ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КОЛЛЕКЦИЯ ИДЕЙ»
(начально-техническое моделирование и конструирование)
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 8-10 лет
Срок реализации программы: 2 года.
Актуальность программы
Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоемких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура - это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека, которое должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире. Поэтому, возникает задача - практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной на развитие технологического мышления. Данная программа должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, активизации познавательной деятельности.
Цель программы:
Формирование у учащихся умений управлять процессами творчества.
Задачи программы:
(1-ый год обучения)
- сохранение и развитие природной любознательности детей путем создания условий для «открытия» ими мира знаний о природе как источнике преобразующей деятельности человека;
- ознакомление учащихся с основами технологии — способах ручной обработки материалов через организацию доступных исследований: самостоятельный поиск рациональных приемов работы, опыты, наблюдения, изготовление изделий;
- развитие мышления (умения наблюдать, сравнивать, анализировать, планировать, обобщать, видеть и решать творческие задачи), использовать приобретенные знания
(2-ой год обучения)
- формирование духовно-нравственных качеств личности;
- включение учащихся в активный познавательный и практический поиск от выдвижения идеи и разработки замысла изделия до практической реализации задуманного;
- развитие конструкторско-технологических умений учащихся и творческих, изобретательских способностей.
Особенности программы:
Отличительной особенностью данной программы является то, что она закладывает основы технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, овладение элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками.
Методическая основа программы - организация максимально продуктивной творческой деятельности детей, начиная с 1-го года обучения.
Программа 1-го года обучения направлена на изучение детьми технологии обработки различных материалов (бумаги, картона, пластика и т.д.); умение работать инструментами.
Второй год обучения предполагает использование полученных ЗУН в поисковом и самостоятельном решении конструкторско - технологических задач и проблем, делая опору на личный опыт учащихся.
Постепенно деятельность детей с индивидуального характера работ переходит на увеличение доли коллективных работ, особенно творческих, творческих проектов.
В процессе освоения данных задач разработаны «два уровня» и их критерии: уровень ремесла и уровень мастерства. Ребятам присваиваются звания: «Подмастерье», «Мастер».
Критерии роста
«Уровень ремесла – подмастерье»
Учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности;
- название и назначение инструментов и приспособлений, правила работы с ними;
- виды материалов, их свойства;
- последовательность изготовления изделий;
- способы разметки, способы соединения; виды отделки;
Учащиеся должны уметь:
- различать материалы и инструменты по их назначению;
- качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению изделий: разметку, резание ножницами, сборку, отделку;
- проводить при помощи руководителя анализ образца, планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество выполненной работы;
- принимать участие в работе выставок.
«Уровень мастерства - мастер»
- разрабатывать коллективные творческие проекты и реализовывать их; распределять обязанности в микрогруппе;
- выбирать темы для практических и проектных работ;
- искать оригинальные решения конструкторско-технологических и эстетических проблем:
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех ее этапах;
- самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, чертеж, схему;
- изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
- быть инициатором, организатором и активным участником КТД.
Ожидаемые результаты:
По окончании курса обучения по данной программе учащиеся должны знать:
- виды и свойства используемых материалов;
- ТБ и правила работы с инструментами;
- чертеж и его основные линии, технологические карты, схемы сборки моделей.
Учащиеся должны уметь:
- планировать, организовывать и контролировать свою деятельность;
- самостоятельно работать по чертежам, технологическим картам и схемам сборки моделей;
- выполнять чертежи простейших деталей по заданным размерам;
- увеличивать и уменьшать чертежи до нужных размеров;
- применять нетрадиционные материалы в начальном моделировании и проектировании.
Используемые формы и методы работы:
Основная форма организации обучения - занятие, необходимым элементом которого является использование игр и игровых моментов, чтение технической и художественной литературы, экскурсии, посещение музеев, выставок, участие в выставках, устройство мини-выставок в рамках объединения, что делает труд веселым и увлекательным, способствует решению поставленных задач.
Модификация программы:
Учитывая возраст обучающихся и различный уровень подготовки, количество часов, отведенные на данные темы можно менять. Задания по темам могут, как усложняться, так и упрощаться. В зависимости от интересов учащихся темы могут меняться местами, либо заменяться новыми темами.
Программа рассчитана
На 3 часа в неделю, 102 часа в год, срок обучения два года. Учебный процесс строится на основе учебного плана.
Категория участников
Дети от 8 до 10 лет.