Цели деятельности соц. педагога: формировать представление о многообразии мира профессий, о различных профессиональных областях, актуализировать стремление обучающихся приносить пользу обществу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профориентационное занятие «Мир профессий»»
Профориентационное занятие «Мир профессий»
Цели деятельности соц. педагога: формировать представление о многообразии мира профессий, о различных профессиональных областях, актуализировать стремление обучающихся приносить пользу обществу.
Тип занятия: обобщение знаний о мире профессий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: систематизируют знания о профессиональных областях, актуализируют знания о востребованных профессиях в нашем регионе, знакомство с профессиями предприятия-шефа ОАО «Электроагрегат» в ходе экскурсии.
Метапредметные: соблюдать нормы коллективного общения, осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией, планировать и организовывать свою деятельность, профессиональное самоопределение.
Личностные: познавательная инициатива, желание учиться, развитие профессиональных навыков, навыки результативной коммуникации.
Методы и формы обучения: репродуктивный, практический, беседа; фронтальная, индивидуальная, групповая формы работы.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация, карточки для рефлексии
Основные понятия и термины: профессия, специальность, квалификация, должность.
Ход занятия:
Организационный момент: видеоролик (ввод в тему занятия)
В мире есть очень мало вещей, которые мы не можем выбрать: это наше собственное тело, страна, в которой мы родились, наши родители. Все остальное в жизни зависит от нашего выбора. Пройдет совсем немного времени и вам придется выбирать свой путь в жизни. Путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог- именно столько сейчас существует профессий. Все работы хороши! ВЫБИРАЙ НА ВКУС! Выбор работы только на вкус - дело ненадежное и не всегда выполнимое. Кем вы хотели стать, когда учились в 3ем классе? А сейчас? То-то. Вкусы меняются со временем. Это касается и профессий.
Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место работы, 12 процентов из них возвращаются обратно. Жизнь человека - череда многочисленных выборов. А выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия?
Изучение нового материала
Вот 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Обратите внимание, что ваши бейджи окрашены в 4 цвета. Работать мы будем по группам. В каждой группе есть толковый словарь. Задача красной группы: дать определение понятию «профессия», синей – «специальность», желтой – «квалификация», зеленой – «должность». (Выписываю ключевые слова определений на доску)
Как бы вы объяснили различие между этими словами? (Дети дают ответы). Подведем итоги.
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития. Это самое широкое понятие. Оно включает в себя определения специальности и квалификации.
Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация - это уровень профессионального мастерства (каждая специальность имеет свою квалификационную сетку)
Должность - это место, занимаемое человеком в организации.
Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека. Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость, да и дело будет спориться.
Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки?
Правильно, сначала надо учиться в техникуме или в других учебных заведениях. На экране вы видите классификацию учебных заведений, которые дают профессиональную подготовку. Статья 23. ФЗ «Об образовании в РФ» Типы образовательных организаций
1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
3.Практическая деятельность.
Для получения профессии вам необходимо пройти обучение в профессиональной образовательной организации или в образовательной организации высшего образования.
Но бывает и так: время от времени одни профессии и специальности теряют свои позиции, а другие уходят в прошлое, а третьи становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие
Предлагаю вам составить списки таких профессий. Работать будем в группах.
Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».
Вторая группа - «Самые забытые профессии».
Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».
Четвертая группа - «Самые отважные профессии».
Для работы вы можете использовать интернет.
( дети обсуждают, составляют списки.)
Послушаем, что у вас получилось.
Примерные списки профессий:
Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.
Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик .
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.
Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.
А сейчас, мы познакомимся с несколькими редкими, но очень интересными профессиями.
Как вы думаете, чем занимается титестер? Титестер - дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом - исключительно тонким обонянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка. Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. А чай, который мы с вами пьем, - смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус.
Еще одна редкая профессия - постижёр. Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством - в театре пастижер не просто делает парик, а создает образ. Часто в театре пастижеры - это еще и гримеры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профессии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску. Профессия пастижера является довольно редкой, но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу- бизнеса.
А сейчас я предлагаю вам посмотреть ролик о профессиях, которые встречаются гораздо чаще. Обратите внимание на те профессии, которые не вписываются в общий ряд.
Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем. Предлагаю посмотреть видеоролик.
РОЛИК О ПРОФЕССИЯХ
Ребята, сколько профессий показано в ролике? Что объединяет большую часть этих профессий? (Они сняты в школе). Назовите профессии, которые не вписываются в общий ряд.(Токарь, фрезеровщик, маляр, слесарь). Ребята, это рабочие специальности. Люди этих профессий необходимы на крупных предприятиях. Вторая часть нашего занятия пройдет на одном из таких предприятий. (ОАО «Электроагрегат»).
4.Итог занятия. Рефлексия.
Соц. педагог: Вы хорошо работали, слаженно. Видно, что задания были вам по душе. Я попрошу оценить качество своей работы карточками, приклеенными на соответствующую ступень лестницы (рефлексия, методика «Лестница»)
В завершении послушайте притчу. Когда-то, давным- давно, в одном городе строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: «Обтесываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил». Второй молвил: «Обтесываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей семье». А третий сказал с улыбкой: «Я строю прекрасный собор».
Итог: Труд приносит радость и успех, когда он по душе.