~~5 класс
Тема урока: Волокна хлопка и льна
Цель урока: понятие о первичной обработке сырья для хлопчатобумажных и льняных тканей, познакомить со строением волокон хлопка и льна, их свойствами.
Наглядные пособия: коллекция «хлопок», «Лен», раздаточный материал – волокна хлопка и льна сравнительная таблица свойств волокон хлопка и льна
Оборудование и материалы: лупы, препаровальные иглы, пинцеты, листы черной замшевой бумаги.
Тип урока: комбинированный
План урока:
1. Сообщение познавательных сведений.
2. Лабораторная работа.
3. Заключительный инструктаж
Ход урока.
Организационный момент. Подготовка учащихся к уроку.
Познавательные сведения. Хлопчатник произрастает в среднеазиатских и закавказских республиках. В Узбекистане собирают более 60% всего «белого золота» - так называют хлопок.
Учащиеся знакомятся с такими понятиями, определяющими свойствами волокон, как «длина», «тонина», «прочность». «сменяемость». «растяжимость» , «извитость», «блеск и цвет», т.е. с характеристикой волокон. Свойства волокон определяют и свойства тканей, а значит, чем длиннее и тоньше волокна, тем они лучше и тем более высококачественные и тонкие ткани могут быть из них изготовлены. Хлопковое волокно, например, обладая большей извитостью, дает возможность получить тонкую и равномерную пряжу, из которой изготавливается ткань для белья и платья.
Сравнительная таблица свойств волокон хлопка и льна
Название волокон Свойства волокон
цвет блеск извитость длина тонина прочность сменяемость горение
Хлопок
Лен Желто-
ватый
серый Нет
Есть Есть
Нет 6-52
5-250 Тоньше
толще Высокая
Выше Средняя
Большая Горит хорошо
Горит хорошо
Лабораторно – практическая работа по исследованию свойств волокон и заполнению таблицы.
Задание:
1. Внимательно осмотреть волокна, определив их цвет и наличие блеска.
2. Положив волокно на темный фон, рассмотреть извитость волокон, их длину и тонину.
3. С помощью препаровальной иглы, расщепить техническое волокно на мелкие. Сравнить прочность и сменяемость волокон.
4. Произвести сжигание волокон.
Вывод: хлопок и лен состоят из целлюлозных – растительных клеток, таких же, как и бумага, поэтому горят хорошо, горение их сопровождается дымом, запах при горении напоминает запах горящей бумаги, а после сжигания остается легкий серый пепел.
Заключительный инструктаж.
Выставляется оценки учащимся за усвоения материала по результатам самостоятельной работы.