Результатом данного урока является усвоение новых знаний по моделированию фартука и умение применять полученные знания на практике.
Теоретическая часть урока построена в форме эвристической беседы с применением слайд-шоу, которая помогает стимулировать умственную деятельность учащихся, и удерживает их внимание на протяжении всего урока.
Практическая часть урока носит творческий характер и способствует активизации интереса к изучаемой теме и закреплению полученных знаний по моделированию фартука. Используя игровую ситуацию по созданию моделей фартука для модного журнала, у школьниц повышается интерес к происходящему и стимулирует их на поиск новых нестандартных путей для решения поставленной перед ними задачи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««ВИДЫ РАБОЧЕЙ ОДЕЖДЫ» »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лицей №9
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ «ВИДЫ РАБОЧЕЙ ОДЕЖДЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ.
Модуль «Конструирование и моделирование одежды»
(С использованием групповой технологии обучения)
(Для учащихся 5-х классов)
Югринова В.В.
Учитель технологии
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации основывается на том, что отечественная школа выступает в роли института общества, удовлетворяющего потребность в подготовке молодежи к жизни и реальной трудовой деятельности.
Одной из граней такой подготовки всегда являлась графическая грамотность. Расширение требований к технологической культуре общества, выдвигаемых окружающей техносферой, еще более подтвердило значимость «языка техники» для углубления знаний о технологическом мире. Уровень графической подготовки человека определятся главным образом, не степенью овладения или техникой выполнения графических изображений, а в большей мере тем, насколько он готов к мысленным преобразованиям образно-знаковых моделей, насколько подвижно его образное мышление.
Все понимают, что графическая грамотность стала таким же элементом общечеловеческой культуры, как компьютерная, и поэтому требует формирования элементарных умений чтения чертежей с самого раннего школьного возраста. С необходимостью прочитать чертеж и понять содержащуюся в нем информацию учащиеся сталкиваются на многих занятиях по технологии.
В 5 классе на изучение технологии отводится 70 часов. Программа «Технология. Обслуживающий труд» включает в себя следующие разделы: кулинария, создание изделий из текстильных и поделочных материалов, технологии ведения дома, творческие, проектные работы. Практически на каждом занятии по технологии у девочек формируются художественно-графические умения. Рост компьютеризации школ дает каждому учителю возможность использовать на своих уроках современные информационные технологии, что, с одной стороны, активизирует внимание учащихся и усиливает интерес к уроку, а с другой - облегчает работу учащихся и учителя. Так, применение компьютерных технологий, в частности презентации, как наглядного пособия, помогает учителю излагать материал, развивает навыки наблюдения и анализ формы предметов, обеспечивает прочное усвоение учащимися знаний, повышает интерес к предмету.
Презентация (от английского «presentation» - представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему. На каждом слайде можно поместить произвольную текстовую и графическую информацию. Создавать и показывать слайды можно с помощью приложения Microsoft Power Point. Для показа слайдов используют специальный проектор, подключаемый к компьютеру и экран. Выполнять смену слайдов можно как с клавиатуры, так и с помощью мыши.
Использование на уроках технологии слайд - фильмов позволяет наглядно продемонстрировать учащимся правильные приемы работы и их последовательность. Они вникают в суть технологического процесса и особенности выполнения каждой операции.
Сегодня уже общепринято, что использование учебных фильмов, компьютерных технологий и дидактических игр в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество знаний и умений.
По типу урок «Моделирование фартука» - это урок усвоения новых знаний.
Основная цель данного урока заключается в создании условий для успешного усвоения знаний по моделированию фартука.
Чтобы создать благоприятные условия для достижения поставленной цели данный урок проводится с использованием активных форм обучения: урок-игра с использованием ИКТ.
Проведение урока в активной форме в сочетании с мультимедиа способствует лучшему усвоению новых знаний, оживляет изложение материала, облегчает его запоминание, создает у детей бодрое настроение, предупреждает переутомление.
Теоретическая часть урока построена в форме эвристической беседы с применением слайд-шоу, которая помогает стимулировать умственную деятельность учащихся, и удерживает их внимание на протяжении всего урока. На занятии преобладают учебные задания продуктивного (творческого) характера, учащиеся сами формулируют учебную проблему и решают ее в ходе выполнения работы.
Поставив школьниц в реальные условия работы конструкторского бюро с конкретными действующими лицами, тем самым вызывается интерес у учащихся к данной теме. Чтобы работа каждого ученика была замечена всеми и правильно оценена, лучше всего подходит работа в малых группах по 3-4 человека. Так как это лучший способ не только проявить свою индивидуальность, выбрав понравившуюся роль, позволяющую наиболее ярко проявить свои творческие способности, но и научиться умению обосновывать свою точку зрения и выслушивать аргументы товарищей по группе.
Практическая часть урока носит творческий характер и способствует активизации интереса к изучаемой теме и закреплению полученных знаний по моделированию фартука. Используя игровую ситуацию по созданию моделей фартука для модного журнала, у школьниц повышается интерес к происходящему и стимулирует их на поиск новых нестандартных путей для решения поставленной перед ними задачи. А установка на то, что им самим придется оценивать результаты деятельности своих товарищей, вызывает чувство ответственности каждого члена группы и побуждает к более строгому само- и взаимоконтролю.
Результатом данного урока является усвоение новых знаний по моделированию фартука и умение применять полученные знания на практике.
Анализ уровня сформированности художественно - графических
умений у школьников 5 класса.
Цель исследования – выявить уровень художественно-графических умений у учащихся 5а класса. Количество учащихся -15 человек, из них посещают ДХШ -5 человек, кружки -6 человек. Качество знаний по технологии -100%.
Применяемые методы исследования: анкетирование учащихся, анализ планов-конспектов учителей технологии, исследование опыта учителей, наблюдения, творческие задания, анализ дидактического обеспечения к урокам, беседа с учащимися и учителями.
В число вопросов анкеты были включены такие, которые позволили выявить уровень знаний о закономерностях цвета, форме, пространственных отношениях, геометрических фигурах, понятии симметрии, конструировании и моделировании. Вопросы составлены с учетом знаний и умений учащихся, которые они получили в период обучения в начальной школе и на уроках изобразительного искусства. Кроме того знания, необходимые при ответе на вопросы очень важны при формировании художественно-графических умений на уроках технологии и в частности на занятиях по конструированию и моделированию швейных изделий. Некоторые вопросы составлены с выбором ответа, чтобы навести учащихся на правильную мысль, другие вопросы требуют полного ответа, знаний определений, приведения примеров. Для выявления уровня развития пространственного мышления некоторые задания снабжены иллюстрациями для большей наглядности. Вопросы сформулированы в соответствии с умственным развитием пятиклассников, доступны и понятны. Пространственное воображение, оперировать графическими понятиями (симметрия, масштаб) не достаточно развито. Школьницы не знают закономерностей цвета, цветовых сочетаний. Зная названия геометрических фигур, многие ученицы неправильно называют те или иные фигуры. Можно сделать выводы, что на уроках изобразительного искусства и математики не уделяется должного внимания формированию этих знаний и умений. Учащиеся не достаточно усвоили предусмотренные программой начальных классов знания и умения. Хорошо выполняли творческие задания школьники, которые дополнительно обучаются в художественной школе или аналогичных заведениях.
Также было проведено исследование на выявление предпочтений при выполнении творческих работ. 10 человек предпочитают выполнять работы в виде рисунков, схем; 5 человек любят составлять кроссворды и отгадывать их, 6 девочек отдают предпочтение выполнению прикладных работ по рукоделию, 3- любят делать доклады и сочинять сказки. Это позволяет сделать выводы о том, что учащиеся данного класса обладают ярко выраженной внутренней мотивацией к творческой деятельности.
Было проведено анкетирование в данном классе по поводу отношения подростка к коллективной работе. Анкета состояла из 14 пунктов-суждений. Содержащих три альтернативных выбора, три возможных «типа» восприятия индивидом группы. Результаты анкетирования показали. Что девочки 5а класса разделились на три группы: индивидуалистическую -3 человека; коллективистическую -9 человек; прагматическую – 3 человека.
В данном классе проводилось определение уровня творческого потенциала учащихся. Все учащиеся 5а класса обладают теми качествами, которые позволяют творчески относится к выполнению поставленных задач. Из проблем, которые мешают в полной мере проявить себя на первом месте – невысокая степень сосредоточенности, на втором – небольшая вера в себя, на третьем – постоянство.
Можно сделать вывод о необходимости систематического и планомерного формирования у учащихся художественного вкуса и графической грамотности. Нужно придавать особое значение формированию этих специальных умений у школьников на уроках технологии.
«...фантазия есть природная сила в человеке...»
Ф. М. Достоевский
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ.
Класс: 5 а
Модуль программы: Конструирование и моделирование.
Тема урока: «Виды рабочей одежды. Моделирование фартука»
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Применяемые технологии: групповая, дифференцированная, игровая, технология с использованием ИКТ (Презентации).
Форма урока: Урок-игра с использованием ИКТ.
Форма работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, инструктаж, проблемно-поисковый, самостоятельная (практическая) работа. Межпредметные связи: история (краеведение), ИЗО Сохраняющие здоровье технологии (валеологический компонент): Музыкальная терапия, физкультминутка. Средства обучения: Учебники, раздаточный материал (шаблоны, цветная бумага, клей, цветная ткань, краски, кисти, карандаши, инструкционные карты), магнитофон, компьютер, экран, проектор.
На классной доске выписаны новые слова: симметрия, пропорции, цветовой круг, декоративные линии, конструктивные линии, форма. Продолжительность: 2 урока по 45 минут.
Место проведения: кабинет технологии МБОУ лицей №9
Цели урока:
Создать условия для успешного усвоения знаний по моделированию фартука.
Формирование художественно-графических умений на уроках по моделированию рабочей одежды (фартука).
Научить решать творческие задачи по моделированию текстильных изделий.
развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, фантазии, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного;
развитие конструктивного мышления.
знакомство с видами фартуков различного назначения и их отделкой, с применением приемов моделирования при изготовлении новых моделей фартуков, знакомство с источником творчества — русским народным костюмом, обобщение и систематизация знания о понятиях: «форма», «контраст», «симметрия», «цвет».
развитие художественно-графических умений, умения применять полученные знания на практике, вызвать познавательный интерес к процессу создания модели изделия, развитие мышления.
выбрать модели для творческих проектов.
Оборудование, наглядные и раздаточные материалы:
Наглядные пособия — модель фартука;
плакаты по композиции костюма;
пропорции, цвет, плакат с возможными способами моделирования фартука;
образец творческого мини-проекта «Журнал мод» с фартуками различных фасонов; книга с изображением фартуков в русском народном костюме;
хлопчатобумажные лоскутки, альбом, карандаши цветные, фломастеры, ластик ножницы, линейка, различные виды отделок — тесьма, кружева, пуговицы, ленточки и т. д.
плакат «Модели фартуков»;
образцы отделки швейных изделий;
картонный шаблон фигурки девочки;
Оборудование и ИКТ: ноутбук, экран,магнитола с дисками записей классической музыки.
Этап снятия мышечного напряжения кистей рук (1 мин)
Защита мини-проектов (10 мин.)
Подведение итогов. Рефлексия (1 мин.)
Задание на дом (1 мин.)
Ход урока:
Организационная часть;
Приветствие;
Отметка отсутствующих;
Проверка готовности к уроку.
Какие разделы мы изучили с начала учебного года? Материаловедение, ручные работы, влажно-тепловые работы, машиноведение. На основе знаний умений и навыков, полученных при изучении этих тем можно приступить к изучению раздела технология изготовления рабочей одежды. Этот раздел начинается с конструирования и моделирования рабочей одежды.
II.Сообщение темы и цели урока.
Задача данного этапа:
подготовить учащихся к активной учебно-игровой деятельности.
Актуализация.
Для активизации мыслительной деятельности за счет улучшения мозгового кровообращения выполняется самомассаж ушных раковин
Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину, захватив полностью своё ухо. В конце упражнения разотрите уши руками.
Сообщить познавательные сведения по теме «Виды рабочей одежды»
Содержание урока.
Задача данного этапа:
формирование у учащихся представлений о моделировании фартука с нагрудником.
Повторение предыдущей темы, опросить по теме предыдущего урока,
используя карточки- задания разного уровня сложности;
Для закрепления пройденного материала учитель предлагает учащимся
ответить на следующие вопросы:
Для чего снимают мерки?
По какой мерке определяют размер изделия?
Какие линии мысленно проводят на фигуре человека, чтобы построить сетку чертежа фартука?(девочка в воде
Сообщение познавательных сведений. Немного из истории фартука. Фартук (передник) – широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древних времен до наших дней. Начиная с эпохи средневековья, фартук становился практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем-то прикрывать. Фартук носили кузнецы сапожники, повара…Цеховые мастера считали фартук неотъемлемой частью своей профессиональной одежды. К концу XIX века фартук становится основой русского народного костюма. (презентация) Передники – принадлежность русского народного костюма. Посмотрите на изображение русского народного костюма. Давайте поговорим об истории русского костюма. – Из какой ткани изготавливался передник? Он шился из различных тканей домашнего и фабричного производства: льняных, хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных. – Из какой ткани изготавливался праздничный передник? Праздничные передники шились из белой льняной, хлопчатобумажной ткани домашнего производства, богато украшались лентами, полосами цветной ткани, вышивкой красного цвета с растительной символикой и геометрическими фигурами и т. д., декорировались. – Из какой ткани изготавливался будничный (повседневный) передник? Будничные передники изготавливались из более грубого холста, чем праздничные, и обычно не орнаментировались. В наше время фартуки могут иметь различное назначение: повседневные, нарядные, мужские, женские, детские. Основные требования, которые предъявляются к фартукам и, конечно, ко всей современной одежде, – утилитарность (практичность), эстетичность. При выполнении домашних работ по уборке квартиры или приготовлению пищи обычно надевают фартук и повязывают косынку. В изготовлении фартуков можно проявить свою фантазию и индивидуальность. – Какие ткани мы изучали в этом учебном году? Натуральные ткани растительного происхождения: хлопчатобумажные, льняные. – Какими свойствами обладают эти ткани? Х/б ткани обладают хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью. Льняные ткани обладают высокой гигроскопичностью средней воздухопроницаемостью. Благодаря этим свойствам, ткани растительного происхождения используют для изготовления постельного белья, бытовой одежды. Фартуки шьют из хлопчатобумажной или льняной ткани, однотонной или с рисунком. Для работы с пищевыми продуктами фартук и косынку рекомендуется изготавливать из ткани – белой или светлых тонов; для уборки помещения – из более темной и плотной. Эти ткани хорошо стираются и утюжатся.
Основой русского народного костюма является фартук. Форма этих фартуков повторяется и в современном костюме. Фартуки в народных костюмах богато украшались, декорировались и являлись дополнением к костюму. Посмотрите на изображения русских народных костюмов, обратите внимание на фартук (Возможно сообщение учащихся). Основные требования, которые предъявляются к фартукам и, конечно, ко всей современной одежде, - утилитарность, эстетичность.
В изготовлении фартуков можно проявить свою фантазию и индивидуальность. Большое внимание уделяется силуэту, пропорциям, цветовому решению, качеству тканей, отделке, деталям.
Важен подбор цветовой гаммы. Хоть и говорят, что на вкус и цвет товарища нет, но существуют законы цвета. Здесь помощь окажет цветовой круг. Повторим закономерности цвета: теплые, холодные цвета, цветовая гармония, цветовой контраст.
Прекрасно смотрятся:
ткани контрастных цветов;
ткани родственных цветов;
пестрая и однотонная ткани, если гладкокрашеная ткань повторяет одну из красок пестрой.
В качестве отделки фартуков могут применяться: вышивка, аппликация, мережки, настроченные ленты, различные виды тесёмок, пуговицы, фурнитура и т.д.
IV.Практическая работа.
Задача данного этапа: на основе полученных знаний выработать умения по созданию эскиза и изменению конструкции чертежа в соответствии с эскизом; воспитывать умение работать в группе и прислушиваться к мнению окружающих.
Перед началом выполнения практической работы учащиеся выполняют упражнения для улучшения межполушарного взаимодействия (Приложение 1).
Объяснение выполнения творческой работы:
Ну что, мои дизайнеры, подошло время к выполнению заказа. На сегодняшнем художественном совете мы получили заказ на выполнение макетов фартуков, используя различные средства (аппликация из бумаги, аппликация из ткани и с помощью красок или фломастеров). Нам, разбившись на группы из трёх человек, предстоит разработать модели будущих фартуков в соответствии с полученным заказом (заказ получают в конвертах при жеребьёвке) и составить макет модного журнала.
Процесс создания своей модели опишите по плану: а) эскиз; б) описание.
Подумайте, как ваша модель будет украшена, какие виды отделки вы сможете применить, придумайте ей название.
Я ожидаю увидеть, как вы отнесетесь к этой работе творчески. Если потребуется помощь, обращайтесь ко мне.
Выполнение творческих мини-проектов.
Инструктаж по Т/Б при работе с колющими и режущими инструментами.
Учащиеся выполняют моделирование фартуков и оформляют их в виде коллекции для журнала мод, в котором представлены модели фартуков и их конструкция. Учащиеся работают в малых группах по 3-4 человека, которые получают конкретное задание, учитывая особенности группы учащихся.
Виды заданий:
модель нарядного фартука для девушки в романтическом стиле,
модель женского фартука в этническом стиле,
модель мужского фартука для повара,
модель фартука для бабушки в классическом стиле,
модель детского фартука для работы в школе.
Учитель показывает учащимся эскизы фартуков разной конструкции и отделки, чтобы они нашли в них сходство и различие, поясняет слово «эскиз» (графическое изображение моделей на бумаге).
Повседневные фартуки более спокойные по силуэту, фасону, отделке, не мешающие движениям; используемые ткани должны хорошо стираться и утюжиться.
Нарядные фартуки предназначены для домашних праздников. Это фартуки, надевающиеся поверх нарядной одежды или являющиеся дополнением к костюму. Выполняются из легких тканей белых или пастельных тонов. Отделкой могут служить кружево, вышивка, оборки, рюши. Учащимся следует показать различные виды отделки.
Детские фартуки должны быть яркими, сочными, насыщенными по цвету, интересными по форме (в виде плодов, ягод, игрушек, зверей и т. д.).
Фартуки для мужчин лаконичны по силуэту, отделочным деталям, цветовая гамма спокойная.
Предложить учащимся рассмотреть модели фартуков, изготовленные по одной и той же выкройке. Они имеют различную форму деталей и разные виды отделки. Изменение формы деталей одежды и их художественное оформление (отделка) выполняются путем моделирования.
Учитель разъясняет, что моделирование одежды — это разработка эскизного проекта (рисунка) изделия с изготовлением его образца (макета).
Занимается моделированием одежды художник-модельер. Он должен знать человеческую фигуру, ее пропорции и пластику, а также законы и правила гармоничного сочетания отдельных частей костюма, линий кроя, отделки, хорошо разбираться в дополнениях и украшениях, а также в технологии швейного дела.
Затем он предлагает учащимся представить себя художниками-модельерами и разработать модель фартука с выполнением его эскиза.
Для облегчения работы использовать трафарет фигурки девочки. Индивидуальный контроль и коррекция работ учащихся при выявлении типичных ошибок в ходе выполнения задания.
Особое внимание следует уделять самостоятельной работе девочек, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках труда, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов (истории, ИЗО и другие).
На примере фартука школьницы знакомятся с приемами моделирования одежды, знакомятся с новыми терминами «моделирование», «модель», «эскиз».
После окончания выполнения практической работы учащиеся выполняют упражнения для снятия мышечного напряжения (Приложение 2).
Представление результатов работы.
Задача данного этапа: совершенствование навыков публичного выступления и умения аргументировано защищать свое изделие.
Презентация выполненных работ.
Краткое описание фартука (Для кого, для чего, из чего, какая форма, какая конструкции, как крепится на фигуре?)
Выявление типичных ошибок.
Заключительная часть.
Задача данного этапа: проверить уровень усвоения учащимися материала по моделированию фартука; снять эмоциональное напряжение в конце урока.
Подведение итогов урока
Урок подходит к концу. Все сегодня показали свои возможности в разработке моделей фартуков для…. Я довольна вашими результатами, а вам понравилось?
- Вам понравился наш урок? (дети оставляют изображения смайликов на доске)
-Что понравилось делать больше всего?
- Что нового вы узнали?
- Как вы думаете, зачем нам нужен был этот урок?
Ответ: Чтобы научиться моделировать фартук.
- Вам это удалось? (да!)
Вопросы для повторения:
В чем заключается процесс моделирования?
Что такое модель?
Объяснение домашнего задания.
Принести линейку закройщика, тетрадь, учебник, сантиметровую ленту. Составить кроссворд на тему «Моделирование» (закрепление изученного материала)
Дежурные проводят влажную уборку помещения после занятий
Приложение 1
Активация мыслительной деятельности учащихся.
Впереди много работы и потребуется ваша фантазия. Давайте, выполним несколько упражнений для развития межполушарного взаимодействия. (По А. Л. Сиротюк)
Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Кулак – ребро – ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами ( кулак – ребро – ладонь), произнося их вслух или про себя.
Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.
Приложение 2
Упражнения для снятия мышечного напряжения кистей рук.
Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. (Для удобства выполнения, для придания непринужденности, это упражнение лучше выполнят под детское стихотворение «Пять веселых лягушат»
Затем несколько раз руками встряхнуть.
Пять весёлых лягушат
По делам своим спешат.
Пока мокро, пока лужно,
До реки допрыгнуть нужно.
Если встретишь лягушат,
Не мешай, они спешат.
Методика проведения урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время
Вводный этап – орг. момент
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих.
Объявление темы, цели плана урока. Настрой на урок.
Приветствие учителя.
Запись даты и темы урока в тетради.
2мин.
Актуализация.
Ответы на вопросы, обсуждение.
5 мин.
Этап усвоения новых знаний.
Сообщение познавательных сведений. Представление выступающих учащихся с презентацией. Обеспечение бесперебойной работы компьютера.
Выступление учащихся с презентацией
20
мин.
Этап активизации мыслительной деятельности
Физкультминутка для улучшения межполушарного взаимодействия.
Выполнение упражнений.
5 мин.
Закрепление полученных знаний.
Выполнение практической работы
Работа в творческих группах, обсуждение и самоанализ по выбранным критериям.
40 мин.
Этап информации учащихся о домашнем задании, подведение итогового урока
Подведение итогов урока, поощрение, выставление оценок за работу на уроке. Озвучивание и объяснение планов на следующий урок и домашнего задания.
Работа по карточкам-заданиям
Запись домашнего задания в дневники.
17 мин.
1мин.
Итого : 90 минут
Приложение
Приложение 1
Способы изменения выкройки
Приложение 2
Упражнения по формированию художественно-графических умений
Цвет
1. Учащиеся получают 8 карточек одного цвета, но разные по тону. Необходимо разложить их от светлого к темному.
2. Учащиеся получают 10 карточек разного цвета. Им требуется выбрать те, которые имеют зеленый оттенок (всего 5 оттенков).
3. Учащимся необходимо из лоскутков ткани разложить мозаики из родственных, теплых, холодных и контрастных цветов.
Симметрия
1. Достроить фигуры с незаконченным контуром.
2. Выполнить аппликацию для фартука, применяя только симметричные фигуры.
Масштаб
1. Сравнить с помощью линейки изображенные чертежи одной детали, но разного размера, отметить какое из построений в натуральную величину, какое меньше и больше.
2. Подписать масштаб изображенных чертежей одной детали, но разных по величине.
Графические построения
1. Измерить с помощью линейки отрезки и подписать их размер.
2. С помощью угольника построить прямой угол.
3. С помощью линейки и угольника построить 5 параллельных горизонтальных прямых.
4. С помощью линейки и угольника построить 4 параллельные вертикальные прямые.
5. С помощью линейки и угольника построить 5 наклонных прямых, расположенных параллельно.
6. Нарисовать аппликацию используя линейку, угольник, циркуль.
Ритм и форма
1. Составление композиции с использованием 1-2 формы и 1-2 цветов, располагая ритмично.
2. Разбить предмет на элементарные геометрические фигуры.
3. Исключить лишний по форме предмет.
Приложение 3
Карточки-задания по моделированию фартука
Вариант №1
1. Подберите для изделия соответствующую ткань (цвет, тон, рисунок):
1) рабочий фартук а)
2) повседневный фартук б)
3) праздничный фартук в)
2. Для эскизов фартуков дорисуйте форму нагрудника и карманов:
………………………………………………………………………………………………………………………..
Вариант №2
1. Найдите соответствие эскиза фартука и формы кармана:
А)
Б)
В)
Г)
Приведите примеры:
а) родственных цветов
б) контрастных цветов
в) теплых цветов
г) холодных цветов
……………………………………………………………………………………………………………..
Вариант №3
1. Допишите варианты ответов.
При моделировании фартука можно изменить детали:
а)
б)
в)
г)
2. Покажите различные варианты моделирования кармана и на-
грудника фартука, которые дополняют друг друга.
Список литературы
Васин Е. К. Работа над проектом в 5 классе// Школа и производство. – 2004. - №7. – с 34 - 35
Выявление знаний и умений учащихся по обслуживающему труду// Школа и производство. – 2003. - №6. – с 57 – 62
Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. - М.: МГУ, 1988. - 256с.
Занятия по трудовому обучению 5 – 7 кл.: Обработка тканей, кулинарные, ремонтные и электротехнические работы: Кн. для учителя/ Л. В. Левицкая, О. Г. Радугина, В. А. Перов, А. И. Иванов. – М.: Просвещение, 1992 – 158 с.
Лаптев Г. Г. Элементы графической грамоты на уроках технического труда// Школа и производство. – 2003. - №5. – с 84 - 85
Макарова А. Ю. Моделирование одежды с учетом особенностей фигуры// Школа и производство. – 2004. - №1. – с 31 – 34
Молева Г. А. Богданова Н. А. Формирование умения учиться на уроках технологии (обслуживающего труда)// Школа и производство. – 2000. - №3. – с 64 - 66
Мошак В. З. Знакомство со стандартизацией на уроках технологии// Школа и производство. – 2000. - №8. – с. 6 - 8
Овечкин В. П., Симоненко В. Д. Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях РФ. – Брянск, 1998. – 238 с.
Программно-методические материалы: Технология. 5 – 11 классы/ Сост. А. В. Марченко. – М., 1998. – 178 с.
Пушкин В. А. Учить видеть и творить красоту// Школа и производство. – 2002. - №6. – с 68 – 69
Пушкина Н. В. Моделирование фартука// Школа и производство. – 2003. - №6. – с 34 - 36
Расис Э. Занимательные материалы по обслуживающему труду// Школа и производство. – 1999. - №1. – с 62 - 63
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – 2-е изд., стер. – М.: Akademia, 2002. – 366 с.
Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) В. Д. Симоненко, Ю. В. Крупская и др.; Под ред. В. Д. Симоненко – М.: Вентана-Графф, 2003. – 256 с.
Чернякова В. Н. Технология обработки ткани: 5, 6, 7-9 кл. — М.: Просвещение, 2001. – 432 с.
Чернякова В. Н. Урок-игра по моделированию одежды// Школа и производство. – 1999. - №6. – с 43 - 47