kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок технологии "Шелковое чудо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок- практикум с использованием технологии кейс - стади

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок технологии "Шелковое чудо"»

15


Урок технологии

Класс: 5

Раздел: «Вышивка»

Тема: «Шёлковое чудо». Вышивка лентами

Вид урока: урок – практикум с использованием технологии кейс - стади.

Цели урока:

– научить учащихся технике вышивки шелковыми лентами.

– воспитывать аккуратность, интерес к профессии вышивальщицы.

– развивать эстетический вкус, умения и навыки в выполнении вышивки.

Задачи урока:

- Расширить знания об истории вышивки и овладеть искусством вышивки лентами;

- закрепить навыки работы с тканью;

- закрепить знания ручных швов при работе с атласными лентами на практике;

- познакомить учащихся с технологической последовательностью и трудовыми приемами выполнения вышивки;

- познакомить с профессией вышивальщицы.


Оборудование: ножницы, игла для шелковой ленты, атласные ленточки шириной 3 и 7 мм, нитки, канва, лён, инструкционные карты, учебная презентация, компьютер, экран, проектор, выставочный стенд с готовыми работами.


План – конспект урока:

I Организационный момент

Подготовка готовности учащихся к уроку.

- Здравствуйте ребята. Скажите, пожалуйста, какой раздел образовательной области «Технология» мы с вами начали изучать.

- Верно, на прошлом уроке мы начали изучать раздел «Вышивка». Вы познакомились с различными видами вышивки, узнали, какие инструменты и приспособления нужны для вышивания, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать. Давайте вспомним эти сведения.



II Актуализация опорных знаний. Определение темы и цели урока

- Назовите виды вышивки, которые вы знаете.

- Расскажите правила безопасного обращения с иглами и ножницами.

- Какие инструменты и приспособления применяются при вышивании?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

- Исходя из этого, какую цель мы перед собой поставим?

- Сегодня вы познакомитесь ещё с одним способом вышивания – лентами.

- Вышивка лентами – сравнительно молодая техника, пришедшая к нам из Западной Европы. В наше время, когда рукоделие во всем мире переживает второе рождение, вышивка лентами тоже не осталась в стороне. Причем технология не изменилась: нынешние мастера пользуются точно такими же приемами, тканями, иглами и лентами, как и первооткрыватели этого увлекательнейшего занятия. Современная вышивка восприняла лучшие традиции народной вышивки прошлого, сегодня я хочу вас познакомить ещё с одним из увлекательных видов рукоделия, который в настоящее время становится все популярнее – «Силк риббон». Так называется тип вышивки, которую выполняют, используя вместо обычной пряжи ленточки из шелка, органзы, вуали, атласные ленточки и получая особенный объемный эффект.
Особенно эффектно смотрятся ленточки, по краям которых продета тоненькая проволока, таким лентам можно придать любую форму. Кроме этого, с ленточной вышивкой прекрасно сочетаются нитки мулине, декорирование бисером, бусинками или стеклярусом.
Ленточная вышивка отлично подходит для создания картин с изображением родной природы: растений, цветов, бабочек и жучков, блестящие, гладкие, объемные ленты делают вышивку яркой и как будто живой.
При помощи узоров из лент можно легко сделать предметы своего гардероба (джинсы, платья, кофточки, пояски, шарфики, перчатки, шляпки, шейные платочки) или интерьера (покрывала, прихватки, тюли, скатерти, салфетки) уникальными, придать им романтики и трогательности. Сопутствующие виды  рукоделия (вязание, бисероплетение, батик и др.) помогают придавать изделиям завершенный вид. Также можно украсить лентами рамочку или альбом для фотографий, ежедневник, сумочку, открытку или другую вещицу. Такой подарок станет эксклюзивным, а частичка вложенного вами тепла всегда согреет и поднимет настроение.

- Сейчас вы можете приступать к самостоятельной работе с кейсами.



III Самостоятельная работа с кейсами

Вначале все ученики самостоятельно изучают материал кейса. Затем учащиеся объединяются в группу. (Многочисленный класс делится на несколько групп).

Далее ведется обсуждение. После обсуждения обучающиеся дают ответы на задания кейса. А учитель может задавать свои вопросы.

Текст кейса

Ситуация: Приближался мамин день рождения. Таня и Иван спорили, что подарить любимой мамочке. «Давай спросим денег у папы и что – нибудь купим»- настаивал Иван. «Но что? Да и подарок будет не от нас, а от папы…» - сомневалась Таня. Бабушка услышала их спор. «Пойдемте в мою комнату, я вам кое - что покажу» – заговорщеским тоном сказала она внукам. Зайдя в комнату, бабушка указала на вышитое панно, висевшее у неё над кроватью. «Ты предлагаешь подарить маме эту старую картинку, бабушка?» - удивилась внучка.

«Нет, моя хорошая, конечно же, нет. Эту вещь я не подарю никому, потому что это – подарок моего сына, вашего папы. Он вышил и подарил мне эту картину, когда ему было почти столько же лет, сколько вам сейчас. Пожалуй, это был самый дорогой для меня подарок. Мне кажется, что он до сих пор хранит тепло его рук» - тихо ответила бабушка. «Ты думаешь, мы тоже сможем сделать что – то подобное?» - в один голос спросили внуки. «Безусловно, если вы постараетесь и вложите в свою работу все свои знания, свою любовь и нежность к маме».

Задание: просмотрите внимательно иллюстрацию и определите, каким способом выполнено это панно. (Приложение 1)

Уточнение задания: 1) какие инструменты и материалы используются при

вышивании лентами?

2) где и как можно применить вышивку лентами?

Контекст задания: изучите информацию о приёмах и способах вышивки лентами, видах инструментов и приспособлений и возможностях применения данного вида рукоделия в быту.

Из истории.

Многочисленные археологические находки свидетельствуют о том, что ещё в доисторические времена было принято украшать одежду длинными узкими полосками ткани. Наши первобытные предки для этих целей использовали также жилы животных, волосяные верёвочки, стебли растений. Самыми древними образцами вышивки являются несколько полотен, дошедших до нас из древнего Китая. Они были выполнены в V – IV вв. до нашей эры.

В древней Японии, Индии и Иране вышивали на шёлковых полотнах золотыми и серебряными нитями, волосом. Наиболее популярными были растительные мотивы, фигуры животных, религиозные и батальные сцены. Древнегреческие и древнеримские модники любили украшать свою одежду пёстрыми шёлковыми лентами. В те времена по качеству и цвету лент судили о материальном благосостоянии человека и его родовой принадлежности. Громадный вклад в развитие вышивального искусства внесла Византия. В средние века  работы византийских мастеров славились на весь мир. Кроме того, они придумали новые способы вышивания, что дало импульс к дальнейшему развитию этого искусства.

В средневековье для декоративной вышивки начали использовать шнуры, тесьму и узкие полоски бархата. Так зародилось искусство шитья лентами. В XIV веке на средиземноморском побережье Франции начали производить шелковую тончайшую нить, и это позволило изготовлять качественные ткани. Кроме того, шёлк местного производства был намного дешевле заморского, привезённого из Китая. В1446 году король Людовик ХІ пригласил во Францию искусных итальянских ткачей и попросил обучить мастеров города Лиона этому мастерству. Итальянцы привезли французским коллегам несколько станков по изготовлению шёлковых лент. Через несколько лет, благодаря мастерству лионских ткачей, Франция превратилась в крупнейший текстильный центр Европы.

Мода, любовь к роскоши, бесконечные балы при королевском дворе создавали высокий спрос на шёлковую ткань. В XVIII веке, «с лёгкой руки» короля Людовика XIV, лентами украшали практически каждую вещь – плащи, камзолы, платья, шляпы, туфли, сапоги, чулки и панталоны. Людовик XV обожал ленты не только в качестве одежды – он любил ими вышивать. Проявляя монаршую милость, он жаловал придворным собственноручно изготовленные безделушки.

Вот как иронически описывал костюм этого времени Мольер: «От башмаков до шляпы - банты, ленты, банты, ленты. Распустят до пояса парики из пакли, штаны наденут, широкие, все в складках пузырями, камзол кургузый, рубашку выпустят сборками над тощим животом».

Костюм украшали кружевами и разнообразными лентами: обойными, серебряными, переливающимися, двойными, полосатыми, атласными и др. Мода барокко требовала как можно больше лент и бантов. Бантами обычно отделывали платье от выреза до талии, образуя так называемую «лестницу». Причем банты сверху вниз уменьшались. Украшения и богатая отделка костюма располагались в основном спереди (как и в мужском костюме), поскольку
придворный этикет требовал в присутствии короля стоять к нему только лицом.

Именно в этот период вышивание шелковыми лентами во Франции превратилось в самостоятельную ветвь рукодельного искусства. Платья придворных дам украшались вышитыми розовыми бутонами, листочками, сложными орнаментами из лент, жемчуга и хрусталиков. Появились ателье, задачей которых было обеспечение королевского двора роскошным гардеробом. При помощи иглы и шёлковой ленты мастера создавали настоящие текстильные шедевры.

Из Франции вышивка лентами перекочевала в Англию, Германию, Данию, а затем и в Америку. К середине ХІХ века это искусство покорило весь мир. В то время рукодельники не ограничивались украшением одной только одежды – вышивка красовалась на зонтиках, диванных подушках, дамских сумочках, абажурах, одеялах, портьерах, шляпках.

Трудно определить, когда именно вышивание лентами в России превратилось в отдельный вид рукоделия. Праздничные, особенно свадебные, наряды украшали яркими лентами издавна. Шитье лентами было излюбленным рукоделием в XVII – XVIII веках у донских казаков. Костюмы вышивали серебряными золотыми нитями и лентами по низу рукава и подола. Ленточными узорами расшивали обувь, кофты, платки и даже шубы.

Долгое время после Второй Мировой войны вышивание шелковыми лентами, как, впрочем и другие виды рукоделия, переживало кризис, к счастью, в 70-80-х годах началось возрождение этого искусства. Сейчас интерес к этой технике вышивки особенно высок. Теперь ленты для вышивания производятся не только из шёлка, но и из муара, атласа, хлопка, множества искусственных тканей.

У рукодельниц появилась возможность придать готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик, украсив платье или шляпку, оформить детский полотняный рюкзачок или дамскую вечернюю сумочку, расшивать скатерти, салфетки, полотенца и многое другое.

Объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: “в ближайшие годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и успех”.

Приспособления и материалы:

Иглы.

Вышивка шелковыми лентами имеет свои особенности. К примеру, лента толще и шире, чем любая нить для вышивки, потому в иголку ее вдеть труднее, и при выборе ткани как основы для вышивания, тоже следует учитывать некоторые особенности техники.
В давние времена куски кожи или ткани соединяли не иглами, а продырявленными колючками или рыбьими костями. К нашему счастью, с тех пор иглы сильно изменились и сегодня они производятся разных видов и размеров. Не составляет труда подобрать себе соответствующий инструмент.

При вышивании шелковыми лентами используют разные виды игл. Их размер зависит от толщины и плотности ткани основы. Для вышивания по легким тканям используют тонкие иглы, А для тканей более плотных удобнее выбирать иглы потолще.
Вышивку шелковыми лентами выполняют острыми иглами, которые свободно входят в ткань, не образуя не эстетичных затяжек.
Если для основы вышивки берется канва или другая достаточно рыхлая ткань, целесообразнее использовать иглы с тупым концом (гобеленовые иглы), не расщепляющие нити ткани.
Ушко иглы должно быть удлиненным, чтобы можно было легко вдеть ленту, и она скользила не скручиваясь.
Таким образом, можно избежать вероятных разрывов. Вышивание слишком тонкой иглой подвергает ленту сильному износу. Размер иглы обозначают номером. Чем меньше номер, тем толще игла. (Приложение 2)

Иглы должны быть хорошо отшлифованы и храниться в сухом месте во избежание появления ржавчины. В настоящее время в продаже имеются позолоченные иглы со специальным гальваническим покрытием, которое препятствует окислению и обеспечивает свободное скольжение иглы в ткани.

Практика: важно правильно хранить иглы – в мягкой подушечке или игольнице. Нельзя оставлять их в одежде или незаконченной работе. Уважайте свой инструмент!


Ленты.

В настоящее время в магазине можно купить ленты на любой вкус, любых цветов и фактур.

Выпускают ленты двух видов: декоративные – большинство из них не имеют кромки, иногда по ним прокладывают металлический стерженёк, помогающий полоске держать форму. Такие ленты нельзя стирать, потому применять их следует только для изделий, которые не нужно стирать.

Второй вид лент производят из высококачественных тканей, они имеют кромку и не бояться многократных стирок. К лентам этого вида относятся шелковые - они наиболее популярны, податливы в работе, эластичны, но легко мнутся; полиэстровые ленты – грубее и тяжелее, более упруги и меньше мнутся; атласные ленты – сравнительно недорогие двусторонние ленты, бывают как шелковые так и синтетические; органза – блестящие, прозрачные ленты, усиливают в вышивке эффект объёмности, довольно сложны в обращении, но удивительно эффектны; фактурные – ленты из бархата или вельвета, - благодаря своему изысканному внешнему виду они обогащают и разнообразят узоры.
Ленты для вышивания бывают разной ширины. Наиболее часто встречаются ленты шириной 3,7,9 и 12 мм. Чем крупнее вышиваемый мотив, тем шире должны быть ленты. Все ленты продаются метражом или же кусками.

Практика: какими должны быть ленты? Ленты для вышивки должны соответствовать ряду требований: основное – прочность, гладкость, блеск, эластичность, низкая сминаемость. Ленты не должны линять при стирке или выцветать под воздействием света.


Пяльцы – один из основных инструментов для вышивания. Они служат для того, чтобы натягивать ткань и закреплять её в таком положении, тем самым предохраняя шитье от стягивания. Каждая рукодельница сама определяет необходимо ли использовать пяльцы и какого типа.
Пяльцы бывают круглые или прямоугольные, раздвижные или с зажимами. Их изготавливают из дерева, пластмассы или легкого метала.

Для вышивок небольшого размера удобнее всего использовать маленькие легкие пяльцы с зажимом в виде бокового винта на внешнем кольце, так называемые швейцарские или тамбурные пяльцы. Но не стоит использовать их для вышивания больших узоров - есть риск деформировать работу при многократном перемещении обручей по вышивке. Для большой работы лучше использовать пяльцы в виде рамки, чтобы захватить всю зону вышивки. Для вышивки лентами больше всего подходят настольные пяльцы со струбциной, что позволяет выполнять работу двумя руками.

Практика: для того, чтобы ткань натягивалась туго и не скользила, внутренний обруч пялец обматывают по окружности тонкой материей или мягкой тесьмой, подойдут также полоски бинта. Кроме того, эта небольшая премудрость помогает избежать затяжек и заломов на ткани, которые потом очень сложно удалить.


Вышивальные нитки требуются для создания основы (контура) для некоторых швов или для закрепления ленты на изнанке в конце работы.


Бусины и бисер выпускаются разных форм и размеров. Обычно они применяются для украшения и придают вышивке особое изящество.


Ткани.

Для основы при вышивке шелковой лентой можно использовать самые разнообразные ткани.


Хлопковые:

  • рогожка,

  • батист,

  • сатин (хлопчатобумажный атлас),

  • плис (х/б бархат),

  • муслин.

Льняные:

  • суровое полотно,

  • тонкое полотно,

  • грубая холстина,

  • льняная ткань с однородной основой.

Шелковые ткани:

  • шифон,

  • шелковый тюль.

Шерстяные ткани:

  • креп,

  • твид,

  • джерси.


Калька применяется для переведения рисунков с оригинала.


Копировальная бумага применяется для переведения рисунка с кальки на ткань (лучше зелёного или красного цвета, для тёмной ткани – жёлтого). (Инструкционная карта 1)


Карандаш применяется для перевода рисунка на ткань.


Сантиметровая лента необходима для разметки рисунка на ткани, определения размеров изделия.

Вышивать можно по любой поверхности, лишь бы ткань была настолько прочной, чтобы на ней удерживались стежки, и настолько эластичной, чтобы сквозь нее легко проходила нитка.

Красота вышивки в большей части зависит от гармоничного сочетания ткани и ленты.

Существуют также в продаже комплекты всех необходимых для вышивки материалов с уже напечатанными рисунками и подробными рекомендациями. Но можно создать и свою композицию. С помощью, например, переводного карандаша. На рисунок накладывают лист кальки и обводят его переводным карандашом. Затем соединяют кальку с тканью, проглаживают утюгом, и рисунок переноситься на вышиваемый предмет.


Что же такое композиция?

Это слово произошло от латинского compositio, что означает «составление, связывание». К понятию «композиция» относится все то, что имеет отношение к построению декоративного изделия, в том числе и вышивки, как законченного целого. В отличие от реалистического изображения в декоративных композициях зачастую применяются условные обозначения.

Вышитые узоры, размещаемые по всей поверхности изделия или в какой-либо его части (в середине, по краям или углам), должны не только эстетично выглядеть, но и акцентировать внимание на главном и оптимизировать размеры и формы предметов. Выбрав узор для будущей вышивки, прежде всего определите, каким будет его композиционный центр и где он расположится. Это может быть крупный цветок, вокруг которого сгруппируются меньшие по размеру элементы, вышитые более светлыми по окраске лентами. Такое композиционное решение узора вышивки поможет акцентировать внимание на его основном объекте. Кроме того, увеличенные размеры центральных элементов, особенности фактуры шелковых лент и контрастный колорит их окраски усиливают впечатление выпуклости узора.
При вышивке шелковыми лентами используется метод стилизации, который позволяет упрощать вышиваемые предметы, поскольку наличие множества мелких частей лишь утяжеляет композицию и нарушает ее восприятие. Тем не менее и здесь не помешает чувство меры: очень важно сохранить характерные особенности предмета, чтобы он был не только хорошо узнаваем, но и не утратил свойственной ему красоты и изящества. Вышиваемых предметов не должно быть ни слишком мало, ни чересчур много в ограниченном пространстве узора.
Перемещая элементы изображения, добейтесь наиболее удачного композиционного и цветового решения декоративной работы.

Соотношение цветов в вышивке

Основное выразительное средство вышивки — цвет, с помощью которого образуется целостная система, называемая колоритом. Цвет усиливает эмоциональность изображения, обусловливает выразительные, изобразительные и декоративные возможности вышивания. Декоративному изображению при работе шелковыми лентами присущи условность и абстрактность в трактовке цвета, поскольку он применяется без оттенков, обозначающих игру света и тени, а потому может быть локальным и несколько нереальным. Восприятию различных цветов способствуют попадающие в глаза световые волны. Солнечный свет содержит все цветовые волны, которые, объединяясь, создают белый цвет. Луч света, пропущенный через трёхгранную стеклянную призму, распадается на цвета радуги, составляющее солнечный спектр.

Цвета спектра располагаются в определенной последовательности: красный, оранжево-красный, оранжевый, оранжево-желтый, желтый, желтовато-зеленый, зеленый, голубовато-зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Если все цвета солнечного света заключить в круг, это позволит наглядно выявить законы цветосочетания, а также соотношения основных и дополнительных цветов.
К трем основным, или первичным, цветам относятся красный, желтый и синий. Разные их сочетания дают цвета радуги. При соединении равных пропорций двух первичных цветов получается вторичный цвет. Так, при смешивании красного и желтого цветов образуется оранжевый, желтого и синего — зеленый, красного и синего — фиолетовый. Можно получить великое множество цветов и оттенков, соединяя краски в различных пропорциях и комбинациях.
Если провести в цветовом круге диаметр через середину красного цвета, он пересечет зеленый цвет. Эти два цвета называются дополнительными (комплементарными) по отношению друг к другу. Если в рисунке расположить дополнительные цвета рядом, они будут зрительно усиливать восприятие друг друга. Этот эффект применяется для контрастного выделения элементов вышивки на цветном фоне. Комбинирование таких цветов в вышивке обеспечивает яркость и интенсивность цветосочетаний.
Если дополнительные цвета располагаются в круге напротив друг друга, то это близкие цвета, например красный, красно-оранжевый и оранжевый. Их сочетание в рисунке позволяет создать гармоничный колорит.
Детали, окрашенные в теплые цвета, как бы выступают над поверхностью рисунка, зрительно кажутся ближе. Холодные цвета обладают обратным свойством — зрительно
отдалять предметы. Учитывая эти особенности можно создать впечатление глубины в плоскостном изображении.
Деление цветов на теплые и холодные считается условным, поскольку, если расположить холодный цвет рядом с более холодным, он будет казаться теплым.
В вышивке рекомендуется применять не только чистые спектральные цвета, но и различные промежуточные оттенки. Такие соединения выглядят довольно эффектно и одновременно мягко и успокаивающе.
Комбинирование контрастных соединений делает краски вышивки более яркими и богатыми.


Профессия вышивальщицы

Одна из распространённых профессий – вышивальщица. Различают специальности: вышивальщица вручную, вышивальщица на машинах и полуавтоматах.

Содержание труда вышивальщицы: расчёт расположения рисунка на материале по образцу, разметке; подбор ниток, бисера; выполнение  вышивки  в различной технике. Вышивание столового и постельного белья, предметов декоративного назначения, сувениров, памятных подарков. Вышивальщица контролирует работу оборудования. Качество окраски текстильных материалов. Вышивальщица на машинах и полуавтоматах осуществляет обслуживание вышивальных машин и полуавтоматов, осуществляет контроль над процессом  вышивки  по заданному рисунку.

Профессионально важные качества: хорошее зрение и цветовосприятие, развитая зрительная и зрительно-моторная память, координация; пространственность воображения, устойчивость к монотомии; аккуратность, усидчивость, устойчивый интерес к изобразительному искусству.

Медицинские противопоказания: плохое зрение, пониженное цветоощущение, нарушение координации движений, болезни опорно-двигательного аппарата.

В. Тропинин "Вышивальщица". И. Каменев "Вышивальщица".














Правила безопасности при работе иглой, булавками и ножницами


Иглы и булавки

1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.

2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.

3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.

4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. не оставлять иголку в изделии.

5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.

6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.

7. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.

 

Ножницы

1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку.

2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.

3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.

5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.

6. Использовать ножницы только по назначению.


Организация рабочего места

Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Если на столе нет ящика, то ленты и нитки можно хранить в специальном мешочке, инструменты – в коробочке, а листы кальки с узорами – в папке. Во время работы надо следить за положением корпуса, который должен быть немного наклонен вперёд, не сутулиться, не склонять низко голову. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 25 – 30 см. Стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.

Сегодня мы научимся вышивать несколько видов швов, но и с помощью них уже можно вышить небольшую картину или украсить изделия.

Приложение 1


Приложение 2

Как выбрать иглу





Инструкционная карта 1.

«Перевод рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги».

Материалы, инструменты и приспособления: ткань, лист бумаги с рисунком, калька, копировальная бумага, карандаши Т и М, булавки.

Последовательность выполнения работы.

1. Положи лист бумаги с нанесённым на него изображением на поверх-

ность стола рисунком вверх.

2. Накрой лист калькой так, чтобы она закрывала весь рисунок.

3. Переведи изображение на кальку мягким карандашом М.

4. Найди центр подготовленной ткани.

5. Расположи рисунок на кальке строго по центру ткани.

6. Приколи кальку к ткани по двум противоположным сторонам.

7. Вложи копировальную бумагу между тканью и калькой масляной

стороной вниз.

8. Обведи узор по контуру остро отточенным твёрдым карандашом Т.

9. Удали с поверхности ткани лишние приспособления.


Самоконтроль:

1. Рисунок на ткани должен быть яркий и чёткий.

2. Контур изображения не должен прерываться.

3. Линии рисунка должны быть ровными и плавными.


















Глоссарий

Атла́с (араб., буквально — гладкий) — плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью. Применяется для пошива одежды, изготовления драпировок, обивки для мебели и др.

Бати́ст (из фр. batiste) — тонкая, полупрозрачная льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, вырабатываемая из кручёной пряжи высоких номеров.

Вуаль (из лат. velum «парусина, покрывало»)— тонкая прозрачная материя.

Канва - специальным образом выработанное на фабрике полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом для нанесения креста нитками.

Камзол (фр. camisole— кофта) — мужская одежда, сшитая в талию, длиной до колен, иногда без рукавов надевавшаяся под кафтан. Появился во Франции в 1-й половине XVII века; в XVIII веке получил распространение в других странах Западной Европы, а также в России (с введением западноевропейского костюма среди дворян).

Лента — узкая полоска бумаги, ткани, полимера.

Людо́вик XIкороль Франции в 14611483 годах из династии Валуа.

Людовик XIV— король Франции и Наварры с 14 мая 1643 г. Царствовал 72 года.

Людовик XV — король Франции c 1 сентября 1715 года из династии Бурбонов.

Муа́ровый узор (муар, от фр. moiré) — узор, возникающий при наложении двух периодических сетчатых рисунков. Явление обусловлено тем, что повторяющиеся элементы двух рисунков следуют с немного разной частотой и то накладываются друг на друга, то образуют промежутки.

Понятие «муар» происходит от ткани муар, при отделке которой использовалось данное явление.

Органза́ — тонкая жёсткая прозрачная ткань, сделанная из шёлка, полиэстера или вискозы путем скручивания двух волокон.


Вопросы для самопроверки.

1. Актуально ли применение шёлковой ленты в нашей современной жизни?

2. Когда и где зародился этот вид декоративно-прикладного искусства?

3. Какие материалы, инструменты и приспособления необходимы для вышивки шёлковыми лентами?

4. Какие профессионально важные качества должны быть у вышивальщицы?




IV Закрепление полученных знаний


1. «Сундучок с сокровищами». (Презентация. Слайды 2-7)

– Перед вами сундучок. Какие же сокровища, необходимые для  вышивки , находятся в нём? Узнать об этом вы сможете, выполнив задание.

Задание: решить примеры.

1. ИРИС + КА – РИСКА + ГОД + ОМ – ДОМ + ЛКА =

2. ТРАП – РАП + КАНВА – ВА + Ь =

3. ЛОТ + ЕЦ – ОТЕЦ + ЕНОТ + Ы – НОТЫ + Н + ТЫ =

4. НОСОРОГ – РОГ + РОКА – СОРОКА + ЖНЕЦ – ЕЦ + И + ЦЫ =

5. НИКИТА + РКА – АРКА – КИТ + ТКИ =

Ответы:

, , , .



2. Тестовые задания (Слайды 8-11)

1.Лента – это

а) узкая полоска ткани, применяемая для отделки швейных изделий;

б) плетёная или вязаная одноцветная или пёстрая полоска разной ширины;

в) отделочный шнур, состоящий из двух прядей хлопчатобумажной пряжи, оплетённых вискозными нитями;

г) полоска тонкой хлопчатобумажной ткани с отверстиями, включёнными в композицию вышивки.

2. Самыми древними образцами вышивки являются несколько полотен, дошедших до нас из

а) древнего Китая;

б) древней Индии;

в) древнего Ирака;

г) древней Японии.

3. “Силк риббон” - так называется тип вышивки, которую выполняют, используя

а) ленточку из шелка, органзы, атласа;

б) цветные нити «мулине»;

в) бисер;

г) монеты.

4. Который из французских королей способствовал превращению Франции в текстильный центр Европы?

а) Людовик XI;

б) Людовик XV;

в) Генрих I;

г) Людовик XIV.

5.Ленты из каких материалов используют для вышивки?

а) Атлас;

б) органза;

в) бархат;

г) вельвет.

Правильные ответы: 1 - а; 2 – а; 3 – а; 4 - а; 5 – в; 6 – а, б, в, г.


V Практическая работа (Слайд 18)

- Опираясь на полученные знания и пользуясь Инструкционной картой №2 вышейте лентами панно «Георгины». Композиционное и цветовое решение остаётся за вами.


VI Выставка, анализ и оценка выполненных работ


VII Домашнее задание

Составить кроссворд «Вышивка лентами»


Инструкционная карта №2

«Изготовление панно «Георгины»

Вам понадобится: деревянные фоторамки, окрашенные в цвет атласных лент, пяльцы, атласные ленты разной ширины, льняная ткань, толстые иглы, ножницы, простой карандаш ТМ.


    1. Натягиваем ткань на пяльцы, намечаем карандашом контуры стежков.

    2. Используем три вида стежков.

Для всех лепестков: вперёд – назад протыкаем ткань сверху и протягиваем вниз, используя широкую ленту. Затем ленточку расправляем.

    1. Для стебельков и листочков: вводим иглу, протыкая ленту с лицевой стороны так, чтобы получить закрученный кончик

    2. Для сердцевинок: наматываем ленту на иглу в 2-3 оборота, продеваем через ткань и втыкаем, делая свободный узелок.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок технологии "Шелковое чудо"

Автор: Боровченко Надежда Юрьевна

Дата: 21.11.2016

Номер свидетельства: 360937

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Методическая разработка урока технологии (6 класс) по теме: "Вязание крючком""
    ["seo_title"] => string(78) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_tekhnologii_6_klass_po_teme_viazanie_kriuchkom"
    ["file_id"] => string(6) "559960"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1602605947"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Презентация к уроку технологии "Вязание крючком" "
    ["seo_title"] => string(57) "priezientatsiia-k-uroku-tiekhnologhii-viazaniie-kriuchkom"
    ["file_id"] => string(6) "188857"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426761273"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "конспект урока по теме:"Великие памятники архитектуры эпохи средневековья" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vielikiie-pamiatniki-arkhitiektury-epokhi-sriednieviekov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "208902"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430933393"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "развивающее обучение- урок Народные традиции в вышивке. Счетные швы "
    ["seo_title"] => string(82) "razvivaiushchieie-obuchieniie-urok-narodnyie-traditsii-v-vyshivkie-schietnyie-shvy"
    ["file_id"] => string(6) "125346"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414953865"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект открытого урока по технологии для девочек "Вязание крючком" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-tiekhnologhii-dlia-dievochiek-viazaniie-kriuchkom"
    ["file_id"] => string(6) "188859"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426761781"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства