kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа кружка "Резьба по дереву"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Резьба по дереву" предназначена для организации внеклассной раборты по предмету "Профессионально- трудовое обучение столярному делу". Целью данной программы является формирование знаний, первоначальных умений и навыков, а также обеспечение всестороннего развития личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Данная программа рассчитана на 1 год обучения и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства – резьбы по дереву. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Резьба по дереву"»

Программа кружка "РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ"



Пояснительная записка.


Данная программа рассчитана на 1 год обучения и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства – резьбы по дереву.


Целью обучения по курсу «Резьба по дереву» является - формирование знаний, первоначальных умений и навыков, а также обеспечение всестороннего развития личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.


Обучение предполагает решение следующих задач:

  • раскрыть перед воспитанниками истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;

  • посредством возможностей творческого труда по программе кружковой деятельности способствовать социализации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в обществе.


Программа включает:

  • пояснительную записку;

  • перечень знаний и умений, формируемых у воспитанников;

  • тематический план;

  • календарно-тематическое планирование занятий.


Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественой обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами.


В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров.


Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов.


Теоретическое и практическое обучение обучающихся проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.


В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций.


Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно- технической деятельности.


Занимаясь резьбой, воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, производственному обучению столярному делу, но и по другим школьным учебным дисциплинам - биологии, географии, математике.


Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным.


Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями, со структурой предприятий, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью.


В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора.


Программа предусматривает расширение знаний по физическим, технологическим свойствам древесины, процессам её обработки, инструментам и приспособлениям.


Программа ставит своей целью - развивать "чувство материала", его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды в которой они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих воспитанников к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного.


В процессе обучения обращается внимание воспитанников на особенности ручной и механической обработки древесины, конструкцию режущих инструментов и виды технологического оборудования. При организации творческого труда, в процессе выполнения резьбы по дереву программой предусматривается применение разнообразных приспособлений, позволяющих воспитанникам решать отдельные трудовые операции с соблюдением определённых технологических требований: точности формы и размеров, параметров шероховатости поверхности и др.


Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным воспитанникам, на изучение и усвоение материала всеми воспитанниками не ниже требований программы.

Учебный материал программы распределён с учётом возрастных и психофизических особенностей воспитанников, по отдельным, тесно связанным между собой разделам.


В зависимости от этапа образования определены цели и задачи курса, а также требования по теоретической и технологической подготовки воспитанников.


Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний воспитанниками. Для чего в работе используются:

  • учебники, справочники;

  • дидактический материал;

  • дополнительная литература.


На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда.


Продолжительность - 68 часов.


По завершению изучения данной программы воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:


Воспитанники должны знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

  • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);

  • физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

  • способы разметки по шаблону и чертежу;

  • принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

  • назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика,электрофрезера);

  • иметь понятие о конструировании и моделировании;

  • способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

  • основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;

  • историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева;

  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

  • разные виды резьбы и их особенности;

  • способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

  • правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.


Воспитанники должны уметь:

  • рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила Техники безопасности;

  • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

  • применять столярный инструмент по назначению, производить его наладку;

  • использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

  • выполнять простейшие столярные операции;

  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;

  • выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;

  • выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике различных видов резьбы;

  • проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;

  • самостоятельно разрабатывать композиции для резьбы и выполнять их;

  • выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;

  • затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;

  • бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

  • экономно расходовать материалы и электроэнергию;


Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие навыки:

  • владения основными ручными инструментами по обработке, точению, резьбе по дереву;

  • выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы;

  • владения основными элементами графической грамотности;

  • выполнения плоскостной разметки;

  • разработки и составление композиции для различных видов резьбы;

  • выполнение декорирования изделий различными видами резьбы;


Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная;

  • коллективная (звеньевая).


Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.

Прямые:

  • теоретический уровень знаний;

  • степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;

  • применение полученных знаний на практике;

  • соблюдение технических и технологических требований;

  • качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;

  • изготовление изделия в установленные нормы времени;

  • соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.


Косвенные:

  • экономия материалов;

  • желание трудиться;

  • познавательная активность и творческий подход;

  • самостоятельность;

  • партнёрские отношения при совместной работе.


Используемая литература:


  1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1998.

  2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.

  3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.

  4. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001.

  5. Бобиков П.Д. Мебель для вашего дома. - М.: Нива России, 1995.

  6. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.

  7. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1993.

  8. Гликин М.С. Декоративная резьба по дереву на станках. - М.: Народное творчество, 2001.

  9. Деменьтьев С.В. Резьба по дереву. - М.: Издательский дом МСП, 2000.

  10. Дубровин И.И. Домашний умелец. - Тверь: ЭКСМО - Пресс, 2001.

  11. Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ -М.: Рипол классик, 2005 г.

  12. Крейдлин Л.Н. Столярные работы. - М.: Высшая школа, 1986.

  13. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001.

  14. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 2). - М,: Народное творчество, 2001.

  15. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001.

  16. Петров Н.А. Домовая резьба (60 трафаретов - Книга 1). - М.: Нива России, 2000.

  17. Петров Н.А. Домовая резьба (60 трафаретов - Книга 2). - М.: Нива России, 2000.

  18. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.

  19. Энциклопедия народного умельца. - М.: Вече, 2000.

  20. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 1.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.

  21. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 2.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.

  22. Справочник домашнего мастера. Том 1. /Сост. Иванченков С.С. /. - М.: Клён, 1993.

  23. Справочник домашнего мастера. Том 2. /Сост. Бродерсен Г.Г./.- М.: Клён, 1993.








Тематический план

п/п.


Темы


Количество часов

Теория

Практика

Всего

Резьба по дереву




1

Вводное занятие. Основные сведения о предприятиях и видах художественных промыслов.




2

Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.




3

Основы материаловедения для художественных работ из дерева. Ручная обработка дерева в процессе изготовления художественных изделий.




4

Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.




5

Столярные соединения. Технология изготовления изделий. Виды художественной резьбы по дереву.




6

Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.




7

Отделка изделия.




9

Составление и нанесение на заготовку геометрического орнамента. Резание орнамента.




10

Основы композиции. Составление резной геометрической композиции. Перенос ее на заготовку. Резание композиции.




11

Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой.




12

Контурная резьба по дереву. Изготовление и декорирование художественных изделий контурной резьбой.




13

Основы композиции. Составление композиции узора. Перенос его на заготовку. Резание узора.




14

Отделка изделия.




15

Изготовление полки под цветы, под телефон.




16

Технология изготовления художественных изделий токарным способом.




17

Изготовление изделия на токарном станке и декорирование его резьбой. Изготовление подсвечника.




18

Плоскорельефная резьба по дереву. Выполнение изделий с плоскорельефной резьбой.




19

Изготовление декоративной шкатулки, рамки для фото.




20

Итоговое занятие.




работы кружка «Резьба по дереву»





Календарно – тематическое планирование занятий


п/п.


Тема раздела

Кол-во часов

Основные вопросы

рассматриваемые на занятии

Формы и методы работы, виды контроля

Резьба по дереву 68 часа.



1.


Вводное занятие.

Основные сведения о предприятиях и видах художественных промыслов.



Технико-технологические сведения:

- правила поведения в мастерских;

- основные направления работы;

- задачи на год.

Технико-технологические сведения:

- возникновение и развитие;

- роль художественной традиции;

- основные сведения о предприятиях;

- перспективы развития;

- организация творческого процесса;

- ассортимент изделий.

Инструктирование.

Беседа.


2.

Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.


Технико-технологические сведения:

- требования ОТ и ТБ при работе;

- причины травматизма;

- производственная санитария;

- причины пожаров;

- правила пользования первичными средствами пожаротушения.

Инструктирование.

Беседа.

3.

Основы материаловедения. Ручная обработка дерева.


Технико-технологические сведения:

- декоративные свойства дерева;

- клеи, сколеивание, облицовывание художественных изделий;

- отделочные материалы и отделка;

- способы предупреждения и устранения дефектов.

Беседа.

Практическая работа:

«Знакомство с породами и свойствами древесины, отделочными материалами, инструментами».

4.

Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.


Технико-технологические сведения:

- виды ручного инструмента;

- требования к нему;

- технология изготовления;

- подготовка к работе.

Практическая работа:

«Изготовление ножа-косяка;

- одностороннего прокола;

- двухстороннего прокола;

- подготовка к работе.

5.

Столярные соединения. Технология изготовления изделий. Виды художественной резьбы.


Технико-технологические сведения:

- виды столярных соединений;

- технологическая карта;

- способы раскроя материала по заданным размерам;

- сборка изделия;

- подготовка поверхности изделия для резьбы;

- виды резьбы по дереву;

- их характерные особенности и разновидности;

- правила безопасности труда при работе режущими инструментами.

Беседа.

Практическая работа:

«Знакомство с видами столярных соединений.

Технологическая последовательность выполнения резьбы.

Требования к качеству выполнения резьбы».

6.

Геометрическая резьба. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.


Технико-технологические сведения:

- история возникновения и развития;

- особенности;

- элементы геометрической резьбы;

- сочетание различных элементов;

- способы вычерчивания орнамента;

- материалы, инструменты;

- способы выполнения резьбы;

- безопасность труда при резьбе.

Беседа.

Практическая работа:

«Знакомство с элементами, орнаментами резьбы. Способы вычерчинания орнамента по поверхности изделия. Выполнение резьбы. Безопасность труда.

7.

Отделка изделия.


Технико-технологические сведения:

- отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Практическая работа:

«Отделка изделий».

8.

Составление орнамента и нанесение его на заготовку. Резание орнамента.


Технико-технологические сведения:

Сочетание треугольников:

- с прямыми и кривыми сторонами;

- со сторонами разной длины;

- с миндалевидными углублениями;

- морщинистая резьба;

- безопасность труда при резьбе.

Практическая работа:

«Составление и нанесение элементов. Выполнение резьбы».

9.

Основы композиции. Резание.


Технико-технологические сведения:

- составление резной композиции;

- способы вычерчивания;

- нанесение ее на заготовку;

- способы выполнения резьбы;

- безопасность труда при резьбе.

Практическая работа:

«Составление и нанесение композиции. Способы резания. Выполнение резьбы».

10.

Изготовление доски разделочной.

20

Технико-технологические сведения:

- подбор материала;

- составление резной композиции;

- перенос ее назаготовку;

- способы выполнения резьбы;

- отделка изделия;

- безопасность труда при резьбе.

Практическая работа:

«Изготовление разделочной доски».

11

Контурная резьба.


Технико-технологические сведения:

- своеобразие резьбы;

- особенности композиции орнаментов;

- подготовка изделия к резьбе.

Практическая работа:

«Приемы выполнения контурной резьбы. Безопасность труда».

12

Основы композиции. Выполнение композиции.


Технико-технологические сведения:

- принципы творческой переработки природных форм в орнаментные мотивы и сюжетные композиции;

- своеобразие трактовки форм растений, фигур птиц и животных выполняемых в технике резьбы и мозаики по дереву;

- зарисовки растений, птиц, животных;

- понятие о колорите;

- цветовой круг;

- цвета в композиции;

- однотонная и многоцветная композиция.

Беседа.

Практическая работа:

«Составление эскиза изделия с контурной резьбой».

13

Отделка изделия.


Технико-технологические сведения:

- материалы, инструменты, приспособления;

- технология отделки изделия;

- качество мозаичных работ;

- безопасность труда.

Беседа.

Практическая работа:

«Отработка приемов отделки изделий».

14

Изготовление полки под цветы, под телефон


Технико-технологические сведения:

- технология изготовления;

- составление технического рисунка;

- разметка и выпиливание заготовок;

- подгонка деталей и сборка изделия;

- составление композиции, перенос ее на изделие, резание;

- отделка изделия.

Практическая работа:

«Изготовление полки под цветы, под телефон»

15

Технология изготовления художественных изделий токарным способом.


Технико-технологические сведения:

- виды и назначение станков;

- устройство станков;

- инструменты и приспособления;

- организация рабочего места;

- безопасные приемы работы.

Практическая работа:

«Знакомство с устройством станков. Организация рабочего места. Приемы управления работой станка. Безопасность труда при работе на станках».

16

Изготовление изделия на токарном станке и декорирование его резьбой. Изготовление подсвечника.


Технико-технологические сведения:

- точение фасонных поверхностей;

- точение внутренних поверхностей;

- технологическая последовательность изготовления изделий.

Практическая работа:

«Изготовление подсвечника на токарном станке. Декорирование его резьбой».

17

Плоскорельефная резьба.


Технико-технологические сведения:

- виды плоскорельефной резьбы;

- художественно-стилевые особенности резьбы;

- материалы, инструменты и приспособления;

- приемы выполнения видов резьбы;

- требования к качеству резьбы;

- безопасность труда при ее выполнении.

Беседа.

Практическая работа:

«Приемы и способы плоскорельефной резьбы. Изготовление изделия».

18

Изготовление шкатулки, рамки для фото.


Технико-технологические сведения:

- технология изготовления;

- составление технического рисунка;

- разметка и выпиливание заготовок;

- подгонка деталей и сборка изделия;

- составление композиции, перенос ее на изделие, резание;

- отделка изделия.

Практическая работа:

«Изготовление шкатулки, рамки для фото».

19

Итоговое занятие.



Выставка работ, их обсуждение.

Подведение итогов.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа кружка "Резьба по дереву"

Автор: Бутримов Юрий Михайлович

Дата: 28.01.2016

Номер свидетельства: 284709

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Программа кружка для 7-8 класса "Умелые руки" "
    ["seo_title"] => string(48) "proghramma-kruzhka-dlia-7-8-klassa-umielyie-ruki"
    ["file_id"] => string(6) "128893"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415603300"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   КРУЖКА начального технического творчества с элементами  декоративно-прикладного творчества «Самоделкин» "
    ["seo_title"] => string(137) "rabochaia-programma-kruzhka-nachal-nogho-tiekhnichieskogho-tvorchiestva-s-eliemientami-diekorativno-prikladnogho-tvorchiestva-samodielkin"
    ["file_id"] => string(6) "109287"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1404308109"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Программа кружка "Художественная обработка дерева""
    ["seo_title"] => string(57) "proghramma-kruzhka-khudozhiestviennaia-obrabotka-dierieva"
    ["file_id"] => string(6) "252079"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447331205"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Программа кружка "Домашний мастер" "
    ["seo_title"] => string(36) "proghramma-kruzhka-domashnii-mastier"
    ["file_id"] => string(6) "218633"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433855503"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка «Художественная резьба по дереву» 7 класс.  (ФГОС)"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-programma-kruzhka-khudozhiestviennaia-riez-ba-po-dierievu-7-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "276174"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452686625"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства