заданным.
Опрос
№ п.п
Дата
Наименование урока
Краткое содержание
Требование стандарта
Форма контроля
Примечание
Знать/понимать
Уметь/применять
24
Дополнительные сведения о нанесении размеров с учетом формы предмета
Проверка качественного усвоения материала по теме. Дополнительные сведения о нанесении
Основные правила нанесения
размеров и дополнительные сведения о нанесении размеров.
Правила построения основных размеров на чертеже, типы линий.
Фронтальная графическая работа.
24
Графическая работа. Построение третьего вида по двум точкам
Нанесение размеров с учетом формы предмета. Построить изображение предложенной детали. Построить третий вид детали.
Что такое размеры, габаритные размеры. Как они наносятся на чертеже. Правила построения третьего вида.
Выполнить графическое задание.
25
Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений. Деление окружности на равные части.
Знакомство с правилами геометрических построений.
Анализ графического состава изображений.
Анализировать графический состав изображений. Прямоугольное проецирование.
Фронтальный опрос.
26
Деление окружности на равные части
Деление окружности на равные части с помощью угольника, с помощью циркуля
Принцип деления окружности на равные части,три части,шесть частей
Разделить окружность с помощью угольника и циркуля на равные части
Графическая работа
27
Сопряжения.
Что такое сопряжение, центры сопряжений.
Применение сопряжений при выполнении чертежей деталей.
Анализ графического состава изображений. Прямоугольное проецирование.
Опрос. Графическая работа
№ п.п
Дата
Наименование урока
Краткое содержание
Требование стандарта
Форма контроля
Примечание
Знать/понимать
Уметь/применять
28
Геометрические построения для чертежей и разметки деталей.
Закрепление знаний, умений и навыков в чтении чертежей.
Принцип геометрического построения чертежей
Выполнять чертежи геометрических деталей
Опрос
29
Чертежи разверток поверхностей геометрических тел Порядок чтения чертежа
Знакомство с правилами построения разверток призм, цилиндров, конуса пирамиды.
Прочитать основную надпись чертежа. Определить какие виды даны на чертеже. Определить размер детали, материал.
Развертывание поверхностей некоторых геометрических тел.
На какие вопросы должен отвечать чертеж. Порядок чтения чертежа
Построение чертежей разверток с учетом анализа графического состава.
Прочитать чертеж
Опрос Графическая работа
Эскизы (3ч)
30
Выполнение эскизов с натуры
Назначение эскизов. Каким требованиям должен отвечать эскиз.
Штангенциркуль.
Порядок выполнения эскизов.
Методы измерений.
Проводить замеры линейкой.
Пользоваться штангенциркулем. Выполнить эскиз.
Опрос
№ п.п
Дата
Наименование урока
Краткое содержание
Требование стандарта
Форма контроля
Примечание
Знать/понимать
Уметь/применять
31
Последовательность выполнения эскиза Итоговая графическая работа
Определить основные этапы снятия эскиза с натуры. Последовательность выполнения эскиза Выполнение эскизов деталей с включением элементов конструирования
Принципы выполнения эскиза Приемы построения видов чертежа детали и нанесение размеров.
Выполнить эскиз детали
Выполнить чертеж предмета по всем правилам
32-34
Резерв
Перечень учебно-методического обеспечения.
Методическая литература:
Для учителя:
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.:Вента-Граф , 2011.
2. Справочник по машиностроительному черчению В.А. Федоренко, А.И. Шошин
Для учащихся:
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Вента-Граф», 2009.
Инструменты, принадлежности и материалы для черчения.