активизировать интерес к традициям и обычаям празднования Пасхи на Руси и создание условий для воспитания уважительного отношения к культуре своих предков.
Задачи:
развивать художественный вкус, внимание, творческие способности и ориентировать на качество изделий, коммуникативные умения;
Методы и формы работы: словарная работа, беседа, инструктаж, групповая практическая работа, частично-поисковый метод обучения.
Этапы урока:
1 Вводная часть (организационный момент):
- приветствие
- тема урока
2.Основная часть (изучение нового материала):
- работа с толковым словарём
- ознакомление с пасхальными традициями
- беседа о народных способах окрашивания яиц
- разгадывание ребусов на тему «техники окрашивания яиц»
- сообщение целей и задач урока
- разгадывание математического ребуса
3.Практическая работа:
-выполнение практической работы по группам
-контроль выполнения работы и соблюдение правил техники безопасности
4.Заключительная часть (итог урока):
- выставка и самоанализ выполненной работы;
- закрепление полученных на уроке знаний – выполнение тестового задания - домашнее задание - уборка рабочих мест.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
активизировать интерес к традициям и обычаям празднования Пасхи на Руси и создание условий для воспитания уважительного отношения к культуре своих предков.
Задачи:
развивать художественный вкус, внимание, творческие способности и ориентировать на качество изделий, коммуникативные умения;
Методы и формы работы: словарная работа, беседа, инструктаж, групповая практическая работа, частично-поисковый метод обучения.
Этапы урока:
1.Вводная часть (организационный момент): - приветствие - тема урока
2.Основная часть (изучение нового материала):
- работа с толковым словарём - ознакомление с пасхальными традициями
- беседа о народных способах окрашивания яиц
- разгадывание ребусов на тему «техники окрашивания яиц» - сообщение целей и задач урока
- разгадывание математического ребуса
3.Практическая работа: -выполнение практической работы по группам -контроль выполнения работы и соблюдение правил техники безопасности
4.Заключительная часть (итог урока): - выставка и самоанализ выполненной работы; - закрепление полученных на уроке знаний – выполнение тестового задания;
-рефлексия
- домашнее задание
- уборка рабочих мест.
Ход урока
Организационный момент
УЗ 1. Чтение стихотворения.
Учитель включает музыку « Пасхальный звон колоколов» . Ученики с места по строчкам зачитывают стихотворение на доске .
«Христос Воскресе!»- Поют колокола.
И весть та радостна, светла.
Над миром носится волной,
И мир внимает вести той.
«Христос Воскрес!»- поёт земля,
Моря и горы, и поля…
И им в ответ звучит с небес:
«Воистину Воскрес»
Основная часть
УЗ 2. Работа с толковым словарём.
Учитель: Как вы уже догадались, сегодня мы на уроке поговорим о самом главном празднике всех верующих -Великой Пасхе в этом году она выпала на 15 апреля и учитывая школьную программу мы сможем поговорить об этом лишь после окончания праздника, т.е. сегодня на уроке.
- Кто желает найти и зачитать определение этому словосочетанию в толковом словаре? Мы же в тетрадях запишем более упрощенное определение этому слову:
Пасха- весенний праздник, связанный с верой в чудесное воскресение Иисуса Христа.
- Как вы думаете , почему все верующие называют этот день праздником всех праздников?
-Это объясняется тем, что идея воскресения Христа из мертвых – основная идея христианского вероучения. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот религиозный праздник . На пасху христиане празднуют воскресение из мертвых Иисуса Христа, который своей смертью искупил людские грехи и своим воскрешением дал нам надежду на вечную жизнь после смерти , однако пасху празднуют многие неверующие .
- Как вы думаете почему?
-Действительно пасха начало весны, пробуждения природы.
УЗ 3. Ознакомление с пасхальными традициями.
Учитель: А сейчас мы вместе с вами вспомним некоторые традиции, которые соблюдались во время празднования пасхи, каждый из вас, начиная с первого ряда, должен должен подойти к учительскому столу, достать из пасхальной шкатулки листочек и прочитать нам традицию вслух.
1)Пасхе предшествует семинедельный Великий пост. Основным правилом Великого поста является уделение большого внимания духовного росту, православным молитвам, чтению Библии и духовной литературы. В этот период можно кушать только постную пищу- каши, черный хлеб, овощи, фрукты, грибы, орехи.
В Великий пост верующие воздерживаются от еды животного происхождения- яиц, мяса, молока, сливочного масла; нельзя курить, принимать алкоголь, браниться.
2)В храм приносят особую пасхальную пищу, чтобы освятить её. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году- пасхальный кулич, творожную паску.
3) С вечера Пасхи по традиции начинаются массовые народные гуляния и длятся целую пасхальную неделю. Праздничные столы ломились от самых разных блюд. Даже в самых бедных домах старались , чтобы пасхальный стол был обильным.
4) К Пасхе пекли плюшки из теста в виде зверюшек. Изображения барашка было символом, который напоминал о жертвенной гибели Христа.
5) В день накануне Пасхи -Великую субботу- старые и молодые люди собираются в храмах на молитву.
6) В среду Страстной седмицы обливают талой водой домашнюю скотину, чтобы уберечь её от дурного глаза.
7)Великий четверг назывался в народе «Чистым». Люди очищали свое жилище, мылись в бане, иногда купались в прорубе— для того, чтобы, избавиться от болезней и обеспечить себя здоровьем на весь год. Люди также сбрасывали в проточную воду старую одежду (чтобы зло и болезни уплыли вместе с ней); окружали дом магическим кругом (объезжали его верхом на кочерге, очерчивали мелом и др).
8)Перед Пасхой принято убирать и кладбище, подправлять могилки, а в пасхальные дни поминать умерших, оставляя на могилке куличи, пшено, чтобы их склевали птицы- посланники божьи .
9) В Великий четверг молодые девушки стригли раньше кончики волос, чтобы они лучше росли. В этот день подстригали первый раз младенцев.
10) На Пасху принято было «христосоваться» - троекратно целоваться, поздравляя друг друга с праздником пасхи, говоря при этом : "Христос воскрес!- Во истину воскрес!" 11) В России непременными были игры с пасхальными яйцами- катание и битьё. Их катали с небольшого склона- чье дальше укатится. Победитель забирал себе яйцо соперника. 12) В Англии был обычай надевать на Пасху новое платье или рубашку, а если это невозможно ,то хотя бы какую- либо часть новой одежды , чаще всего перчатки. 13) В Бельгии для детей есть своя игра»Охота за яйцами». Взрослые прячут пасхальные яйца в саду, среди кустов или деревьев. Дети собирают найденные яйца в корзиночки и спешат с ними в гости. 14) Из Франции пришел к нам такой обычай. В катании яиц побеждает тот, кто сумеет бросить своё яйцо так, чтобы оно столкнулось с яйцом , скатившимся ранее.
УЗ 4. Беседа о народных способах окрашивания яиц.
Учитель: О какой самой главной традиции мы так и не услышали ? правильно, это конечно окрашивание яиц.
Учитель: А сейчас поразмышляйте, как же добивались соответствующего окраса яйца на Руси?
*желтый цвет яиц получался если при варке использовать шафран;
*синий- если подержать яйца в отваре цветущего ольшаника;
*зеленый- если отварить яйца, используя при этом березовые листья;
*бронзовый цвет получится если сварить яйца в отваре дуба;
*красный- если сварить их со свеклой или корой вишни;
* коричневый- если сварить яйца в отваре луковой шелухи.
Учитель: Кто знает, почему было так важно окрасить яйца именно в красный цвет?
Учитель: Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиберия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что-либо в дар, святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав её, император не поверил святой и сказал: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это также невозможно как если бы это яйцо стало красным.» И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения. С тех пор христиане стали на пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия: «Христос воскресе!»
УЗ 5.Разгадывание ребусов.
Учитель: Однако яйца не только окрашивали, но и расписывали различными способами , из этого мы можем вывести несколько видов окрашивания и оформления яиц для этого нам нужно разгадать ребусы.
Крашенки
Писанки
Драпанки
Рисованки
Крапанки
По мере разгадывания ребусов, учитель демонстрирует яйца , окрашенных соответствующим способом.
Учитель: Однако сейчас нашим мамам не нужно так утруждаться, существует огромное количество красителей и специальных наклеек , которые без особого труда помогут им справиться с этой задачей.
УЗ 6. Сообщение целей и задач урока.
Учитель: Наша же задача сегодня помочь мамам в оформлении праздничного стола, а именно изготовить подставки для яиц и сделать декоративные свечи .
УЗ 7. Разгадывание математического ребуса.
Учитель: Кто знает как традиционно называют подставки для яиц?
Узнаем это выполнив несложное математическое решение : папа-па+ш+ле-л-е+лот-л+н+птица-п-т
Учитель демонстрирует различные украшения пасхального стола(пашотницы, свечи, подсвечники)
Практическая работа
УЗ 8.Выполнение практической работы по группам.
Учитель: Мы с вами занимаемся почти год, за это время я достаточно хорошо изучил возможности каждого из вас, поэтому , чтобы сэкономить время для выполнения практической работы на группы разделю вас я самостоятельно.
1 группа – изготовление пасхальных свечей
2 группа – изготовление подставок(пашотниц) из проволоки
3 группа – изготовление подставок(пашотниц) из потолочной плитки
Повторение техники безопасности при работе с инструментами, электроприборами.
Учитель раздаёт материал, инструмент, обговаривает с учениками технику выполнения.
Заключительный этап
УЗ 9. Выставка и самоанализ выполненных учениками работ.
УЗ 10.Закрепление полученных на уроке знаний- выполнение в тетрадях тестовых заданий.
1.Что означает праздник Пасхи?
а) наступление весны; б) воскресение Иисуса Христа; в) вход господень в Иерусалим.
2.В какой день недели празднуется Пасха?
а) четверг; б) суббота; в) воскресенье.
3.Что является основными блюдами праздничного стола?