kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного урока ОРКСЭ и ИЗО к празднику Пасхи

Нажмите, чтобы узнать подробности

I Организационный момент

 - Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, которое мы проведём совместно с учителем  по изобразительному искусству.

-Посмотрите друг на друга и наших гостей, улыбнитесь

-Я желаю вам успехов и отличного настроения на весь наш урок

II Постановка темы и цели урока

 - Тема нашего занятия посвящена празднику, который  на Руси назывался Велик день, Царь день, Христов день, Светлое воскресенье

- Кто уже догадался, о каком празднике мы сегодня будем говорить?

(Пасха)

  - Иллюстрации, какого праздника вы видите на слайдах? (слайд 1,2,3)

  - Что вы знаете об этом празднике?

  - Какие вопросы об этом празднике вы хотели бы мне задать?

  - Сегодня вы расширите свои знания об этом христианском празднике  и получите ответы на свои вопросы.

III Изучение нового

   Слово «Пасха» еврейское. Пасхой называют древний праздник, посвященный исходу израильтян из Египта. В христианской церкви слово «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать  «прехождение от смерти к жизни».

Пасха, день Воскресения Христова – самый главный праздник Православной Церкви. Именно в нем заключается основной смысл Православной веры - сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха.

- Ребята, а  что значит воскреснуть? (воскресение - день возобновления жизни, воскресение – восстановление жизни)

 Пасха – это праздник праздников!   Православная Церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет. Так, из поколения в поколение, традиция празднования Пасхи дошла до нас и распространилась по всему миру (слайд 4,5)

Каждый год день празднования Пасхи определяется по лунно-солнечному  календарю. Обычно празднование  православной Пасхи выпадает на период с 4 апреля до 8 мая. В этом году Пасха отмечается   12 апреля.

Христианская Пасха празднуется  весной, когда все оживает и пробуждается от зимнего сна. Ей предшествует сорокадневный пост, который называют Великим.

- Кто знает, что такое пост?

 -  Пост- это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.

Последняя неделя перед Пасхой называется Страстной.  Пост в эту неделю становится    наиболее строгим. Великий  пост – это   время, когда человек наводит порядок в доме и своей душе, готовит себя к очищению  от  зла и к покаянию. Встречать Пасху надо в чистоте   помыслов и дел.   Каждый день на Страстной неделе предназначен для определенных дел.

    В понедельник в доме моют окна и выбрасывают старые, ненужные вещи.

   Во вторник  закупают продукты для Пасхи, делаются различные лечебные настои.

   Среда  -  это день стирки и уборки.  Многие в эту ночь ставят тесто на пасхальный   кулич.

    В четверг  завершалась уборка в доме. В  четверг утром пекли куличи, днем красили яйца, вечером делали пасху.

     Страстная пятница – день особого покаяния и строгого поста. Истинным христианам надо быть в храме. В страстную пятницу происходит очень важная служба в храме.

   В субботу освещают куличи, яйца и пасхи. (слайд 6)

     В воскресенье на Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». Сказал «Христос воскресе», подарил яйцо – и три поцелуя в щечки. В ответ на «Христос воскресе!» принято отвечать: «Воистину воскресе!» (слайд 7)

 - А сейчас послушаем выступление ребят, которые подготовили стихотворение посвящённое празднику Пасхи

IV Выступление подготовленных учащихся

-Празднование Пасхи - это, конечно же, не только посещение Богослужения. Этот праздник всегда был любим народом, и с ним связано множество обычаев: дарить друг другу особенные подарки, особым образом украшать стол, готовить особенные угощения.

 - А сейчас отгадайте мои загадки

Эту сдобную вкусняшку
Все пекут лишь раз в году.
В воскресенье, в светлый праздник
Подают её к столу.
(Кулич к Пасхе)

Как же дружно во дворе

Зазвенели птички.

Посмотрите – на столе

Красные ….

(яички)!

-Какие кушанья готовят на Пасху? (Куличи, творожные пасхи, крашеные яйца).(слайд 8)

-Какие блюда готовятся в вашей семье?

-Вы знаете, откуда пошёл обычай красить яйца?

 - По преданию, обычай крашения яиц ведет свою историю с I века. Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиберия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что–либо в дар; святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав ее, император не поверил святой и сказал: “Как может кто–то воскреснуть из мертвых? Это так же  невозможно, как если бы это яйцо стало красным”. И тут же на глазах императора     совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения.  С тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца.(слайд 9)

- Скажите, а от каких птиц, человек получает яйца, которые окрашивает на Пасху?(слайд 10)

- Сейчас мы немного отдохнём и превратимся в  курочку с цыплятами

VI Физкультминутка «Курочка и цыплята» (слайд11)

Пошла курочка гулять, (идем походкой мамы- курицы : руки назад - в стороны, наклоны 
Сочной травки пощипать (вперед, ноги прямые, имитация 
пощипывания травки клювом) 

А за ней ребятки, (легкий бег на носочках)
Желтые цыплятки  (руки крылья - назад в стороны, шея вытянута, глаза широко раскрыты). 

Ко - ко - ко, ко - ко – ко!

Не ходите далеко!  (курица сердится - пальцем погрозить, наклон, руками показываем) 
Лапками гребите, зернышки ищите (имитация  поиска зерен ногой. Туловище наклонено вперед шея вытянута, наклоны головы вверх-вниз)

- Молодцы, я вижу, вы  любите играть

 - Мы продолжаем наше с вами знакомство с праздником Пасхи  поговорим сейчас про игры

V.Пасхальные игры.

В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались весёлые развлечения молодёжи. Гуляния проводились на открытом воздухе. Многие весенние игры и забавы на Руси были связаны с праздниками. Так с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гуляния с весёлыми играми, хороводами, игровыми хороводами, хороводными песнями.

  Одним из широко распространенных и любимых пасхальных развлечений было катание крашеных яиц.(слайд 12, 13)

 Для этого изготовлялись специальные лоточки с желобом. Играющие усаживались друг против друга на определённом расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Если скатившееся яйцо ударялось об яйцо другого игрока и разбивало его, то разбитое яйцо играющий забирал себе.

В эти игры можно поиграть и сегодня.

1 игра «Катание яиц»

Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц: делали простой деревянный или картонный «каток», а вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали крашеные яйца, или маленькие призы, или игрушки. Играющие подходят по очереди к катку и катят свое яйцо; предмет, который яйцо тронет, — выигран. 

 2 игра “Покрути яйцо”

По команде дети одновременно раскручивают свои яйца. Чьё яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего.

VI Практическая деятельность учащихся

- А сейчас вы с учителем по изобразительному искусству изготовите сувенир к Пасхе

Изготовление праздничной открытки «Пасхальное яичко»

    - Еще задолго до появления Христа древние народы считали яйцо прообразом Вселенной - из него родился мир, окружающий человека. У славянских народов яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы.  В России обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами соблюдался во всех слоях общества.

 (В процессе своего  рассказа учитель изобразительного искусства демонстрирует слайды с техникой росписи яиц)

 Умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня (например пасхальные яйца фирмы Фаберже).

От техники росписи яиц зависит и название: крашенки и крапанки, писанки и малеванки, скробанки и дряпанки.

Крашенки - это яйца, окрашенные в один цвет. Использовали их для поминовения, разговения. Самый простой способ покраски – отварить яйца в луковой шелухе.

Писанки – яйца, расписанные с помощью определенной техники с использованием воска. На яйцо нужно нанести восковым карандашом рисунок. Затем окрасить яйцо отваром шелухи и пищевым красителем.

Малеванки – яйца с нарисованными кисточкой картинками. На малеванках принято рисовать кисточкой и красками. Можно использовать акварель, гуашь или специальный лак.

Скробанки и дряпанки – яйца окрашенные в темный цвет, с выцарапанными острым предметом узорами. 

 - Праздник Пасха всегда любим народом, с ним связано множество обычаев: Богослужения, дарить друг другу особенные подарки, готовить особенные угощения. Давайте и мы с вами сделаем подарок, который вы сможете подарить родным и близким.

Изготовление праздничной открытки «Пасхальное яичко»

Материалы:

Заготовка из цветного картона для «яичка» (основа открытки, шаблон «бабочка», атласная лента, карандаш, ножницы, клей, цветная бумага.

Этапы работы:

*На листе цветной бумаги карандашом обвести шаблон «бабочка» и вырезать по контуру ножницами.

*На середину «яичка» приклеить вырезанную из цветной бумаги «бабочку».

*Украсить открытку атласной лентой, продевая её в отверстия, расположенные по контуру, у «вершины» завязать бантик.

*На обратной стороне открытки ребятам предлагается написать карандашом поздравление.

 -Молодцы, у вас получились замечательные сувениры

 - Ребята, на доске вы видите корзину. На парте у каждого лежат разного цвета пасхальные яички из цветной бумаги. Давайте заполним корзину и узнаем, какое у вас было на уроке настроение. Если хорошее – желтое яичко, отличное – красное, плохое – синее.

 - Замечательно,  я рада, что у всех вас отличное и хорошее настроение

- А сейчас давайте проведём конкурсы

 «Укрась пасхальное яйцо»

 Участвует два человека, каждому из которых дается один воздушный шарик и наборы пасхальных наклеек. За минуту они должны украсить свой шарик – «яйцо» наклейками. Тот, кто наклеит их больше соперника, тот победил.

 «Пасхальные подарочки»

 На полу расставлены различные маленькие подарки-сувениры. Участвуют все желающие. Ведущий дает участнику пасхальное яйцо. Нужно прокатить его по полу, сбив любой подарок – это и есть приз.

- В народе говорят: «Золотые руки у того, кто обучился хорошо». Я хочу пожелать вам продолжить развивать свое мастерство и талант, чтобы и про вас когда-нибудь сказали: «мастер золотые руки».

VII Итог занятия. Рефлексия

 - Какому празднику было посвящено наше занятие?

 - О чём новом для вас узнали сегодня?

 - На какие вопросы вы получили ответы?

 - Остались ли ещё моменты, интересующие вас по теме урока?

 - Что вам было интереснее всего на занятии? Почему?

 - Поднимите тот цвет кружка, из 3х предложенных вам, который отражает ваше настроение от нашего занятия (красный  цвет кружка– урок не понравился; жёлтый – урок, так себе; зелёный кружок – было интересно, всё понравилось)

- Спасибо за занятие. С наступающим всех праздником Пасхи (слайд 14)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект интегрированного урока ОРКСЭ и ИЗО к празднику Пасхи

Автор: Новикова Мария Николаевна, Склярова Светлана Ивановна

Дата: 12.06.2015

Номер свидетельства: 219342

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства