kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок технологии 5 класс "Лоскутное шитье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление учащихся с традиционным народным промыслом - лоскутное шитье. Из разнообразных лоскутков можно создать удивительные вещи, настоящие произведения декоративно-прикладного творчества., которые будут нас окружать в повседневной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Урок технологии 5 класс "Лоскутное шитье"»

Урок технологии 5 класс 08.12.2020

Тема: «Технологии лоскутного шитья»

Цель урока:

Организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений изготовлять лоскутное изделие Прихватка.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

Познакомить учащихся с традиционным народным промыслом - лоскутное шитьё.

Познакомиться:

-с основными технологическими понятиями и характеристиками лоскутного шитья;

-с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций;

-с элементами дизайнерского и художественного оформления. Ознакомление с узорами «спираль», «изба»

-ознакомление с правилами изготовления шаблонов .

-умение подбирать цветовую гамму лоскутков.

Умение применять полученную информацию на практике, умение пользоваться инструкционной картой

Регулятивные УУД: Планирование собственной деятельности, умение организовывать своё рабочее место под руководством учителя, осуществлять контроль, адекватно воспринимать предложения учителя по исправлению ошибок.

Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других, проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила

Личностные УУД: Формирование эстетического вкуса, развивать фантазию, творческое воображение, логическое и образное мышление, формирование мотивации к учению, базовых ценностей: доброжелательность, терпение

Оборудование и материалы:  ножницы, иглы, швейные нитки, рабочая тетрадь, ручка, линейка, простой карандаш, хлопчатобумажные лоскутки ткани, квадрат плотной ткани, инструкционная карта

Технологии:
- развивающего и личностно ориентированного обучения;
-проектной деятельности;
- информационно – коммуникационные.

Межпредметные связи: ОБЖ, черчение, история.

Тип урока : Комбинированный .

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие ,проверка присутствующих учащихся, проверка готовности к уроку

Урок начинается с «установочных» слов учителя: «Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, наклоните головы на парты». Под тихую музыку дети повторяют за учителем:

– «Я в школе на уроке».

– «Сейчас я начну учиться».

– «Голова мыслит ясно».

– «Я буду внимателен на уроке».

– «У меня хорошее настроение».

– «Я очень хочу учиться».

– «Мы внимательны».

– «Все будет хорошо».

– «Мы успеем все сделать». И т. п.

Фразы произносятся 1–2 раза с улыбкой хором или мысленно.

II. Повторение пройденного материала.(Фронтальный опрос)

1.Как определить нити основы и утка на ткани ?

2 По каким признакам можно определить лицевую сторону ткани?

3. Что значит «стачать срезы»?

4/.Скажите пожалуйста, что означает слово декоро (украшаю).

5.Назовите некоторые виды декоративно – прикладного искусства? ( узорное 6.ткачество, вышивка. кружевоплетение, вязание…).

7.Для чего используется орнамент? ( для украшения различных предметов).

8.В виде каких геометрических фигур изображали главные символы: огнь и солнце? ( квадрат, ромб, крестики).

9.Назовите основные цвета – (красный, жёлтый, синий).

III. Изучение нового материала.

Беседа . На сегодняшнем уроке вам предстоит окунуться в мир прекрасного , красивого, в мир творчества.

-Какие виды ремесел , вы знаете ?

Произведением декоративно – прикладного творчества отвечают требованиям: обладают эстетическим качествам, рассчитаны на художественный эффект ,служат для оформления быта и интерьера . Такими произведениями являются : ткани, мебель, фарфор, ювелирные и другие художественные изделия.

Давайте попробуем разгадать загадки ,а начальные букв отгадок и будет ключевое слово нашего урока.

  1. Инструмент для измерения.(Линейка)

  2. Обработка срезов швов,( Обметка)

  3. Часть шва расстояние между двумя проколами иглы.(Стежок)

  4. Ткань разрезанная по выкройке.(Крой)

  5. Электрическое приспособление для влажно-тепловой обработки изделия.(Утюг)

  6. Что производит текстильное производство ?(Ткань)

  7. Как называется после выкройки ткань ? ( обрезки)

  8. Деталь или узел швейного изделия для хранения мелких предметов и декоративного оформления изделия.(Карман)

Итак ,ребята , какое ключевое слово у нас получилось?(Лоскуток) О каком виде декоративном – прикладном искусстве мы будем говорить?(Лоскутное шитье)

Сообщение темы и цели урока:

Учитель: Сегодня речь пойдет о лоскутном шитье. Тема нашего урока "Лоскутное шитье". Вы познакомитесь с новым видом рукоделия – лоскутным шитьем; научитесь приемам выполнения лоскутного шитья и подбирать лоскутки по цвету, используя сочетания цветов; изготовите прихватку из лоскутков; закрепите приемы работы на швейной машине.

- Перечислите виды изделий из домашнего обихода, изготовленные из хлопчатобумажной ткани. (Постельное белье, занавески, покрывала, полотенца, прихватки и т.д.).

- Какое назначение имеет прихватка? (Предохранение рук от ожогов).

Изложение нового материала с использованием презентации

  1. История лоскутного шитья. Где первоначально возникло лоскутное шитье?

(Доклад ученицы Евстифеевой Киры)

Учитель: В старинном доме не было бесполезных вещей. Кусочки ткани , оставшиеся после раскроя, экономные хозяйки не выбрасывали, а складывали до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому лоскутку находили определенное место в орнаменте. Хозяйки не просто сшивали лоскутки ,а старались сделать это искусно. И сегодня из разнообразных лоскутков можно создать удивительные вещи, настоящие произведения декоративно-прикладного творчества, которые будут нас окружать в повседневной жизни. Лоскутная техника очень проста и поэтому доступна каждому. Шитьё из лоскута называют ещё “лоскутная мозаика” или «пэчворк», – изделия собранные из цветных лоскутиков. Они отличаются художественным вкусом, цельностью композиции, декоративностью.

Лоскутные мозаики – прихватки, одеяла, занавески, панно, салфетки, коврики, дорожки украшают и сейчас многие интерьеры жилого дома.

Необходимо отметить, что мастерицы экономно сшивая самые маленькие отходы тканей, зачастую создают изделия высокого художественного уровня. В современной жизни люди упрямо стремятся сохранить прошлое.

Секреты мастеров бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – и ниточка, связывающая нас с далёкими предками, не рвётся.

Учитель: Ответьте на вопросы:

- Когда в России стало активно развиваться лоскутное шитьё? (С середины 19 века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства).

- Что такое лоскутная мозаика?(шитье из лоскутков различных изделий для украшения интерьера жилого дома).

- Чем же привлекательна лоскутная техника? (В первую очередь своей доступностью и разнообразием).

Создавать изделия в лоскутной технике может любой человек, кто этого желает. Сегодня мы научимся подбирать лоскуток по цвету, выкраивать детали изделия по шаблонам, точно соединять их в единый блок.

Главное условие нашего успеха – аккуратность, правильная последовательность сбора всего блока, и, конечно, трудолюбие.

Есть в лоскутном шитье замечательная техника, придуманная самыми бережливыми и экономными рукодельницами: из вороха разноцветных обрезков ткани, ничего не выкраивая, можно создать что-то полезное, оригинальное и красивое.

Сегодня на уроке мы изготовим прихватку в лоскутной технике «спираль». Эту технику еще называют «карусель», «лабиринт», .Буйная пестрота красок, неожиданные цветовые сочетания и обилии ломаных линий производят впечатление неразберихи .

На самом деле есть свои четкие и строгие правила. В «спирали» используют обрезки тканей самой разной формы. Начинают работу от центра и пришивают лоскутик к лоскутику, двигаясь по часовой стрелке. Центральный лоскутик называют «зрачком» и подбирают для него ткани ярких расцветок (приложение). Изделия из разноцветных маленьких лоскутков напоминают мозаичные картинки . Из одного блока можно сделать небольшое изделие: прихватку, подставку под чайник, коврик, наволочку на диванную подушку, картину, панно и другие изделия. А большие изделия – покрывала, одеяла, панно – собирают из нескольких одинаковых по размеру блоков.

Физкультминутка (упражнения для глаз, шеи, рук, туловища)

Повторение правил безопасной работы при выполнении ручных работ.

Приемы выполнения лоскутной техники «квадраты»

IV. Практическая часть.

  1. Показ трудовых приемов

Последовательность работы:
1. берем лист бумаги и делаем лекало. Размер прихватки - 7 на 7 см один элемент (квадратик)
2. Вырезаем лекало одного элемента - квадратик 7 на 7 см. Не забудьте прибавить по 1 см для припусков на швы.
3. Теперь можно перенести квадратик на ткани. Не забывайте, что ткань нам нужна двух цветов.
И так, нам понадобится 5 квадратиков одного цвета и 4 квадратика - другого.

4. Теперь выложим нашу будущую прихватку и начинаем стачивать полосками.

5.Затем разутюживаем шов.
Таким образом стачиваем и проутюживаем все детали, чтобы получились вот такие полоски. И стачиваем их между собой.
6. Теперь вырезаем ватиновую вкладку, чтобы прихватка была плотной и не обжечься. Складываем все слои вместе: сперва подкладку, которую вырезали заранее, затем ватин, затем декоративную (лицевую) часть нашей прихватки.
7. Теперь готовим кантик. Пришиваем кантик еще ко всем сторонам прихватки и утюжим ее.

2. Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование.

Целевые обходы:

Проверка своевременного начала работы и организация рабочего места учащихся.

Проверка правильности выполнения наметывания лоскутков.

Проверка соблюдения технологической последовательности выполнения работы.

Контроль качества выполнения операции, своевременное предупреждение ошибок.

Проверка соблюдения учащимися правил техники безопасности.

Проверка применяемых способов самоконтроля.

Прием и оценка практических работ учащихся.

V. Закрепление материала.

Взаимоопрос - ученики опрашивают друг друга по теме урока.

Например:

Какие изделия можно выполнить из лоскутков

Убрать рабочее место.

VI. Итог урока.

Сообщение о достижении цели.

Цель урока достигнута, т.к. учащиеся освоили лоскутную технику и закрепили на практике весь изученный материал.

Анализ выполнения практических работ.

Показ лучших работ.

Разбор ошибок.

Рассмотрение случаев потери рабочего времени.

Выставление оценок и их аргументы.

Домашнее задание: Продумать творческий проект выполнения изделия из лоскутного шитья для интерьера своего дома.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок технологии 5 класс "Лоскутное шитье"

Автор: Павленко Людмила Петровна

Дата: 21.02.2021

Номер свидетельства: 573827

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Технология соединения деталей в лоскутном шитье"
    ["seo_title"] => string(58) "tiekhnologhiia_soiedinieniia_dietaliei_v_loskutnom_shit_ie"
    ["file_id"] => string(6) "394800"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487793567"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Презентация к уроку технологии 5 класс "Лоскутное шитье""
    ["seo_title"] => string(57) "prezentatsiia_k_uroku_tekhnologii_5_klass_loskutnoe_shite"
    ["file_id"] => string(6) "573830"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1613909769"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Разработка урока по технологии (обслуживающий труд) 6 класс "Лоскутное шитье. Чудеса из лоскутов""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_po_tekhnologii_obsluzhivaiushchii_trud_6_klass_loskutnoe_shite_"
    ["file_id"] => string(6) "502667"
    ["category_seo"] => string(11) "tehnologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1552338735"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Конспект урока на тему: "Украшение изделий в технике «лоскутное шитьё. Изготовление шаблона по эскизу" "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-na-tiemu-ukrashieniie-izdielii-v-tiekhnikie-loskutnoie-shit-io-izghotovlieniie-shablona-po-eskizu"
    ["file_id"] => string(6) "173953"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424070948"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Открытый урок "Возможности лоскутного шитья и мода". "
    ["seo_title"] => string(53) "otkrytyi-urok-vozmozhnosti-loskutnogho-shit-ia-i-moda"
    ["file_id"] => string(6) "179966"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425105544"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства