Программа дополнительного образования «История в миниатюре» составлена на основе Типового Положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (приказ Минобрнауки РФ № 504 от 26.06.2012г.), в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Уставом МБОУДОД СЮТ, письмом Министерства образования от 11.12.2006 г. РФ№ 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Международной Конвенцией о правах ребенка, Концепцией развития системы дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа "История в миниатюре"»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Станция юных техников»
Тюменской области, ХМАО-Югры
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ОБЪЕДИНЕНИЕ
«История в миниатюре»
(программа первого и второго года обучения)
Возраст учащихся от 11 лет,
срок реализации 2 года
подготовил
педагог дополнительного образования
Барнев Дмитрий Сергеевич
г. Ханты-Мансийск
2015 г.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «История в миниатюре» составлена на основе Типового Положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (приказ Минобрнауки РФ № 504 от 26.06.2012г.), в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Уставом МБОУДОД СЮТ, письмом Министерства образования от 11.12.2006 г. РФ№ 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Международной Конвенцией о правах ребенка, Концепцией развития системы дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 г.
Стендовое моделирование имеет богатую и интересную историю. Ещё с древних времён, прежде чем построить здание, а позже при изготовлении машин и механизмов, вначале выполняли его уменьшенную модель-копию.Неоценима роль моделирования и конструирования в умственном развитии. Изготавливая модель той или иной машины, ребята знакомятся не только с ее устройством, основными частями и узлами, но и назначением, областью применения ее человеком, получают сведения общеобразовательного характера, учатся планировать и исполнять намеченный план, находить наиболее рациональное конструктивное решение, создавать свои, оригинальные поделки. Занятия развивают интеллектуальные и инструментальные способности, воображение и конструктивное мышление, прививают практические навыки работы со схемами и чертежами.
Моделируя, ребята определяют форму и устройство машины, конструкций и сооружений, подбирают цвет, в который они будут окрашены, составляют композиционное расположение отдельных частей и элементов. Таким образом, происходит эстетическое обучение, развитие и воспитание. Моделирование и конструирование имеют большие возможности в развитии ребят. Развивающий характер обучения определяется всей системой занятий. Ребята вначале пополняют определённую сумму знаний, которая является основой для последующей работы. С накоплением знаний они постепенно переходят к изготовлению более сложных моделей и самостоятельной разработке конструкций. При этом вся трудовая деятельность способствует развитию творческих способностей. Существенны и воспитательные возможности занятий по моделированию и конструированию. С их помощью мы знакомимся с историей развития не только техники, но и с её создателями, а значит - с историей Родины и всего человечества. Практически все изделия могут служить выставочными экспонатами, наглядными пособиями, подарками, и поэтому мы стараемся выполнить их как можно лучше. Групповой метод вырабатывает у ребят чувство коллективизма, товарищества, ответственности за порученное дело.
Из истории военно-исторического моделирования в России
Широкое распространение стендовое моделирование получило в 70-е годы XX века. Первые в стране смотры-конкурсы микромоделей военной и транспортной техники устраивали под эгидой журнала “Техника молодежи”. На них выставлялись изделия искусных моделистов, мастеривших из картона, дерева, пластика и других подручных материалов великолепные мини-копии самолетов, танков, автомобилей и кораблей всех времен и народов. Впрочем, многие их коллеги уже тогда предпочитали появившиеся в продаже пластмассовые сборные модели. Однако модели были лишены множества мелких подробностей и деталей – мелких, конечно, только с точки зрения изготовителя, но очень дорогих сердцу энтузиастов-моделистов. Поначалу стремились как можно точнее раскрасить модели в соответствии с оригиналами – наносился характерный камуфляж, национальные опознавательные знаки, символы отдельных соединений, подразделений, вплоть до личных обозначений командиров экипажей и летчиков. Имитировали разными способами на моделях копоть от выхлопных газов двигателей, следы от попаданий снарядов, осколков и пуль.
Следующий этап в творчестве самодеятельных моделистов ознаменовался появлением на смотрах-конкурсах композиций. Моделисты упорно искали изображение оригиналов техники во всех доступных тогда источниках – книгах, альбомах, музейных экспозициях, даже в черно-белой фото- и кинохронике военных лет. Все это приближало к полному правдоподобию, что, собственно, и требовалось от военно-исторических миниатюр. Конечно, при таком методе ошибки были неизбежны, тем не менее, создатели подобных композиций достигали совершенства. Общим стимулом был горячий интерес к прошлому и настоящему техники. Особенно боевой, что легко объяснимо – ведь в ней издавна и в первую очередь, воплощались все лучшие и эффективные достижения ученых, инженеров и изобретателей.
Но лишь сравнительно недавно на помощь любителям пришло производство. Теперь прилавки магазинов буквально ломятся от всевозможных изделий. Это сборные модели всего, чего угодно: самолетов, танков, самоходок, автомобилей, боевых кораблей и многое другое. Все это богатство позволяет создавать любому желающему диорамы, которые раньше можно было увидеть только в музеях.
В разных регионах России энтузиасты военно-исторического моделирования объединяются в клубы по интересам, организовывают и проводят выставки, организуют экскурсии. Занятие моделированием становится увлечением на всю жизнь.
Цели программы военно-исторического моделирования
Главная цель работы секции военно-исторического моделирования – формирование у учащихся элементов культуры труда и творчества, составной частью которых являются знания основ технологических знаний и компонентов художественно-изобразительной деятельности, гражданское и патриотическое воспитание учащихся. При создании моделей и диорам школьники открывают для себя новые страницы истории родной страны, знакомятся более детально с героическим прошлым России.
Задачи программы военно-исторического моделирования
Обучающие: обучение приемам работы с различными инструментами; планированию своей работы; обучение приемам разметки; начальные сведения о построении чертежа; основные понятия изобразительного искусства и композиции; обучение приемам и технологиям изготовления несложных конструкций; изучение истории отечественной техники; освоение технологий сборки и окраски стендовой модели – копии.
Развивающие: развитие у воспитанников технического мышления; развитие образного мышления; изобретательности, мелкой моторики рук, усидчивости и аккуратности; создание условий к саморазвитию воспитанников.
Воспитательные: привить интерес к истории Родины, истории Армии и Флота, формирование патриотических чувств и сознания у воспитанников, воспитание уважения к труду и людям труда.
На занятиях объединения учащиеся учатся работать с различными видами материалов, создавать композиции, воспроизводить окружающую обстановку, природу – различные виды почв, растительности, фрагменты жилых построек, оборонительных сооружений. Развиваются эстетические вкусы учащихся, повышается их интеллектуальный уровень благодаря работе с энциклопедиями и справочниками. Совершенствуется мелкая моторика пальцев рук. Воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи.
Технология реализации программы военно-исторического моделирования
Программа объединения рассчитана на два года обучения. Ребята занимаются в разновозрастных группах, при этом старшие помогают младшим в обучении технике изготовления моделей и их окрашивания.
Форма занятий – в основном практикум по сборке моделей военной техники и созданию диорам. В теоретической части ребята знакомятся со схемами и чертежами будущих моделей и диорам, использованием различных видов инструментов и материалов, выступают с докладами и сообщениями на исторические темы, изучают исторические факты создания техники и ее применения.
Данная программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской федерации “Об образовании” и других законодательных актах:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, родине;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся;
создание условий для самореализации личности;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.
Занятия моделированием соответствуют требованиям безопасности и одобрены Министерством Образования России (письмо 1201/11 от 13.08.96г.).
Программа рассчитана на обучение и воспитание детей в возрасте от 11 до 14 лет.
Для первого года обучения программа рассчитана на 120 часов в год. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа, группы детей разновозрастные.
Ожидаемые результаты:
В результате занятий объединения 1-го года обучения, по данной программе предполагается, что учащиеся получат основные знания и умения:
Умение самостоятельно пользоваться литературой для изготовления моделей-копий техники;
Умение планировать порядок рабочих операций;
Умение производить разметку;
Делать необходимые измерения и вычисления;
Умение постоянно контролировать свою работу;
Умение производить несложные доработки модели;
Умение пользоваться простейшими инструментами;
Овладеют навыками работы с красками, растворителями, шпаклевками;
Овладеют навыками работы с аэрографом;
Знание основных терминов из технического моделирования;
В результате занятий объединения 2-го обучения по данной программе предполагается, что учащиеся получат основные знания и умения:
Знание свойств металлов, древесины, пенопласта;
Знание основных понятий композиции и технического дизайна;
Знание основных понятий и терминов архитектуры;
Знание истории и применения бронетанковой техники и ее роли в Великой Отечественной войне;
Знание в области макетирования;
Владение приемами обработки древесины;
Владение технологией постройки исторически более точных моделей-копий;
Форма контроля и реализации программы:
Проверка усвоения программы производится в форме диагностики и мониторинга, а также участием воспитанников на выставках и конкурсах в рамках объединения, участием в региональных, Российских и международных выставках и конкурсах.
Тематический план
первого года обучения
для группы №1
№
Название темы
Количество часов
Всего
На теорию
На практику
1
Вводное занятие
2
1
1
2
Материалы и инструменты.
14
3
11
3
Оружие победы. Танк Т-34.
42
4
38
4
Лаки и краски
14
2
12
5
Аэрограф и компрессор
22
4
18
6
Окраска модели Т-34. Подготовка модели к выставке.
14
2
12
7
Итоговое занятие. Выставка моделей.
2
1
1
Всего
120
17
103
для группы №2
№
Название темы
Количество часов
Всего
На теорию
На практику
1
Вводное занятие
2
1
1
2
Материалы и инструменты.
14
3
11
3
Оружие победы. Танк Т-34.
42
4
38
4
Лаки и краски
14
2
12
5
Аэрограф и компрессор
22
4
18
6
Окраска модели Т-34. Подготовка модели к выставке.
16
2
14
7
Итоговое занятие. Выставка моделей.
2
1
1
Всего
112
17
95
для группы №3
№
Название темы
Количество часов
Всего
На теорию
На практику
1
Вводное занятие
2
1
1
2
Материалы и инструменты.
14
3
11
3
Оружие победы. Танк Т-34.
42
4
38
4
Лаки и краски
14
2
12
5
Аэрограф и компрессор
22
4
18
6
Окраска модели Т-34. Подготовка модели к выставке.
14
2
12
7
Итоговое занятие. Выставка моделей.
2
1
1
Всего
110
17
93
Календарно-тематический план первого года обучения
на 2015 - 2016 учебный год
Для 1 группы
Теоретическая часть
кол-во часов
Практическая часть
кол-во часов
всего часов
Кол-во занятий. Дата занятий
1. Вводное занятие
1
1
2
1
1.1 Знакомство с планом работы объединения. Модель ее значение и применение в жизни людей. Требования, предъявляемые учащимся.
1.1Знакомство с наборами для моделирования. Показ готовых работ.
2
16.12.2015
2. Материалы и инструменты.
3
11
14
7
2.1 Техника безопасности при работе с инструментами.
2.1. Работа резаком и кусачками для моделей. Правильность использования инструментов. Отделение деталей от литника
2
18.12.2015
2.2 Пластик, применяемый в моделизме. Свойства пластиков.
2.2. Работа скрайбером. Имитация нанесения расшивки на пластиковой детали.
2
19.12.2015
2.3. Клей для пластика. Свойства и особенности работы.
2.3. Изготовление простейшего ящика. Раскрой пластика и склеивание полученных деталей.
2
23.12.2015
2.4 Основные ручные инструменты, применяемые в моделизме.
2.4. Шпаклевание. Изготовление шпаклевки. Нанесение на склеенные детали. Имитация катаной брони при помощи шпаклевки
4
25.12.2015 26.12.2015
2.5 Шпаклевка. Области применения и свойства шпаклевок
2.5 Работа с абразивными материалами. Обработка ошпаклеванных элементов ящика.
2
30.12.2015
2.6 Электрические шлифовальные машины.
2.6. Работа электрической шлифмашиной. Шлифование деталей, обрезка деталей, сверление
2
13.01.2016
3. Оружие победы. Танк Т-34.
4
38
42
21
3.1. История появления танков.
3.1. Изучение набора для постройки модели танка. Ознакомление с инструкцией, разбивка постройки модели на этапы. Сборка ванны корпуса.
2
15.01.2016
3.2 Кошкин Михаил Ильич конструктор бронированной легенды.
3.2. Работы по изготовлению торсионной подвески танка. Сборка катков машины.
6
16.01.2016 20.01.2016 22.01.2016
3.3 Устройство и модификации танка Т-34
3.3. Сборка и установка механизма натяжения гусениц. Изготовление и примерка гусениц .
4
23.01.2016 27.01.2016
3.4. Долгий путь от Москвы до Берлина. Боевое применение танка
3.4. Монтаж верхней части корпуса. Изготовление моторного отсека и выхлопной системы.
4
29.01.2016 30.01.2016
3.5. С 1945 года и до наших дней. Влияние Т-34 на послевоенное танкостроение.
3.5 Люк механика водителя, место стрелка- радиста. Изготовление и монтаж на корпус танка.
4
03.02.2016 05.02.2016
3.6 Машины на шасси танка т-34
3.6 Надгусеничные полки. Ящики для инструмента. Шпоры гусениц.
6
06.02.2016 10.02.2016 12.20.2016
3.7 Сборка башни танка. Монтаж орудия и установка люков.
6
13.02.2016 17.02.2016 19.02.2016
3.8. Изготовление и монтаж на модели танка дополнительных баков, поручней десанта.
4
20.02.2016 24.02.2016
3.9. Изготовление и подготовка к покраске тросов. Шанцевого инструмента. Снарядных ящиков и тентов.
6
26.02.2016 27.02.2016 02.03.2016
4. Лаки и краски
2
12
14
7
4.1. Виды красок применяемых в моделизме. Свойства красок.
4.1. Смешивание красок. Выдерживание пропорций. Пробное окрашивание деталей различными видами красок и кистей.
4
04.03.2016 05.03.2016
4.2. Грунтовка. Назначение грунтовки
4.2. Нанесение грунтовки на детали.
2
09.03.2016
4.3. Лаки. Виды лаков и их применение.
4.3 Окрашивание методом "сухой кисти"
2
11.03.2016
4.4. Растворители для красок.
4.4. Окраска мелких деталей модели танка Т-34.
6
12.03.2016 16.03.2016 18.03.2015
5. Аэрограф и компрессор
4
18
22
11
5.1. Изучение аэрографа. Устройство и принцип действия.
5.1. Изучение устройства аэрографа. Разборка и чистка, настройка факела
6
19.03.2016 23.03.2016 25.03.2016
5.2. Изучение компрессора. Настройка компрессора.
5.2. Изготовление "масок" для простейшего камуфляжа.
4
26.03.2016 30.03.2016
5.3. Техника безопасности при работе с аэрографом.
5.3.Окраска аэрографом. Обретение навыков работы с аэрографом. Равномерное нанесение краски
8
01.04.2016 02.04.2016 06.04.2015 08.04.2016
5.4. "Маски" для покраски. Применение и изготовление масок.
5.4. Окраска пластиковых деталей в простейший волнообразный камуфляж
4
09.04.2016 13.04.2016
6. Окраска модели Т-34. Подготовка модели к выставке.
2
22
24
7
6.1. Камуфляжи советских танков в Великой Отечественной войне. Выбор камуфляжа для своей модели.
6.1. Окрашивание ранее собранной модели в соответствии с выбранным прототипом танка.
8
15.04.2016 16.04.2016 20.04.2016 22.04.2016
6.2. Выставки стендового моделизма. Правила выставок и требования к участникам.
6.2. Окраска и монтаж гусениц и оборудования на окрашенную модель
6
23.04.2016 27.04.2016 29.04.2016
6.3. Подготовка исторической справки к модели.
6.3. Изготовления простейшей подставки и таблички с названием модели.
6
30.04.2016 04.05.2016 06.05.2016
6.4. Раскрой и изготовления бокса для перевозки модели
4
11.05.2016 13.05.2016
7. Итоговое занятие. Выставка моделей.
1
1
2
1
7.1. Подведение итогов учебного года
7.1 Участие в выставке. Защита модели.
2
14.05.2016
Итого:
17
103
120
60
Для 2 группы
Теоретическая часть
кол-во часов
Практическая часть
кол-во часов
всего часов
Кол-во занятий. Дата занятий
1. Вводное занятие
1
1
2
1
1.1 Знакомство с планом работы объединения. Модель ее значение и применение в жизни людей. Требования, предъявляемые обучающимся.
1.1Знакомство с наборами для моделирования. Показ готовых работ.
2
14.12.2015
2. Материалы и инструменты.
3
11
14
7
2.1 Техника безопасности при работе с инструментами.
2.1. Работа резаком и кусачками для моделей. Правильность использования инструментов. Отделение деталей от литника
2
16.12.2015
2.2 Пластик, применяемый в моделизме. Свойства пластиков.
2.2. Работа скрайбером. Имитация нанесения расшивки на пластиковой детали.
2
18.12.2015
2.3. Клей для пластика. Свойства и особенности работы.
2.3. Изготовление простейшего ящика. Раскрой пластика и склеивание полученных деталей.
2
21.12.2015
2.4 Основные ручные инструменты, применяемые в моделизме.
2.4. Шпаклевание. Изготовление шпаклевки. Нанесение на склеенные детали. Имитация катаной брони при помощи шпаклевки
4
23.12.2015 25.12.2015
2.5 Шпаклевка. Области применения и свойства шпаклевок
2.5 Работа с абразивными материалами. Обработка ошпаклеванных элементов ящика.
2
28.12.2015
2.6 Электрические шлифовальные машины.
2.6. Работа электрической шлифмашиной. Шлифование деталей, обрезка деталей, сверление
2
30.12.2015
3. Оружие победы. Танк Т-34.
4
38
42
21
3.1. История появления танков.
3.1. Изучение набора для постройки модели танка. Ознакомление с инструкцией, разбивка постройки модели на этапы. Сборка ванны корпуса.
2
11.01.2016
3.2 Кошкин Михаил Ильич конструктор бронированной легенды.
3.2. Работы по изготовлению торсионной подвески танка. Сборка катков машины.
6
13.01.2016 15.01.2016 18.01.2015
3.3 Устройство и модификации танка Т-34
3.3. Сборка и установка механизма натяжения гусениц. Изготовление и примерка гусениц .
4
20.01.2016 22.01.2016
3.4. Долгий путь от Москвы до Берлина. Боевое применение танка
3.4. Монтаж верхней части корпуса. Изготовление моторного отсека и выхлопной системы.
4
25.01.2016 27.01.2016
3.5. С 1945 года и до наших дней. Влияние Т-34 на послевоенное танкостроение.
3.5 Люк механика водителя, место стрелка- радиста. Изготовление и монтаж на корпус танка.
4
29.01.2016 1.02.2016
3.6 Машины на шасси танка т-34
3.6 Надгусеничные полки. Ящики для инструмента. Шпоры гусениц.
6
3.02.2016 5.02.2016 8.02.2016
3.7 Сборка башни танка. Монтаж орудия и установка люков.
6
10.02.2016 12.02.2016 15.02.2016
3.8. Изготовление и монтаж на модели танка дополнительных баков, поручней десанта.
4
17.02.2016 19.02.2016
3.9. Изготовление и подготовка к покраске тросов. Шанцевого инструмента. Снарядных ящиков и тентов.
6
29.02.2016 02.03.2016 04.03.2016
4. Лаки и краски
2
12
14
7
4.1. Виды красок применяемых в моделизме. Свойства красок.
4.1. Смешивание красок. Выдерживание пропорций. Пробное окрашивание деталей различными видами красок и кистей.
4
09.03.2016 11.03.2016
4.2. Грунтовка. Назначение грунтовки
4.2. Нанесение грунтовки на детали.
2
14.03.2016
4.3. Лаки. Виды лаков и их применение.
4.3 Окрашивание методом "сухой кисти"
2
16.03.2016
4.4. Растворители для красок.
4.4. Окраска мелких деталей модели танка Т-34.
6
18.03.2016 21.03.2016 23.03.2016
5. Аэрограф и компрессор
4
18
22
11
5.1. Изучение аэрографа. Устройство и принцип действия.
5.1. Изучение устройства аэрографа. Разборка и чистка, настройка факела
6
25.03.2016 28.03.2016 30.03.2016
5.2. Изучение компрессора. Настройка компрессора.
5.2. Изготовление "масок" для простейшего камуфляжа.
4
01.04.2016 04.04.2016
5.3. Техника безопасности при работе с аэрографом.
5.3.Окраска аэрографом. Обретение навыков работы с аэрографом. Равномерное нанесение краски
8
06.04.2016 08.04.2016 11.04.2016 13.04.2016
5.4. "Маски" для покраски. Применение и изготовление масок.
5.4. Окраска пластиковых деталей в простейший волнообразный камуфляж
4
15.04.2016 18.04.2016
6. Окраска модели Т-34. Подготовка модели к выставке.
2
14
16
8
6.1. Камуфляжи советских танков в Великой Отечественной войне. Выбор камуфляжа для своей модели.
6.1. Окрашивание ранее собранной модели в соответствии с выбранным прототипом танка.
6
20.04.2016 22.04.2016 25.04.2016
6.2. Выставки стендового моделизма. Правила выставок и требования к участникам.
6.2. Окраска и монтаж гусениц и оборудования на окрашенную модель
4
27.04.2016 29.04.2016
6.3. Подготовка исторической справки к модели.
6.3. Изготовления простейшей подставки и таблички с названием модели.
4
04.05.2016 06.05.2016
6.4. Раскрой и изготовления бокса для перевозки модели
2
11.05.2016
7. Итоговое занятие. Выставка моделей.
1
1
2
1
7.1. Подведение итогов учебного года
7.1 Участие в выставке. Защита модели.
2
13.05.2016
Итого:
17
95
112
56
Для 3 группы
Теоретическая часть
кол-во часов
Практическая часть
кол-во часов
всего часов
Кол-во занятий. Дата занятий
1. Вводное занятие
1
1
2
1
1.1 Знакомство с планом работы объединения. Модель ее значение и применение в жизни людей. Требования, предъявляемые учащимся.
1.1Знакомство с наборами для моделирования. Показ готовых работ.
2
15.12.2015
2. Материалы и инструменты.
3
11
14
7
2.1 Техника безопасности при работе с инструментами.
2.1. Работа резаком и кусачками для моделей. Правильность использования инструментов. Отделение деталей от литника
2
17.12.2015
2.2 Пластик, применяемый в моделизме. Свойства пластиков .
2.2. Работа скрайбером. Имитация нанесения расшивки на пластиковой детали.
2
20.12.2015
2.3. Клей для пластика. Свойства и особенности работы.
2.3. Изготовление простейшего ящика. Раскрой пластика и склеивание полученных деталей.
2
22.12.2015
2.4 Основные ручные инструменты, применяемые в моделизме.
2.4. Шпаклевание. Изготовление шпаклевки. Нанесение на склееные детали. Имитация катаной брони при помощи шпаклевки
4
24.12.2015 27.12.2015
2.5 Шпаклевка. Области применения и свойства шпаклевок.
2.5 Работа с абразивными материалами. Обработка ошпаклеванных элементов ящика.
2
29.12.2015
2.6 Электрические шлифовальные машины.
2.6. Работа электрической шлифмашиной. Шлифование деталей, обрезка деталей, сверление
2
12.01.2016
3. Оружие победы. Танк Т-34.
4
38
42
21
3.1. История появления танков.
3.1. Изучение набора для постройки модели танка. Ознакомление с инструкцией, разбивка постройки модели на этапы. Сборка ванны корпуса.
2
14.01.2016
3.2 Кошкин Михаил Ильич конструктор бронированной легенды.
3.2. Работы по изготовлению торсионной подвески танка. Сборка катков машины.
6
17.01.2016 19.01.2016 21.01.2016
3.3 Устройство и модификации танка Т-34
3.3. Сборка и установка механизма натяжения гусениц. Изготовление и примерка гусениц .
4
24.01.2016 26.01.2016
3.4. Долгий путь от Москвы до Берлина. Боевое применение танка.
3.4. Монтаж верхней части корпуса. Изготовление моторного отсека и выхлопной системы.
4
28.01.2016 31.01.2016
3.5. С 1945 года и до наших дней. Влияние Т-34 на послевоенное танкостроение.
3.5 Люк механика водителя, место стрелка- радиста. Изготовление и монтаж на корпус танка.
4
02.02.2016 04.02.2016
3.6 Машины на шасси танка т-34
3.6 Надгусеничные полки. Ящики для инструмента. Шпоры гусениц.
6
07.02.2016 09.02.2016 11.02.2016
3.7 Сборка башни танка. Монтаж орудия и установка люков.
6
14.02.2016 16.02.2016 18.02.2016
3.8. Изготовление и монтаж на модели танка дополнительных баков, поручней десанта.
4
21.02.2016 25.02.2016
3.9. Изготовление и подготовка к покраске тросов. Шанцевого инструмента. Снарядных ящиков и тентов.
6
28.02.2016 01.03.2016 03.03.2016
4. Лаки и краски
2
12
14
7
4.1. Виды красок применяемых в моделизме. Свойства красок.
4.1. Смешивание красок. Выдерживание пропорций. Пробное окрашивание деталей различными видами красок и кистей.
4
06.03.2016 10.03.2016
4.2. Грунтовка. Назначение грунтовки и способы нанесения.
4.2. Нанесение грунтовки на детали.
2
13.03.2016
4.3. Лаки. Виды лаков и их применение.
4.3 Окрашивание методом "сухой кисти"
2
15.03.2016
4.4. Растворители для красок.
4.4. Окраска мелких деталей модели танка Т-34.
6
17.03.2016 20.03.2016 22.03.2016
5. Аэрограф и компрессор.
4
18
22
11
5.1. Изучение аэрографа. Устройство и принцип действия.
5.1. Изучение устройства аэрографа. Разборка и чистка, настройка факела
6
24.03.2016 27.03.2016 29.03.2016
5.2. Изучение компрессора. Настройка компрессора.
5.2. Изготовление "масок" для простейшего камуфляжа.
4
31.03.2016 03.04.2016
5.3. Техника безопасности при работе с аэрографом.
5.3.Окраска аэрографом. Обретение навыков работы с аэрографом. Равномерное нанесение краски
8
05.04.2016 07.04.2016 10.04.2016 12.04.2016
5.4. "Маски" для покраски. Применение и изготовление масок.
5.4. Окраска пластиковых деталей в простейший волнообразный камуфляж
4
14.04.2016 17.04.2016
6. Окраска модели Т-34. Подготовка модели к выставке.
2
12
14
7
6.1. Камуфляжи советских танков в Великой Отечественной войне. Выбор камуфляжа для своей модели.
6.1. Окрашивание ранее собранной модели в соответствии с выбранным прототипом танка.
6
19.04.2016 21.04.2016 24.04.2016
6.2. Выставки стендового моделизма. Правила выставок и требования к участникам.
6.2. Окраска и монтаж гусениц и оборудования на окрашенную модель
4
26.04.2016 28.04.2016
6.3. Подготовка исторической справки к модели.
6.3. Изготовления простейшей подставки и таблички с названием модели.
2
05.05.2016
6.4. Раскрой и изготовления бокса для перевозки модели
2
10.05.2016
7. Итоговое занятие. Выставка моделей.
1
1
2
1
7.1. Подведение итогов учебного года
7.1 Участие в выставке. Защита модели.
2
12.05.2016
Итого:
17
93
110
55
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство с планом работы объединения. Модель ее значение и применение в жизни людей.Знакомство с наборами для моделирования. Показ готовых работ. Требования, предъявляемые к учащимся. Организация рабочего места.
Тема 2. Материалы и инструменты.
Теоретическая часть:
Техника безопасности при работе с инструментами. Изучение инструментов и методов правильной работы с ними. Пластик, применяемый в моделизме. Основные свойства пластиков, области применения пластика в окружающем мире. Клей для пластика. Свойства, особенности и техника безопасности при работе с модельными клеями. Шпаклевка. Изучение методов работы с шпаклевкой и местами ее применения. Электрические шлифовальные машины. Виды электрических шлифмашин и области их применения.
Практическая часть:
Освоение методов работы с каждым видом инструмента. Нанесение имитации расшивки на листовом пластике. Раскрой пластика и изготовление простого ящика с крышкой.
Работа со шпаклевкой. Выравнивание неровностей ящика. Имитация неровностей литой брони при помощи шпаклевки.
Работа с ручной шлифмашиной, освоение методов работы с инструментом. Обрезка металлических трубок, шлифовка и сверление деталей.
Материалы и оборудование:
Нож канцелярский, скрайбер, листовой пластик, клеи, шпаклевки. Кусачки и литник с деталями. Шлифовальная машина Dremel с набором насадок для обрезки, шлифовки, сверления и гравирования.
Тема 3. Оружие победы. Танк Т-34.
Теоретическая часть:
Выбор модели из серии танков Т-34 (различные модификации машины, предлагаемые производителем). Изучение набора для постройки модели танка. Ознакомление с инструкцией, разбивка постройки модели на этапы.
Беседы:
История появления танков.
Кошкин Михаил Ильич конструктор бронированной легенды.
Устройство и модификации танка Т-34.
Долгий путь от Москвы до Берлина. Боевое применение танка.
С 1945 года и до наших дней. Влияние Т-34 на послевоенное танкостроение.
Машины на шасси танка т-34
Практическая часть:
Сборка выбранной пластиковой модели копии танка т-34 из набора «Звезда». Монтаж оборудования на модели и изготовления дополнительных аксессуаров к модели (бревна, скатки, запасные траки и т.д.)
Материалы и оборудование:
Наборы с моделями, клеи, шпаклевки. Ручной инструмент, шлифовальная машина. Листовой пластик и природные материалы для изготовления бревен самовытаскивания.
Тема 4. Лаки и краски
Теоретическая часть:
Виды красок применяемых в моделизме. Свойства красок.Грунтовка. Назначение грунтовки и способы нанесения.Лаки. Виды лаков и их применение.Растворители для красок.
Практическая часть:
Пробное смешивание красок. Выдерживание пропорций. Окрашивание деталей различными видами красок для ознакомления на практике со свойствами различных видов красок, лаков и грунтовок.
Изучение методов работы «сухой кистью» на кусочках окрашенного пластика.
Окраска мелких деталей, не закрепленных на модели танка (инструменты, тросы, навесное оборудование).
Материалы и оборудование:
Ранее подготовленные детали от модели танка Т-34, нитрокраски, акриловые краски, масляные краски. Лаки матовые, полуматовые, глянцевые. Растворители и кисти.
Тема 5. Аэрограф и компрессор
Теоретическая часть:
Изучение устройства аэрографа и компрессора. Техника безопасности при работе с аэрографом и компрессором. Настройка оборудования. "Маски" для покраски. Применение и изготовление масок.
Практическая часть:
Отработка навыков покраски аэрографом на листовом пластике. Настройка факела аэрографа. Изготовление «масок» для окраски простейшего камуфляжа. Работы по нанесению простейшего волнообразного камуфляжа без использования «масок».
Материалы и оборудование:
Аэрограф и компрессор Jas. Листовой пластик, малярный скотч, ножницы, канцелярский нож. Краски и растворители для красок.
Тема 6. Окраска модели Т-34. Подготовка модели к выставке.
Теоретическая часть:
Выставки стендового моделизма. Правила выставок и требования к участникам.
Беседы:
Камуфляжи советских танков в Великой Отечественной войне. Выбор камуфляжа для своей модели.
Подготовка исторической справки к модели.
Практическая часть:
Полная окраска модели танка Т-34. Изготовление подставки и таблички для модели. Раскрой и склеивание бокса для транспортировки модели.
Материалы и оборудование:
Аэрограф и компрессор Jas. Модель танка, малярный скотч, ножницы, канцелярский нож. Краски и растворители для красок. Деревянные заготовки, лобзик, кисти, лаки. Картон и клей ПВА.
Тема 7. Итоговое занятие. Выставка моделей.
Подведение итогов учебного года. Оформление итоговой выставки. Отбор работ для участия в областной выставке.
Награждение лучших учащихся грамотами, ценными подарками.