kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по технологии для обучающихся 5-8 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена программа по технологии для обучающихся 5-8 классов - для совместного обучения мальчиков и девочек. Программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета "Технология", Место предмета «Технология» в базисном учебном (образовательном) плане, Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология», Содержание учебного предмета «Технология», Тематическое планирование по технологии 5 класс, 68 часов, Тематическое планирование по технологии 6 класс, 68 часов, Тематическое планирование по технологии 7 класс, 68 часов, Тематическое планирование по технологии 8 класс, 34 часа, Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Технология», Список литературы, Планируемые результаты изучения учебного предмета. Программа соответствует требованиям ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Программа по технологии для обучающихся 5-8 классов»

15



ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ

для обучающихся 5-8 классов
МБОУ «Кудеихинская средняя общеобразовательная школа»


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа по технологии для обучающихся 5-8 классов МБОУ «Кудеихинская средняя общеобразовательная школа» разработана на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).

  • Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

  • Авторской программы по технологии В.Д. Симоненко для 5-8 классов общеобразовательной школы


Цели учебного предмета «Технология» на ступени

основного общего образования


Цели:

1. Обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития.

2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.

3. Формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь, касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.


II. Общая характеристика учебного предмета «Технология»


Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.

Программа предмета «Технология» обеспечивает формирование у школьников технологического мышления. Схема технологического мышления (потребность – цель – способ – результат) позволяет наиболее органично решать задачи установления связей между образовательным и жизненным пространством, образовательными результатами, полученными при изучении различных предметных областей, а также собственными образовательными результатами (знаниями, умениями, универсальными учебными действиями и т. д.) и жизненными задачами. Кроме того, схема технологического мышления позволяет вводить в образовательный процесс ситуации, дающие опыт принятия прагматичных решений на основе собственных образовательных результатов, начиная от решения бытовых вопросов и заканчивая решением о направлениях продолжения образования, построением карьерных и жизненных планов. Таким образом, предметная область «Технология» позволяет формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Предмет «Технология» является базой, на которой может быть сформировано проектное мышление обучающихся. Проектная деятельность как способ преобразования реальности в соответствии с поставленной целью оказывается адекватным средством в ситуациях, когда сформировалась или выявлена в ближайшем окружении новая потребность, для которой в опыте обучающегося нет отработанной технологии целеполагания и построения способа достижения целей или имеется противоречие между представлениями о должном, в котором выявленная потребность удовлетворяется, и реальной ситуацией. Таким образом, в программу включено содержание, адекватное требованиям ФГОС к освоению обучающимися принципов и алгоритмов проектной деятельности.

Проектно-технологическое мышление может развиваться только с опорой на универсальные способы деятельности в сферах самоуправления и разрешения проблем, работы с информацией и коммуникации. Поэтому предмет «Технология» принимает на себя значительную долю деятельности образовательной организации по формированию универсальных учебных действий в той их части, в которой они описывают присвоенные способы деятельности, в равной мере применимые в учебных и жизненных ситуациях. В отношении задачи формирования регулятивных универсальных учебных действий «Технология» является базовой структурной составляющей учебного плана школы. Программа обеспечивает оперативное введение в образовательный процесс содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий, формирует пространство, на котором происходит сопоставление обучающимся собственных стремлений, полученного опыта учебной деятельности и информации, в первую очередь в отношении профессиональной ориентации.

Основную часть содержания программы составляет деятельность обучающихся, направленная на создание и преобразование как материальных, так и информационных объектов. Важнейшую группу образовательных результатов составляет полученный и осмысленный обучающимися опыт практической деятельности. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате. Сопровождение со стороны педагога принимает форму прямого руководства, консультационного сопровождения или сводится к педагогическому наблюдению за деятельностью с последующей организацией анализа (рефлексии). Рекомендуется строить программу таким образом, чтобы объяснение учителя в той или иной форме составляло не более 0,2 урочного времени и не более 0,15 объема программы.

Подразумевается и значительная внеурочная активность обучающихся. Такое решение обусловлено задачами формирования учебной самостоятельности, высокой степенью ориентации на индивидуальные запросы и интересы обучающегося, ориентацией на особенность возраста как периода разнообразных «безответственных» проб. В рамках внеурочной деятельности активность обучающихся связана:

 с выполнением заданий на самостоятельную работу с информацией (формируется навык самостоятельной учебной работы, для обучающегося оказывается открыта большая номенклатура информационных ресурсов, чем это возможно на уроке, задания индивидуализируются по содержанию в рамках одного способа работы с информацией и общего тематического поля);

 с проектной деятельностью (индивидуальные решения приводят к тому, что обучающиеся работают в разном темпе – они сами составляют планы, нуждаются в различном оборудовании, материалах, информации – в зависимости от выбранного способа деятельности, запланированного продукта, поставленной цели);

 с реализационной частью образовательного путешествия (логистика школьного дня не позволит уложить это мероприятие в урок или в два последовательно стоящих в расписании урока);

 с выполнением практических заданий, требующих наблюдения за окружающей действительностью или ее преобразования (на уроке обучающийся может получить лишь модель действительности).

Таким образом, формы внеурочной деятельности в рамках предметной области «Технология» – это проектная деятельность обучающихся, экскурсии, домашние задания и краткосрочные курсы дополнительного образования (или мастер-классы, не более 17 часов), позволяющие освоить конкретную материальную или информационную технологию, необходимую для изготовления продукта в проекте обучающегося, актуального на момент прохождения курса.


III. Место предмета «Технология» в базисном учебном (образовательном) плане


Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательного учреждения и потребностей региона. Программа реализуется из расчета 2 часа в неделю в 5-7 классах, 1 час в неделю – в 8 классе, с разделением видов учебной деятельности для мальчиков и девочек.


IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»


Важнейшие личностные результаты обучения технологии:

- проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

- выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

- самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций социализации и стратификации;

- составление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

- планирование образовательной и профессиональной карьеры;

- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса по технологии заключается в формировании и развитии посредством технологического знания:

- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- гуманистических и демократических ценностей ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе технология и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

- проявление инновационного подхода к решению учебных задач в процессе моделирования изделия или технического процесса;

- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;

- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.


Предметными результатами освоения программы является:

В познавательной сфере:

- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда

- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

- классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

- владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

- владение способами научной организации труда формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

- планирование технологического процесса и процесса труда;

- подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;

- проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объектов труда;

- подбор инструментов и оборудования с учётом требований технологии и материально- энергетических ресурсов;

- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, и ограничений;

- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

- выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

- подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учётом областей их применения;

- контроль промежуточных и конечных результатов труда, использование контрольных и измерительных инструментов;

- документирование результатов труда и проектной деятельности;

- расчёт себестоимости продукта труда;

В мотивационной сфере:

- оценивание своей способности и готовности к предметной и предпринимательской деятельности;

- выбор профиля технологической подготовки в старших классах;

- выражение к готовности к труду в сфер услуг;

- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

- дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

- моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

- разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и научной организации труда;

- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное состояние рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

- формирование рабочей группы для выполнения проекта с учётом общности интересов и возможностей будущих членов коллектива;

- выбор знаковых систем и средств, для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

- публичная презентация и защита проекта изделия, продуктов труда или услуги;

- разработка вариантов рекламных образов, слогов и лейблов;

- потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

В физиолого-психологической сфере:

- развитие моторики и координации достижений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учётом технологических требований;

- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.


V. Содержание учебного предмета «Технология»


В соответствии с целями выстроено содержание деятельности в структуре трех блоков, обеспечивая получение заявленных результатов.

Первый блок включает содержание, позволяющее ввести обучающихся в контекст современных материальных и информационных технологий, показывающее технологическую эволюцию человечества, ее закономерности, технологические тренды ближайших десятилетий.

Второй блок содержания позволяет обучающемуся получить опыт персонифицированного действия в рамках применения и разработки технологических решений, изучения и мониторинга эволюции потребностей.

Содержание блока 2 организовано таким образом, чтобы формировать универсальные учебные действия обучающихся, в первую очередь, регулятивные (работа по инструкции, анализ ситуации, постановка цели и задач, планирование деятельности и ресурсов, планирование и осуществление текущего контроля деятельности, оценка результата и продукта деятельности) и коммуникативные (письменная коммуникация, публичное выступление, продуктивное групповое взаимодействие).

Базовыми образовательными технологиями, обеспечивающими работу с содержанием блока 2, являются технологии проектной деятельности.

Блок 2 реализуется в следующих организационных формах:

теоретическое обучение и формирование информационной основы проектной деятельности – в рамках урочной деятельности;

практические работы в средах моделирования и конструирования – в рамках урочной деятельности;

проектная деятельность в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Третий блок содержания обеспечивает обучающегося информацией о профессиональной деятельности, в контексте современных производственных технологий; производящих отраслях конкретного региона, региональных рынках труда; законах, которым подчиняется развитие трудовых ресурсов современного общества, а также позволяет сформировать ситуации, в которых обучающийся получает возможность социально-профессиональных проб и опыт принятия и обоснования собственных решений.

Содержание блока 3 организовано таким образом, чтобы позволить формировать универсальные учебные действия обучающихся, в первую очередь личностные (оценка внутренних ресурсов, принятие ответственного решения, планирование собственного продвижения) и учебные (обработка информации: анализ и прогнозирование, извлечение информации из первичных источников), включает общие вопросы планирования профессионального образования и профессиональной карьеры, анализа территориального рынка труда, а также индивидуальные программы образовательных путешествий и широкую номенклатуру краткосрочных курсов, призванных стать для обучающихся ситуацией пробы в определенных видах деятельности и / или в оперировании с определенными объектами воздействия.

Все блоки содержания связаны между собой: результаты работ в рамках одного блока служат исходным продуктом для постановки задач в другом – от информирования через моделирование элементов технологий и ситуаций к реальным технологическим системам и производствам, способам их обслуживания и устройством отношений работника и работодателя.


VI. Тематическое планирование


Тематическое планирование по технологии

5 класс, 68 часов


№ п/п

Разделы

Кол-во часов

Виды учебной деятельности обучающихся

Общие виды учебной деятельности

1

Эстетика приусадебного участка. Осенний период.

14

Техника безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарём. Очистка поверхности земли от растительных остатков. Очистка поверхности земли от растительных остатков. Особенности обработки почвы осенью.

Очистка почвы от сорняков. Обрезка штамповой поросли. Подготовка деревьев к зиме. Очистка почвы от сорняков, сухих веток, опавшей листвы.

2

Информационные технологии

2

Знакомство с текстовым и графическим редактором. Получение опыта работы с ПЭВМ

3

Технология обработки древесин

6

Вводное занятие. Правила безопасности труда. Сведения по материаловедению. Элементы графической грамоты. Разметка, пиление.

Разделение видов учебной деятельности для мальчиков и девочек

4

Мальчики. Элементы машиноведения

4

Понятие о машине и механизме, составные части машин. Графическое изображение механизмов передач. Устройство и управление сверлильным станком. Т/б при работе.

5

Мальчики. Технология обработки древесины

14

Сверление отверстий, изготовление изделий из древесины. Отделка и соединение деталей. Этапы создания изделий из древесины. Изготовление карандашницы. Декоративная отделка изделий. Строгание.

4-5

Девочки. Геометрическая резьба по дереву

18

Вводное занятие. Задачи обучения и его содержание. Знакомство с искусством геометрической резьбы по дереву. Образцы работ и проектов, выполненных предыдущими учащимися. Организация учебного процесса в мастерской. Устройство комбинированного верстака. Рабочее место резчика. Рациональное размещение инструмента на верстаке. Правила внутреннего распорядка. Безопасность и гигиена труда. Дерево в геометрической резьбе

Дерево и древесина. Строение древесины. Породы деревьев. Декоративные и технологические особенности различных древесных пород, применяемых в резьбе. Понятие текстуры дерева. Красота и выразительность рисунка древесины в зависимости от направления среза. Пороки древесины. Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья. Осмотр экспонатов крестьянской утвари, предметов мебели, предметов декоративно-прикладного искусства. Определение характерных элементов резьбы для нашего региона. Выявление стиля украшений, анализ и зарисовка основных элементов декора. Понятия о пропорциональных отношениях. Основные элементы геометрического узора. Исходные, «азбучные» элементы геометрической резьбы: лесенка, куличики, треугольники, витейка, змейка, елочка, ромбы, цепочка, соты, квадраты, звездочки, сияния, сколышки, чешуйки. Порядок их разметки и последовательность исполнения. Правка инструмента. Художественные и технологические особенности резьбы. Геометрический орнамент. Понятие центра композиции, ее гармоничности и уравновешенности. Симметрия, система осей и ритм рисунка. Примеры резных композиций из истории народного декоративно-прикладного искусства, прялки, вальки, рубели, разделочные доски и другие предметы обихода, украшаемые резьбой. Геометрический орнамент и его составляющие. Этнические особенности и колорит геометрической композиции, используемые поволжскими мастерами в декоративном украшении изделий. Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы. Композиционная связь деталей предмета.

Общие виды учебной деятельности

6

Проект

10

Творческий проект. Составление пояснительной записки. Внешний вид изделия. Описание и чертёж. Экономические расчёты. Изготовление деталей изделия. Защита проекта. Рекламный проспект изделия.

7

Культура дома

4

Интерьер дома. Уход за домом и одеждой. Здоровое питание. Гигиена. Культура поведения в семье.

8

Эстетика приусадебного участка. Весенний период.

14

Знакомство с земляными работами в весенний период. Т/б при работе с сельскохозяйственным инвентарём. Подготовка почвы для грядок, планировка, разметка, перекапывание. Особенности подготовки почвы к высадке рассады цветочных растений. Высадка рассады в почву. Уход за ней.

Рыхление почвы в цветниках. Уход за растениями: рыхление почвы. Прореживание, прополка, полив. Уход за растениями: рыхление и полив.

9

Резерв учителя




Всего

68



Тематическое планирование по технологии

6 класс, 68 часов


№ п/п

Разделы

Кол-во часов

Виды учебной деятельности обучающихся

Общие виды учебной деятельности

1

Эстетика приусадебного участка. Осенний период

14

Главные отрасли сельского хозяйства. Т/б при работе с сельскохозяйственным инструментом. Особенности обработки почвы осенью. Очистка почвы от растительных остатков как одно из условий подготовки почвы к зиме. Выращивание. Основные сведения о многолетних цветочных растениях. Анютины глазки. Колокольчик средний. Маргаритка.

2

Технология обработки древесины

6

Вводное занятие. Правила безопасности труда. Материаловедение. Виды соединения деталей.

Разделение видов учебной деятельности для мальчиков и девочек

3

Мальчики. Элементы машиноведения.

2

Составные части машин. СТД-120. Устройство и управление.

4

Мальчики. Технология обработки древесины

8

Процесс резания. Инструменты для токарных работ. Т/б при работе на СТД-120. Технология точения древесины на токарном станке. Работа на токарном станке. Сборка и отделка изделия.

5

Технология обработки металла

12

Т/б при работе с металлом. Основные свойства металлов. Разметка, правка, резка, рубка, опиливание металла. Художественная обработка металла. Сверление. Гибка, клёпка листового металла. Сборка и отделка изделия. Классификация сталей, нарезание наружной и внутренней крепежной резьбы.

3-5

Девочки. Геометрическая резьба по дереву

22

Вводное занятие. Организация учебного процесса в мастерской. Устройство комбинированного верстака. Рабочее место резчика. Рациональное размещение инструмента на верстаке. Правила внутреннего распорядка. Безопасность и гигиена труда. Повторение основных элементов геометрического узора, геометрического орнамента.

Резьба пластины с рисунком анималистического характера. Отделка готовых изделий.

Понятие анималистического изображения. Образцы композиций анималистического характера, пряничные и разделочные доски, прялки, рубели. Использование анималистических рисунков в истории декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративной трактовки образа. Характер геометрического узора в зависимости от породы древесины. Отделка резной поверхности. Эстетические требования к отделке изделия.

Общие виды учебной деятельности

6

Проект

10

Техническая эстетика изделий. Основные требования к проектированию. Элементы конструирования. Экономические расчеты. Изготовление деталей изделия. Защита и оценка проекта

7

Культура дома

2

Простейший ремонт сантехнического оборудования.

Знакомство с сантехническим оборудованием, с устройством сливного бачка; устранение неисправности вентильной головки и сливного бачка

8

Эстетика приусадебного участка. Весенний период.

14

Эстетическое оформление фасада школы. «Какие выбрать цветы?». Перекопка грядок. Обустройство цветников. Бордюры. Солитеры. Болезни цветочных культур и их источники. Розы. Использование роз. Выращивание на клумбе, в бордюре. Уроки агротехники. Типы обрезки чайно-гибридной розы.

9

Резерв учителя




Всего

68



Тематическое планирование по технологии

7 класс, 68 часов


№ п/п

Разделы

Кол-во часов

Виды учебной деятельности обучающихся

Общие виды учебной деятельности

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда

1

Содержание курса «Технология. 7 класс». Правила безопасного поведения в столярной мастерской

Разделение видов учебной деятельности для мальчиков и девочек

2

Мальчики. Технология обработки древесины

19

Физико-механические свойства древесины. Конструкторская и технологическая документация. Технологический процесс изготовления деталей. Заточка деревообрабатывающих инструментов. Настройка рубанков и шерхебелей. Шиповые столярные соединения. Соединение деталей шкантами, нагелями и шурупами. Точение конических и фасонных деталей. Художественное точение изделий из древесины. Мозаика на изделиях из древесины.

3

Мальчики. Технология обработки металла

26

Сталь, её виды и свойства. Термическая обработка стали. Чертёж деталей, изготовленных на токарном и фрезерном станках. Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6. Технология токарных работ по металлу. Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка НГФ-11ОШ. Нарезание наружной и внутренней резьбы. Художественная обработка металла (тиснение по фольге). Художественная обработка металла (ажурная скульптура). Художественная обработка металла (мозаика с металлическим контуром). Художественная обработка металла (басма). Художественная обработка металла (пропильный металл). Художественная обработка металла (чеканка на резиновой подкладке).

2-3

Девочки. Геометрическая резьба по дереву

45

Вводное занятие. Организация учебного процесса в мастерской. Устройство комбинированного верстака. Рабочее место резчика. Рациональное размещение инструмента на верстаке. Правила внутреннего распорядка. Безопасность и гигиена труда.

Повторение основных элементов геометрического узора. Повторение художественных и технологических особенностей резьбы. Исполнение утилитарного изделия. Понятие украшения изделия резьбой. Столярное и точеное изделие. Выполнение проекта изделия. Учет функционального назначения предмета и его связь с декором. Учет эргономики, пропорциональности и художественного значения изделия. Понятие масштабности, соразмерности формы и ее элементов. Зависимость способа отделки от утилитарного назначения изделия. Проекты изделий: декоративные ложки, лопатки, разделочные доски, шкатулки, полочки, чаши, подсвечники, кубки, детские игрушки и т.д. Допустимо украшение резьбой промышленных товаров: журнальных столиков, створок шкафов и другого скарба.

Общие виды учебной деятельности

4

Культура дома (ремонтно-строительные работы)

6

Основы технологии оклейки помещений обоями. Основные технологии малярных работ. Основы технологии плиточных работ.

5

Творческий проект

16

Тематика творческих проектов. Эвристические методы поиска новых решений. Этапы проектирования и конструирования. Применение ЭВМ при проектировании. Методы определения себестоимости изделия. Основные виды проектной документации. Способы проведения презентации проектов

6

Резерв учителя




Всего

68



Тематическое планирование по технологии

8 класс, 34 часа


№ п/п

Разделы

Кол-во часов

Виды учебной деятельности обучающихся

Общие виды учебной деятельности

1

Домашняя экономика и основы предпринимательства

9

Семейная экономика. Предпринимательство в семье. Потребности семьи. Информация о товарах. Торговые символы, этикетки и штрихкод. Бюджет семьи. Расходы на питание. Сбережения. Личный бюджет. Экономика приусадебного участка

2

Профессиональное самоопределение

7

Внутренний мир человека и система представлений о себе. Профессиональные интересы и склонности. Природные свойства нервной системы. Классификация профессий. Профессиональные и жизненные планы. Здоровье и выбор профессии.

Разделение видов учебной деятельности для мальчиков и девочек

3

Мальчики. Технология электротехнических работ

4

Элементарная база электротехники. Монтаж электрической цепи. Правила безопасности при электротехнических работах. Бытовые нагревательные приборы и светильники. Разработка плаката по электробезопасности

4

Мальчики. Культура дома

5

Как строят дом. Технология установки врезного замка. Утепление дверей и окон. Ручные инструменты. Безопасность ручных работ

3-4

Девочки. Геометрическая резьба по дереву

9

Вводное занятие. Резьба по дереву - мой смысл жизни (профессиональная ориентация). Исполнение утилитарного изделия

Общие виды учебной деятельности

5

Проект

9

Выбор и обоснование проекта. Экономический расчёт. Составление технологической документации. Работа над проектом. Подведение итогов. Защита проекта.

6

Резерв учителя




Всего

34




VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Технология»


1. Компоненты оснащения учебного (предметного) кабинета основной школы

1.1. Нормативные документы, программно-методическое обеспечение:

1. Примерная основная образовательная программа Образовательного учреждения. Основная школа.

2. Примерные программы по учебным предметам. Технология (примерная программа по технологии 5-9 класс (составитель Симоненко В.Д.) - М.: Просвещение, 2011.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (М-во образования и науки Рос. Федерации- 2-е издание.- М.: Просвещение 2013).


Литература:


  1. Арефьев И.П., Занимательные уроки технологии для девочек, М., Школьная пресса, 2015.

  2. Голондарева Н.Б., Поурочные планы по учебнику «Технология» В.Д. Симоненко, 5 класс I-II часть., М, 2011.

  3. Зименкова Ф.Н., «Технология», справочное пособие для общеобразовательных школ, М., Педагогическое общество России, 2012.

  4. Карачевцева Л.Д., Власенко О.П., Технология, дополнительные занимательные материалы., Волгоград, «Учитель», 2011.

  5. Крупская Ю.В., Технология. Методические рекомендации., М., Вентана-Граф, 2014 г.

  6. Маркуцкая С.Э., УМК, Тесты по технологии 5-7 классы, М., «Экзамен», 2010.

  7. Маркуцкая С.Э., УМК, Технология в схемах, таблицах, рисунках, 5-9 классы, М., «Экзамен», 2012.

  8. Павлова О.В. Технология. 5 класс: рабочая программа по учебникам А.Т. Тищенко, Н.В. Синицы, В.Д. Симоненко. Модифицированный вариант для неделимых классов. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2015. – 55 с.

  9. Попова Г.П., «Технология», поурочные планы по учебнику Симоненко В.Д., Крупской Ю.В., Лебедевой Н.И., Литиковой Л.В., под ред. Симоненко В.Д. Технология (вариант для девочек), Волгоград, «Учитель», 2010.

  10. Сасова И. А., Метод проектов в технологическом образовании, М., Вентана-Граф, 2013

  11. Сасова И. А., Сборник проектов, М., Вентана-Граф, 2013

  12. Семенцов А.Ю., Альбом шаблонов №1. Резьба по дереву. Орнаменты, розетки, панно, М., 2007 г.

  13. Синицына Н.В., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Яковенко О.В. Технология: 5 класс: учебник для учащихся образовательных организаций. – 4-е изд, перераб. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 208 с.: ил.

  14. Чернякова В. Н., Творческий проект, тетрадь, М, Просвещение, 2012

  15. Чупахин В.М., 22 урока геометрической резьбы, М, Литера, 2011


VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета


В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам предметной области «Технология», планируемые результаты освоения предмета «Технология» отражают:

 осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

 овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

 овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

 формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

 развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

 формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда. При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного образования к личностным и метапредметным результатам и требования индивидуализации обучения, в связи с чем в программу включены результаты базового уровня, обязательного к освоению всеми обучающимися, и повышенного уровня (в списке выделены курсивом).

Результаты, заявленные образовательной программой «Технология» по блокам содержания Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития

Выпускник научится:

 называть и характеризовать актуальные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;

 называть и характеризовать перспективные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;

 объяснять на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты;

 проводить мониторинг развития технологий произвольно избранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов. Выпускник получит возможность научиться:

 приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся Выпускник научится:

 следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;

 оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций экологической защищенности;

 прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов / параметров / ресурсов, проверяет прогнозы опытно-экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;

 в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность – качество), проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;

 проводить оценку и испытание полученного продукта;

 проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;

 описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;

 анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;

 проводить и анализировать разработку и / или реализацию прикладных проектов, предполагающих: ‒ изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования; ‒ модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта; ‒ определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе); ‒ встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку; ‒ изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;

 проводить и анализировать разработку и / или реализацию технологических проектов, предполагающих: ‒ оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике); ‒ обобщение прецедентов получения продуктов одной группы различными субъектами (опыта), анализ потребительских свойств данных продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства с выработкой (процессированием, регламентацией) технологии производства данного продукта и ее пилотного применения; разработку инструкций, технологических карт для исполнителей, согласование с заинтересованными субъектами; ‒ разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами;

 проводить и анализировать разработку и / или реализацию проектов, предполагающих: ‒ планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации); ‒ планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов; ‒ разработку плана продвижения продукта;

 проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора).

 Выпускник получит возможность научиться:

 выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;

 модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;

 технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты;

 оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии.

Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения

Выпускник научится:

 характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере, описывает тенденции их развития,

 характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития,

 разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда,

 характеризовать группы предприятий региона проживания,

 характеризовать учреждения профессионального образования различного уровня, расположенные на территории проживания обучающегося, об оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения,

 анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений,

 анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории,

 анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности,

 получит опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников,

 получит опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда. Выпускник получит возможность научиться:

 предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования для занятия заданных должностей;

 анализировать социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по технологии для обучающихся 5-8 классов

Автор: Борисов Владимир Викторович

Дата: 17.11.2015

Номер свидетельства: 254591

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по технологии для 6  класса (базовый уровень, девочки). "
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-6-klassa-bazovyi-urovien-dievochki"
    ["file_id"] => string(6) "234633"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443472920"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Рабочая программа Технология (девочки) 5 класс "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-tiekhnologhiia-dievochki-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "234006"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443326606"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "План-конспект внеклассного мероприятия по технологии для обучающихся 6-7 классов «Да здравствуют мастерицы и умельцы». "
    ["seo_title"] => string(137) "plan-konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-tiekhnologhii-dlia-obuchaiushchikhsia-6-7-klassov-da-zdravstvuiut-mastieritsy-i-umiel-tsy"
    ["file_id"] => string(6) "221864"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435644442"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Адаптированная рабочая программа по технологии для обучающихся с ОВЗ 7вида"
    ["seo_title"] => string(80) "adaptirovannaiarabochaiaproghrammapotiekhnologhiidliaobuchaiushchikhsiasovz7vida"
    ["file_id"] => string(6) "260267"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448909201"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по технологии для 5 класса"
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia_programma_po_tekhnologii_dlia_5_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "556126"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1597945211"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства