Урок технологии для девочек 5 класса. Тип урока-комбинированный. Мотивация обучающихся осуществляется через литературный текст из книги "Девочки, книга для вас" и через работу со словарём Ожегова. Объяснение материала проходит с использованием мультимедийной презентации. На уроке используется работа в группах по созданию проекта. Каждая группа имеет в своём распоряжении алгоритм действий по проектированию, технологическую карту, материалы о классификации фартуков, ткань, макет фартука. По окончании практического этапа, проходит защита проекта. На рефлексивно-оценочном этапе делаются выводы по уроку. Дети оценивают работу каждого члена группы и комментируют оценку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Урок является первым в изучении нового раздела программы: « Технология изготовления швейных изделий»
• предметные УУД:
- имеют понятие «текстильного волокна», процесса получения ткани, швейных изделий;
- умеют определять свойства материалов визуально, на ощупь;
• познавательными УУД:
- умеют выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные
Понимание и определение понятия «фартук», «модель», «назначение фартука»
Понимание влияния выбора ткани на эксплуатационные свойства швейных изделий ( фартука).
1 уровень — узнавание
Регулятивные
-определять цель дальнейшей деятельности;
-вырабатывать критерии для оценки своей деятельности;
-диагностировать результаты познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
2 уровень- совместные (групповые) выполняемые под руководством учителя действия учащихся
Познавательные
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять сравнение;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-выдвигать гипотезы;
3 уровень – самостоятельное действие учащихся на основе предложенного алгоритма действий
Коммуникативные
- публично презентовать и защищать проект изделия;
- обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию;
-слушать других, пытаться принимать
другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ,
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;
2 уровень- совместные (групповые) выполняемые под руководством учителя действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Личностные
Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.
2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм
Конспект урока:
Организационный этап ( 2 мин):
-Приветствие, отметка отсутствующих
- Мы переходим к изучению нового раздела, который называется « Технология изготовления швейного изделия» И сегодня первое занятие, посвященное изучению этого раздела.
Мотивационный этап ( 3 мин):
О каком швейном изделии мы будем говорить, я думаю вы легко догадаетесь , послушав небольшой рассказ из книги « Девочки, книга для вас»: - Встречаются две подруги……..
Вопрос к учащимся – Как девочка догадалась, что подруга готовила борщ? Почему у одной платье осталось чисты, а у другой нет? Правильно, - потому что оно было закрыто фартуком. И сегодня мы будем знакомиться с таким швейным изделием как фартук.
Ориентировочный этап( 5 мин):
Вопрос: А кто из вас знает, что означает слово – фартук? историю фартука?
Давайте посмотрим на экран ( слайды по словарю Ожегова)
Поисково- исследовательский этап ( 5 мин):
Рассмотрим, из каких основных деталей состоит фартук? Слайд. Девочки отвечают: нагрудник, нижняя часть, пояс, бретели и карманы. Эскизы фартуков создают - кто? - художники. Разрабатывают будущую модель – модельеры.
И я сегодня призываю вас совершить для себя маленькое открытие. Собственный творческий поиск поможет вам в этом. Я желаю вам, чтобы для вас он прошёл с пользой.
Сегодня вы модельеры. Перед вами стоит задача – создать модель фартука. Работа любого модельера начинается с формулы: "для кого – для чего – из чего”
Чтобы вам было интересно работать, мы разделимся на 4 группы модельеров. Необходимо выбрать руководителя группы, который будет следить за временем и записывать результаты в текст защиты. А также оценивать участие каждого члена группы. Два дизайнера занимаются выбором ткани и отделки. А остальные занимаются раскроем, сборкой и примеркой на куклу- шаблон.
Каждая группа получает свое задание. ( Учитель раздает задания).
Задание 1 группе:
Представьте, что Золушке нужно перебрать мешок чечевицы и постараться не запачкать платье. Предложите фартук для Золушки.
Задание 2 группе:
Вы пригласили гостей. Вам нужно накрыть стол. Как сохранить свое нарядное платье от пятен? – Надеть фартук. Но тот, в котором вы протирали пыль и готовили на кухне не подходит? Предложите фартук для приема гостей.
Задание 3 группе:
Вашу группу пригласили на большой праздник в Москву, где вы должны представить Удмуртию в народном костюме. Платье готово, а вот с фартуком надо поработать.
Задание 4 группе:
На уроках технологии мальчики работают в столярных мастерских с древесиной. Предложите фартук, который бы защитил их школьную форму от загрязнения.
Для выполнения практической работы вам нужно иметь ножницы, линейку и карандаш, лекало, ткань, булавки, аксессуары. Все это лежит на столах в каждой группе, а также инструкция - алгоритм действий.
Инструктаж по ТБ с ножницами и иглами.( учащиеся озвучивают ПТБ)
Практический этап (20 мин):
Раздаточный материал для работы:
Краткая справка ( Классификация фартуков по назначению)
Повседневные фартуки более спокойные по силуэту, фасону, отделке, не мешающие движениям; используемые ткани должны хорошо стираться и утюжиться. Отделкой могут служить тесьма, ленты.
Нарядные фартуки предназначены для домашних праздников. Это фартуки, надевающиеся поверх нарядной одежды или являющиеся дополнением к костюму. Выполняются из легких тканей белых или пастельных тонов. Отделкой могут служить кружево, вышивка, оборки, рюши.
Специальные, рабочие фартуки для мужчин просты по силуэту, цветовая гамма спокойная. Выполняются из плотных тканей, тканей с пропиткой для жесткости. Отделкой могут служить кнопки, пуговицы, застежки на липах и молнии.
Национальный удмуртский фартук —предназначен для народных праздников. Используются льняные ткани .Цвета в основном красный, синий, зеленый. Фартуки в народных костюмах богато украшались лентами с орнаментом, вышивкой, тесьмой.
Алгоритм действий в группе:
1 . Определитесь с назначением вашего изделия.( читайте краткую справку). Результат запишите в текст защиты.
2. Определитесь с выбором ткани.
3.Переведите детали фартука по шаблону на ткань.(мелком или карандашом)
4 .Вырежьте детали фартука, соедините их булавками ( пояс, бретели, карманы, нагрудник и нижнюю часть)
5. Подберите отделочные элементы, приколите к фартуку булавками.
6.Наденьте фартук на условную фигуру (бумажную куклу)
7. Подготовьтесь к защите проекта:
Текст защиты ( вставьте пропущенные слова)
Назначение фартука - …………………… Для его изготовления использовали………………………………………ткань. Основные детали фартука-………………………… ……………………………………………………………….. В качестве отделки использовали…………………………………………
Далее презентация – защита проектов.
Рефлексивно- оценочный этап (10 мин):
Заслушав защиту проектов, можно сделать следующие выводы:
1.Фартуки по назначению делятся на рабочие – специальные ( производственные), повседневные (для уборки в доме и кулинарных работ), нарядные ( для сервировки стола и приема гостей), национальные.
2. Фартуки состоят из следующих деталей: нагрудника, нижней части, карманов, пояса, бретелей.( цельновыкроенные или отрезные)
Найдите сходства и различия:
Сходства: Детали имеют одинаковые названия.
Различия: Нагрудник может быть цельновыкроенным или отрезным, форму всех деталей ( нижней части, нагрудника, карманов) можно изменять. Можно применять разные ткани.
3. Для изготовления фартука используются различные ткани, чаще всего хлопчатобумажные или льняные. Подумайте, почему?
Знакомимся одновременно с требованиями к одежде. Поскольку всю рабочую одежду часто стирают, ткань и отделка должна быть прочными, хорошо стираться и гладиться, а также важное свойство – быстро впитывать влагу и быстро сохнуть, всеми этими свойствами обладают ткани растительного происхождения.
4. Любая одежда должна иметь красивый внешний вид, чтобы ее приятно было надеть, поэтому используют красивые ткани и различную отделку для фартука – оборки, кружево, тесьму, ткань контрастного цвета, аппликацию, а также вышивку.
А теперь я попрошу вас:
- Оценить вклад каждого в работу в группе:
А - активно работал в группе, открыто высказывал свою точку зрения, помогал товарищам
Б - хорошо выполнил только свою часть работы, в обсуждении своего мнения не высказывал
В- пассивен, работал слабо, в диалоге не участвовал
№
Фамилия, Имя
Проявленная активность
Оценка за работу
А также высказать свое мнение об уроке, настроение - ответив на вопросы: