Тема урока: Виды одежды, ее назначение. Точки и линии на фигуре человека
Цель урока: Ознакомить с видами одежды по назначению. Научить чтению чертежа фартука.
Задачи урока:
- ознакомить с классификацией одежды и видами фартуков; ознако-мить с основными точками и линиями на фигуре человека;
- развивать память, мышление, воображение, речь, внимание;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность, этику взаимоотношений
В 5 классе учащиеся шьют фартук. Приступая к конструированию, кратко знакомлю учениц с классификацией одежды по назначению.
На слайде фотографии разной одежды – бытовой и производственной. По ним разбираем назначение бытовой одежды, какая одежда предназначена для повседневной носки, торжественных случаев, домашней одежды, для защиты одежды от загрязнения, производственную одежду. Определяем национальную одежду. По обобщению приходим к выводу, что фартуки, рабочие халаты, комбинезоны относятся к специальной одежде, т.к. служат для защиты одежды человека от загрязнения.
Далее рассматриваем по рисункам и макетам виды фартуков по покрою (цельнокроеные, отрезные с нагрудником и без него), а также по назначению (для кулинарных работ, для уборки помещения, для сервировки стола, для украшения костюма), фартуки могут быть и дополнением народного костюма.
Рассказываю кратко из истории одежды, о фартуках в народном костюме, знакомлю детей с элементами русского женского крестьянского костюма – с передником (запон, занавеска). Для северных областей передник по способу надевания был в виде навесного полотнища с лямками – завязками на шее, над грудью или на талии. Рассказываю, из каких тканей изготовляли передники, как украшали и чем.
Далее вместе с ученицами разбираем, какие требования предъявляются к рабочей одежде, Для этого задаю наводящие вопросы:
- Почему одежда должна быть удобной для работы?
- Почему для приготовления пищи фартук должен больше закрывать фигуру, а головной убор закрывать волосы?
Делаем вывод, что одежда должна быть удобной для работы и соответствовать своему назначению: фартук закрывает фигуру, чтобы предохранить от загрязнения легкую одежду, а головной убор – чтобы волосы не мешали и не попадали в пищу.
- Для изготовления фартука используются различные ткани, чаще всего хлопчатобумажные или льняные. Подумайте, почему?
Знакомимся одновременно с требованиями к одежде. Поскольку всю рабочую одежду часто стирают, ткань и отделка должна быть прочными, хорошо стираться и гладится, а также важное свойство – быстро впитывать влагу и быстро сохнуть, всеми этими свойствами обладают ткани растительного происхождения. Любая одежда должна иметь красивый внешний вид, чтобы ее приятно было надеть, поэтому используют красивые ткани и различную отделку для фартука – оборки, кружево, тесьму, ткань контрастного цвета, аппликацию, а также вышивку. Так постепенно знакомлю учащихся с требованиями к одежде и со свойствами ткани.
Для того чтобы ученицы ясно представляли себе последовательность изготовления швейного изделия, в кабинете подготовлен наглядный материал – чертеж, выкройка, детали кроя, готовые фартуки разных фасонов. На примере фартука показываю все этапы работы, задавая наводящие вопросы:
- Чтобы изготовить швейное изделие, что нужно знать? (Так постепенно дети приходят к выводу, что для выкройки нужны мерки, и их необходимо снять с фигуры человека). Затем изготовить выкройку на свой размер, а по выкройке из ткани вырезать детали кроя.
- Этого достаточно, чтобы сшить изделие?
Показываю готовый фартук и говорю, что он состоит из нескольких деталей, имеющих разную форму и размер. Чтобы вырезать их из ткани, нужно иметь образец каждой детали, выполненной из бумаги – выкройку.
Задаю вопрос:
- Какую геометрическую фигуру напоминает нагрудник?
- Какую геометрическую фигуру напоминает нижняя часть, карманы?
- Какую геометрическую фигуру напоминает бретели, пояс?
Выдаю учащимся шаблоны фартука, они обводят в тетради и подписывают название каждой детали фартука. Чтобы ученицы лучше запомнили названия, на каждой детали крупным шрифтом напечатано название и вывешивается на стенде.
Отмечаю, что для правильного снятия мерок определены ориентирные точки фигуры человека, через которые мысленно проводятся горизонтальные и вертикальные линии фигуры, для их определения выдаю таблицы «Основные точки и линии, используемые при снятии мерок» (Приложение 1). Считаю, что усвоив этот материал, в дальнейшем учащиеся лучше ориентируются не только в построении чертежей, но у них развивается и пространственное мышление, что в свою очередь является главным при чтении чертежа, а главное – учащиеся будут ориентироваться в построении выкройки уже на свой размер.
Ученицы читают таблицу «Основные точки и линии на фигуре человека» и проговаривают названия точек и линий, я на манекене показываю сигналами (кружки красного цвета) основные точки, одновременно ученицы в тетради по обведенному силуэту условной фигуры человека отмечают те же точки.
Одновременно разбираем и линии, на которых находятся точки.
- Вообразите, что осенью вы стоите в холодной воде. Постепенно выходя на берег, первый раз останавливаетесь, когда вода дошла до 7 шейного позвонка – это линия шеи; второй раз, когда вода дошла до выступающих точек груди – линия груди; третий раз, когда вода дошла до самого узкого места в области талии – линия талии; четвертый раз, когда вода дошла до выступающих точек ягодиц – линия бедер: пятый раз, когда вода дошла до середины колена – линия колен. Рассматриваем слайд.
Вместе с учащимися рассматриваем слайд с фартуком на фигуре человека и делаем вывод, что верхний край нагрудника проходит на уровне линии груди; пояс – на уровне линии талии, карман – на уровне линии бедер, линия низа фартука проходит чуть выше линии колена. Для закрепления материала по основным точкам и линиям на фигуре человека ученицы работая в парах или группах: задают вопросы и одновременно отвечают друг другу.
Просмотр содержимого документа
«5 класс»
Тема урока: Виды одежды, ее назначение. Точки и линии на фигуре человека
Цель урока: Ознакомить с видами одежды по назначению. Научить чтению чертежа фартука.
Задачи урока:
ознакомить с классификацией одежды и видами фартуков; ознако-мить с основными точками и линиями на фигуре человека;
развивать память, мышление, воображение, речь, внимание;
воспитывать аккуратность, самостоятельность, этику взаимоотношений
В 5 классе учащиеся шьют фартук. Приступая к конструированию, кратко знакомлю учениц с классификацией одежды по назначению.
На слайде фотографии разной одежды – бытовой и производственной. По ним разбираем назначение бытовой одежды, какая одежда предназначена для повседневной носки, торжественных случаев, домашней одежды, для защиты одежды от загрязнения, производственную одежду. Определяем национальную одежду. По обобщению приходим к выводу, что фартуки, рабочие халаты, комбинезоны относятся к специальной одежде, т.к. служат для защиты одежды человека от загрязнения.
Далее рассматриваем по рисункам и макетам виды фартуков по покрою (цельнокроеные, отрезные с нагрудником и без него), а также по назначению (для кулинарных работ, для уборки помещения, для сервировки стола, для украшения костюма), фартуки могут быть и дополнением народного костюма.
Рассказываю кратко из истории одежды, о фартуках в народном костюме, знакомлю детей с элементами русского женского крестьянского костюма – с передником (запон, занавеска). Для северных областей передник по способу надевания был в виде навесного полотнища с лямками – завязками на шее, над грудью или на талии. Рассказываю, из каких тканей изготовляли передники, как украшали и чем.
Далее вместе с ученицами разбираем, какие требования предъявляются к рабочей одежде, Для этого задаю наводящие вопросы:
- Почему одежда должна быть удобной для работы?
- Почему для приготовления пищи фартук должен больше закрывать фигуру, а головной убор закрывать волосы?
Делаем вывод, что одежда должна быть удобной для работы и соответствовать своему назначению: фартук закрывает фигуру, чтобы предохранить от загрязнения легкую одежду, а головной убор – чтобы волосы не мешали и не попадали в пищу.
- Для изготовления фартука используются различные ткани, чаще всего хлопчатобумажные или льняные. Подумайте, почему?
Знакомимся одновременно с требованиями к одежде. Поскольку всю рабочую одежду часто стирают, ткань и отделка должна быть прочными, хорошо стираться и гладится, а также важное свойство – быстро впитывать влагу и быстро сохнуть, всеми этими свойствами обладают ткани растительного происхождения. Любая одежда должна иметь красивый внешний вид, чтобы ее приятно было надеть, поэтому используют красивые ткани и различную отделку для фартука – оборки, кружево, тесьму, ткань контрастного цвета, аппликацию, а также вышивку. Так постепенно знакомлю учащихся с требованиями к одежде и со свойствами ткани.
Для того чтобы ученицы ясно представляли себе последовательность изготовления швейного изделия, в кабинете подготовлен наглядный материал – чертеж, выкройка, детали кроя, готовые фартуки разных фасонов. На примере фартука показываю все этапы работы, задавая наводящие вопросы:
- Чтобы изготовить швейное изделие, что нужно знать? (Так постепенно дети приходят к выводу, что для выкройки нужны мерки, и их необходимо снять с фигуры человека). Затем изготовить выкройку на свой размер, а по выкройке из ткани вырезать детали кроя.
- Этого достаточно, чтобы сшить изделие?
Показываю готовый фартук и говорю, что он состоит из нескольких деталей, имеющих разную форму и размер. Чтобы вырезать их из ткани, нужно иметь образец каждой детали, выполненной из бумаги – выкройку.
Задаю вопрос:
- Какую геометрическую фигуру напоминает нагрудник?
- Какую геометрическую фигуру напоминает нижняя часть, карманы?
- Какую геометрическую фигуру напоминает бретели, пояс?
Выдаю учащимся шаблоны фартука, они обводят в тетради и подписывают название каждой детали фартука. Чтобы ученицы лучше запомнили названия, на каждой детали крупным шрифтом напечатано название и вывешивается на стенде.
Отмечаю, что для правильного снятия мерок определены ориентирные точки фигуры человека, через которые мысленно проводятся горизонтальные и вертикальные линии фигуры, для их определения выдаю таблицы «Основные точки и линии, используемые при снятии мерок» (Приложение 1). Считаю, что усвоив этот материал, в дальнейшем учащиеся лучше ориентируются не только в построении чертежей, но у них развивается и пространственное мышление, что в свою очередь является главным при чтении чертежа, а главное – учащиеся будут ориентироваться в построении выкройки уже на свой размер.
Ученицы читают таблицу «Основные точки и линии на фигуре человека» и проговаривают названия точек и линий, я на манекене показываю сигналами (кружки красного цвета) основные точки, одновременно ученицы в тетради по обведенному силуэту условной фигуры человека отмечают те же точки.
Одновременно разбираем и линии, на которых находятся точки.
- Вообразите, что осенью вы стоите в холодной воде. Постепенно выходя на берег, первый раз останавливаетесь, когда вода дошла до 7 шейного позвонка – это линия шеи; второй раз, когда вода дошла до выступающих точек груди – линия груди; третий раз, когда вода дошла до самого узкого места в области талии – линия талии; четвертый раз, когда вода дошла до выступающих точек ягодиц – линия бедер: пятый раз, когда вода дошла до середины колена – линия колен. Рассматриваем слайд.
Вместе с учащимися рассматриваем слайд с фартуком на фигуре человека и делаем вывод, что верхний край нагрудника проходит на уровне линии груди; пояс – на уровне линии талии, карман – на уровне линии бедер, линия низа фартука проходит чуть выше линии колена. Для закрепления материала по основным точкам и линиям на фигуре человека ученицы работая в парах или группах: задают вопросы и одновременно отвечают друг другу. Затем выдаю карточки-задания (Приложение)
3
Просмотр содержимого презентации
«Назначение одежды - 5 класс»