Рабочая программа по технологии для учащихся 10 классов
Рабочая программа по технологии для учащихся 10 классов
Пояснительная записка
Как правило, объекты труда, на примере которых школьников обучают основам обработки материалов, подбирают исключительно с точки зрения соответствия технических операций, лежащих в основе их изготовления, разделам программы. При этом в большинстве случаев упускается из виду естественное стремление человека к красивому. В результате этого обучение детей основам ремесла ведется на примере изделий, не имеющих эстетической ценности. А это в свою очередь способствует закреплению равнодушного отношения школьников к уродливому и нефункциональному.
Все вышесказанное определило основную цель введения данного раздела – способствовать формированию у детей эстетического отношения к окружающему предметному миру, показать им место и значение художественного проектирования при создании современных изделий. Задачи: научить, их понимать основные закономерности формообразования, ознакомить с основами проектной деятельности, дать понятия об этапах создания красивых и полезных изделий. В дополнение к этому сформировать начальные умения в выполнении графических и объемных проектов, сочетающих в себе как технические, так и эстетические начала.
Знакомство школьников с художественным проектированием и выполнение имипроектов помогут скорейшему становлению новой системы современных объектов труда для учебных мастерских и будут способствовать улучшению трудового обучения в целом.
Рабочая программа по технологии для 10 класса разработана на основе авторской программы К.А. Скворцов Ведение в художественное конструирование 10-11класс М., Просвещение,2007г. Количество часов в авторской и рабочей программе не соответствует, так как в учебном плане МБОУ СОШ № 11 на предмет технология отведён 1 час в неделю.
Дополнительные часы отводятся на разделы :
1.Развитие материальной культуры и прикладного искусства.
2.Зарождение и становление дизайна.
3.Дизайн в России.
4.Формообразование.
5.Практическая работа.
6.Композиция.
7.Практическая работа.
8.Цвет.
9.Практическая работа
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии для учащихся 10 классов »
Муниципальное образование
Усть-Лабинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 11
Утверждаю Решением педсовета
Протокол № 1 от зо.08.2014г.
Председатель педсовета
__________ А.В. Гутманова
Рабочая пограмма (II вид)
По технологии
Пояснительная записка
Как правило, объекты труда, на примере которых школьников обучают основам обработки материалов, подбирают исключительно с точки зрения соответствия технических операций, лежащих в основе их изготовления, разделам программы. При этом в большинстве случаев упускается из виду естественное стремление человека к красивому. В результате этого обучение детей основам ремесла ведется на примере изделий, не имеющих эстетической ценности. А это в свою очередь способствует закреплению равнодушного отношения школьников к уродливому и нефункциональному.
Все вышесказанное определило основную цель введения данного раздела – способствовать формированию у детей эстетического отношения к окружающему предметному миру, показать им место и значение художественного проектирования при создании современных изделий. Задачи: научить, их понимать основные закономерности формообразования, ознакомить с основами проектной деятельности, дать понятия об этапах создания красивых и полезных изделий. В дополнение к этому сформировать начальные умения в выполнении графических и объемных проектов, сочетающих в себе как технические, так и эстетические начала.
Знакомство школьников с художественным проектированием и выполнение ими проектов помогут скорейшему становлению новой системы современных объектов труда для учебных мастерских и будут способствовать улучшению трудового обучения в целом.
Рабочая программа по технологии для 10 класса разработана на основе авторской программы К.А. Скворцов Ведение в художественное конструирование 10-11класс М., Просвещение,2007г. Количество часов в авторской и рабочей программе не соответствует, так как в учебном плане МБОУ СОШ № 11 на предмет технология отведён 1 час в неделю.
Дополнительные часы отводятся на разделы :
1.Развитие материальной культуры и прикладного искусства.
2.Зарождение и становление дизайна.
3.Дизайн в России.
4.Формообразование.
5.Практическая работа.
6.Композиция.
7.Практическая работа.
8.Цвет.
9.Практическая работа
Таблица тематического распределения часов:
№ п\п
Разделы, темы
Кол-во часов
Авторская программа
Рабочая программа
1.
Развитие материальной культуры и прикладного искусства.
2
3
2.
Зарождение и становление дизайна.
1
2
3.
Дизайн в России.
2
5
4.
Формообразование.
2
3
5.
Практическая работа.
2
1
6.
Композиция.
2
10
7.
Практическая работа.
4
4
8.
Цвет.
1
2
9.
Практическая работа.
4
4
итого
20
20
2 Содержание обучения
Развитие материальной культуры и прикладного искусства (3 ч)
Единство красивого и функционального в народном искусстве. Значение канонов для сохранения и рационального развития предметной среды. Общие сведения о народных ремеслах: строительных, деревообрабатывающих, кузнечных, ювелирных и т.д.
Зарождение и становление дизайна (2 ч)
Развитие машинного производства и деятельность Г. Земпера. Создание в Германии П. Бернсом художественно-промышленного союза.
Дизайн в России(5 ч)
Деятельность В. Е. Татлина. Открытие Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), преобразование их в институт (ВХУТЕИН). Первые отечественные разработки «инженерного» дизайна. Бурное развитие дизайна в послевоенные годы. Единство эстетики и техники. Внедрение художественного конструирования во все области промышленного производства: бытовых предметов, одежды, транспорта, станков, строительства и др.
Современные промышленные изделия и влияние дизайна на их потребительские качества и конкурентоспособность.
Формообразование (3 ч)
Факторы, влияющие на формообразование социальные (развитие общества, его запросы, благосостояние, традиции), функция, выполняемая вещью, и ее формы, эргономические требования к изделию (человеческий фактор). Изменение формы изделия под воздействием выбора того или иного материала для ее изготовления.
Влияние на форму изделия технологии и последовательности производства, ремонтоспособности и др. Форма, размеры изделия и их взаимосвязь со средой, в которой предполагается эксплуатировать проектируемое изделие.
Практическая работа (1 ч)
Составление эскизов несложных бытовых изделий с учетом формообразующих факторов: шкатулка для рукоделия, лопата для уборки снега, настольная лампа.
Композиция (10ч)
Геометрическая форма. Зрительное восприятие массивности предмета в зависимости от геометрической формы и фактуры.
Влияние текстуры на восприятие формы. Пропорции. Контраст, нюанс, тождество. Масштабность. Антропометрические данные. Ритм. Метрические, динамические ряды. Понятие о модуле.
Практическая работа (4ч)
Выполнение эскизов предмета с целью получить простую, функциональную, конструктивную и эстетически значимую форму.
Рабочий стол, корпус простого радиоэлектронного устройства, карманный фонарик, выставочный стенд для учебных мастерских и др.
Цвет (2 ч )
Цветовой тон, яркость. Ахроматические и хроматические цвета. Теплая гамма и холодная. Дополнительные цвета. Светотень и зрительное восприятие объема.
Практическая работа (4ч)
Решение цветового оформления изделия или группы простых предметов. Используются в качестве основы удачные эскизы. Уже выполненные учащимися.
- выполнять графический проект изделия, рассчитанного на изготовление в школьных учебных мастерских.
- изготовлять проекты изделий с учетом требований художественного конструирования
4 Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Сборник нормативных документов. Технология / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2006.- 120 с.
Программы общеобразовательных учреждений. Технология трудовое обучение 1-4 классы, 5-11 классы; сост: Ю.Л. Хотунцнв, В.Д. Симоненко.-7-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2008.- 240с.
Технология. 5-11 классы (вариант для девочек): развернутое планирование по программе В.Д.Симоненко / авт.-сост. Е.А.Киселева и др.- Волгоград: Учитель, 2009.- 111 с.
Технология:Уучебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы/ под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2004.-288 с.: ил.
Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В. Технология:Уучебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2004.-192 с.: ил.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж.- М.: ВАКО, 2008.- 288 с.
Кожина О.А. Технология: Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских обслуживающего труда.- М.: Дрофа, 2003.- 208с.: ил.
Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс. \ Сост. Бобровская А.Н., Доколина Г.Ф. –Волгоград: ИТД «Корифей» ,2006. -112 с.