Раздел: Машиноведение.
Тема: История создания швейной машины. Бытовая швейная машина.
Цели и задачи:
-
ознакомить учащихся с историей создания швейной машины;
-
сформировать технико-технологические знания об устройстве, принципе действия и подготовке к работе бытовых швейных машин
-
способствовать формированию и развитию абстрактно-логического и наглядно-образного мышления.
-
развивать умения учебного труда, познавательный интерес обучающихся к предмету.
-
воспитывать внимательность, аккуратность.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование для учителя: конспект урока, мультимедийное оборудование, швейная машина, учебник, презентации.
Оборудование для учащихся: рабочая тетрадь, учебник.
Межпредметные связи: история, механика.
Объект работы: изучить устройство швейной машины и порядок подготовки швейной машины к работе.
Форма практической работы: фронтальная.
Методы обучения: Объяснительно-иллюстративные с элементами беседы,
абстрактно-логические, наглядно-практические.
Структура урока:
-
Орг. Момент. (2 мин.)
-
Сообщение темы урока.( мин)
-
Вступительная беседа.( мин)
-
Объяснение нового материала ( 25 мин).
-
Закрепление нового материала. (7 мин.)
-
Подведение итогов урока. (2 мин.)
-
Домашнее задание (2 мин.)
-
Организованное окончание урока.
ХОД УРОКА
-
Орг. Момент. (2 мин.)
-приветствие, знакомство с классом.
-проверка готовности к уроку.
-
Сообщение темы урока.(1 мин)
Тема урока сегодня: «История создания швейной машины. Бытовая швейная машина».
-
Вступительная беседа.(1 мин)
Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного о швейной машине: кто её изобрёл, какой машина была раньше, какой она стала сейчас и как правильно работать на швейной машине. Я надеюсь, что на уроке вы будете не только слушателями, но и активными помощниками в изучении швейной машины. Будьте внимательными и аккуратными.
-
Объяснение нового материала ( 30 мин).
Слайд №1
С самых древних времён рукодельницы мечтали о том, чтобы красивое платье появлялось за одну ночь, как в сказке. Тогда казалось, что это под силу только волшебникам…
Слайд №2
Первый проект машины для пошива одежды предложил в конце 15 века Леонардо да Винчи. Именно он попытался представить невозможное, создал первый проект машины.
Слайд №3
Почти 300 лет понадобилось изобретателям, чтобы сделать невозможное возможным. В середине 18 века появилась машина, которая копировала принцип ручных стежков, игольное ушко в этой машине располагалось посредине иглы,
затем появилась машина, образующая цепной легкораспускающийся стежок и лишь в 1834г появилась первая машина челночного стежка, но она была очень далека от совершенства.
Слайд №4
В 1845г Элиас Хоу впервые создал стабильно работающую швейную машину. Ему удалось получить патент на её изобретение. Такая машина заменяла труд пяти портных.
Слайд №5
В 1850г усилиями Исаака Зингера швейная машина была доведена практически до современного вида.
Слайд №6
Помимо ручного привода машины оснащались ножным приводом, благодаря чему освобождались руки портного.
Слайд №7
В 1900г в подмосковном городе Подольске фирма «Зингер» основала завод, который осуществлял сборку швейных машин. Первые машины выпускались из деталей, завезённых из за границы.
Слайд №8
Создатели швейных машин стремились их причудливо украсить. Машина считалась красивой если она богато украшена, оформлена литым орнаментом.
Слайд №9
Современные производители тоже поддерживают традиции создателей машин, выпуская красивые удобные швейные машины. Встречаются также оригинальные дизайнерские оформления швейных машин.
Слайд №10
Наш век ставит перед швейными машинами сверхвысокие требования. Больше всего таким требованиям отвечают современные машины с программным управлением. Это не просто швейная машина- это машина-компьютер, которая шьёт, вышивает, составляет рисунки вышивки и даже помогает пользователю управлять ею.
Немного напоминает сказку, неправда-Ли?
Вы наверное немного устали, глядя на доску? Давайте сделаем небольшую гимнастику для глаз: не поворачивая головы посмотрите налево, затем направо (3раза), поднимите голову вверх- посмотрите на потолок, вниз на учебник (3раза), закройте глаза ладошками (2сек)- откройте, посмотрите на доску- на кончик своего носа (3раза). Теперь ваши глазки отдохнули мы можем снова продолжать работу.
Только-что мы с вами увидели множество различных швейных машин, старинных и современных, с различными приводами, с различной декоративной отделкой. А теперь мы узнаем как они устроены.
Слайд 1, 2.
Вопрос классу: Для чего служат швейные машины?
Ответы:
-
Служат для стачивания деталей из ткани при пошиве различных изделий, выполнения декоративных строчек, а так же для вышивания и штопки
-
Применение швейных машин позволяет ускорить и облегчить труд, повысить качество работы
-
Машинные швы ровнее, прочнее и красивее ручных
( при каждом ответе детей по щелчку мыши открывается правильный ответ).
Слайд 3.
Вопрос классу: Какие швейные машины используются в домашних условиях?
Ответы:
-
С ручным, ножным и электрическим приводом.
Слайд 4.
Вопрос классу: Что означает слово «привод»?
Ответы:
-
Это устройство, с помощью которого швейная машина приводится в движение.
Слайд 5.
Вопрос классу: Что необходимо знать при работе на швейной машине?
Ответы:
-
Устройство: швейной машины, шпульного колпачка, машинной иглы
-
Намотка нитки на шпульку и её установки в челночное устройство
-
Заправка нижней нитки
-
Заправка верхней нитки
-
Организация рабочего места
-
Правила техники безопасности при работе за швейной машиной
Слайд 6.
Перед нами на экране бытовая швейная машина, все детали которой обозначены цифрами. Я сейчас покажу и подробно расскажу обо всех этих деталях, но я буду показывать их на настоящей швейной машине.
Откройте учебники на странице 29, там вы увидите рисунок швейной машины, где также обозначены детали швейной машины.
Вы меня внимательно слушаете и запоминаете название всех деталей. После того, как я расскажу вам устройство машины, порядок заправки верхней и нижней нити и правила ТБ, мы будем заправлять швейную машину. Будьте очень внимательны!
Рассказываю устройство швейной машины и называю её детали на настольной бытовой швейной машине.
Слайд 7,8.
Рассказываю устройство шпульного колпачка и показываю все детали детям.
Слайд 9.
Рассказываю устройство машинной иглы и показываю все детали детям. Даю иголки для просмотра каждому ряду. Дети рассматривают иголки и затем возвращают их в игольницу.
Теперь откройте учебники на странице 34 и мы вместе с вами рассмотрим подготовку швейной машины к работе.
Слайд 10.
Показываю последовательность намотки нитки на швейной машине.
Слайд 11,12.
Показываю заправку нижней нити.
Показываю заправку верхней нити
Показываю как с помощью верхней нитки достать нижнюю челночную нитку и заправить обе нитки под лапку.
Слайд 13.
Что должно быть на рабочем месте у швеи? Рассмотрим на примере.
Какие предметы вы видите на столе у швеи?
-Детали кроя, сшитые детали, игольница с иголками, сантиметровая лента.
Что ещё на ваш взгляд необходимо для работы?
-Ножницы, нитки…
Как нужно правильно сидеть за машиной? Кто может продемонстрировать? (вызываю к доске девочку, которая готова показать на своём примере как надо правильно сидеть за машиной). Вместе с ученицей мы показываем как надо правильно сидеть за работой. (ученица садится на место).
Теперь я раздам вам памятки (а также Правила ТБ).
«Как работать на швейной машине».
Как нужно работать на швейной машине
Как нельзя работать на швейной машине
- Нужно сидеть прямо
- От работы до глаз 30-40 см.
- Руки кладут на платформу машины параллельно столу
- Хорошее освещение рабочего места
- На столе находятся только нужные инструменты и приспособления
- Нужно убрать рабочее место по окончании работы.
- Нельзя сидеть вполоборота к машине
- Нельзя наклоняться к движущимся частям машины
- Нельзя ставить локти на стол
- Нельзя шить в темноте
- Нельзя класть на рабочий стол лишние предметы
- Нельзя оставлять на столе инструменты по окончанию работы.
Кто может рассказать: Как нужно работать на швейной машине?
Вызываю ученицу, она с места рассказывает, как нужно работать на швейной машине.
Кто может рассказать: Как нельзя работать на швейной машине?
Вызываю ученицу, она с места рассказывает, как нельзя работать на швейной машине.
Слайд 14,15.
Теперь, когда мы рассмотрели как работать на швейной машине, мы можем сделать выводы и познакомиться с правилами техники безопасности при работе на швейной машине.
По очереди вызываю четырёх учениц и они по предложенным материалам слайда рассказывают правила ТБ
Слайд16.
Благодарю детей за активность на уроке.
-
Закрепление нового материала. (7 мин.)
Теперь пришло время повторить изученный материал. Вы сейчас самостоятельно заправите швейную машину. Так как вы это будете заправлять машину впервые, я буду вам немножко подсказывать ( слайд 12).
Вызываю несколько учениц, которые самостоятельно заправляют швейную машину.
Давайте попробуем!
-
Подведение итогов урока. (2 мин.)
Сегодня на уроке вы очень много и хорошо работали. Вы узнали интересные исторические факты, подробно рассмотрели устройство швейной машины, запомнили названия всех её деталей, познакомились с последовательностью заправки швейной машины.
Учащиеся, которые активно со мной сотрудничали во время урока получают отличные оценки. (прошу всех получивших оценки девочек подойти ко мне на перемене чтобы записать ваши фамилии и выставить вам оценки).
-
Домашнее задание (2 мин.)
На следующем уроке вам предстоит самостоятельно заправлять швейные машины и получить за соблюдение последовательности и правильности заправки оценку. Поэтому запишите
Д.З.: стр 34-37 таблица выучить, потренироваться заправлять швейную машину.
* Решить кроссворд «устройство швейной машины».
-
Организованное окончание урока.