Методы обучения: лекция, беседа, задания исследовательского характера (доклады учениц), использование ИКТ.
как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Цели урока Знакомятся с историей происхождения техники лоскутного шитья, различными техниками его исполнения, самостоятельно изготавливают шаблон для создания изделия в данной технике.
Предметные УУД: Овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций.
Регулятивные УУД: освоить теоретические знания лоскутной техники.
Коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Познавательные УУД:познакомить с основными приемами лоскутной техники и сочетанием цветов в изделии. Способствовать привитию интереса к урокам технологии.
Личностные УУД: воспитывать эстетические чувства, прививать интерес к труду.
Этап урока, время этапа. Задачи этапа. Методы, приемы обучения. Формы учебного взаимодействия. Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Формируемые УУД и предметные действия.
Мотивационно-целевой этап
I. Организационный момент (2 мин.)
Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.
1. Приветствие учеников.
2. Проверка готовности к уроку.
Личностные УУД: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД: Умение организовывать и планировать деятельность в сотрудничестве.
II. Актуализация знаний (15 мин.)
1. После изготовления юбки, у нас с вами осталось много лоскутов ткани различного размера. Как вы думаете, можно ли из них, что-нибудь изготовить? Или они уже непригодны?
2. Лоскутное шитьё или по другому «Печворк», что это за вид рукоделия? 3. Почему люди его так любят, и в настоящее время он стал снова актуален?
Целеполагание и постановка задач.
Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала; организовать фиксацию преодоления затруднения.
Подвожу учащихся к теме занятия и предлагаю детям поставить цели урока:
Задачи урока:
Обучающие – дать представление о многообразии использования и применения тканевых остатков; углубить знание о построении орнамента и подбор по цветам.
Развивающие– передать сведения из истории создания изделий из лоскута, его применение в наше время.
Воспитательные– воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к выполняемой работе.
III. Изучение новой темы (30мин)
Сегодня мы с вами начинаем изучать раздел «Художественная обработка материалов» с темы «Лоскутное шитье». Само название уже дает подсказку, о каком шитье пойдет речь. Откуда же появилось лоскутное шитье и как можно использовать изделия из кусочков ткани сейчас нам расскажут ваши одноклассницы, а вы запишите в тетради, где и когда возникла эта техника и какова причина ее появления.
Доклады двух учениц.
Для того, чтобы более наглядно представить себе процесс лоскутного шитья, предлагаю вам посмотреть презентацию и записывать основные понятия.
Презентация: «Лоскутное шитье»
Итак, обобщим все сказанное, и запишем, что – Лоскутное шитье (печворк – по европейски, квилтинг – по американски) – это искусство соединения небольших разноцветных кусочков ткани (лоскутов) в единое целое путем сшивания.
Лоскутное шитье было развито у многих народов. Эта техника была очень актуальна во все времена, ведь она позволяла перерабатывать лоскутки в необходимые для домашнего обихода вещи. В 70-е годы XX века, вновь возник интерес к лоскутному шитью. И в наши дни стиль пэчворк не забыт. С помощью этой техники можно изготовить практически все – от постельного белья, одеял, диванных подушек до панно, оригинальных штор, детских игрушек, неувядающих цветов и модной дизайнерской одежды.
Лоскутная техника проста, поэтому доступна каждому. Для этого занятия необходимы самые обыкновенные инструменты и приспособления:ножницы, иглы, наперсток, портновский мел, линейка, булавки, шаблоны из картона, швейная машинка, утюг.
Какие же ткани необходимы для техники? В дело идут как новые, так и бывшие в употреблении ткани. Опытные мастерицы используют разнообразные ткани, такие, как трикотаж, кожа, кружево и даже искусственный мех. Но вам, как начинающим лучше использовать такие ткани, как ситец, сатин, бязь или лен. С ними легко работать, они не скользят, имеют самые разнообразные цвета и рисунки. Основное требование к тканям заключается в том, что они должны быть малорастяжимыми, слабоосыпающимися и износостойкими, желательно одинаковой плотности и толщины. Еще пригодятся прокладочные материалы – синтепон и ватин (для набивки изделий), отделочные материалы – шнуры, ленты, кружева (для декоративного оформления).
При создании рисунка обязательно учитывается цвет кусочков, композиция рисунка, ритм, симметрия, асимметрия.
Узор в пэчворке создается из: квадратных, треугольных, ромбовидных кусочков. Вначале рисуется узор, а затем готовятся выкройки будущего изделия.
Выделяют 4 техники лоскутного шитья: «полоска», «треугольник», «квадрат», «свободная техника».
Лоскутное шитье очень увлекательно. Это занятие развивает воображение, позволяет воплотить свои фантазии, ведь лоскутки можно складывать в тысячи рисунков и орнаментов. Важно и то, что ваши эксперименты не потребуют крупных денежных трат.
Регулятивные УУД:
Осуществляемые действия:восприятие, осмысление, запоминание учебного материала; осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению.
Формируемые способы деятельности:формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;формирование умения слушать и понимать других;формирование умения формулировать свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД:
Осуществляемые действия:развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме;развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации;развитие умения строить простые рассуждения.
Формируемые способы деятельности: формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Динамическая пауза.
IV. Практическая работа: «Изготовление цветка в лоскутной технике» (60 мин)
Учитель проводит инструктаж обучающихся по предстоящей работе «Изготовление шаблонов для изделия в лоскутной технике».
Повторение правил ТБ при работе с колющими, режущими инструментам.
Самостоятельная работа. Выполнение в соответствии с инструкцией. Контроль качества.
Динамическая пауза.
Познавательные УУД:самостоятельное решение учебной задачи.
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений; коррекция в случае расхождения эталона.
V. Рефлексивно-оценочный этап.
Рефлексия. Подведение итогов урока. 3 мин.
Проводит рефлексию. Комментирует работу обучающихся на уроке.
- Что было основной причиной для создания изделий из лоскута? - Какие материалы используют для лоскутного шитья?
- Как нужно подготовить ткань для пэчворка?
- Какие виды техник используются в лоскутном шитье?
Отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу на уроке.
Коммуникативные УУД:
Осуществляемые действия:
оценка и самооценка учебной деятельности; обобщение и систематизация знаний
учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока.
Формируемые способы деятельности: формирование умений полно и точно выражать свои мысли.
1) Вам было интересно на уроке?
2) Вы узнали что-то новое?
3) Где вы будете применять полученные знания?
Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции. Проговаривают последовательность своих действий при выполнении цветка, отмечая возникшие трудности при этом и их причины.