2. Этап актуализации | Рассказ. Беседа. Прежде чем приступить к игре, хотелось бы напомнить еще раз о важности выбора профессии, о трудности правильного выбора. Вы сейчас учитесь в 9 классе, и перед вами уже стоит вопрос: «Куда пойти учиться?». О том, как важно не ошибиться в выборе профессии, вы, конечно, знаете. Невыносимо, когда работа бывает в тягость, не приносит удовлетворения. Есть притча об отношении к труду. Один путешественник во время долгого пути встретил людей, роющих землю. Тогда он спросил одного из них: «Что ты делаешь?». Землекоп ответил: «Копаю эту проклятую яму!». Второй на этот же вопрос ответил: «Зарабатываю себе на кусок хлеба». А третий с воодушевлением ответил, что вскапывает землю под прекрасный фруктовый сад. В чем смысл? Эта притча показывает разное отношение к своему труду. Для кого-то он в тягость и не приносит никакого удовлетворения, для другого – жизненная необходимость, а третий видит в своей работе смысл, перспективу, испытывает радость от результатов своего труда. Для того чтобы сделать правильный выбор, очень важно быть информированным, читать о различных профессиях, узнавать от знакомых людей об особенностях их руда, сравнивать и «примерять» на себя различные профессии. Итак, сегодня мы с вами проведем занятие, которое называется «Мир профессий». Интересно просмотреть, как вы ориентируетесь в мире профессий, оценить вашу эрудицию. За правильный ответ – 1 балл (жетон). Словарик понятий: Профессия – род трудовой деятельности, связанный с определенной областью общественного производства Специальность – вид занятий в рамках одной профессии. Профессиональное самоопределение – определение направления своего профессионального развития на основе осознания своих личных качеств. Кем быть? | Ребята внимательно слушают рассказ, смотрят на ведущих урока. Отвечают на вопросы |
3. Начало игры (первый тур) (Второй тур) (Третий тур) | «Азбука профессий» Ваша задача на каждую букву алфавита назвать профессию. Пример: А – артист; Б – библиотекарь, В – водитель, Г – геодезист и др. Беседа. Вы убедились в том, какое разнообразие профессий существует в мире. Рассказ. В настоящее время насчитывается до 40 тысяч различных профессий. По 500 профессий ежегодно исчезает и примерно столько же возникает новых. Среднее время существования многих профессий 8-10 лет. Некоторые из них не исчезают совсем, но значительно меняется их содержание. Но есть такие, которые существую тысячелетия, и будут продолжать существовать (врач, строитель, педагог и др.). Кто же такой педагог? Это специалист по воспитанию и обучению детей. Профессия одна – а специальности разные! «Угадай специальность» Вам предлагается описание специальностей, конкретизация которых будет происходить постепенно. Тот, кто быстрее догадается, о какой специальности идет речь, получает 1 балл. Профессия этих людей является творческой и порой очень кропотливой. Они работают и с огромными объектами, и с миниатюрными Создавая эти объекты, они используют самые разнообразные материалы, включая бумагу, глину, ткань Они должны иметь способности к художественному творчеству специальность декоративно-прикладное искусство и народные промыслы). 2. Этим специалистам приходится много общаться с разнообразными людьми. Для работы им, прежде всего, необходимы такие качества как активность, инициативность, ответственность, общительность, эмпатийность. Это специалист, готовый помочь ребенку успешно адаптироваться (приспособиться) и проявить себя в различных жизненных ситуациях. Если необходимо защита прав и интересов ребенка, который попал в сложную жизненную ситуацию, его помощь просто незаменима (специальность социальная педагогика) 3. Эта профессия востребованных в современном мире. Если ей овладеть, то любая информация и реклама будет доступна для понимания Они помогают школьникам ориентироваться в современном мире: многонациональном и многоязыковом Эти специалисты учат (помогают) общаться между собой людям разных стран (учитель иностранного языка, переводчик) 4. различными способами передачи и обработки информации Они работают с огромным количеством различной информации представленной в виде кодов, символов, знаков У них развита информационная культура, их отличает свободное владение компьютером (специальность информатика) 5. Это творческие, разносторонне развитые личности, интересные, готовые к постоянному развитию люди. Эти специалисты способны найти «ключик» к любому ребенку. Те, с кем они работали, помнят их и уважают всю жизнь. Они учат детей познавать и любить окружающий мир, писать, читать, рисовать, увлеченно заниматься спортом, петь и мастерить замечательные поделки (специальность преподавание в начальных классах). Надо знать содержание специальности (профессий)! «Анализ ситуаций» Рассказ. Многие выпускники школ мечтают об одной профессии, выбирают другую, а работают – в третьей. И это часто становиться следствием ошибочных действий в профессиональном самоопределении. Вам предлагается изучить список ошибок, наиболее часто встречающихся при выборе профессии. Список ошибок: - увлечение внешней или частной стороной профессии; - незнание мира профессий, выбор «за компанию»; - неумение разбираться в своих способностях; - незнание пути получения профессии; - неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора; - перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии на саму профессию; - отождествление школьного учебного предмета с профессией; - устарелое представление о характере труда в сфере материального производства; - неумение разбираться в мотивах выбора профессии. Пример ситуации: Два товарища – Миша и Андрей – после окончания школы решили поступать на физика – математический факультет университета. Миша давно мечтал стать физиком, а Андрей еще не нашел себя и решил поступать вместе с другом. Конкурс они оба не выдержали. Андрей легко пережил эту неудачу, и решил поступать в другой ВУЗ, а Миша переживал ее как большую трагедию, замкнулся в себе, по отношению к окружающим стал раздражительным и дерзким, обвиняя их в своей неудаче. (Можно попросить учащихся привести свои примеры и ситуации). | Ученики активно принимают участие в игре, называют профессии. Внимательно слушают ведущих. Активно зарабатывают баллы ответами. Часто выкрикивали с места, однако на замечания ведущих реагировали незамедлительно и исправлялись. Ребята дружно работают на уроке, отвечают на вопросы. Соглашаются с приведенными примерами ошибок. Устный разбор ситуации. Опрос по желанию. Приводили примеры из жизни. Рассказывали о своих планах и о других знакомых, которые уже окончили школу. |
6. Этап завершения занятия | Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте. Я желаю вам выбрать свой путь, найти свое место в жизни. | На протяжении всего урока в классе была дружная, активная, заинтересованная атмосфера, в которой было приятно работать. Дисциплина класса на высоком уровне. |