Тема урока: Великие памятники архитектуры и средневековые города Казахстана (6-17 вв.)
«Величайшие произведения архитектуры стоят как
живые свидетели прошлого в жизни современной»
Х. Гадамер
«Архитектура объединяет все виды искусства»
О. Бальзак
«Тщеславие, религия, любовь к прекрасному
побуждают к возведению памятников»
Стендаль
«Знать историю своего народа - значит быть современным».
Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания по изученной теме, выявить уровень
знаний.
2. Способствовать развитию умений сравнивать, оценивать развитие
средневековой культуры, выделять главное, особенное, давать четкое
определение понятиям, отвечать на тестовые вопросы.
3. Способствовать воспитанию коммуникативных навыков при работе
в группе, самостоятельность, чувство уважения к культуре своего народа,
эстетическое восприятие исторических объектов.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма: урок-конкурс.
Методы: словесно-иллюстрационный, проблемно-поисковый.
Оборудование: интерактивная доска (презентация), раздаточный материал, видеофильм.
Ход
1.Организационно-мотивационный этап (5 мин.)
Приветствие, проверка учащихся к уроку.
Просмотрев видеофильм, учащиеся называют тему урока, цели.
Для того чтобы раскрыть тему, какие вопросы мы должны раскрыть.
(названия городов, мавзолеев, части города, особенности архитектурных построек).
2.Операционно-познавательный этап.
Видовые особенности урока: правила конкурса, правила работы в группах работы в группах, лист учета знаний, критерии оценивания, алгоритм сравнения мавзолеев.
1 конкурс. Дать историческую справку (задания в группах) (12 мин.)
2 конкурс. Сравните 2 мавзолея: Ходжа Ахмеда Яссави и Тадж Махал, выделите черты сходства и отличия. (10 мин.)
Алгоритм сравнения исторических объектов.
1.Территория (часть материка, государство, город).
2. Временные рамки (эпоха, век)
3. В честь кого построен мавзолей? Кто построил?
4. Внешний облик (купола, высота, арки, облицовка)
5. Чем является архитектурное сооружение для народа?
Ходжа Ахмеда Яссави
Общие черты
Тадж Махал
1.Центральная Азия,
Казахстан, Туркестан.
1.Эпоха средневековья
1.Южная Азия,
Индия, Агра.
2.Построен в 14 в.
2.Купольно - сводчатый стиль, стрельчатые арки, стены обложены плитками,
Инкрустация – украшение изделий и зданий узорами и изображениями из кусочков мрамора, дерева, камня.
Орнамент растительный, геометрический. Изразец.
2. Построен в 16 в.
3 Приказ эмира Тимура (Тамерлана) полководца, стратега, защитника ислама, правителя Маверанахра. В честь поэта, философа,
основоположника суфизма,
написавшего сборник стихов «Книга о премудрости» на тюркском языке.
«Диван – и - Хикмет».
3. Мавзолеи являются местом паломничества, представляет большую ценность как музей, уникальные памятники архитектурного зодчества.
Строили по передовым технологиям того времени.
3.Построен шахом Джаханом в память своей любимой жены Мумтаз- Махал.
Мавзолей любви и скорби.
4.. Высота мавзолея-37,5-38м. 2- купола.
Внешний диаметр главного купола - более 40 м., окружность – 130 м.,
Высота минаретов- 12 м.
Мавзолей явл. комплексом дворцов и храмов из 30 комнат ( центральный зал, библиотека, медресе, подземная келья).
Тайказан - бронзавый котел емкостью 60 ведер, весом 2 тонны.
4. Мавзолеи включены в Список «Всемирного культурного наследия»
Шедевр архитектурного искусства, «чудо света»,
сохранились на сегодняшний день.
4. Высота мавзолея – 74 м.
5- купольное здание, облицован полированным белым мрамором и украшен драгоценными камнями, фресками. Возле здания 4 башни. Минареты отражаются в соседнем бассейне.
Тадж-Махал – волшебное творение.
3 конкурс. Знание терминов (10 терминов) (5 мин.)
Минарет, мавзолей, архитектура, археология, мечеть, хронология, ислам, шедевр, культура, этнография.
4 конкурс. Тест (10 вопросов) (7 мин.)
1.Временные рамки эпохи средневековья:а)4-15 вв.в)6-17 вв. с)7-18 вв.д)5-16 вв.е)6-12вв.
2. Время функционирования Великого Шелкового пути:
а)сер. 2 в. до н. э. - 15 вв. в) сер 1 в до н. э. –13 в. с) нач. 3 в. до н. э.- 16в. д) кон. 4 в.- 14 в.
3. Расцвет средневековой городской культуры Казахстана:
а) 9-10 вв. в) 11-12 вв. с) 8-9 вв. д) 17-18 вв. е) 15-16 вв.
4. Монеты трех номиналов: динары, дирхемы, фельсы чеканились в городе:
а) Отрар в) Туркестан с) Сауран д) Сайрам е) Тараз
5. Очаг в доме назывался: А) ташнау в) куйме с) кереге д) шанырак е) тандыр
6. Планировка средневековых городов:
А) ромбовидная в) округлая с) квадратная д) прямоугольная е) овальная
7. «Город - купцов»: а) Сарайчик в) Яссы с) Испиджаб д) Сауран е) Тараз
8. Осада г. Отрара монгольским войском: а) 1219г. в) 1218г. с) 1329г. д) 1223г. е) 1217г.
9. Мавзолей Алаш хана расположен в части Казахстана:
а) восточной в) центральной с) южной д) северной
10. Свидетельством высокого уровня архитектуры 10-11 вв. является мавзолей:
а) Есим хана в) Бабаджа Хатун с) Кара хан д) Айша-Биби е) Джучи хана
Ответы на тест:
1-в 6-в
2-а 7-е
3-в 8-а
4-а 9-в
5-е 10-д
5 конкурс. Оцените развитие средневековой культуры (+, -) (3 мин.)
Позитивные черты
Негативные черты
1.Расцвет архитектурного искусства,
памятники и сооружения строились из прочного материала. Развивалась самобытная и своеобразная культура.
Расцвет и рост городов.
1.Нашествие монголов (нач. 13в.), джунгар (нач. 17в.), башкир и сибирских казаков(1723г.).
«Годы Великого бедствия»- 1723-1727гг.
Нашествия монголов притормозило развитие культуры, были разрушены города, сожжена библиотека в г. Отраре,
Уничтожение культурных ценностей.
2.Функционирование ВШ пути, взаимообмен товарами, знаниями и опытом.
2.Нарушен этнический состав населения.
3.Развивалось устное поэтическое творчество, музыкальное искусство.
3.Оценочно – рефлексионный этап (3 мин.)
Подсчет баллов и выставление оценок.
Заключение. Наше государство заботиться о сохранении историко-культурных памятников и наша задача знать, беречь достопримечательности прошлого и настоящего.
Смог ли на уроке показать свои знания и умения?
Понравился ли урок?
Группа №1
- Перечислите названия крупных средневековых городов…….
- Функции города: ….
- Части средневекового города:….
- Какие архитектурные сооружения и предметы материальной культуры были найдены в эпоху средневековья?
_______________________________________________________________________
Группа №2
- Город Отрар (второе название, был основан, являлся центром…, численность населения).
- Почему Отрар назвали «город-герой»?
- Что представлял собой «серебряный клад» найденный археологами?
- Как повлиял Великий Шелковый путь на развитие городской культуры Казахстана?__________________________________________________________________________
Группа №3
- Город Тараз (другое название, численность населения, вблизи города находятся мавзолеи, предметы найденные археологами).
- В какой части Казахстана было много городов?
- Объясните понятия: тандыр, ташнау.
- Какие виды искусства развивались в эпоху средневековья?
Группа №4
1. Мавзолей Айша Биби (был построен, легенда).
2. Мавзолей Джучи (Жоши): территория (часть Казахстана), время возникновения.
3. В честь кого построен мавзолей? Внешний облик, особенности.
4. Перечислите отрасли ремесла в существовавшие в эпоху средневековья.
_______________________________________________________________________
Группа №5
- Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи: часть Казахстана, город, время возникновения.
- В честь кого назван мавзолей? Кто приказал построить мавзолей?
- Опишите внешний и внутренний облик мавзолея.
- Основные элементы архитектурной постройки в эпоху средневековья.
Правила конкурса.
- Правило поднятой руки.
- Право на дополнение, а не повторение информации.
- Реализация времени, отведенного на задание.
- Четкость, точность изложения информации.
- Выполнение условий конкурс Правила работы в микрогруппе.
1. Говорить кратко и по делу.
2. Работают все, никто не отмалчивается.
3. Никому не отказывается в слове.
4. Не повторяется сказанное.
5. Соблюдается атмосфера доброжелательности.
6. Критикуется идея, а не человек.
___________________________________________________________________________
Алгоритм
1.Территория (часть материка, государство, город).
2. Временные рамки (эпоха, век)
3. В честь кого построен мавзолей? Кто построил?
4. Внешний облик (купола, высота, арки, облицовка)
5. Чем является архитектурное сооружение для народа?
__________________________________________________________________________