Автор (ФИО, ОУ, должность) Хайретдинова Наталья Ивановна, учитель технологии МАОУ гимназия №1 г. Белебея
Название Разработка урока – объяснение нового материала по теме «Устройство машинной иглы и ее установка» с использованием ИКТ
Форма Урок, деловая игра, тестирование проблемные ситуации, групповые технологии.
Презентация
Учебный предмет, класс Технология, 5 класс
Название темы или раздела учебного курса «Устройство машинной иглы и ее установка»
Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал Презентация к уроку создана с помощью программа Microsoft Power Point, раздаточный материал создан при помощи Microsoft Word, таблицы созданы с помощью программы Microsoft Excel
Цели, задачи, дидактического материала • ознакомление и обеспечение знаний и умений учащихся по устройству машинной иглы
• формирование навыков правильной установки машинной иглы
• развитие сенсорных и моторных навыков учеников, развитие у учащихся умений отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности; получить навыки работы с программами пакета Microsoft Office.
• воспитание внимательности во время практической работы, аккуратности и точности. Способствование развитию творческих параметров личности; развитие умений правильно вести дискуссию в команде и принимать верное решение перед поставленной задачей; формирование умения работать совместно, объективно оценивая свой вклад в решение общих задач.
Содержание дидактического материала (раскрыть подробно) Презентация состоит из 9 слайдов. Раздаточный дидактический материал состоит из карточек – заданий, инструкционных карт по работе с машинной иглой, фотографии игл разных веков, опорные слова (словарик) который помогает лучше усвоить материал урока и поможет при выполнении домашнего задания.
Ресурсы дидактического материала( видео – фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.) Слайды № 2, 3, 8содержат анимационные эффекты, слайды № 1, 2, 3, 4, 7 содержат рисунки, слайд №5, 6содержат таблицы, слайды № 4, 7, 8 содержат текст
Используемые источники информации ( литература, интернет, ЦОР и др.) Материал для создания презентации взят из интернет – ресурсов, учебного пособия, учебник Технологии для 6-ого класса В.Д. Симоненко, Ю. В. Крупская – М: Вентана – Графф 1999г, стр 25-27
Возможности использования дидактического материала: - педагогом на уроке (указать этапы урока); - обучающимися В течение всего урока учащиеся работают с использованием компьютерных технологий при изучении темы и закреплении пройденного материала: заполняют таблицу, разбираются со схемами. Многие слайды могут использоваться на следующем занятии при повторении материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Устройство машинной иглы и ее установка »
МБУ Управление образования МР Белебеевский район
МАОУ гимназия № 1
Конспект урока по технологии
в 5 классе
« Устройство и установка машинной иглы »
Подготовила
учитель технологии
Хайретдинова Наталья Ивановна
Белебей, 2015г
Конспект урока по технологии в 5 классе
Хайретдинова Наталья Ивановна
учитель технологии
первой квалификационной категории
МАОУ «гимназия № 1»
Города Белебея республики Башкортостан
Тема раздела: « Бытовая швейная машина ».
Тема урока: «Устройство и установка машинной иглы».
Тип урока: Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок, представляющий собой соединение элементов практических и теоретических знаний, поэтому тип урока комбинированный с использованием ИКТ.
Учебник: технологии 5 класс, под редакцией В.Д. Симоненко. – Москва Издательский центр «Вентана – Граф» (стр. 2).
Класс:5
Межпредметные связи: русский язык, история.
Методы и формы проведения урока: беседа, демонстрация наглядных пособий, деловая игра, проблемные ситуации, групповые технологии.
Цели урока: Образовательные: ознакомление и обеспечение знаний и умений учащихся по устройству машинной иглы, требования к ее качеству; обучение правильному подбору иглы для шитья, последовательности и правильности установки ее в машину. Повторение правил безопасности и санитарно-гигиенических требований при работе за швейной машиной; развитие у учащихся умений отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности; получить навыки работы с программами пакета Microsoft Office.
Развивающие: формирование навыков правильной установки машинной иглы; развитие пространственного мышления и внимательности, творческих способностей у учащихся в ходе самостоятельных заданий; развитие сенсорных и моторных навыков учеников; развитие навыков использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач.
Воспитательные: воспитание внимательности во время практической работы, аккуратности и точности. Способствование развитию творческих параметров личности; развитие умений правильно вести дискуссию в команде и принимать верное решение, перед поставленной задачей; формирование умения работать совместно, объективно оценивая свой вклад в решение общих задач.
Оборудование, инструменты и приспособления: швейная машина, учебник, набор ручных инструментов, плакаты, образцы номеров иголок (ручных и машинных), швейные нитки разных номеров.
Средства обучения: учебники, тетрадь, раздаточный материал ( таблица, карточки – задания), персональный компьютер, подключенный к сети Internet, принтер, сканер, мультимедийный проектор, экран )
План урока
Введение (организационный момент).
Актуализация знаний.
Сообщение познавательных сведений.
Повторение изученного материала.
Физкультминутка.
Изучение нового материала.
Инструктаж ПТБ с иглой.
Инструктаж к проделанной работе.
Инструктаж по ТБ, организация рабочего места. Практическая работа. «Последовательность установки машинной иглы».
Целевые обходы учителя.
Закрепление изученного материала.
Заключительная часть урока. ( Анализ и оценка урока).
Домашнее задание.
Сообщение учащихся. (Дополнительная информация).
Ход урока:(слайд 1)
1. Введение: Подготовка к уроку. Организационный момент:
а) приветствие;
б) контроль посещаемости;
в) проверка готовности к уроку;
г) отчёт дежурных;
д ) поверка готовности разминки и сообщения учащихся;
е) эмоциональный настрой;
ж) доведение до учащихся плана урока.
2 Актуализация знаний: На основе знаний и навыков, полученных при изучении, предыдущих тем, можно приступить к теме сегодняшнего урока.
При подготовке к уроку, захотелось назвать, тему вместе с вами, давайте попробуем.
При изучении раздела «бытовая швейная машина», мы с вами узнали много деталей и узлов швейной машины, выполнили не одну практическую работу в группах. Значит, вы можете ответить на многие вопросы по этому разделу. Например: какая деталь, на ваш взгляд, самая важная и основная? Без чего не будет шить швейная машина? (Правильный ответ – основным органом швейной машины считается - игла) Значит тема урока «Устройство и установка машинной иглы » (слайд 2)
Учитель. Сегодняшний урок хочу начать со стихотворения.
Нитка и иголка
Хвалилась нитка средь заплат:
«Я с вас не требую зарплат,
Все делаю бесплатно,
Смотрите: все залатано.
К мешку, рубашке иль белью
Из вас любую я пришью,
А без меня бы никогда
Вы не годились никуда».
Тут в стороне иголка
Отозвалась негромко:
«Ты, правда, дырки зашиваешь,
Да только, жалко, забываешь,
Что, если б не было меня,
Какая польза от тебя?»
В жизни бывают типы людей:
Один поскромнее, другой понаглей.
Итоги работы зависят у них
От вклада усилий и тех и других.
Но скромный работник не любит хвалиться,
Он добросовестно будет трудиться,
А наглый, бессовестный, лодырь, хапуга
Припишет себе и чужие заслуги.
Проблемный вопрос: о чем это стихотворение?
Учитель: - На мой взгляд, стихотворение характеризует и правильное отношение каждого человека к трудовой деятельности, и отражает важное значение инструментов и материалов в швейном деле.
Игла - это самое-самое древнее изобретение человека, игла даже старше колеса. Древняя игла отличалась от современной, но принцип у нее был точно таким же, как и сейчас. Один историк моды остроумно заметил, что "если бы в каменном веке существовало патентное бюро и первобытный человек принес туда заявку на орудие для шитья, в которой говорилось, что "игла - это заостренный стержень для шитья с ушком на конце", все изобретатели за последующие тысячелетия не смогли бы ничего добавить, настолько игла совершенна". Тот кроманьонский "заостренный стержень" был, скорее всего, из тонких сколов кремния, из рыбьей или животной кости или рога с проделанным в нем отверстием. Той же костью, только из стали, мы пользуемся и по сей день.
Первые железные иглы были найдены в Манчинге, в Баварии, и датируются 3 веком до н.э. Ушка (дырочки) в то время еще не знали и просто загибали тупой кончик маленьким колечком. Первую же стальную иглу нашли в Китае, датируется они примерно Х веком н.э.
Центром игольного ремесла стал Нюрнберг (Германия). Основное производство сосредоточилось в Германии, в Нюрнберге и в Испании. "Испанские пики" - так назывались в то время иголки - даже шли на экспорт. Позже - в 1556 году - эстафету перехватила Англия с ее промышленной революцией, и основное производство сосредоточилось уже там. До этого иголки были очень дорогими, редко у какого мастера было больше двух иголок. Теперь же цены на них стали более приемлемыми.
В 1850 году англичане придумали специальные игольные станки, позволяющее сделать в игле привычное нам ушко. Англия выходит на первое место в мире по производству иголок
Кстати, в России первые стальные иглы появились лишь в XVII веке, хотя возраст костяных игл, найденных на территории России (село Костенки, Воронежская область) определяется специалистами примерно в: 40 тысяч лет.
Собственное промышленное изготовление игл в России началось с легкой руки Петра I. В 1717 году он издал указ о строительстве двух игольных фабрик в селах Столбцы и Коленцы на реке Проне (современная Рязанская область).
В настоящее время швейных иголок у каждой хозяйки много, и они все разные, имеют разный размер и форму в зависимости от того, что ими шьют (всего существует двенадцать размеров). Иглы бывают не только швейные и вышивальные, но шорные, скорняжные, парусные.
Американец Хоу увидел во сне, что должен сделать отверстие для нитки в конце иглы, а не посередине. В течение 30-50-х годов 19 века в Англии и США было выдано почти 30 патентов на швейные машины. Особый успех выпал на долю домашней ручной машины Зингера, механика и промышленника.
С тех пор, как Зингером была запатентована ее необычная (т.е. отличная от ручной иглы) форма, игла не претерпела никаких изменений, ибо добавить к этой гениально простой конструкции больше нечего. (слайд3)
4. Повторение изученного материала: Опрос учащихся по изученному материалу в игровой форме (по жетонам).
Вопросы:
1. Последовательность заправки верхней нити?
2. Чем отличаются ПТБ от санитарно гигиенических требований при работе за швейной машиной?
3. Устройство шпульного колпачка?
4. Какая деталь всегда находится в крайне верхнем положении?
5. Что сначала опускается на ткань?
6. Какие правила ТБ необходимо соблюдать при выполнении ручных работ?
5. Физкультминутка: подготавливают и проводят сами учащиеся (2 мин)
6. Изучение нового материала:
Инструктаж ПТБ с иглой.
Я иголка для шитья
Нас огромная семья
Мелких, средних и больших
Для машинок и простых
Чтобы мы все вместе жили
Нам специальный валик сшили.
Дай мне тряпочку свою
Я к ней пуговку пришью,
Но при этом нужно знать,
Что с иглой нельзя играть
Я ведь шуток не люблю –
Тут же палец уколю
Ведь со мной работать можно
Только очень осторожно!
Учитель раздает машинные и ручные иглы, используя для этого раздаточный лоскут с иглами. Задание для учащихся:
1. Предлагает рассмотреть их, найти общие элементы и их различия.
2. Предлагает самостоятельно, пользуясь инструкционными картами зарисовать и подписать название деталей машинной иглы.
Работа в тетради: учащиеся в своих рабочих тетрадях записывают тему урока «Устройство и установка машинной иглы » и выполняют рисунок, пользуясь инструкционными картами и информацией на слайда
Объяснение учителя: Машинная игла – это прямой стальной стержень неодинаковой толщины. Машинная игла прокалывает ткань и проводит через нее нитку. (слайд 4)
На колбе есть лыска. На лезвии иглы расположены два желобка – короткий и длинный. При проколе ткани лезвием иглы нитка заходит в длинный желобок. Это предохраняет её от обрыва. На конце лезвия находится остриё с ушком. Остриё служит для прокалывания ткани. В ушко иглы вдевают нитку. Остриё иглы всегда должно быть острым. Затупившуюся иглу необходимо немедленно заменить. Нельзя шить погнутой и ржавой иглой!
Виды машинных игл. Машинные иглы различают по номерам: № 75, 90, 100, 110, 120. Чем больше номер, тем толще игла. Номер иглы ставится на лыске.
Подбор машинных игл и ниток. Качество работы на швейной машине во многом зависит от правильного подбора иглы и швейных ниток.
При пошиве изделий надо учитывать толщину и плотность ткани. Для толстых тканей применяют более толстые иглы и нитки. Для тонких тканей подбирают тонкие иглы и нитки. При пошиве изделий из хлопчатобумажных тканей используют иглы № 75, 90, а нитки № 40, 50. (слайд 5)
Неполадки в работе швейной машины, вызванные дефектами иглы или неправильной ее установкой.
Учитель раздает карточки с заданиями, и предлагает в группах самостоятельно заполнить их. (слайд 6) Учащиеся сравнивают свои ответы с предложенным.
Дефекты иглы или ее установки
Неполадки в работе швейной машины
Погнута игла
Поломка иглы, обрыв нитки, пропуск стежков
Тупая игла
Пропуск стежков, разрыв нитей ткани
Игла плохо отшлифована
Обрыв нитки, выдергивание нитей из ткани
Неправильная установка иглы: игла установлена коротким желобком в сторону нитенаправителя, игла вставлена до упора
Отсутствие строчки обрыв нитки
Поломка иглы, пропуск стежков, отсутствие строчки
8. Инструктаж к практической работе
Учитель раздает инструкционные карты, вместе учащимися разбирают материал, вклеивают инструкционные карты в тетрадь, после этого учитель показывает как правильно установить иглу, затем учащиеся по группам выполняют практическую работу «Последовательность установки машинной иглы». (слайд 7)
Установку машинной иглы осуществляют в следующей последовательности:
1 Повернуть маховое колесо, поднять игловодитель в верхнее положение.
2 Ослабить винт иглодержателя.
3 Ввести иглу в иглодержатель до упора, так чтобы длинный желобок находился со стороны нитенаправителя.
4 Закрепить винт иглодержателя.
5 Проверить установку иглы: поднять и опустить иглу в отверстие игольной пластины.
9. Практическая работа «Последовательность установки машинной иглы».
10. Целевые обходы учителя: учитель, обходя класс, рабочие места учащихся, контролирует правильность организации рабочего места, правильность приёмов выполнения работы, соблюдения технических условий, правил техники безопасности.
11. Закрепление изученного материала.
Вопросы: (слайд 7)
1. Назовите основные части машинной иглы?
2 . Для чего необходимо ушко иглы?
3. Для чего служит длинный желобок на машинной игле?
4. Какой иглой нельзя работать?
5. Как подбирают нитки при пошиве изделия?
.12.Заключительная часть урока.
Анализ и оценка урока: самоанализ деятельности учащихся, анализ и оценка учителем.
При анализе урока обратить внимание на ошибки, допущенные учащимися во время работы. Совместно с учащимися найти пути их исправления. Оценить работу учащихся.
Критерии оценки: правильное выполнение практической работы, как организовано рабочее место; соблюдена техника безопасности.
Подведение итогов урока:
Беседа по вопросам:
Понравилось ли сегодняшнее занятие?
Какие трудности возникали?
Уверены ли вы в правильности выполнения работ?
Проанализировать урок, сделать необходимые замечания.
14.Сообщение учащихся: Учащиеся самостоятельно проводят сообщение, которое подготовили дома, например, на тему: «История швейной машины», после чего учащиеся обсуждают, делают выводы.
настрой на релаксацию ( выбор соответствия смайлика эмоциональному состоянию).