| 2. Этап актуализации | Рассказ. Беседа.  Прежде чем приступить к игре, хотелось бы напомнить еще раз о важности выбора профессии, о трудности правильного выбора. Вы сейчас учитесь в 9 классе, и перед вами уже стоит вопрос: «Куда пойти учиться?».   О том, как важно не ошибиться в выборе профессии, вы, конечно, знаете. Невыносимо, когда работа бывает в тягость, не приносит удовлетворения.   Есть притча об отношении к труду. Один путешественник во время долгого пути встретил людей, роющих землю. Тогда он спросил одного из них: «Что ты делаешь?». Землекоп ответил: «Копаю эту проклятую яму!». Второй на этот же вопрос ответил: «Зарабатываю себе на кусок хлеба». А третий с воодушевлением ответил, что вскапывает землю под прекрасный фруктовый сад. В чем смысл?  Эта притча показывает разное отношение к своему труду. Для кого-то он в тягость и не приносит никакого удовлетворения, для другого – жизненная необходимость, а третий видит в своей работе смысл, перспективу, испытывает радость от результатов своего труда. Для того чтобы сделать правильный выбор, очень важно быть информированным, читать о различных профессиях, узнавать от знакомых людей об особенностях их руда, сравнивать и «примерять» на себя различные профессии.   Итак, сегодня мы с вами проведем занятие, которое называется «Мир профессий». Интересно просмотреть, как вы ориентируетесь в мире профессий, оценить вашу эрудицию. За правильный ответ – 1 балл (жетон).  Словарик понятий:  Профессия – род трудовой деятельности, связанный с определенной областью общественного производства  Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.  Профессиональное самоопределение – определение направления своего профессионального развития на основе осознания своих личных качеств. Кем быть? |  Ребята внимательно слушают рассказ, смотрят на ведущих урока. Отвечают на вопросы | 
  | 3. Начало игры  (первый тур)  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  (Второй тур)  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  (Третий тур) 
 |  «Азбука профессий»    Ваша задача на каждую букву алфавита назвать профессию.  Пример: А – артист; Б – библиотекарь, В – водитель, Г – геодезист и др.   Беседа.  Вы убедились в том, какое разнообразие профессий существует в мире.  Рассказ.   В настоящее время насчитывается до 40 тысяч различных профессий. По 500 профессий ежегодно исчезает и примерно столько же возникает новых. Среднее время существования многих профессий 8-10 лет. Некоторые из них не исчезают совсем, но значительно меняется их содержание. Но есть такие, которые существую тысячелетия, и будут продолжать существовать (врач, строитель, педагог и др.). Кто же такой педагог? Это специалист по воспитанию и обучению детей. Профессия одна – а специальности разные!  «Угадай специальность»  Вам предлагается описание специальностей, конкретизация которых будет происходить постепенно. Тот, кто быстрее догадается, о какой специальности идет речь, получает 1 балл.       Профессия этих людей является творческой и порой очень кропотливой. Они работают и с огромными объектами, и с миниатюрными Создавая эти объекты, они используют самые разнообразные материалы, включая бумагу, глину, ткань Они должны иметь способности к художественному творчеству   специальность декоративно-прикладное искусство и    народные промыслы).  2.    Этим специалистам приходится много общаться с разнообразными людьми. Для работы им, прежде всего, необходимы такие качества как активность, инициативность, ответственность, общительность, эмпатийность. Это специалист, готовый помочь ребенку успешно адаптироваться (приспособиться) и проявить себя в различных жизненных ситуациях. Если необходимо защита прав и интересов ребенка, который попал в сложную жизненную ситуацию, его помощь просто незаменима (специальность социальная педагогика)    3.    Эта профессия востребованных в современном мире. Если ей овладеть, то любая информация и реклама будет доступна для понимания Они помогают школьникам ориентироваться в современном мире: многонациональном и многоязыковом Эти специалисты учат (помогают) общаться между собой людям разных стран (учитель иностранного языка, переводчик)  4.  различными способами передачи и обработки информации    Они работают с огромным количеством различной информации представленной в виде кодов, символов, знаков У них развита информационная культура, их отличает свободное владение компьютером (специальность информатика)  5.    Это творческие, разносторонне развитые личности, интересные, готовые к постоянному развитию люди. Эти специалисты способны найти «ключик» к любому ребенку. Те, с кем они работали, помнят их и уважают всю жизнь.    Они учат детей познавать и любить окружающий мир, писать, читать, рисовать, увлеченно заниматься спортом, петь и мастерить замечательные поделки (специальность преподавание в начальных классах). Надо знать содержание специальности (профессий)!  «Анализ ситуаций»    Рассказ.  Многие выпускники школ мечтают об одной профессии, выбирают другую, а работают – в третьей.  И это часто становиться следствием ошибочных действий в профессиональном самоопределении. Вам предлагается изучить список ошибок, наиболее часто встречающихся при выборе профессии.  Список ошибок:  - увлечение внешней или частной стороной профессии;  - незнание мира профессий, выбор «за компанию»;  - неумение разбираться в своих способностях;  - незнание пути получения профессии;  - неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора;  - перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии на саму профессию;  - отождествление школьного учебного предмета с профессией;  - устарелое представление о характере труда в сфере материального производства;  - неумение разбираться в мотивах выбора профессии.   Пример ситуации:  Два товарища – Миша и Андрей – после окончания школы решили поступать на физика – математический факультет университета. Миша давно мечтал стать физиком, а Андрей еще не нашел себя и решил поступать вместе с другом.  Конкурс они оба не выдержали. Андрей легко пережил эту неудачу, и решил поступать в другой ВУЗ, а Миша переживал ее как большую трагедию, замкнулся в себе, по отношению к окружающим стал раздражительным и дерзким, обвиняя их в своей неудаче.  (Можно попросить учащихся привести свои примеры и ситуации). |  Ученики активно принимают участие в игре, называют профессии.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Внимательно слушают ведущих. 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Активно зарабатывают баллы ответами.  
 
 Часто выкрикивали с места, однако на замечания ведущих реагировали незамедлительно и исправлялись.   
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ребята дружно работают на уроке, отвечают на вопросы.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Соглашаются с приведенными примерами ошибок.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Устный разбор ситуации. Опрос по желанию. 
 
 
 
 
 
 Приводили примеры из жизни. Рассказывали о своих планах и о других знакомых, которые уже окончили школу. 
 
 | 
  | 6. Этап завершения занятия | Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте. Я желаю вам выбрать свой путь, найти свое место в жизни. | На протяжении всего урока в классе была дружная, активная, заинтересованная атмосфера, в которой было приятно работать. Дисциплина класса на высоком уровне. |