Программа по предмету "Технология" для учащихся 10 классов
Программа по предмету "Технология" для учащихся 10 классов
Программа расчитана на 34 часа. В программу курсов входит изучение следующих разделов: технология и труд как часть человеческой культуры,технология проектирования и создание материальных обьектов и услуг. В процессе обучения учащиеся овладевают знаниями ина влияние технологии на общественное развитие, экологические проблемы, знакомятся с технологиями материального производствасервиса и социальной сферы, осваивают технологии проектирования объектов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по предмету "Технология" для учащихся 10 классов »
Муниципальное образовательное учреждение
межшкольный учебный комбинат Краснооктябрьского района
г. Волгограда
Рассмотрено
на заседании МО
учителей технологии Протокол № _______
от «___»_______ 2013
Руководитель МО учителей МОУ МУК
_______Злобина Н.С.
Согласовано:
Заместитель
директора по УВР
________Архангельский А.А.
«___»__________ 2013
Утверждаю:
Директор МОУ МУК
________Яшуков Б.И.
«___»_________ 2013
Программа
по предмету технология
для учащихся 10-х классов
Составила:
учитель высшей категории
Деменкова И.Г.
Волгоград 2013
Пояснительная записка
Образовательная область «Технология» является одной из содержательных областей учебного плана образовательных учреждений. Ее введение обусловлено объективно существующей в обществе потребности в трудовом становлении подрастающего поколения. Она имеет особое значение для полноценного развития личности обучающихся, призвана прививать им трудолюбие, ввести в мир созидательного труда.
Рабочая программа по предмету «Технология» для 10-х классов разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень).
Рабочая программа соответствует требованиям приказа Минобразования России «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г. №1089.
Курс предмета «Технология» рассчитан на 34 часа. В программу курса входит изучение следующих разделов: технологии и труд как части общечеловеческой культуры, технология проектирования и создания материальных объектов или услуг.
В процессе обучения учащиеся овладевают знаниями о влиянии технологии на общественное развитие, экологическим проблемам и природоохранным технологиям, знакомятся с технологиями материального производства, сервиса и социальной сферы, осваивают технологии проектирования и создания материальных объектов или услуг.
Целями обучения по предмету «Технология» является: продолжение формирования культуры труда учащихся, развитие системы общетрудовых знаний и умений в области технологии, экономики, экологии производства, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Задачи образовательной области «Технология»:
Вооружить учащихся знаниями о составляющих технологической культуры, методах творческой проектной деятельности, способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека;
Формировать у учащихся практические навыки проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда;
Содействовать развитию у учащихся технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности;
Воспитывать уважительное отношение к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
Способствовать готовности учащихся к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг.
Содержание образовательной области «Технология» имеет четко выраженную практическую направленность и реализуется на основе практико-ориентированных форм и методов организации занятий.
В результате изучения курса учащиеся должны знать/понимать:
Влияние технологии на общественное развитие, составляющие современного производства товаров или услуг, способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;
Основные этапы проектной деятельности, сущность и структуру проектов, потребности и возможности проектной деятельности;
Основы научной организации труда, основы культуры труда, этику взаимоотношений в коллективе, формы творчества в труде;
Основные методы творческого решения практических задач для создания продуктов труда, основные этапы творческого процесса;
Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду, экологически чистые и безотходные технологии, способы утилизации отходов, рациональное размещение производства.
Учащиеся должны уметь:
Оценивать потребительские качества товаров и услуг, изучать потребности потенциальных покупателей на рынке товаров и услуг, составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;
Использовать методы творческого решения практических задач в технологической деятельности;
Соблюдать чистоту на рабочем месте, рационально расходовать воду, электрическую энергию;
Составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда, проектировать материальный объект или услугу, оформлять процесс и результаты проектной деятельности, выбирать средства и методы реализации проекта;
Проявлять формы творчества в труде, организовывать деловые контакты, вести деловую беседу и деловую переписку, выбирать стратегию поведения в конфликтных ситуациях.
Проведение занятий по программе предмета «Технология» предполагает использование широкого спектра методических средств. На каждом занятии предусматривается вовлечение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с тестами, участие в деловых и ролевых играх, выполнение упражнений. Большое внимание уделяется проектной деятельности.
Программа обладает необходимой конкретностью определения результатов подготовки по каждому разделу и по программе в целом. Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков. Виды контроля: текущий, периодический и итоговый. Выполнение учащимися практических работ на занятиях позволит проверить и оценить результаты каждого урока. Периодический контроль поможет установить степень усвоения материала по каждой теме программы курса. Итоговый контроль проводится в форме выполнения и защиты творческого проекта.
Выполняя свое предназначение, образовательная область «Технология» способствует становлению целостной личности, гармонично сочетающей в себе потребности к физическому и умственному труду, постоянному самообразованию.
Сформированные у школьников при изучении образовательной области «Технология» знания, умения и навыки создают культурные и духовные предпосылки для сохранения и развития национальных культур народов России, закладывают фундамент экономического развития страны. Полный учебно-методический комплекс курса состоит из следующих элементов:
Программы
Учебных и методических пособий
Рабочей тетради для учащихся.
Тематический план
Номера тем
Наименование разделов, тем
Всего часов
В том числе
теория
практика
Производство, труд и технологии.
1.
Технологии и труд как части общечеловеческой культуры.
14
6
8
1.1
Влияние технологий на общественное развитие.
2
1
1
1.2.
Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы.
4
2
2
1.3.
Технологическая культура и культура труда.
2
1
1
1.4.
Производство и окружающая среда.
4
1
3
1.5.
Рынок потребительских товаров и услуг.
2
1
1
2.
Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг.
20
9
11
2.1.
Проектирование в профессиональной деятельности.
4
2
2
2.2.
Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребитель- ских качеств объекта труда.
4
2
2
2.3.
Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация.
4
2
2
2.4.
Введение в психологию творческой деятельности.
2
1
1
2.5.
Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений.
4
2
2
2.6.
Анализ результатов проектной деятельности
2
2
Итого.
34
15
19
Программа
Тема 1. Технологии и труд как части общечеловеческой культуры
– 14 часов.
Тема 1.1. Влияние технологий на общественное развитие – 2 часа.
Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда в различные исторические периоды. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда для организаций различных сфер хозяйственной деятельности. Практическая работа «Развитие техники и технологий в различных сферах деятельности».
Тема 1.2. Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы – 4 часа.
Взаимовлияние уровня развития науки, техники и технологии и рынка товаров и услуг. Научные открытия, оказавшие значительное влияние на развитие технологий. Автоматизация и роботизация производственных процессов. Современные технологии легкой промышленности, пищевых производств и сферы бытового обслуживания. Характеристика технологий в здравоохранении, образовании, искусстве и культуре. Сущность социальных и политических технологий. Возрастание роли информационных технологий. Практические работы «Основные компоненты процесса профессиональной деятельности», «Анализ новых технологий в образовании, здравоохранении, социальной сфере».
Тема 1.3. Технологическая культура и культура труда – 2 часа.
Технологическая культура в структуре общей культуры. Формы проявления технологической культуры в обществе и на производстве. Основные составляющие культуры труда работника. Научная организация как основа культуры труда. Основные направления научной организации труда: разделение и кооперация труда, нормирование труда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональная организация рабочего места. Эстетика труда. Тест «Приятно ли с вами общаться». Практическая работа «Мое рабочее место».
Тема 1.4. Производство и окружающая среда – 4 часа.
Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды. Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды. Рациональное размещение производства для снижения экологических последствий хозяйственной деятельности. Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов. Практическое задание «Современные проблемы охраны природы». Рефераты «Экологические проблемы и их решение».
Тема 1.5. Рынок потребительских товаров и услуг – 2 часа.
Особенности рынка потребительских товаров и услуг. Субъекты рынка товаров и услуг. Законодательные и нормативные акты, регулирующие отношения продавца и покупателя. Основные положения законодательства о правах потребителя и производителя. Потребительские качества продовольственных и промышленных товаров. Методы оценки потребительских качеств товаров и услуг. Правила приобретения и возврата товаров. Значение страхования в современном обществе. Виды страхования. Обязательное страхование. Развитие системы страхования в России. Страхование жизни и имущества. Выбор страховой компании. Пр. работа «Составить претензию на приобретенный товар».
Тема 2. Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг – 20 часов.
Тема 2.1. Проектирование в профессиональной деятельности – 4 часа.
Значение инновационной деятельности предприятий в условиях конкуренции. Инновационные продукты и технологии. Возможные направления инновационной деятельности. Основные стадии проектирования технических объектов: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая документация. Роль экспериментальных исследований в проектировании. Тест «Творческий потенциал». Практическая работа «План организации работы творческого проекта».
Тема 2.2. Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда – 4 часа.
Определение цели проектирования. Источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования. Методы сбора и систематизации информации. Источники научной и технической информации. Оценка достоверности информации. Эксперимент как способ получения новой информации. Способы хранения информации. Использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продуктов. Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта. Технические требования и экономические показатели. Стадии и этапы разработки. Порядок контроля и приемки. Практическое задание «Этапы моделирования объекта». Пр. работа «Маркетинговое исследование».
Тема 2.3. Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация – 4 часа.
Виды нормативной документации, используемой при проектировании. Унификация и стандартизация как средство снижения затрат на проектирование и производство. Учет требований безопасности при проектировании. Состав проектной документации. Согласование проектной документации. Практические работы «Определить ограничения нормативных документов», «Разработка проектной документации».
Тема 2.4. Введение в психологию творческой деятельности 2 часа.
Виды творческой деятельности. Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности. Понятие о психологии творческой деятельности. Роль подсознания. Психолого-познавательный барьер. Пути преодоления «психолого-познавательного барьера». Раскрепощение мышления. Этапы решения творческой задачи. Творческие задания «Четыре скрепки», «Девять точек», «Незавершенные фигуры».
Тема 2.5. Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений – 4 часа.
Выбор целей в поисковой деятельности. Значение этапа постановки задачи. Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов. Ассоциативное мышление. Цели и правила проведения мозгового штурма (мозговой атаки). Эвристические приемы решения практических задач. Алгоритмические методы поиска решений. Решение проектных заданий интуитивными и алгоритмическими методами.
Тема 2.6. Анализ результатов проектной деятельности – 2 часа.
Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Экспертная оценка. Проведение испытаний модели или объекта. Оценка достоверности полученных результатов. Практическая работа «Вопросы по содержанию проекта».
Литература для учителя
Войтова С.А., Зубань Е.Н. Ролевые игры. – С-Петербург: ИТМО, 2010.
Жигарев И.А. Основы экологии 10 (11) класс – М.: «Дрофа», 2012.
Закон РФ «О защите прав потребителей» Волгоград: ГИПП «Астериск», 2012.
Золотая книга этикета/ авт.-сост. В.Ф. Андреев – М.: «Вече», 2012.
Машина М.В. Экономическая азбука. – М.: Международные отношения, 2009.
Подласый И.П. Педагогика: учебник. – М.: Высшее образование, 2012.
Сизикова С.Ф. Основы делового общения. 10 – 11 кл.: методическое пособие – М.: Дрофа,2011.
Тарифно-квалификационные характеристики общеотраслевых должностей служащих и общеотраслевых профессий рабочих/ отв. за вып. З.С. Богатыренко – М. Министерство труда и социального развития РФ, 2009.
Тесты для отбора персонала: Психологический практикум/ авт.-составитель Л.Г. Серова Ростов н/Д «ФЕникс», 2012.