Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся.
- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
Основные задачи предмета «Черчение»:
- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций;
-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
-прививать культуру графического труда.
2. Общая характеристика предмета.
Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета «Черчение» в 8 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Учебно – тематическое планирование.
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Количество контрольных, графических, работ
1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (6 часов).
1
Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности.
1
2
Правила оформления чертежей.
1
3
Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа».
1
1
4
Шрифты чертёжные.
1
5
Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы.
1
6
Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали».
1
1
2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов).
7
Проецирование общие сведения.
1
8
Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости.
1
9
Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций.
1
10
Составление чертежей по разрозненным изображениям.
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции.
1
15
Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.
1
16
Технический рисунок.
1
4. Чтение и выполнение чертежей (15 часов).
17
Анализ геометрической формы предмета.
1
18
Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.
1
19
Решение занимательных задач.
1
20
Проекции вершин, ребер и граней предмета.
1
21
Порядок построения изображений на чертежах.
1
22
Построение вырезов на геометрических телах.
1
23
Построение третьего вида по двум данным видам.
1
24-25
Графическая работа № 4 по теме «Построение третьей проекции по двум данным».
2
2
26
Нанесение размеров с учётом формы предмета.
1
27
Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей.
1
28
Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.
1
29-30
Порядок чтения чертежей деталей.
2
31
Практическая работа № 5по теме «Устное чтение чертежей».
1
1
5. Эскизы (3 часа).
32-34
Графическая работа № 6 по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали».
3
1
Итого:
34
6
Содержание тем учебного курса:
Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (6 часов).
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей. Современные методы выполнения чертежей. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.
Инструменты. Принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Нанесение линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись.
Изучение некоторых сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).
Применение и обозначение масштаба.
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов).
Проецирование. Центральное параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Изучение расположения видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).
Выполнение косоугольной фронтальной диметрической и прямоугольной изометрической проекции, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
4.Чтение и выполнение чертежей (14 часов).
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар, и их части). Чертежи группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.
Выполнять нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знак квадрата. Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжения.
Чтение чертежей.
5. Эскизы (3 часа).
Выполнение эскиза и технического рисунка детали (с натуры). Обобщение знаний.
Календарно – тематическое планирование.
№п\п
Кол-во час
Тема урока
Дата
план
факт
1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила
их оформления (6 часов).
1
1
Введение. Чертёжные инструменты, материалы и
принадлежности.
05/05
2
1
Правила оформления чертежей.
12
3
1
Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа».
19
4
1
Шрифты чертёжные.
26
5
1
Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы.
03/10
6
1
Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской»
детали».
10
2.Чертежи в системе прямоугольных проекций
(6 часов).
7
1
Проецирование общие сведения.
17
8
1
Проецирование предмета на две взаимно
перпендикулярные плоскости.
24
9
1
Проецирование предмета на три взаимно
перпендикулярные плоскости проекций.
31
10
1
Составление чертежей по разрозненным изображениям.
14/11
11-12
2
Расположение видов на чертеже. Местные виды.
21
28
3.Аксонометрические проекции. Технический
рисунок. (5 часов)
13
1
Построение аксонометрических проекций.
05/12
14
1
Косоугольная фронтальная диметрическая и
прямоугольная проекции.
12
15-16
2
Аксонометрические проекции предметов, имеющих
круглые поверхности.
19
26
17
1
Технический рисунок.
16/01
4. Чтение и выполнение чертежей (14 часов).
18
1
Анализ геометрической формы предмета.
23
19
1
Чертежи и аксонометрические проекции геометрических
тел.
30
20
1
Решение занимательных задач.
06/02
21
1
Порядок построения изображений на чертежах.
13
22
1
Построение вырезов на геометрических телах.
20
23
1
Построение третьего вида по двум данным видам.
27
24-25
2
Графическая работа № 4по теме «Построение третьей
проекции по двум данным».
06/03
13
26
1
Нанесение размеров с учётом формы предмета.
20
27
1
Геометрические построения, необходимые при
выполнении чертежей.
03/04
28
1
Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.
10
29-30
2
Порядок чтения чертежей деталей.
17
24
31
1
Практическая работа № 5 по теме «Устное чтение чертежей».
08/05
5. Эскизы (3 часа).
32-34
3
Графическая работа № 9 по теме «Выполнение эскиза и
технического рисунка детали».
12
15
22
Основные требования к знаниям, умения и навыкам учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь
- понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
- изученные правила выполнения чертежей и приемы построения основных сопряжений.
Учащиеся должны уметь:
- рационально использовать чертежные инструменты;
- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
- осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;
- применять графически е знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по «Черчению»:
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.
Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:
1. Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
2. Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;
б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;
б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;
в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;
б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.
Ресурсное обеспечение образовательной деятельности по предмету:
1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2001.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков