I Организационный момент
- Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, которое мы проведём совместно с учителем по изобразительному искусству.
-Посмотрите друг на друга и наших гостей, улыбнитесь
-Я желаю вам успехов и отличного настроения на весь наш урок
II Постановка темы и цели урока
- Тема нашего занятия посвящена празднику, который на Руси назывался Велик день, Царь день, Христов день, Светлое воскресенье
- Кто уже догадался, о каком празднике мы сегодня будем говорить?
(Пасха)
- Иллюстрации, какого праздника вы видите на слайдах? (слайд 1,2,3)
- Что вы знаете об этом празднике?
- Какие вопросы об этом празднике вы хотели бы мне задать?
- Сегодня вы расширите свои знания об этом христианском празднике и получите ответы на свои вопросы.
III Изучение нового
Слово «Пасха» еврейское. Пасхой называют древний праздник, посвященный исходу израильтян из Египта. В христианской церкви слово «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать «прехождение от смерти к жизни».
Пасха, день Воскресения Христова – самый главный праздник Православной Церкви. Именно в нем заключается основной смысл Православной веры - сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха.
- Ребята, а что значит воскреснуть? (воскресение - день возобновления жизни, воскресение – восстановление жизни)
Пасха – это праздник праздников! Православная Церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет. Так, из поколения в поколение, традиция празднования Пасхи дошла до нас и распространилась по всему миру (слайд 4,5)
Каждый год день празднования Пасхи определяется по лунно-солнечному календарю. Обычно празднование православной Пасхи выпадает на период с 4 апреля до 8 мая. В этом году Пасха отмечается 12 апреля.
Христианская Пасха празднуется весной, когда все оживает и пробуждается от зимнего сна. Ей предшествует сорокадневный пост, который называют Великим.
- Кто знает, что такое пост?
- Пост- это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.
Последняя неделя перед Пасхой называется Страстной. Пост в эту неделю становится наиболее строгим. Великий пост – это время, когда человек наводит порядок в доме и своей душе, готовит себя к очищению от зла и к покаянию. Встречать Пасху надо в чистоте помыслов и дел. Каждый день на Страстной неделе предназначен для определенных дел.
В понедельник в доме моют окна и выбрасывают старые, ненужные вещи.
Во вторник закупают продукты для Пасхи, делаются различные лечебные настои.
Среда - это день стирки и уборки. Многие в эту ночь ставят тесто на пасхальный кулич.
В четверг завершалась уборка в доме. В четверг утром пекли куличи, днем красили яйца, вечером делали пасху.
Страстная пятница – день особого покаяния и строгого поста. Истинным христианам надо быть в храме. В страстную пятницу происходит очень важная служба в храме.
В субботу освещают куличи, яйца и пасхи. (слайд 6)
В воскресенье на Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». Сказал «Христос воскресе», подарил яйцо – и три поцелуя в щечки. В ответ на «Христос воскресе!» принято отвечать: «Воистину воскресе!» (слайд 7)
- А сейчас послушаем выступление ребят, которые подготовили стихотворение посвящённое празднику Пасхи
IV Выступление подготовленных учащихся
-Празднование Пасхи - это, конечно же, не только посещение Богослужения. Этот праздник всегда был любим народом, и с ним связано множество обычаев: дарить друг другу особенные подарки, особым образом украшать стол, готовить особенные угощения.
- А сейчас отгадайте мои загадки
Эту сдобную вкусняшку
Все пекут лишь раз в году.
В воскресенье, в светлый праздник
Подают её к столу.
(Кулич к Пасхе)
Как же дружно во дворе
Зазвенели птички.
Посмотрите – на столе
Красные ….
(яички)!
-Какие кушанья готовят на Пасху? (Куличи, творожные пасхи, крашеные яйца).(слайд 8)
-Какие блюда готовятся в вашей семье?
-Вы знаете, откуда пошёл обычай красить яйца?
- По преданию, обычай крашения яиц ведет свою историю с I века. Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиберия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что–либо в дар; святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав ее, император не поверил святой и сказал: “Как может кто–то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо стало красным”. И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения. С тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца.(слайд 9)
- Скажите, а от каких птиц, человек получает яйца, которые окрашивает на Пасху?(слайд 10)
- Сейчас мы немного отдохнём и превратимся в курочку с цыплятами
VI Физкультминутка «Курочка и цыплята» (слайд11)
Пошла курочка гулять, (идем походкой мамы- курицы : руки назад - в стороны, наклоны
Сочной травки пощипать (вперед, ноги прямые, имитация
пощипывания травки клювом)
А за ней ребятки, (легкий бег на носочках)
Желтые цыплятки (руки крылья - назад в стороны, шея вытянута, глаза широко раскрыты).
Ко - ко - ко, ко - ко – ко!
Не ходите далеко! (курица сердится - пальцем погрозить, наклон, руками показываем)
Лапками гребите, зернышки ищите (имитация поиска зерен ногой. Туловище наклонено вперед шея вытянута, наклоны головы вверх-вниз)
- Молодцы, я вижу, вы любите играть
- Мы продолжаем наше с вами знакомство с праздником Пасхи поговорим сейчас про игры
V.Пасхальные игры.
В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались весёлые развлечения молодёжи. Гуляния проводились на открытом воздухе. Многие весенние игры и забавы на Руси были связаны с праздниками. Так с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гуляния с весёлыми играми, хороводами, игровыми хороводами, хороводными песнями.
Одним из широко распространенных и любимых пасхальных развлечений было катание крашеных яиц.(слайд 12, 13)
Для этого изготовлялись специальные лоточки с желобом. Играющие усаживались друг против друга на определённом расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Если скатившееся яйцо ударялось об яйцо другого игрока и разбивало его, то разбитое яйцо играющий забирал себе.
В эти игры можно поиграть и сегодня.
1 игра «Катание яиц»
Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц: делали простой деревянный или картонный «каток», а вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали крашеные яйца, или маленькие призы, или игрушки. Играющие подходят по очереди к катку и катят свое яйцо; предмет, который яйцо тронет, — выигран.
2 игра “Покрути яйцо”
По команде дети одновременно раскручивают свои яйца. Чьё яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего.
VI Практическая деятельность учащихся
- А сейчас вы с учителем по изобразительному искусству изготовите сувенир к Пасхе
Изготовление праздничной открытки «Пасхальное яичко»
- Еще задолго до появления Христа древние народы считали яйцо прообразом Вселенной - из него родился мир, окружающий человека. У славянских народов яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы. В России обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами соблюдался во всех слоях общества.
(В процессе своего рассказа учитель изобразительного искусства демонстрирует слайды с техникой росписи яиц)
Умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня (например пасхальные яйца фирмы Фаберже).
От техники росписи яиц зависит и название: крашенки и крапанки, писанки и малеванки, скробанки и дряпанки.
Крашенки - это яйца, окрашенные в один цвет. Использовали их для поминовения, разговения. Самый простой способ покраски – отварить яйца в луковой шелухе.
Писанки – яйца, расписанные с помощью определенной техники с использованием воска. На яйцо нужно нанести восковым карандашом рисунок. Затем окрасить яйцо отваром шелухи и пищевым красителем.
Малеванки – яйца с нарисованными кисточкой картинками. На малеванках принято рисовать кисточкой и красками. Можно использовать акварель, гуашь или специальный лак.
Скробанки и дряпанки – яйца окрашенные в темный цвет, с выцарапанными острым предметом узорами.
- Праздник Пасха всегда любим народом, с ним связано множество обычаев: Богослужения, дарить друг другу особенные подарки, готовить особенные угощения. Давайте и мы с вами сделаем подарок, который вы сможете подарить родным и близким.
Изготовление праздничной открытки «Пасхальное яичко»
Материалы:
Заготовка из цветного картона для «яичка» (основа открытки, шаблон «бабочка», атласная лента, карандаш, ножницы, клей, цветная бумага.
Этапы работы:
*На листе цветной бумаги карандашом обвести шаблон «бабочка» и вырезать по контуру ножницами.
*На середину «яичка» приклеить вырезанную из цветной бумаги «бабочку».
*Украсить открытку атласной лентой, продевая её в отверстия, расположенные по контуру, у «вершины» завязать бантик.
*На обратной стороне открытки ребятам предлагается написать карандашом поздравление.
-Молодцы, у вас получились замечательные сувениры
- Ребята, на доске вы видите корзину. На парте у каждого лежат разного цвета пасхальные яички из цветной бумаги. Давайте заполним корзину и узнаем, какое у вас было на уроке настроение. Если хорошее – желтое яичко, отличное – красное, плохое – синее.
- Замечательно, я рада, что у всех вас отличное и хорошее настроение
- А сейчас давайте проведём конкурсы
«Укрась пасхальное яйцо»
Участвует два человека, каждому из которых дается один воздушный шарик и наборы пасхальных наклеек. За минуту они должны украсить свой шарик – «яйцо» наклейками. Тот, кто наклеит их больше соперника, тот победил.
«Пасхальные подарочки»
На полу расставлены различные маленькие подарки-сувениры. Участвуют все желающие. Ведущий дает участнику пасхальное яйцо. Нужно прокатить его по полу, сбив любой подарок – это и есть приз.
- В народе говорят: «Золотые руки у того, кто обучился хорошо». Я хочу пожелать вам продолжить развивать свое мастерство и талант, чтобы и про вас когда-нибудь сказали: «мастер золотые руки».
VII Итог занятия. Рефлексия
- Какому празднику было посвящено наше занятие?
- О чём новом для вас узнали сегодня?
- На какие вопросы вы получили ответы?
- Остались ли ещё моменты, интересующие вас по теме урока?
- Что вам было интереснее всего на занятии? Почему?
- Поднимите тот цвет кружка, из 3х предложенных вам, который отражает ваше настроение от нашего занятия (красный цвет кружка– урок не понравился; жёлтый – урок, так себе; зелёный кружок – было интересно, всё понравилось)
- Спасибо за занятие. С наступающим всех праздником Пасхи (слайд 14)