Программа кружка "Резьба по дереву" предназначена для организации внеклассной раборты по предмету "Профессионально- трудовое обучение столярному делу". Целью данной программы является формирование знаний, первоначальных умений и навыков, а также обеспечение всестороннего развития личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Данная программа рассчитана на 1 год обучения и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства – резьбы по дереву.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Резьба по дереву"»
Программа кружка "РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ"
Пояснительная записка.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства – резьбы по дереву.
Целью обучения по курсу «Резьба по дереву» является - формирование знаний, первоначальных умений и навыков, а также обеспечение всестороннего развития личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение предполагает решение следующих задач:
раскрыть перед воспитанниками истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;
посредством возможностей творческого труда по программе кружковой деятельности способствовать социализации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Программа включает:
пояснительную записку;
перечень знаний и умений, формируемых у воспитанников;
тематический план;
календарно-тематическое планирование занятий.
Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественой обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами.
В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров.
Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов.
Теоретическое и практическое обучение обучающихся проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.
В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций.
Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно- технической деятельности.
Занимаясь резьбой, воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, производственному обучению столярному делу, но и по другим школьным учебным дисциплинам - биологии, географии, математике.
Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным.
Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями, со структурой предприятий, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью.
В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора.
Программа предусматривает расширение знаний по физическим, технологическим свойствам древесины, процессам её обработки, инструментам и приспособлениям.
Программа ставит своей целью - развивать "чувство материала", его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды в которой они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих воспитанников к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного.
В процессе обучения обращается внимание воспитанников на особенности ручной и механической обработки древесины, конструкцию режущих инструментов и виды технологического оборудования. При организации творческого труда, в процессе выполнения резьбы по дереву программой предусматривается применение разнообразных приспособлений, позволяющих воспитанникам решать отдельные трудовые операции с соблюдением определённых технологических требований: точности формы и размеров, параметров шероховатости поверхности и др.
Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным воспитанникам, на изучение и усвоение материала всеми воспитанниками не ниже требований программы.
Учебный материал программы распределён с учётом возрастных и психофизических особенностей воспитанников, по отдельным, тесно связанным между собой разделам.
В зависимости от этапа образования определены цели и задачи курса, а также требования по теоретической и технологической подготовки воспитанников.
Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний воспитанниками. Для чего в работе используются:
учебники, справочники;
дидактический материал;
дополнительная литература.
На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда.
Продолжительность - 68 часов.
По завершению изучения данной программы воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
Воспитанники должны знать:
принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
способы разметки по шаблону и чертежу;
принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика,электрофрезера);