Рабочая программа элективного курса "Черчение и графика" для 9 класса
Рабочая программа элективного курса "Черчение и графика" для 9 класса
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения – формирование у учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Черчение и графика" для 9 класса»
МБОУ СОШ № 39
Х. Трудобеликовский, Красноармейского района,
Краснодарского края
Рабочая программа
Элективного курса
«Черчение и графика»
9 класс
учителя изо и черчения
I квалификационной категории
Жуковой Ирины Михайловны
2015 – 2016 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Черчение и графика» как модуль учебного предмета «Технология» составлена на основе:
-Программы общеобразовательных учреждений «Технология» 5-11 классы. Москва. «Просвещение» 2010 г. Рекомендовано Министерством образования РФ. 8-е издание.
-Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Минобразования РФ.
-Примерной программы основного общего образования по направлению «Графика».
Элективный курс черчения в школе рассчитан на трудовую и политехническую подготовку обучающихся, на формирование мотивации и самореализацию в профессиях сельского социума. Учебно-воспитательные задачи курса способствуют формированию основ графической грамоты, умению составлять чертёжно-графическую документацию и сознательно ею пользоваться. Чтение и выполнение чертежей деталей и сборочных единиц, их анализ создают предпосылки для развития у школьников склонности к изучению техники, в том числе и сельскохозяйственной. Тесная связь обучения черчению с жизнью, производительным трудом, широкое использование межпредметных связей, включение в процесс обучения черчению возможно более широкого круга познавательных и занимательных задач повышают интерес к изучению предмета и качество обучения.
Программа открывает реальные возможности для развития творческой деятельности учащихся в процессе их графической подготовки, предусматривает знакомство учащихся с понятиями производственно-технического характера и требования технической эстетики. Так, при выполнении упражнений учащиеся знакомятся с названием деталей, их назначением, характером работы, связью с другими деталями и механизмами, с материалами, из которых они изготовлены, а также получают некоторые сведения об их изготовлении. Ознакомление школьников с требованиями технической эстетики и привитие им культуры графического труда создают основу для эстетического воспитания учащихся средствами черчения. Развитие умения наблюдать и сравнивать предметы и их изображения, выделять в них существенные признаки и свойства, осуществлять на основе усвоения приёмов логического мышления.
Целью данного курса является обучение учащихся графической грамоте и элементам графической культуры, а также формирование и развитие мышления школьников. Овладев базовым курсом, школьники должны научиться выполнять и читать комплексные чертежи и эскизы несложных деталей и сборочных единиц, их наглядные изображения; понимать и читать простейшие чертежи, кинематические и электрические схемы простых изделий.
Задачи элективного курса
формирование технической грамотности, нравственной и культурной ценности народа; овладение технической культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к техническому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о чертежном языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; начертательной норме и ее разновидностях; нормах чертежа в различных сферах технической деятельности;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать виды чертежей, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности чертежа и технически моделировать в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной графической практике; повышение уровня технической культур.
Общая характеристика учебного предмета
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная задачакурса черчения – формирование у учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 39 на изучение элективного курса «Черчение и графика» в 9 классе в 1 полугодии отводится 17 часов из расчета 0,5 часа в неделю. Элективный курс состоит из следующих разделов и тем:
Содержание учебного предмета – 17часов
Повторение сведений о проецировании ( 1 час)
Повторение сведений о проецировании
Сечения и разрезы – (4 часа)
Общие сведения о сечениях и разрезах.
Назначение сечений, правила выполнения сечений, обозначение сечений, особенности выполнения сечений.
Наложенные и вынесенные сечения.
Графическая работа № 1. «Эскиз детали с выполнением сечения»
Разрезы – (6 часов)
Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов.
Виды разрезов, простые разрезы, обозначение разрезов, местный разрез.
Соединение вида и разреза.
Разрезы в аксонометрических проекциях.
Графическая работа № 2. «Чертёж детали с выполнением разреза».
Графическая работа №3 «Чертеж детали с разрезом в аксонометрической проекции»
Сборочные чертежи – ( 6 часов)
Общие сведения о соединениях деталях. Изображение и обозначение резьбы.
Чертежи болтовых соединений.
Чертежи шпилечных соединений.
Шпоночных и штифтовых соединений
Графическая работа № 4. «Чертёжи резьбовых соединений»
Графическая работа № 5. «Сборочный чертёж штифтового соединения»
Тематическое планирование
Содержание темы
Виды учебной деятельности учащихся
Повторение (1 час)
Повторение сведений о проецировании
Построение видов на чертеже, применение проекционной связи.
Сечения и разрезы – (4 часа)
Общие сведения о сечениях и разрезах.
Применение сечений для выявления внутреннего устройства деталей. Расположение секущих плоскостей.
Назначение сечений, правила выполнения сечений, обозначение сечений, особенности выполнения сечений.
Назначение сечений, их получение; определение сечений; обозначение секущих плоскостей и фигур сечений; расположение фигур сечений на поле чертежа.
Наложенные и вынесенные сечения.
Расположение фигур сечений на поле чертежа.
Сечение вынесенные и наложенные. Графическое обозначение материалов в сечениях
Графическая работа № 1. «Эскиз детали с выполнением сечения»
Повторение теоретических положений по теме «Сечение».Умение пользоваться чертежными инструментами.
Разрезы – (6 часов)
Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов.
Общие сведения о разрезах, о обозначении разрезов на чертежах, условности применяемые на чертежах.
Виды разрезов, простые разрезы, обозначение разрезов, местный разрез.
Разрезы в аксонометрических проекциях.
Простые разрезы: фронтальные, горизонтальные, профильные, их образование, назначение, обозначение, определение. Сходства и различия сечений и разрезов..
Соединение вида и разреза.
Соединение половины вида и половины разреза, Особенности нанесения размеров на чертеже, содержащем соединение вида и разреза.
Разрезы в аксонометрических проекциях.
. Местные разрезы, особые случаи разрезов в аксонометрических проекциях. Штриховка в разрезах. Обозначение материала на чертеже.
Графическая работа № 2. «Чертёж детали с выполнением разреза».
Выполнение чертежа детали с необходимыми сечениями и разрезами на формате А-4.
Графическая работа № 3 «Чертеж детали с разрезом в аксонометрической проекции»
Выполнение чертежа детали в любой аксонометрической проекции на формате А-4, с применением чертежных инструментов.
Сборочные чертежи – ( 6 часов)
Общие сведения о соединениях деталях. Изображение и обозначение резьбы.
Обобщение знаний о разъёмных и неразъёмных соединениях деталей в изделиях, представляющие собой сборочные единицы.
Неразъёмные соединения (сварка, клёпка, клей, пайка, сшивание).
Чертежи болтовых соединений.
Основные правила расположения видов на сборочных чертежах, обозначение резьбы в отверстии и на стержне болтовых соединений.
Чертежи шпилечных соединений.
Основные правила обозначение резьбы в отверстии и на стержне при выполнении шпилечного соединения. Условности.
Шпоночных и штифтовых соединений
Основные сведения о штифтовых и шпоночных соединениях, правила расположения и обозначения соединения на видах.
Графическая работа № 4. «Чертёжи резьбовых соединений»
Г
Условности и упрощения на чертежах типовых соединений. Оформление чертежей типовых соединений по правилам сборочного чертежа (номера позиций, их назначение, правила нанесения; спецификация, её назначение, заполнение).
Г
Г Графическая работа № 5
«Сборочный чертеж штифтового соединения»
Закрепление теоретических навыков по сборочным чертежам.
Закрепление навыков выполнения сборочных чертежей. Формирование умений четко организовывать свою практическую деятельность. Развитие навыков логического мышления.
Обязательный минимум графических работ в 9 классе:
Графическая работа № 1. «Эскиз детали с выполнением сечения»
Графическая работа № 2. «Чертёж детали с выполнением разреза».
Графическая работа №3 «Чертеж детали с разрезом в аксонометрической проекции»
Графическая работа № 4. «Чертёжи резьбовых соединений»
Графическая работа № 5. «Сборочный чертеж штифтового соединения»