Тема: Шерсть. Шерстяное волокно. Шерстяная пряжа.
Цель: Формировать мировоззрение учащихся; обогатить социальный опыт учащихся знаниями о природе, опытом практической деятельности по наблюдению и анализу, формировать опыт эмоционально - ценностных отношений в совместной учебной деятельности.
Задачи:
- Коррекционно-развивающие: формировать целенаправленную познавательную деятельность, развивать мыслительные, информационные навыки в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся;
- Образовательные: развивать и закреплять понятия по теме, познакомить со свойствами шерстяного волокна;
- Воспитательные: развивать любознательность и формировать самостоятельность в познавательной деятельности
Основные знания:
Шерстяное волокно – это текстильное натуральное волокно животного происхождения.
Свойства шерстяного волокна – короткие, толстые и тонкие, мягкие, пушистые, сильно извитые, упругие, прочность ниже чем у хлопка.
Основные умения:
- Коммуникативные: монологическая речь, активное слушание;
- Организационные: планирование деятельности, оценка результатов деятельности;
- Информационные: смысловое чтение, преобразование информации, умения определять на ощупь шерстяные ткани
- Мыслительные: сравнение, анализ
Методическое оснащение урока:
- Материально- техническая база:
- компьютер
- кабинет трудового обучения;
- инструменты и приспособления;
- материалы.
2. Дидактическое обеспечение:
- учебник;
- раздаточный материал для учащихся;
- рабочая тетрадь;
- дополнительная литература;
- плакаты;
- коллекция «шерсть»;
- образцы объектов труда;
- материалы для контроля знаний учащихся:
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация изучаемых объектов, опытов и приёмов работы, лабораторная работа.
Тип урока: комбинированный, адаптивный урок с использованием элементов модульного обучения.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный
Цель: организовать рабочую обстановку на уроке, воспитание привычки к быстрому переходу от отдыха во время перемены к рабочему состоянию во время урока.
Содержание деятельности:
- Организация взаимного приветствия.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Инструктаж по раздаточному материалу.
- Проверка готовности мастерской.
- Работа по листу «Задания для учащихся» – подготовительный этап (см. приложение №1)
Итог : Волокна бывают натуральные и химические. Натуральные волокна это те которые существуют в природе. Натуральные подразделяются на растительного и животного происхождения. Растительные это лен и хлопок. Волокна хлопка – короткие, матовые, мягкие, прочные, хорошо пропускают воздух, впитывают влагу. Волокна льна - толстые, прямые, очень прочные, жесткие на ощупь, быстро впитывают влагу, пропускают воздух.
Волокна и их свойства необходимо изучать для того чтобы знать свойства тканей, потому что свойства тканей зависят от свойства волокон.
1 и 2 слайды
Вводный
Цель: подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Формировать целенаправленный характер познавательной деятельности учащихся, обеспечить осознание цели урока, вызвать личную заинтересованность в предстоящей деятельности.
Содержание деятельности:
Изложение нового материала.
Программа предмета «Швейное дело» состоит из модулей. Сегодня мы будем работать по модулю который называется «материаловедение». Это модуль по изучению свойств волокон и ткани. В 5 и 6 классах вы уже знакомились с такими волокнами как лен и хлопок. Сегодня мы познакомимся еще с одним видом волокна.
А вот какое волокно мы сегодня будем изучать попробуйте догадаться разгадав загадки.
Шубу дважды в год снимает. Кто под шубою гуляет?
(Овца)
3 слайд________________________________
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерет,
А лаптей не плетет (Коза)
_4 слайд__________________________________________
Зверь я горбатый, А нравлюсь ребятам.
(Верблюд)
5 слайд
- Так какое волокно мы сегодня будем изучать, кто догадался?
( отвечают)
- Правильно, сегодня мы с вами изучим, натуральное волокно животного происхождения – шерсть и как получают пряжу из шерстяного волокна.
6 слайд
И тема нашего урока: Шерстяное волокно и его свойства. Шерстяная пряжа. Запишите её в свои тетради.
- А какая у нас цель?
7 слайд
Цель урока: Узнать свойства шерстяного волокна. И получение пряжи из шерстяного волокна, запишите её .
С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. Из хлопчатобумажной ткани были сделаны ваши распашонки и пеленки, в холодное время вас укутывали в шерстяное одеяло.
В данное время, когда вы уже подросли, можете сами выбрать себе ткань для платья, костюма. Чтобы не ошибиться вам нужно знать состав ткани и её свойства.
Ткани из шерстяных волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье.
8 слайд
С незапамятных времен люди использовали для изготовления тканей шерсть. С той самой поры, как стали заниматься скотоводством. В дело шли шерсть овец, коз, верблюдов, кроликов, собак, ламы, альпака.
Шерсть — собранный для переработки волосяной покров животных. По названию животного шерсть называют овечьей, верблюжьей и козьей. Основную массу шерсти получают с овец. Овец стригут один раз или в некоторых случаях дважды в год. С одной овцы получают от 2 до 10 кг шерсти. Шерстяной покров с овец снимают специальными ножницами или машинками состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется руном.
Для изготовления верхней одежды и пледов используют верблюжью шерсть, получаемую стрижкой или вычесыванием во время линьки верблюдов
9 слайд
А еще шерсть можно получить с ангорских кроликов. Ангорская шерсть; Ангорское волокно или «ангора» — очень мягкая на ощупь шерстяная ткань с характерным нежным ворсом, которую получают из волосков ангорского кролика, который был так назван за свою длинную шерсть по аналогии с одноимённой козой. Ангорская коза так называется потому что живет она в турецком местечке Ангора.
10 слайд.
Шерстяные волокна имеют следующие свойства: они короткие, цвет волокна зависит от природного цвета шерсти животного, бывают толстые и тонкие, мягкие, пушистые, сильно извитые, обладают высокой гигроскопичностью, то есть хорошо впитывают в себя влагу и медленно сохнет, упругие (изделия мало мнутся), стойкие к воздействию солнца (выше, чем у хлопка и льна), а вот прочность их ниже, чем у хлопка.
11 слайд
После стрижки шерсть подвергают первичной обработке: её дезинфицируют, сортируют, то есть подбирают волокна по качеству; треплют – разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой для удаления жира, сушат в сушильных машинах горячим воздухом. Затем полученное шерстяное волокно упаковывают в кипы и отправляют на прядильные фабрики, где из него вырабатывают пряжу.
На прядильных фабриках шерстяное волокно проходит почти те же процессы, что и волокна хлопка и льна. С этими процессами вы уже знакомы, когда проходили темы о волокнах льна и хлопка.
- Давайте вспомним какие же этапы проходит волокно на прядильных фабриках?
У меня здесь коллекция волокон на разных этапах, но они перепутались. Давайте вместе расставим их по порядку.
Расставляют по местам.
Вывод: Итак, сначала шерстяные волокна разрыхляют и очищают от сорных примесей в разрыхлительной и трепальной машинах.
Полученная в результате этих операций волокнистая масса поступает на чесальную машину, где она преобразуется в волокнистую ленту.
Лента поступает на ленточную машину. Здесь производится выравнивание направления волокон в ленте и вытягивание, уменьшение ленты по толщине.
Затем на ровничной машине волокнистую ленту слегка скручивают и вытягивают в ровницу.
12 слайд
На прядильной машине ровницу окончательно вытягивают и скручивают в шерстяную пряжу, которую наматывают в виде початков.
Вывод: Волокна шерсти короткие, длинной от 1до 4,5 см. Цвет волокна зависит от природного цвета шерсти животного. Шерстяное волокно хорошо окрашивается в любой цвет. По толщине волокна бывают толстые и тонкие. Волокна шерсти мягкие, пушистые, сильно извитые, упругие, прочность их ниже, чем у хлопка. Шерстяное волокно отличается хорошими гигроскопическими свойствами: впитывает влагу и медленно сохнет. От действия тепла и влаги волокно шерсти приобретает способность к сильному растяжению. Это позволяет при влажно-тепловой обработке придавать необходимую форму изделиям из шерстяной ткани. Отрицательным свойством шерстяного волокна является его пылеемкость и способность к сильному уплотнению – сваливанию. Шерстяное волокно горит слабо, на конце образуется шарик – спек черного цвета, при горении чувствуется запах жженого пера.
6. Организация подведения итогов.
Физминутка:
Гимнастика для глаз: Выполнять без напряжения, медленно, каждое упражнение по 5-7 раз.
- Вертикальные движения глазами вверх (считать до трёх), вниз (считать до трёх).
- Горизонтальные движения глазами вправо, влево.
- Круговые движения глазами сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
- Направление взгляда на указательный палец вытянутой руки, затем вдаль.
Этап систематизации знаний
Цель: добиться повышения уровня осмысления материала, глубины его понимания. Развитие соответствующих навыков и умений.
Содержание деятельности:
1. Работа со схемой «Свойства шерстяного волокна.
Содержание деятельности:
Работа на этапе «Проверочный». Работа с учителем над схемой «Свойства шерстяного волокна».
Этап подведения итогов и оценивания
Цель: подведение итогов работы на уроке.