Проектный метод на занятиях начального технического моделирования
Проектный метод на занятиях начального технического моделирования
Техническое творчество юных – наиболее многогранная и интересная область детской и юношеской увлеченности, мир романтики, поисков и фантазии. Это не только мечты и грезы, разумная занятость детей, развитие эстетических чувств и способностей, но и большие педагогические, психологические, философские, социологические проблемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектный метод на занятиях начального технического моделирования»
Муниципальное управление образования МР «Горный улус» РС (Я)
МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» Горный улус РС (Я)
Улусные педагогические чтения
Доклад:
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД НА ЗАНЯТИЯХ
НАЧАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Выполнила:
Оленова Надежда Константиновна,
педагог Станции юных техников
Горного улуса РС (Я)
Бердигестях, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава 1.Формы и методы работы по начальному техническому моделированию
1.1. Техническое моделирование и конструирование…………………………………….5
1.2.Формы и методы работы по начальному техническому моделированию………….9
Глава 2. Применение метода проектов на занятиях начального технического моделирования
2.1. Метод проектов – метод широких возможностей и творчества……………............14
2.2. Использование метода проектов на занятиях НТМ..………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………………………….27
Литература…………………………………………………………………………………….29
Приложение……………………………………………………………………………………30
Введение
Техническое творчество юных – наиболее многогранная и интересная область детской и юношеской увлеченности, мир романтики, поисков и фантазии. Это не только мечты и грезы, разумная занятость детей, развитие эстетических чувств и способностей, но и большие педагогические, психологические, философские, социологические проблемы.
Значение технического моделирования и конструирования для всестороннего развития учащихся очень велико. Мир техники очень велик и разнообразен. Моделирование и конструирование позволяют лучше познать ее, развивать конструкторские способности, техническое мышление и способствует познанию окружающей действительности. Занимаясь техническим творчеством, учащиеся могут практически применять и использовать полученные знания в различных областях техники, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.
Нельзя забывать и о том, что техническое творчество это не только вид деятельности, направленный на развитие их способностей, ознакомление учащихся с миром техники, но и один из эффективных способов воспитания. Посредством технического творчества формируются такие качества личности как трудолюбие, дисциплинированность, культура и эстетика труда, творческое отношение к труду, умение работать в коллективе.
В условиях научно-технического прогресса, происходящего в обществе, нельзя быть всесторонне развитым человеком, не имея представления о достижениях науки, техники, производства независимо от сферы деятельности индивида. Школьные кружки технического творчества – первые шаги к этому.
Педагог на занятиях по техническому моделированию должен развивать и направлять технические интересы учащихся. Занятия в объединении по техническому моделированию дают возможность познакомить учащихся с различными техническими объектами, общими принципами и действием машин и механизмов, с основными законами, положенными в основу технических устройств.
В современных условиях интерес детей к технике возникает очень рано, нередко ещё в дошкольном возрасте проявляются у них явные технические наклонности. Интерес, как утверждают психологи – это мотив, стимул к действию. Как привлечь детей младшего школьного возраста к занятиям технического моделирования.
Таким образом, возникает проблема, которая заключается в том, чтобы найти способ поддержания должного интереса к занятиям технического моделирования.
Проектное обучение мы видим как альтернативу к традиционным занятиям, но оно отнюдь не должно вытеснять её и становиться некоторой панацеей. Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным).
А.В. Хуторской в этом контексте пишет: «Проектную форму обучения широко используют на отдельных уроках, в дополнительном образовании, имеются попытки распространения метода проектов на базовый учебный процесс. Занятия в проектной форме уже не отрицают систематического освоения знаний, такая деятельность включается в содержание проекта. Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача — получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему».
Цель работы: развитие творческих способностей младших школьников через проектный метод обучения на занятиях начального технического моделирования.
Основные задачи:
- изучить формы и методы работы по начальному техническому моделированию;
- использовать метод проекта на занятиях НТМ;
- развивать у учащихся творческую инициативу и самостоятельность;
- провести отслеживание развития творческих способностей воспитанников кружка.
Гипотеза: если использовать в работе занятий начального технического моделирования проектный метод, то можно достичь высоких результатов развития творческих способностей учащихся.
Объект исследования: проектный метод в обучении младших школьников
Предмет исследования: проектный метод на занятиях начального технического моделирования.
Ожидаемые результаты:
Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:
Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1.Формы и методы работы по начальному техническому моделированию
1.1.Техническое моделирование и конструирование
Первый шаг в мир техники и технического творчества ребёнок делает при знакомстве с технической игрушкой дома и в детском саду. В познавательном плане это область представлений о технических образах, понятиях, видах «большой» техники, её назначения, рабочих функциях. Дошкольникам и младшим школьникам присущ активный познавательный интерес, выражающий в стремлении узнать «что там внутри», разобрать игрушку с целью выяснить, как она устроена и действует. Вместе с тем проявляется желание созидать – смастерить, построить что-то своими руками. Ребята охотно играют с игровыми наборами – конструктором, позволяющим варьировать сочетание одних и тех же технических элементов в различных комбинациях. Пытаются дети применять в своем творчестве и разнообразный подсобный материал, который оказывается под руками.
Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающей в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном или уменьшенном масштабе путем копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений.
Техническое моделирование не следует понимать как простое воспроизведение готовых чертежей, копирование графических и наглядных изображений, хотя на начальных этапах обучения именно такой метод широко применяется в школьной практике и является ведущим в работе. При постройке несложных самоходных моделей формируется понятия о конструкциях машин и механизмов, их назначение и действий, идет освоение трудовых навыков, зарождается и развивается интерес к определенным объектам техники. Подобный вид технической деятельности характерен для школьников 9-10 лет.
Модели могут быть подвижными (воспроизводить действие действительного объекта) и неподвижными. На примере различных детских игрушек можно показать как неподвижные, так и упрощенные подвижные модели.
Макет является разновидностью модели. Это слово имеет несколько смысловатых оттенков, например макет книги, театральной декорации. В широком смысле макет – это также объемное изображение действительного объекта. Но есть характерная особенность: макетом обычно называют модели построек, ансамбля, города.
В чем заключается сущность процесса конструирования? Это такой вид творческой деятельности, когда вначале в голове должен возникнуть образ будущего, еще не существующего сооружения, после чего его воплощают в реальность, создавая объект из подходящих материалов. [6]
Процесс технического моделирования можно расчленить на несколько этапов:
1. Определение объекта моделирования;
2. Подготовка рабочих чертежей;
3. Составление плана работы, подбор материала;
4. Исполнение намеченного плана;
Техническое конструирование – создание различных технических объектов, в процессе которого мыслительная и практическая деятельность направлена на то, чтобы сделать вещь, предмет, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от моделирования, действительные объекты. Можно ли научить конструированию школьников? Да, и об этом свидетельствуют опыт передовых учителей, выставки технического творчества. Дети – неутомимые конструкторы, их технические решения остроумны, оригинальны.
Конструирование – сложный, многогранный, творческий процесс. Об этом необходимо помнить постоянно. Здесь нет мелочей, начиная с постановки цели труда и заканчивая готовым изделием. Нельзя давать детям непосильные задания, работы должны быть выбраны с учетом возрастных особенностей учащихся. Главное, чтобы дети самостоятельно думали и, создавая новую поделку, вносили в ее конструкцию что-то новое. Пусть ребята фантазируют, ощутят радость познания, радость труда. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство».[6]
Условно конструирование можно разделить на несколько этапов:
Выяснение технической задачи, постановка которой требует создания образа будущего изделия.
Определение путей решения технической задачи.
Исполнение намеченного плана. Здесь учащиеся самостоятельно подбирают необходимые материалы, инструменты и выполняют практическую работу по подготовленной документации- чертежу, эскизу, техническому рисунку, т.е. воплощают в реальность мысленный образ, возникший в начале работы.
Функцией руководителя во время творческой работы детей является косвенное и перспективное управление деятельностью ребят, также слежение за выполнением правил техники безопасности. Причем помощь ребятам оказывается исключительно по их просьбе и только при невозможности качественного оказания помощи другими ребятами. Это позволяет обучающимся самостоятельно обогатиться новыми знаниями, сформировать способы деятельности, предоставляет им возможность самореализации, т. е. способствует саморазвитию.
В процессе работы младшие школьники создают различные по сложности, но доступные для выполнения конструкции из легкообрабатываемых материалов, пользуясь различными инструментами и приспособлениями. У детей отрабатываются навыки и умения, расширяется политехнический кругозор. Получая от учителя теоретические сведения, учащиеся узнают много новых слов, за счет технической терминологии происходит расширение словарного запаса.
Важно обратить внимание на методическую сторону использования детских изделий, их практическую направленность. Они могут служить наглядными пособиями, выставочными экспонатами, подарками. Из макетов различных сооружений можно построить макет улицы, на которой находится школа, модели машин можно использовать при изучении Правил дорожного движения.
Роль технического моделирования для всестороннего развития учащихся велика. Мы живем в век техники, нас окружают различные машины, механизмы, приборы, аппаратура. Младшие школьники знают марки многих автомобилей, самолетов, танков, кораблей. Они пользуются автобусом, трамваем, троллейбусом, лифтом и другими машинами, владеют приемами работы на компьютере.
Учебная модель служит наглядным средством в работе с учащимися и является пособием, которое воспроизводит объект или его части в трехмерном измерении. Проще говоря, учебнаямодель - это копия действительного объекта, которая дает достаточно полное представление об его устройстве. Разумеется, это не исчерпывающее определение. Модели могут полностью воспроизводить объекты или передавать лишь общее сходство с ними. В первом случае модель является копией, во втором – стилизованной моделью.
Учащиеся начальных классов выполняют в основном стилизованные модели. Кроме того, они делают не только объемные, но и плоские модели, способом аппликации или монтажа на плоскости из отдельных деталей. Сюда относят силуэтные модели. Модели могут быть подвижными и неподвижными.
Макет является разновидностью модели. Это слово имеет несколько смысловых оттенков, например макет книги, театральной декорации. В широком смысле макет – это также объемное изображение действительного объекта. Но есть характерная особенность: макетом обычно называют модели построек, ансамбля, города. Макет, который в точности, во всех деталях передает оригинал, называется моделью.
Развитие творческих способностей заключается именно в том, чтобы раскрыть суть моделирования, его принципы и закономерности. Для этого вначале нужно объяснить ход создания моделей.Вначале надо наметить объект моделирования. Далее определяем вид модели: контурная, стилизованная, модель-копия, объемная или плоская. После этого определяют нужный масштаб, намечают основные части, детали, выполняют эскиз, на основе которого создают рабочий чертеж. Затем полученные размеры переносят на обрабатываемый материал. Заключительный этап моделирования – отделка изделия и испытание его в действии.
На первых порах обучения дети работают по готовым эскизам и чертежам с использованием преимущественно репродуктивных, воспроизводящих методов. Частично применяются методы, способствующие умственному развитию учащихся, т.е. проблемные, исследовательские и др.
Моделирование и конструирование – это неотъемлемые части всей системы трудового обучения и воспитания, и здесь важно соблюдать все принципы дидактики. Учитель сообщает учащимся достоверные факты с учётом возрастных особенностей детей. Машины и механизмы - сложные конструкции, воплотившие в себе достижения науки и техники многих поколений. Младшим школьникам сообщают лишь основные исторические сведения, даётся краткая техническая справка, объясняется лишь общее устройства объекта без детализации. Таким образом, реализуются принципы научности и доступности.
Чтобы учащиеся хорошо усвоили учебный материал, занятия следует проводить систематически, отрывочные знания без взаимности, как правило, быстро забываются. Последующий материал обязательно должен опираться на ранее полученные знания. В процессе работы необходима строгая последовательность: начинать моделирование и конструирование следует с простейших изделий, постепенно усложняя модели и конструкции до уровня творческого исполнения. Нарушение принципов систематичности и последовательности вызывает затруднение в работе.
В моделировании важно соблюдать принцип наглядности, так как создание моделей предполагает, хотя и в упрощённой форме, копирование существующих в действительности технических объектов. Средства наглядности готовят обычно заранее. В настоящее время возникла необходимость беспрерывного пополнения знаний. Машины, механизмы, оборудование постоянно совершенствуются, обновляются, модернизируются. Информационный поток велик, и вполне понятно, что усвоить весь материал практически невозможно, поэтому важно, чтобы учащиеся поняли главное, основное, умели логически мыслить, самостоятельно ставить и решать задачи. Принцип прочности усвоения знаний заключается в том, чтобы учащиеся усвоили суть изложенного материала, могли воспроизвести его в памяти и применить на практике.
1.2. Формы и методы работы по начальному техническому моделированию
Заложить в детях устойчивое желание заниматься творческим техническим трудом – очень сложная и злободневная задача. В качестве мотива технического творчества учащихся, как и в учебной деятельности вообще, выступает познавательный интерес. Его развитие связано с содержанием и процессом обучения.
Для формирования творческой личности можно использовать все методы, которыми располагает современная дидактика.
Объяснительно - иллюстративные – рассказ, объяснение, демонстрации, опыты, таблицы и др. Они способствуют формированию у младших школьников первоначальных сведений об основных элементах производства, материалах, технике, технологии, организации труда и трудовой деятельности человека.
Использование репродуктивных(воспроизводящих) методов содействует у учащихся практических умений и навыков. Проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские) в совокупности с предыдущими служат развитию творческих способностей школьников.
Развитию творческой фантазии, смекалки, инициативы младших школьников способствует вариативность работ и свобода выбора. На занятиях ребятам предоставляется свобода выбора объекта моделирования и конструирования. Школьникам предлагается много вариантов объектов труда, способов выполнения работы, оформления поделок. Педагогическое руководство творческой деятельностью детей начинается с выбора желанной игрушки, модели, устройства. Для стимулирования успешной деятельности учащихся руководитель использует различные приемы: похвалу, одобрение, внимание, заботу. При этом всегда поощряется и ценится самостоятельное конструирование детьми моделей. При работе необходимо создавать определенные предпосылки для успешной деятельности детей. Формирование интереса связано с переживанием ребенком чувства удовлетворения от своих достижений. Стимулирует это чувство одобрение педагогом даже небольшого успеха. Психологически это – подкрепление формирующихся у школьников интеллектуальных и практических умений и навыков. [7]
При составлении программы необходимо учитывать психологические и возрастныеособенностидетей. Успех занятий техническим творчеством зависит от выбора объектов труда. Они должны быть привлекательными и доступными для детей, несложными в изготовлении, формировать у кружковцев любовь к труду, иметь общественно-полезную направленность. В качестве основных объектов труда детям предлагаются простейшие модели техники, игрушки и т. д.
Учителю необходимо четко спланировать практическую работу детей и помнить о соотношении времени на объяснение и практическую работу. Познавательная беседа обычно занимает 10 – 15 минут, в ходе нее предусматривается также анализ моделей, обсуждение технологии работы, оценка качества изделия и пр.
Педагог заранее готовит к каждой работе необходимые материалы и инструменты. Особо обращается внимание в деятельности детей на формировании культуры труда: соблюдению правил безопасности труда, содержание в порядке рабочего места, экономию материалов и времени, правильное обращение с инструментами. На занятиях дети работают линейкой, угольником, циркулем и другими инструментами. Знакомство с инструментом, как показывает опыт, следует проводить в такой последовательности: название инструмента, его назначение, устройство, приемы работы, безопасность труда. Каждый новый инструмент и каждая новая операция подробно изучаются детьми.
На занятии педагог планирует решение различных видов технических задач. Проблемные вопросы помогают школьникам понять суть изучаемых явлений, конструкции машин и механизмов, свойства отдельных механизмов. Почему камень тонет, а теплоход, который тысячу раз тяжелее камня, плавает? Почему лист бумаги планирует в воздухе, а свернутый комочек резко падает вниз? Эксперименты и беседа позволяют начинающим техникам понять явление и осознанно приступить к конструированию моделей. Юным техникам под силу технологические задачи, связанные с планированием работы, выбором материалов и средств для ее выполнения.
Наряду с коллективными формами работы педагог использует индивидуальные задания, с тем, чтобы создать оптимальные условия для развития детей как ярко выраженными техническими задатками, так и пониженными творческими возможностями.
Игра таит в себе огромные потенциальные возможности для развития детей. Организация соревнований с моделями, настольные игры с техническими игрушками, сюжетно-ролевые игры с поделками формируют интерес к технике, воспитывают любовь к работе, стимулируют детей на новые идеи, творчество.
Выставка – это одно из эффективных наглядных средств пропаганды технического творчества детей, популяризация опыта работы педагогов, отдельных учащихся. Подготовка к выставке включает отбор лучших поделок детей, выбор и оформление помещения. Столы с экспонатами должны быть расставлены таким образом, чтобы была возможность осмотреть каждую модель и продемонстрировать ее в действии. Оформление выставочного помещения и экспонатов должно соответствовать требованиям технической эстетики.
Начальное техническое моделирование – это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию поделок и несложных моделей технических объектов; это познавательный процесс формирования у младших школьников начальных политехнических знаний и умений.
Основные задачи, по начальному техническому моделированию следующие: • закреплять и расширять знания, полученные на занятиях, способствовать их систематизации; • совершенствовать умения и формировать навыки работы с наиболее распространенными инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов; • формировать образное техническое мышление и умение выразить свой замысел на плоскости (с помощью наброска, рисунка, простейшего чертежа, силуэта);
• развивать смекалку детей, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности и т.д.
При подборе форм и методов учебно-воспитательной работы учитываются возрастные особенности младших школьников. В возрасте 6-10 лет у детей уже возникли и получили первоначальное развитие все виды деятельности: трудовая, игровая, познавательная. Игровая деятельность оказывает сильное влияние на формирование и развитие умственных, физических, эмоциональных и волевых сторон и качеств личности ребенка. Игра неразрывно связана с развитием активности, самостоятельности, познавательной деятельности и творческих возможностей детей. Введение элементов игры в процесс подготовки младших школьников к конструкторско-технологической деятельности способствует стремлению детей к преодолению препятствий на пути к достижению цели и решению задач, которые без игры решаются значительно труднее. Из игры вырастает необходимость в новом виде деятельности – в труде. Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, с другой – всегда направлена в будущее. «Как ребенок играет, так он будет и работать»,- говорил А.С.Макаренко. При умелом руководстве со стороны взрослых игра способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умелым. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что порой им кажется слишком обычным, скучным. В игре воспитываются: сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. И что очень, важно игры сближают взрослых и детей, помогают установить более тесный контакт. Основные направления педагогического руководства игровой деятельностью:
• вовлекать детей в игру, использовать особые приемы, побуждающие желание играть: «Хочу играть»;
• помогать действовать по правилам и решать игровые задачи: «Так надо»;
• развивать творческие потенции ребенка в процессе игры, способствовать появлению адекватной самооценки и чувства: «Я могу».
Явления игра и труд у детей очень часто слиты. Между игрой и трудом нет строгой границы. «В каждой хорошей игре, - писал А.С.Макаренко, - есть, прежде всего, рабочее усилие мысли… Игра без усилий, игра без активной деятельности – всегда плохая игра». В качестве эмоционального стимула можно применить отдельные элементы игры. Путем создания игровой ситуации можно найти выход из сложной жизненной ситуации. Например, при уборке помещения после праздника, уместны считалочки, жребии, любые конкурсы, чтобы выявить проигравшего. Игра должна органически войти в жизнь каждого ребенка и умело сочетаться с другими видами деятельности. Игра уместна во всех случаях. Если дети устали и им нужна разрядка, если расшалились и их надо успокоить, если надо сделать интересным какое-то задание, трудовой процесс и т.д.
Дидактические игры – разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей. Увлечение игрой мобилизует интеллектуальные силы ребенка, а наличие занимательности, шутки, юмора – облегчает выполнение задачи. Дидактические игры делятся на три группы:
1. предметные;
2. настольно – печатные (лото, домино, картинки);
3. словесные игры (игры – загадки).
Музыкальные игры помогают детям знакомиться с творческими возможностями музыкального мира, развивают у них чувство ритма, координацию слуха и голоса. Эти игры очень эмоциональны. Музыкальные игры несут в себе элементы сюжетно – ролевых, подвижных и даже спортивных игр.
Подвижные игры – важнейшее средство физического воспитания детей, они требуют от играющих активных действий. Подвижные игры – это сильное лекарство от гиподинамии. У малышей подвижные игры чаще всего я связываю с сюжетом и ролью, с использованием предметов. В настоящее время ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. В результате медицинского анализа было установлено, что на первом месте стоит нарушение зрения, на втором месте – нарушение осанки, на третьем месте – наличие хронических заболеваний. Дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни. В связи с этим нужно обязательно вовремя занятий проводить физкультминутки, для того чтобы детям было интересно желательно проводить их в игровой форме. Например: попрыгали как зайчики (на одной ноге, на обеих ногах).
Все занятия проводятся в игровой форме, чтобы детям было интересно. Например: изготавливаем автомобиль или поезд и отправляемся на нем в путешествие в сказочную страну или страну сказок; сочиняем сказки, где дети и их поделки являются персонажами.
Воспитательные мероприятия по возможности тоже проводятся в виде игры (например: по ПДД «Правилам движения – наше уважение», по здоровьесберегающим технологиям).
Таким образом, многогранен воспитательный потенциал игры, важно использовать такие ее преимущества, как способность создать эмоциональный фон, настроение в коллективе, поддерживать высокий уровень самостоятельности и организаторской инициативы, стимулировать коллективистские принципы отношений, давать свободу игровому творчеству.
Глава 2. Применение метода проектов на занятиях начального технического моделирования
2.1. Метод проектов – метод широких возможностей и творчества
Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США, основоположником был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества.
Условиями успешности обучения по Дьюи являются:
- проблематизация учебного материала;
- активность ребенка;
- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Слово «проект» (переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект — прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование превращается в процесс создания проекта».
Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности приобрела особую актуальность. Стремительность научно – технического прогресса, ускорение темпа жизни, мощный информационный поток ведут к психологическим, физическим перегрузкам и стрессам. Человек не справляется с решением современных задач. Поэтому нужно с детства готовить ребенка к принятию самостоятельных, творческих решений, умению ориентироваться в современном мире.
В современном личностно-ориентированном образовании ценностным является развитие целостной личности, ее внутренней независимости, самостоятельности, активности.
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования. Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.
Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).
Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:
Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
Выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности.
Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.
Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.
Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.
Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.
В кружке начальное техническое моделирование целью программы является «создание условий для творческого саморазвития и личностных изменений обучающихся, постепенный переход от начального технического моделирования к конструированию простейших технических объектов и игрушек». В основе педагогической деятельности лежат как традиционные, так и современные приемы, формы и методы обучения. Хорошие результаты показывает применение метода проектов, основанное на дидактическом принципе. Этот прием позволяет дифференцировать педагогические подходы в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся. Уровень развития детей различен. Нельзя требовать выполнения одного и того же задания от ребенка, который в силу каких – либо причин не может обвести шаблон и правильно держать ножницы. Соответственно и задания должны быть разными.
Кроме дифференцирования по уровню подготовки, метод проектов позволяет проводить по их интересам и склонностям, открыть для детей их собственные интересы, помочь выявить собственные способности. Оказывается, что одним больше нравится работать с деревом, а другим с бумагой или пластилином. Имея возможность выбора материала для творчества, дети могут определить область объектов своего творчества, что им интереснее моделировать – корабли, машины, самолеты, архитектурные объекты, животных или элементы нашего быта.
Метод проектов очень хорош в том плане, что позволяет объединять детей при работе над одним проектом в группы по тому или иному признаку – уровню подготовленности, склонностям, интересам. Или же наоборот – создавать группы из детей разных типов. Одни могут изготовить более простые детали, другие – более сложные, одни могут начертить выкройку, другие – использовать ее как шаблон. Кто-то будет раскрашивать детали, а кто-то собирать их в узлы. Объединение детей над одним проектом дает им опыт коллективной работы, позволяет обмениваться идеями и критическими замечаниями, дает возможность осознать реальную экономию сил и времени, предоставляемую разделением труда.
Метод проектов требует очень большой оформительской работы и самостоятельной работы с литературой. То и другое недопустимо требовать от маленького ребенка – он еще не может долго читать и писать. Все проекты оформляются в устной форме и в виде рисунков и аппликаций. Выбор проекта, несомненно, является первым творческим шагом. Одни дети при встрече со мной спрашивают: «А что мы будем делать сегодня?». Другие заявляют: «Я хочу (буду) делать …», эти дети свой первый шажок сделали. Теперь есть смысл их немного приостановить и предложить решить задачу о соотношении наличия материалов, инструментов, их умения и терпения для воплощения идеи в жизнь. Первым я предлагаю осмелиться выбрать себе объект для моделирования.
В нашем кабинете для занятий всегда есть комплект энциклопедий по технике, книг с отличными рисунками, которые достаточно просто смотреть, не читая. Для занятий у нас много разных материалов – бумага, картон, коробки и коробочки, брусочки, пластилин, природные материалы, потому что многие дети начинают свое творчество не с выбора объекта моделирования, а с выбора материала. «Я хочу сделать подарок маме» - заявляет обучающийся. «Хорошо. Подумай, из какого материала он будет изготовлен, какие тебе нужны инструменты для работы». Идет поиск материала и подбор инструментов.
Этапы работы метода проектов:
В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:
1-й — погружение в проект;
2-й — организация деятельности;
3-й — осуществление деятельности;
4-й — презентация результатов.
Что делает каждый участник проектной работы на разных этапах, можно пояснить с помощью следующей таблицы:
Учитель
Учащиеся
1-Й ЭТАП — ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ
Формулирует: (формулирование учебного проекта производится с учетом возраста учащихся)
Осуществляют:
1) проблему проекта;
1) личностное присвоение проблемы;
2)сюжетную ситуацию;
2) вживание в ситуацию;
3) цель и задачи
3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач
2-Й ЭТАП — ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организует деятельность – предлагает (оснащает всем необходимым и создает условия для самостоятельной работы):
Осуществляют:
4) организовать группы;
4) разбивку на группы;
5) распределить амплуа в группах;
5) распределение ролей в группе;
6) спланировать деятельность по решению задач проекта;
6) планирование работы;
7) возможные формы презентации результатов
7) выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов
3-Й ЭТАП — ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Не участвует, но:
Работают активно и самостоятельно:
8) консультирует учащихся по необходимости;
8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща;
9) ненавязчиво контролирует;
9) консультируются по необходимости;
10) дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;
10) «добывают» недостающие знания;
11) репетирует с учениками предстоящую презентацию
11) подготавливают презентацию результатов
4-Й ЭТАП— ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Принимает отчёт:
Демонстрируют:
12) обобщает и резюмирует полученные результаты;
12) понимание проблемы, цели и задач
13) подводит итоги обучения;
13) умение планировать и осуществлять работу;
14) оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
14) найденный способ решения проблемы;
15) акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
15) рефлексию деятельности и результата;
16) дают взаимооценку деятельности и ее результативности
Таким образом, метод проектов дает большие возможности учащимся развивать самостоятельность, инициативу и творчество. При выполнении проекта можно одновременно использовать знания и умения по нескольким разделам.
2.2. Использование метода проектов на занятиях начального технического моделирования
Метод проектов актуален и эффективен. Он даёт ребёнку возможность самому экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Учебный проект - самостоятельная творческая работа по проектированию и изготовлению изделия.
- Первый этап творческого проекта - выбор и обоснование. Он требует тщательного продумывания: 1. Есть ли потребность в этом изделии.
2. Есть ли возможность изготовления изделия.
3. Какими качествами оно (изделие) должно обладать.
4. Безопасность его изготовления и использование.
- Второй этап – процесс изготовления изделия.
Учащиеся обязательно должны осознать полезность изготавливаемого изделия. Для чего оно нужно?
1. Рассмотрение и чтение технологической карты на изготовление изделия.
2. Изготовление изделия.
3. Оформление проекта.
4. Подготовка и защита проекта.
5. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
В технологическую карту вносятся последовательно операции изготовления изделия, эскизы, инструменты и приспособления. Выполняя все операции в рациональной последовательности, не забываем контролировать правильность и точность работ, соблюдение правил «Техники безопасности». Когда все работы выполнены, выполнена необходимая сборка и отделка внешнего вида изделия - его проверяют и оценивают. Лучше всего это представить самим школьникам. Итоговый этап работы над проектом - сама защита проекта.
Опыт использования метода проектов показывает, что работу по проектированию нужно вести на основе теоретических и практических знаний. Учителю нужно направить работу учащегося на достижение 2-х главных целей: техническую (инженерную) и художественную (дизайн).
С раннего детства ребенок воображает, придумывает какие-то немыслимые образы, присущие только его сознанию. Творческое воображение переносится на все сферы деятельности: рисование, труд, конструирование и др. Немалые возможности для развития творческих способностей существуют в трудовой деятельности. Ребенок должен определить свой художественный замысел и воплотить его в конкретном продукте труда, при этом используя свои творческие способности.
В трудовой деятельности развиваются все стороны индивидуальности ребенка. Ведь работа должна быть выполнена не только грамотно и аккуратно, но и оригинально, эстетично. В ходе работы развивается моторика руки, происходит более глубокое познание действительности. Формируются эмоционально – волевые и морально- эстетические качества.
Важным средством приобщения учащихся к творчеству, развитие их способностей является приобщение их к свободной, импровизации, умению находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии. Чтобы занятия по техническому моделированию были творческими, на них следует воссоздать такие условия как: атмосфера раскованности, отсутствия боязни быть непонятым или осмеянным. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться.
Но только создание этих условиях не будет способствовать благотворительному творчеству, т.к. для творчества необходима некоторая база знаний: умение комбинировать и конструировать, анализировать, находить в предмете или объекте не свойственные ему признаки, но аналогичные с признаками других объектов или предметов и т. д.
Учитывая всё это, моя работа направлена на творческий поиск новых методов и приемов на занятиях начального технического моделирования, активизацию учебной и внеучебной деятельности, стремление расширить кругозор, развить практические навыки.
Мною начато исследование развития творческих способностей воспитанников посредством метода проектов для контрольной группы.
Произведен первоначальный мониторинг показателей творческих способностей до применения метода проектов, следующий срез – после 3-х занятий по методике проектной деятельности.
На основании анализа литературы, наблюдений за учебной деятельностью бесед с детьми на занятиях с ними были выявлены следующие параметры, которые могут выступать в качестве критериев развития творческих способностей:
- оригинальность;
- гибкость мышления;
- эмоциональность мышления.
Оригинальность.
Человек способен хранить в памяти зрительную информацию очень длительное время, иногда годами. В определенный период эта информация может проявляться путем сложной системы ассоциаций в оригинальном виде. Человек может что-то увидеть и не обратить на это сознательного внимания. Когда же ему потребуется изобразить это, в его памяти всплывет образ нужного предмета или явления.
Однако, изобразить по памяти то, что когда-то человек видел, с полным сходством нельзя, но общее образное представление передать можно. Однако данное изображение будет представлять собой нечто новое оригинальное. И здесь на помощь приходит образное мышление.
Оригинальность – это психическое явление, при котором создаётся новый образ. На основе уже имеющих образов и ассоциаций, причем этот созданный образ присущ, только одной личности.
Оригинальность – является одним из наиболее наглядных критериев развития творческого воображения, а также длительности памяти.
Таким образом, оригинальность занимает особое место в структуре психического развития человека, а также в развитии творческого воображения.
Для исследования уровня развития оригинальности детей я использовала следующую диагностику. Детям предлагался листок с 10-ю фигурами (см. приложение 2). Учащимся предлагалось преобразовать каждую фигуру в законченный образ.
В течение проведения этой диагностики наблюдалась растерянность у некоторых детей, чувство удивления. Многие же рисовали образы с удовольствием, заинтересованностью, были увлечены заданием. Эти дети пытались дать интересные, оригинальные решения. Самые оригинальные преобразования наблюдались у детей, которые любят рисовать и придумывать при этом свои рисунки, а не срисовывать у других, кроме этого именно эти дети в большинстве случаев довольны готовым результатом своей трудовой деятельности.
Итоговый результат тестирования определялся по следующим качественным характеристикам:
Высокий уровень - дети преобразуют от 6 до 10 предложенных фигур. Созданные образы оригинальны.
Средний уровень - преобразованы 4-5 фигур. Образы, созданные детьми оригинальны.
Низкий уровень – 3 и менее оригинальных преобразований.
При этом оригинальность рисунков определялась следующим образом: среди рисунков детей выделяются неоригинальные, часто повторяющиеся рисунки, малооригинальные, оригинальные или очень редкие.
Результаты первоначального среза зарегистрированы в следующей таблице:
Высокий
Средний
Низкий
26,6 %
53,4%
20 %
Таким образом, видно, что уровень оригинальности высокого уровня ниже среднего. Всего 26,6 % учащихся смогли преобразовать более 6 фигур в законченные, оригинальные образы, которые при этом не повторялись по тематике.
В основной же массе дети показали средний уровень оригинальности. В основном это несложные геометрические фигуры. Например, круг большинство детей преобразовывали в колесо, мяч, лицо. Такие преобразования не отличаются своей оригинальностью. 20% учащихся показали низкий уровень ассоциативно - образного мышления.
Второй контрольный срез показывает, что показатели уровня оригинальности повысились.
Высокий
Средний
Низкий
28,6 %
58,4%
13 %
Высокий уровень составляет – 28,6 %, средний уровень – 58,4 %, это на 2-5 % выше, чем в первоначальном срезе. Только 13 % учащихся показали низкий уровень. Это на 7 % меньше, чем в первый раз.
Гибкость мышления.
Гибкость мышления означает способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию.
Гибкость мышления включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации. Таким образом, гибкость мышления занимает особое место в любой деятельности человека, а также в развитии творческого воображения. Для исследования гибкости творческого мышления учащихся мной был выбран тест Е. П. Торренса. В основе этого метода лежит способность строить различные изображения на основе одного и того же повторяющегося образа, графического контура.
Бланк теста представляет собой стандартный лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковыми контурными изображениями (по 8 штук в каждом ряду), Изображения могут напоминать капли, круги, зигзаги (см. приложение 3).
С помощью этого теста я выяснила беглость мышления у детей. Для этого необходимо было дать на выполнение задания определённое время (20 мин). Главный показатель гибкости творческого мышления – количество идей воспроизводимых ребенком.
Результаты тестирования определялись следующими качественными характеристиками:
Высокий уровень - преобразовано 8 и более фигур. Образы не объединены одной темой.
Средний уровень - 6-7 преобразований. Образы различны по тематике.
Низкий уровень преобразовано 5 фигур. Встречаются тематические повторы.
Результаты тестирования были занесены мной в следующую таблицу.
Высокий
Средний
Низкий
26,7 %
46,6 %
26,7 %
Таким образом, 26,7 % учащихся показали высокий уровень развития гибкости мышления. Эти учащиеся обладают способностью быстро и тесно переходить от одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию. Большее количество учащихся смогли воспроизвести 6-7 предметных тем, такие учащиеся составили 46,6 %. Были и такие учащиеся, которые изобразили 4-5 предметных тем. Такой показатель говорит о низком уровне развития гибкости мышления. Такие учащиеся составили 26,7 %. Здесь уровень развития гибкости творческого мышления ниже среднего.
После второго контрольного среза показатели такие:
Высокий
Средний
Низкий
29 %
51,4 %
19,6 %
Из таблицы видно, что показатели улучшились в лучшую сторону. Высокий уровень составляет 29 % учащихся, это на 2,3 % выше. Средний уровень – 51,4 %, что показывает большинство учащихся, показали средний уровень развития гибкости мышления. Только 19,6 % учащихся показали низкий уровень.
Таким образом, уровень развития гибкости творческого мышления - выше среднего.
Эмоциональность
Этот критерий предполагает эмоциональную подготовку к занятию (наличие положительного эмоционального настроя), выраженность эмоций в процессе работы. Удовлетворением результатом своего труда.
В процессе развития творческого воображения большое значение имеют эмоции, которые оказывают сильное влияние и на работу сознания, и на творческую инициативу человека. Эмоциональная подготовка детей необходима к любому заданию. Педагогу надо быть очень наблюдательным и гибким. Нельзя слепо следовать программе, как бы хороша она не была. Надо постоянно чувствовать, что нужно детям именно в данный момент, какая складывается ситуация. Поэтому очень важно использовать естественные эмоции детей.
Эмоциональная подготовка детей необходима к любому заданию. Занятие немыслимо без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности. Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных живых диалогов с учениками, зрительных образов, игровых ситуаций.
А. В. Луначарский писал: «Мы устроены так, что чувственное для нас важнее, чем умственное. Мы считаем что-либо основательно познанным, когда почувствуем его не только головой, но призовем к этому всю нашу нервную систему».
На занятиях в душе ребенка происходит великая работа, которую способны в какой-то степени увидеть и почувствовать только педагогическая проницательность.
Необходимо сделать так, чтобы дети во время занятий получали удовольствие от своей работы. Учитель должен иметь в поле зрения каждого ребенка, видеть не только как он работает, но главным образом как он относится к самому процессу создания – весело или скучно, интересно или безразлично. Нужно вовремя помочь ему, поддержать, если потребуется – пробудить потерянный интерес.
Уровень развития эмоциональности исследовался мной в ходе наблюдения за учащимися в процессе учебной деятельности. На каждого учащегося была заведена учебная карточка наблюдения, где фиксировалось наличие положительного эмоционального настроя, выраженность эмоций, удовлетворение результатом своего труда. Уровень развития данного критерия я выявляла в ходе наблюдения за учащимися в процессе творческой деятельности.
В ходе наблюдения я распределила учащихся по трем уровням:
- Высокий уровень эмоциональности, т. е. наивысший балл получили те дети, которые имея положительный настрой перед выполнением работы сумели сохранить его на протяжении всей деятельности и которые были удовлетворены результатом своего труда.
- Средний уровень эмоциональности – предполагал либо наличие эмоционального настроя и выраженность эмоций в процессе работы, по неудовлетворенности результатом своего труда, либо, начав работу без эмоционального настроя, но приобретая его в процессе работы, учащийся остался доволен результатом своего труда. Наблюдаются перепады от положительного настроя к отрицательному.
- Низкий уровень эмоциональности - в процессе работы учащийся терял эмоциональный настрой, полученный, в начале занятия и был совершенно недоволен результатом своего или же у ребенка не присутствует ни один из показателей эмоциональности.
Первоначальные показатели наблюдений зарегистрированы мной в следующую таблицу.
Высокий уровень
эмоциональности
Средний уровень
эмоциональности
Низкий уровень
эмоциональности
21%
56 %
23 %
Таким образом, у 23 % детей низкий уровень эмоциональности, т. е. во время работы преобладали отрицательные эмоции, недовольство результатом своей деятельности, иногда даже характерно незаконченность работы.
Основная же масса учащихся имеет средний уровень эмоциональности в течение занятия.
Только 21 % учащихся переживали сильные положительные эмоции во время выполнения работы.
После второго контрольного среза показатели такие:
Высокий уровень
эмоциональности
Средний уровень
эмоциональности
Низкий уровень
эмоциональности
32%
54 %
14 %
Таким образом, показатели у 32 % детей высокий уровень эмоциональности, т. е. они, переживали сильные положительные эмоции во время выполнения работы.
Основная же масса учащихся имеет уровень эмоциональности выше среднего в течение занятия.
Только у 14 % учащихся низкий уровень эмоциональности, т.е. отрицательные эмоции, недовольство результатом своей деятельности уменьшились.
Итак, в конце проведенного исследования хочу сделать следующие выводы:
- Оригинальность создаваемых образов наблюдается у большей половины учащихся. В большинстве дети создают законченные, оригинальные образы, которые при этом не повторялись по тематике.
- Гибкость мышления учащихся повысились, т. е. большинство детей способны к выделению существенных признаков из множества случайных, способны быстро перестраиваться с одной идеи на другую, могут комбинировать и варьировать.
- Дети, аккуратно и качественно выполняют задание, а большинства учащихся эмоциональный положительный настрой сохраняется на протяжении всего занятия, более расположены к творчеству.
Заключение
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.
В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.
Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы.
Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:
Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
Таким образом, под проектным обучением можно понимать следующее:
Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:
через проживание «ситуации успеха» не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;
Через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.
Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Как известно из практики, в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы. Но и выслушать и понять другую, и, в случае несогласия, уметь конструктивно (т.е. с желанием использовать позитив, а не разрушить) критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения.
Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).
Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.
Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.
Я считаю, что метод проектов дает большие возможности учащимся развивать самостоятельность, инициативу и творчество.
ЛИТЕРАТУРА.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детской возрасте. - Москва, «Просвещение», 1967.
Проект настольной игры «Правила дорожного движения»
Цель проекта: закрепление знаний учащихся о правилах дорожного движения, контроль знаний и умений обучающихся, содействие их творческому развитию и формированию у них интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков.
Этапы выполнения проекта.
1. Подготовительный этап.
выбор темы (изучение правил дорожного движения),
закрепление знаний о транспортной технике, архитектурных зданиях и сооружениях, технических объектах,
план работы реализации проекта.
- разделение детей на группы,
- обсуждение выбора объектов для каждой группы (здания, дороги, транспорт, светофоры)
Рассмотрение нескольких возможных вариантов выполнения проекта и отбор наиболее оптимального из них (возможно выполнение работы из готовых форм или силуэтных).
- Чтение технологической карты.
3. Технологический.
выполнение проекта с учетом требований технологии и дизайна,
соблюдение правил техники безопасности,
текущий контроль и корректировка деятельности детей педагогом (правильное соединение деталей, эстетичное оформление).
4. Заключительный этап.
самооценка качества выполнения работы (соответствие задуманному),
оценка выполнения проекта педагогом,
изучение правил дорожного движения через игру.
Занятие в 3 классе по теме: «Строительные сооружения. Дачный домик»
Цель: знакомство с главными частями простейшего здания; дать общие сведения о строительных сооружениях, их назначении; учить детей читать чертеж; отрабатывать умение строить чертеж; совершенствовать навыки коллективной работы.
Оборудование:макет небольшого домика; плакат «Правила работы с ножницами»; технический чертеж домика; шаблоны; картины и иллюстрации архитектурных сооружений; проектор; клей; ножницы; акварель; цветные краски.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель дает детям рассмотреть макет дачного домика. Дети обсуждают, что из чего сделано, размеры, пробуют играть. Ребят много, а макет один, всем неудобно и класс приходит к выводу, что им необходимо иметь несколько таких макетов. Они решают начать работу и для этого делятся на группы.
2. Вводная беседа о роли и значении жилищного строительства.
– В любом городе или в деревне можно увидеть, как строятся различные дома. Каждый человек или семья хочет иметь хорошую, теплую, красивую, благоустроенную квартиру. Прекрасные архитектурные сооружения можно найти и в городе, и в деревне. Нас приводит в восторг ажурная резьба деревянного дома и величественная стройность соборов, легкая чаша трибун стадиона и пластика многоэтажных зданий. Таких примеров можно привести великое множество.
Учитель сообщает тему занятия. Демонстрирует различные архитектурные сооружения, выясняется их назначение.
Вывод: строительные сооружения предназначены для различных целей. Их даже условно можно разбить на группы: спортивные, промышленные, транспортные, жилые, культурно-массовые, учебные, здравоохранительные.
3. Работа в группах. Каждой группе дается задание выписать из данного списка сооружения по группам и дополнить список известными им сооружениями.
На экране появляется перечень сооружений: стадион, баня, поликлиника, вокзал, дом, клуб, институт, Дворец спорта, больница, гараж, остановка, общежитие, кинотеатр, техникум, баскетбольная площадка, школа, гостиница, Дом культуры, университет.
В дополнение к списку: бассейн, каток, ателье, парикмахерская, фабрика, мост, аэропорт, автобусный парк, дача, театр, цирк, лицей, колледж.
Проверка работы. Коллективное обсуждение.
4. Планирование предстоящих трудовых действий.
Рассматриваем образец изделия, выясняем назначение, определяем его устройство, количество деталей, способ скрепления.
Макет несложен в изготовлении. Для работы используют плотную рисовальную или чертежную бумагу. Развертка стен состоит из одного листа размером 150х202 мм, на котором оставляют клапаны для подклейки. Торцевые стены могут иметь различную форму, влияющую на архитектуру строения. Строение имеет большую дверь, окна. Эти части здания можно сделать открывающимися. С противоположной стороны делают окна. На готовом здании производят дополнительную отделку: рисуют ручки на дверях, ставни на окнах и другие небольшие детали.
Чтение чертежа. Повторяем условные обозначения.
5. Чертим развертку, обводим контуры на картоне и вырезаем.
6. Оформление окон, дверей и раскрашивание домика.
Работники, каких профессий участвуют в строительстве современных домов? и.т.д.
Занятие в 3 классе по теме: «Летающие модели. Планер»
Цели: изготовить планер по предлагаемому образцу, внося элемент творчества при оформлении; развивать кругозор, умение анализировать и делать выводы; воспитывать аккуратность и терпение.
- Правила техники безопасности при работе с ножницами.
2. Беседа и опыты по аэродинамике.
- Люди учились строить самолеты долго, хотя с давних времен мечтали летать и с завистью следили за свободным полетом птиц. До сих пор живет миф о древнегреческом изобретателе Дедале, который скрепил птичьи перья воском и сделал искусственные крылья. Его сын Икар, поднялся на них слишком высоко. Солнце растопило воск, и Икар упал в море. У Дедала и Икара было много последователей во все времена. Но полететь, как птица, никто так и не смог.
Впервые человек поднялся в небо не с помощью крыльев, а на воздушном шаре, наполненном горячим воздухом. Это были французы де Арланд и де Ризье на шаре братьев Могольфьер. А через некоторое время по небу плавали первые дирижабли, похожие на длинные воздушные шары.
- Кто знает, что такое планер? (это летательный аппарат, поднимающийся в воздух благодаря наличию крыла).
- Почему поднимается в воздух планер и могучий лайнер, какие силы влекут в полет сорвавшийся с ветки осенний листок? На эти вопросы отвечает аэродинамика – наука, изучающая законы взаимодействия воздуха с движущимися в нем телами.
Опыт 1. Возьмите в руку по листу плотной бумаги и изогните его слегка, также изогните второй лист. А теперь возьмите в каждую руку по листу бумаги и сильно подуйте между ними. Что происходит? (листы сближаются, а не расходятся).
Опыт 2. Теперь сверните трубкой лист и подуйте поверх него. Что происходит с листом? (лист распрямляется).
- Явления, происходящие в этих опытах, легко объясняет уравнение Бернулли. Оно выражает зависимость: при увеличении скорости потока статическое давление в струе уменьшается и наоборот. Теперь понятно, почему листы бумаги сближаются, а свернутый лист распрямляется.
При движении в воздухе крыло планера обтекается встречным потоком, благодаря чему возникает подъемная сила. Но взлететь планер сам не может. Почему? (потому что у него нет ни мотора, ни пропеллера).
А теперь познакомимся с устройством планера и изготовим планер.
Анализ модели планера.
- Данная модель была разработана талантливым планеристом Сергеем Николаевичем Анохиным в 40-е годы нашего столетия. На ее основе делаются многие варианты планеров. Модель имеет фюзеляж, крыло, стабилизатор и киль. Она выполняется из картона (размер заготовки 160х220 мм). На сложенном пополам листе вычерчивается контур модели, которая затем вырезается ножницами.
3. Составление плана работы:
Прочитаем чертеж.
Сложим ватман пополам. Начертим половину планера.
Вырежем планер.
Отогнем крылья и стабилизатор, сложим нос.
Оформляем самолет, раскрашиваем и наклеиваем звезды, стекла кабины.
4. Работа в группах. Вычерчивание выкроек, сборка самолета.
- Сложите ватман пополам и начертите половину планера. Размеры, которые не знаете, делайте на глаз. (Дети чертят).
Вы начертили выкройку самолета. Вам осталось вырезать ее ножницами и собрать модель планера. Отогните крылья и стабилизатор, сложите нос. Затем раскрасьте планер. (Самостоятельная работа детей).
5. Защита проекта, демонстрация работ.
6. Итоговая часть.
- Положите планер перед собой. Покажите, где у него фюзеляж, крылья, нос, стабилизатор, киль. Что такое планер? (Безмоторный летательный аппарат, тяжелее воздуха).
- Попробуйте запустить свой планер. Объявляем конкурс на дальность полета.
(Проводится соревнование и определяется победитель).
Приложение 2.
Фамилия, имя ученика____________________________________
Группа ___________________
Задание: ПРЕОБРАЗУЙ ФИГУРЫ
Приложение 3.
Фамилия, имя ученика____________________________________