Специфика программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой
Специфика программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой
Громова Светлана Николаевна
учитель русского языка и литературы
1 категория, стаж 8 лет
Новый учебно-методический комплекс С.И. Львовой.
Введение ФГОС влечет за собой утверждение нового перечня учебников, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС. В переходный период на новые стандарты могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, которые включены в федеральный перечень. В 2010 году мы перешли на новую программу по русскому языку по учебникам С. И. Львовой. В связи с этим учителя среднего звена прошли курсы повышения квалификации по теме: «Анализ систем и линий обучения по русскому языку, обеспечивающих ФГОС». На данных курсах были представлены учебники под редакцией С.И. Львовой.
В данном учебно-методическом комплексе вложены новые идеи ФГОС. Специфика программы под редакцией С.И.Львовой заключается в том, что она на предлагаемом материале позволяет учащимся овладеть всеми видами речевой деятельности в их взаимосвязи: умением слушать, читать, говорить и писать.
По данной программе я работаю первый год. Особенности пособия:
- четкая структура;
- яркая обложка;
- цветные иллюстрации;
- ориентация учебника на речевое и интеллектуальное развитие учащихся;
- связь родного языка с другими школьными предметами;
- дифференцированные задания;
- основной единицей обучения является текст.
Авторы предлагают целый спектр разнообразных упражнений: «Проводим наблюдение», «Устное высказывание», «Сочинение-миниатюра», «Изложение-миниатюра», «Сочинение», «Изложение». Эти и другие виды упражнений дают учителю четкие ориентиры в работе: учащиеся формируют умения слушать текст, читать текст и создавать свои устные и письменные тексты – говорить и писать. Таким образом, методическая система, заложенная в учебнике, направлена на формирование всех видов речевой деятельности.
В новом ракурсе представлены такие разделы: фонетика, орфоэпия, морфемика, лексикология, синтаксис, морфология, пунктуация. С.И. Львова выделяет в самостоятельный раздел орфографию, наряду с текстоведением и культурой речи. Авторы многих учебников этого не делают. А ведь отсутствие системности орфографических знаний рождает непонимание учащимися её места в языке. Много внимания уделяется вопросам этимологии, лексикологии. Учебник предлагает материал, посвященный истории развития родного языка, историко-культурным традициям русского народа. Это актуально, поскольку в заданиях ЕГЭ обязательно есть вопросы, которые касаются истории языка и семантики языковых единиц.
Программа по русскому языку под редакцией С. И. Львовой основана на главных принципах:
-принцип приоритета всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, писания.
-принцип проблемности, исследования и творческого подхода.
-принцип интеграции русского языка и литературы за счет формирования литературоведческой компетентности.
Данная линия учебников работает на достижение учеником результатов, требования к которым заданы ФГОС. В 2015 году ученики 9 класса, занимавшиеся по этому УМК, успешно сдали ОГЭ, не получив ни одной тройки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Специфика программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой »
Специфика программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой
Введение ФГОС влечет за собой утверждение нового перечня учебников, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС после проведения соответствующей экспертизы. В переходный период на новые стандарты могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, которые включены в федеральный перечень. В 2010 году мы перешли на новую программу по русскому языку по учебникам С. И. Львовой. В связи с этим учителя среднего звена прошли курсы повышения квалификации по теме «Анализ систем и линий обучения по русскому языку, обеспечивающих ФГОС».
В данном учебно-методическом комплексе вложены новые идеи ФГОС. Он отличается современным содержанием и помогает овладеть такими компетентностями, которые необходимы каждому современному человеку.
Специфика программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой заключается в том, что она на предлагаемом материале позволяет учащимся овладеть всеми видами речевой деятельности в их взаимосвязи: умением слушать, читать, говорить и писать.
По данной программе я работаю пятый год. Особенности пособия:
- его четкая структура
- яркая обложка
- цветные иллюстрации
- ориентация учебника на речевое и интеллектуальное развитие учащихся
- связь родного языка с другими школьными предметами
- основной единицей обучения является текст
Авторы предлагают целый спектр разнообразных упражнений: «Проводим наблюдение», «Устное высказывание», «Сочинение-миниатюра», «Изложение-миниатюра», «Сочинение», «Изложение». Эти и другие виды упражнений дают учителю четкие ориентиры в работе: учащиеся формируют умения слушать текст, читать текст и создавать свои устные и письменные тексты – говорить и писать. Таким образом, методическая система, заложенная в учебнике, направлена на формирование всех видов речевой деятельности.
В новом ракурсе представлены такие разделы: фонетика, орфоэпия, морфемика, лексикология, синтаксис, морфология, пунктуация. С.И. Львова выделяет в самостоятельный раздел, наряду с текстоведением и культурой речи, и орфографию. Авторы многих учебников этого не делают. А ведь отсутствие системности орфографических знаний рождает непонимание учащимися её места в языке.
Много внимания уделяется вопросам этимологии, лексикологии. Учебник предлагает материал, посвященный истории развития родного языка, историко-культурным традициям русского народа. Это актуально, поскольку в заданиях ЕГЭ обязательно есть вопросы, касающиеся истории языка и семантики языковых единиц.
Использование произведений живописи на уроках русского языка способствует осуществлению важной социально-языковой функции. Картины, выступая в качестве источника отражения внешнего мира, способствуют сохранению в языковых единицах информации об окружающей человека действительности. В процессе работы над картиной учащиеся находят словесную оболочку найденным и проанализированным фактам культуры. Таким образом, картина становится источником обогащения словарного запаса учащихся прежде всего лексикой, обслуживающей социально-культурную сферу. Работа по картине становится хорошей опорой для построения речевого произведения в устной и письменной форме и позволяет соотнести коммуникативные умения с видами речевой деятельности.
Обучение видам речевой деятельности с использованием живописи осуществляется успешнее при помощи лингвистических упражнений, которые обеспечивают активное овладение речью и включают в основном творческие задания, предполагающие неодинаковый характер ответов учащихся и создающие условия для формирования свободной, правильной и хорошей речи.
-.Вопросы для первичного восприятия картины: Что вы видите на картине? Что изображено в центре картины? Что вы видите на заднем плане? И т.д.
- Задания для формирования монологической речи: Рассмотрите внимательно картину, обратите внимание на… Составьте предложения на тему этой картины и т.д.
- Вопросно-ответные упражнения на говорение творческого характера: Почему художник изобразил именно эти предметы, пейзаж, фигуру, время года? Почему художник использовал контрастные цвета в изображении? и т.д.
4. Упражнения на развитие воображения: Составьте воображаемый диалог между персонажами картины. Вообразите дальнейшее развитие событий, изображенных художником.
5. Беседа по картине, в ходе которой отрабатывается словарно-стилистический аспект высказываний.
Речевая подготовка позволяет организовать разнообразные формы работы на говорение: подготовленное заранее самостоятельное сообщение учащегося о творчестве художника с описанием картины; неподготовленное заранее высказывание; тематическая беседа; диспут на заранее заданную тему; дискуссия; ситуативный диалог; ролевая игра; интервью. Учащиеся с удовольствием выполняют такие задания и проявляют творческий подход к их текстовому оформлению.
Богатый иллюстрационный материал учебника, яркий шрифт, символические значки, разные цвета в оформлении текста способствуют формированию интереса у учащихся к чтению заданий. Теоретический материал, излагаемый в учебнике, подается с помощью интересных таблиц, дифференцируется по степени сложности Особенностью учебника является также то, что перед знакомством с теоретическим материалом предлагаются вопросы, которые способствуют развитию критического, логического, ассоциативного мышления.
В УМК «Русский язык» под редакцией С.И. Львовой реализуется идея дифференцированного подхода к обучению: наличие разноуровневого дополнительного материала, выделенные красным цветом более трудные упражнения. Это дает возможность на уроке найти задания как для слабых, так и для сильных учащихся.
Каждый урок по программе основан на принципе текстоцентризма. От урока к уроку учащиеся все больше приобщаются к работе с текстом: учатся определять его признаки, находить ключевые слова, составлять собственное высказывание по теме. Таким образом, содержание каждого урока направлено на реализацию языковой, речевой, правописной компетенций. На каждом уроке уделяется внимание работе с речевыми и грамматическими ошибками, редактированию текста.
Особенностью учебника является подбор для всех его разделов текстов нравственно-этического содержания, имеющих важное воспитательное значение. Тексты современны, познавательны, интересны для учащихся. Поэтому они с удовольствием анализируют предлагаемые текстовые материалы, выполняя не всегда простые задания, требующие не репродуктивного воспроизведения знаний, а творческого подхода.
Обобщая сказанное, можно сделать некоторые выводы. Программа по русскому языку под редакцией С. И. Львовой основана на главных принципах:
–принцип приоритета всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, писания.
–принцип проблемности, исследования и творческого подхода.
–принцип интеграции русского языка и литературы за счет формирования литературоведческой компетентности.
Особенность УМК - в коммуникативной направленности, текстоориентированном обучении, в интенсивности и последовательности использования современной семантики языка, что помогает учащимся в работе над анализом и созданием текстов.
Данная линия учебников работает на достижение учеником результатов, требования к которым заданы стандартом.