kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Украшение изделий в технике «лоскутное шитьё. Изготовление шаблона по эскизу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  «Украшение изделий в технике «лоскутное шитьё». Изготовление шаблона по эскизу».

Цель урока:  научить изготавливать шаблоны для украшения  швейных  изделий в технике «лоскутное шитьё».

Задачи:

1. создавать условия для формирования учебных  компетенций: предметных умений и навыков, необходимых для  объяснения технологии изготовления изделий в технике «лоскутное шитьё»;

2. развивать умение использовать технологическую информацию, навыки изготовления шаблонов для украшения  швейных  изделий в технике «лоскутное шитьё», стремление использовать полученные  знания в повседневной жизни;

3. развивать  интеллектуальные и творческие способности,   умение формировать учебную задачу урока, задавать вопросы по новой теме, сотрудничать друг с другом,  выполнять самоконтроль и самооценку;

Планируемые результаты:

Личностные УУД:       проявлять способность к самооценке   собственных  знаний и умений; заинтересованность в расширении и углублении получаемых технологических знаний; формировать внутреннюю позицию и мотивацию на самостоятельное получение знаний, уметь давать нравственно-этическую оценку своей деятельности.

Познавательные УУД:          уметь вести    поиск информации, строить логику рассуждений, проводить структурирование знаний, ставить и решать учебную проблему, совершенствовать владение технологическими терминами.

Регулятивные УУД:          учить  ставить цели учебной деятельности, находить пути их достижения,  делать прогнозы и выводы,  оценивать свою работу,  вносить необходимые коррективы в действия  с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД:   владение коммуникативными умениями,  культурой общения с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и обучающимися класса; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, суждения.

1.  Актуализация опорных знаний

- Добрый день. Я рада приветствовать вас. Надеюсь, урок пройдет плодотворно, и вы узнаете много нового и интересного.

(Работа на интерактивной доске)

- Тема нашего урока непосредственно связана с технологией изготовления швейных изделий. Я предлагаю вам проверить свои знания,  ответив на вопросы теста.

- Ребята,  предлагаю вам сыграть в игру «Крестики – нолики». Откройте папки с дидактическим материалом на странице с тестом. Вам предложено два варианта ответа на каждый из 9-ти вопросов. Каждый вариант ответа имеет своё обозначение – крестик или нолик. Вопросы имеют ту же нумерацию, как и клеточки игрового поля. Будьте внимательны. 

-Проанализируем результаты теста. Кто справился со всеми заданиями? Кто сделал 1 ошибку? Кто – 2 ошибки? У кого 3 и более ошибок?

- Предлагаю вам отметить свои результаты в «Карте успеваемости». Кто из вас правильно ответил на все вопросы, ставите себе в графе «Выполнение домашнего задания» 10 баллов, кто правильно ответил на 7-8 вопросов – 7 баллов, 5-6 правильных ответов дают вам 5 баллов.

- Сделайте вывод  о своей  подготовке по результатам выполненного теста. (Необходимо  повторить пройденный материал).

2. Изучение нового учебного материала.

Определение темы урока.

- А теперь отгадайте загадку: «Он от грязи и от пятен защищает платье Кати». (Фартук)

- Закончите четверостишье:

За гвоздь Миша зацепился,

Выдрал из штанов он клок,

Дырку скрыть помог красивый

Темно – синий ... (Лоскуток).

-  Соберите из букв слово, обозначающее украшение изделия: АКДЕЛОТ (Отделка).

- Молодцы, ребята! Замечательно справились с заданиями. А теперь, давайте определим тему сегодняшнего урока, составив её из отгаданных вами слов: «Отделка фартука лоскутами» или «Украшение изделий в технике «лоскутное шитьё».

Кейс – ситуация.  Постановка проблемы.

Видео – вступление девочки Даши:

- Я люблю помогать маме на кухне, сервировать  стол, придумывать вместе с ней необычные блюда, особенно, во время подготовки к праздникам. Но при этом не всегда удаётся сохранить одежду  чистой.  Поэтому, я решила сшить себе фартук. Мама купила мне ткань желтого цвета с мелкими шашечками. Ткань замечательная, но чего-то в ней не хватает. У меня есть много красивых лоскутов. Мне хотелось бы украсить ими фартук. Ребята, подскажите, как это сделать?

  • - Для чего девочке нужен фартук? (Чтобы не испачкать одежду во время приготовления пищи).

- Почему она хочет его украсить? (Чтобы фартук был нарядный)

-  Определите цель  своей  деятельности на   уроке.

 ( Цель – познакомиться  с технологией  украшения изделий лоскутами).

- Ребята, а знаете ли вы, что техника украшения изделий лоскутами так и называется - «лоскутное шитьё».  Цель нашего урока – познакомиться с техникой  «лоскутное шитьё» и научиться  изготавливать шаблоны для украшения  изделий  в  этой технике.

  1. -Помогите девочке подобрать отделку для фартука.

Контекст задания:

  1. Изучите информацию о видах отделки изделия.
  2. Предложите свой вариант отделки.
  3. Изготовьте шаблоны по эскизу.

Дополнительная информация содержит сведения об истории лоскутного шитья, видах отделки фартука, видах лоскутного шитья, техниках лоскутной мозаики,  лоскутной аппликации, цветоведении,ткани, как материала для творчества, инструментах и оборудовании, применяемом для создания лоскутных изделий, (продемонстрировать виды отделки фартука). Рассказ учителя сопровождается слайдами презентации.

- Скажите, какие сведения об истории возникновения лоскутного шитья вы запомнили?

- Какие изделия можно выполнить из лоскутов? (Одеяла, коврики, салфетки, подушки, картины).

-  Какие инструменты и оборудование при этом используется? (Ножницы, Швейная машинка, утюг, иглы)

3. Практическая работа.

- Для закрепления полученных знаний я предлагаю вам выполнить практическую работу «Изготовление шаблона по эскизу».   (Работа индивидуально).

- Запишите в рабочую тетрадь следующие определения:

Шаблон – лекало для выкраивания деталей лоскутного орнамента.

Сквозной шаблон -  это рамка, полученная из сплошного шаблона, у которого вырезана середина по границе выкройки детали. Его используют, если необходимо выкроить деталь с конкретным рисунком.

Различают шаблоны трёх видов:

· шаблоны сплошные  без припусков на швы, дающие линии соединительных швов;

· шаблоны с припусками на швы, дающие линии срезов  ткани;

· шаблоны  сплошные  с вырезом, дающие одновременно линии швов и срезы лоскутка    ткани. Их  ещё называют поисковыми рамками, так как благодаря вырезу можно более точно подобрать рисунок для каждого лоскутка.

- Шаблоны  изготавливаются из плотного картона, так как шаблоны, выполненные из кальки недолговечны, от частого применения портятся, мнутся и теряют форму. На всех шаблонах необходимо указывать направление долевой нити.

Изготовление шаблона. (Технологическая карта).

Порядок выполнения работы:

1.Выполнить эскиз орнамента в масштабе 1:1 (в 2-х экземплярах).

2.Пронумеровать все отличающиеся друг от друга детали, указать их количество.

3.Разрезать один эскиз на детали. Это будут выкройки деталей.  Неразрезанный  эскиз позволяет сохранить схему рисунка орнамента, которую можно использовать многократно.

4.Наложить выкройку детали на картон, обвести тонкой линией.  С каждой стороны выкройки прибавить величину припуска на шов перпендикулярно границе выкройки.  Через полученные точки провести линии, параллельные линиям выкройки, до их взаимного пересечения. Полученный второй контур детали обозначает границу шаблона для этой детали.

5.Пронумеровать готовые шаблоны для конкретного рисунка.  Указать на них количество деталей, размеры выкроек, название и габаритные размеры блока.   Шаблоны можно использовать многократно.

Вспомним основные правила техники безопасности при работе с ножницами и иглой. 

Выполнение практической работы учащимися. 

- Проанализируем результаты вашей работы. Кто справился с заданием полностью? Кто не успел?  Кто испытывал трудности в выполнении данного задания?

- Предлагаю вам отметить свои результаты в «Карте успеваемости». Кто из вас полностью правильно выполнил задание, ставите в графе «Выполнение практической работы» 20 баллов, кто выполнил работу наполовину -  10 баллов, кто сделал меньше половины – 5баллов.

- Сделайте вывод  о своей  подготовке по результатам выполненной работы. (Необходимо  повторить пройденный материал).

- Какой вывод вы сделаете по результатам практической работы?  (Нужно работать аккуратно, точно, быстро).

4. Закрепление учебного материала.

- В качестве закрепления изученного материала  я предлагаю вам отыскать известную пословицу, спрятанную среди множества букв.  Вам надо "пройти по радуге": сначала прочитать все буквы красного цвета, затем - оранжевого и так далее. Чтение - как в книге: слева направо,    с верхнего ряда до нижнего.

(Должна получиться пословица «Чему учился, к тому и пригодился!!!»).

- Вы заполнили таблицу, теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга. (Взаимопроверка).

- Сверьте свои ответы с образцом. Проанализируем результаты.  Кто справился со всеми заданиями? Кто сделал 1 ошибку? Кто – 2 ошибки? У кого 3 и более ошибок?

- Предлагаю вам отметить свои результаты в «Карте успеваемости». Кто из вас правильно ответил на все вопросы, ставите в графе «Знание теории » 20 баллов, кто выполнил работу наполовину -  10 баллов, кто сделал меньше половины – 5 баллов. Подсчитайте количество баллов.

5.Рефлексия.

- Подведем итоги урока. Удалось ли  нам   решить учебную задачу? Каким образом?

- Какие знания вы открыли для себя?

- Какие практические умения приобрели в процессе выполнения заданий?

- Вы получили новые сведения о технике «лоскутное шитьё», научились изготавливать шаблоны для изготовления лоскутных изделий. И я надеюсь, что наши уроки помогут вам создать замечательную отделку для фартука.

А теперь подсчитайте количество набранных  баллов за урок. Если вы набрали на уроке:

  • 35-50 баллов – оценка «5»;
  • 24-34 балла – оценка «4»;
  • 10-23 балла – оценка «3».

Оценка деятельности обучающихся на уроке учителем.

6.Домашнее задание.

- Цель вашей домашней работы – закрепить умение выполнять шаблоны для изготовления лоскутных изделий. Прочитайте § 18 , ответьте на вопросы в конце параграфа. Придумайте эскиз аппликации. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Украшение изделий в технике «лоскутное шитьё. Изготовление шаблона по эскизу" »

Тема урока: «Украшение изделий в технике «лоскутное шитьё». Изготовление шаблона по эскизу».

Цель урока: научить изготавливать шаблоны для украшения швейных изделий в технике «лоскутное шитьё».

Задачи:

  1. создавать условия для формирования учебных компетенций: предметных умений и навыков, необходимых для объяснения технологии изготовления изделий в технике «лоскутное шитьё»;

  2. развивать умение использовать технологическую информацию, навыки изготовления шаблонов для украшения швейных изделий в технике «лоскутное шитьё», стремление использовать полученные знания в повседневной жизни;

  3. развивать интеллектуальные и творческие способности, умение формировать учебную задачу урока, задавать вопросы по новой теме, сотрудничать друг с другом, выполнять самоконтроль и самооценку;

  4. воспитывать интерес к декоративно – прикладному творчеству, трудолюбие, аккуратность, ответственность за результаты своей деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:       проявлять способность к самооценке собственных знаний и умений; заинтересованность в расширении и углублении получаемых технологических знаний; формировать внутреннюю позицию и мотивацию на самостоятельное получение знаний, уметь давать нравственно-этическую оценку своей деятельности.

Познавательные УУД:          уметь вести поиск информации, строить логику рассуждений, проводить структурирование знаний, ставить и решать учебную проблему, совершенствовать владение технологическими терминами.

Регулятивные УУД:          учить  ставить цели учебной деятельности, находить пути их достижения, делать прогнозы и выводы, оценивать свою работу, вносить необходимые коррективы в действия с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД:  владение коммуникативными умениями, культурой общения с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и обучающимися класса; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, суждения.


1. Актуализация опорных знаний

- Добрый день. Я рада приветствовать вас. Надеюсь, урок пройдет плодотворно, и вы узнаете много нового и интересного.

Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число.

(Работа на интерактивной доске)

- Тема нашего урока непосредственно связана с технологией изготовления швейных изделий. Я предлагаю вам проверить свои знания, ответив на вопросы теста.

- Ребята, предлагаю вам сыграть в игру «Крестики – нолики». Откройте папки с дидактическим материалом на странице с тестом. Вам предложено два варианта ответа на каждый из 9-ти вопросов. Каждый вариант ответа имеет своё обозначение – крестик или нолик. Вопросы имеют ту же нумерацию, как и клеточки игрового поля. Будьте внимательны.

-Проанализируем результаты теста. Кто справился со всеми заданиями? Кто сделал 1 ошибку? Кто – 2 ошибки? У кого 3 и более ошибок?

- Предлагаю вам отметить свои результаты в «Карте успеваемости». Кто из вас правильно ответил на все вопросы, ставите себе в графе «Выполнение домашнего задания» 10 баллов, кто правильно ответил на 7-8 вопросов – 7 баллов, 5-6 правильных ответов дают вам 5 баллов.

- Сделайте вывод о своей подготовке по результатам выполненного теста. (Необходимо повторить пройденный материал).

2. Изучение нового учебного материала.

Определение темы урока.

- А теперь отгадайте загадку: «Он от грязи и от пятен защищает платье Кати». (Фартук)

- Закончите четверостишье:

За гвоздь Миша зацепился,

Выдрал из штанов он клок,

Дырку скрыть помог красивый

Темно – синий ... (Лоскуток).

- Соберите из букв слово, обозначающее украшение изделия: АКДЕЛОТ (Отделка).

- Молодцы, ребята! Замечательно справились с заданиями. А теперь, давайте определим тему сегодняшнего урока, составив её из отгаданных вами слов: «Отделка фартука лоскутами» или «Украшение изделий в технике «лоскутное шитьё».

Кейс – ситуация. Постановка проблемы.

Видео – вступление девочки Даши:

- Я люблю помогать маме на кухне, сервировать стол, придумывать вместе с ней необычные блюда, особенно, во время подготовки к праздникам. Но при этом не всегда удаётся сохранить одежду чистой. Поэтому, я решила сшить себе фартук. Мама купила мне ткань желтого цвета с мелкими шашечками. Ткань замечательная, но чего-то в ней не хватает. У меня есть много красивых лоскутов. Мне хотелось бы украсить ими фартук. Ребята, подскажите, как это сделать?

Вопросы.

- Для чего девочке нужен фартук? (Чтобы не испачкать одежду во время приготовления пищи).

- Почему она хочет его украсить? (Чтобы фартук был нарядный)

- Определите цель своей деятельности на уроке.

( Цель – познакомиться с технологией украшения изделий лоскутами).

- Ребята, а знаете ли вы, что техника украшения изделий лоскутами так и называется - «лоскутное шитьё». Цель нашего урока – познакомиться с техникой «лоскутное шитьё» и научиться изготавливать шаблоны для украшения изделий в этой технике.


Задание.

-Помогите девочке подобрать отделку для фартука.

Контекст задания:

  1. Изучите информацию о видах отделки изделия.

  2. Предложите свой вариант отделки.

  3. Изготовьте шаблоны по эскизу.


Дополнительная информация содержит сведения об истории лоскутного шитья, видах отделки фартука, видах лоскутного шитья, техниках лоскутной мозаики, лоскутной аппликации, цветоведении,

ткани, как материала для творчества, инструментах и оборудовании, применяемом для создания лоскутных изделий, (продемонстрировать виды отделки фартука). Рассказ учителя сопровождается слайдами презентации.

- Скажите, какие сведения об истории возникновения лоскутного шитья вы запомнили?

- Какие изделия можно выполнить из лоскутов? (Одеяла, коврики, салфетки, подушки, картины).

- Какие инструменты и оборудование при этом используется? (Ножницы, Швейная машинка, утюг, иглы)

- Ребята, сейчас я предлагаю устроить физкультминутку. Я буду называть самые разнообразные инструменты, или оборудование, или механизмы швейной машины, а вы будете показывать, какое действие они производят.

Итак, встали рядом с рабочим местом, начинаем:

- машинная игла (выполнить шаги на месте);

- маховое колесо (выполнить вращение руками);

- рычаг подъемной лапки (выполнить приседание и подъём);

- утюг при отпаривании (вдох через нос – выдох через рот);

- ножницы (показать, как режут ножницы);

- ручная игла (показать, как шить иглой);

- а теперь, сидя, напишем слово «спасибо» используя вместо ручки голову (писать прописные буквы, вращая шеей).

3. Практическая работа.

- Для закрепления полученных знаний я предлагаю вам выполнить практическую работу «Изготовление шаблона по эскизу». (Работа индивидуально).

- Запишите в рабочую тетрадь следующие определения:

Шаблон – лекало для выкраивания деталей лоскутного орнамента.

Сквозной шаблон - это рамка, полученная из сплошного шаблона, у которого вырезана середина по границе выкройки детали. Его используют, если необходимо выкроить деталь с конкретным рисунком.

Различают шаблоны трёх видов:

  • шаблоны сплошные без припусков на швы, дающие линии соединительных швов;

  • шаблоны с припусками на швы, дающие линии срезов ткани;

  • шаблоны сплошные с вырезом, дающие одновременно линии швов и срезы лоскутка

ткани. Их ещё называют поисковыми рамками, так как благодаря вырезу можно более точно подобрать рисунок для каждого лоскутка.

- Шаблоны изготавливаются из плотного картона, так как шаблоны, выполненные из кальки недолговечны, от частого применения портятся, мнутся и теряют форму. На всех шаблонах необходимо указывать направление долевой нити.

Изготовление шаблона. (Технологическая карта).

Порядок выполнения работы:

  1. Выполнить эскиз орнамента в масштабе 1:1 (в 2-х экземплярах).

  2. Пронумеровать все отличающиеся друг от друга детали, указать их количество.

  3. Разрезать один эскиз на детали. Это будут выкройки деталей. Неразрезанный эскиз позволяет сохранить схему рисунка орнамента, которую можно использовать многократно.

  4. Наложить выкройку детали на картон, обвести тонкой линией. С каждой стороны выкройки прибавить величину припуска на шов перпендикулярно границе выкройки. Через полученные точки провести линии, параллельные линиям выкройки, до их взаимного пересечения. Полученный второй контур детали обозначает границу шаблона для этой детали.

  5. Пронумеровать готовые шаблоны для конкретного рисунка. Указать на них количество деталей, размеры выкроек, название и габаритные размеры блока. Шаблоны можно использовать многократно.

Вспомним основные правила техники безопасности при работе с ножницами и иглой.

Выполнение практической работы учащимися.

- Проанализируем результаты вашей работы. Кто справился с заданием полностью? Кто не успел? Кто испытывал трудности в выполнении данного задания?

- Предлагаю вам отметить свои результаты в «Карте успеваемости». Кто из вас полностью правильно выполнил задание, ставите в графе «Выполнение практической работы» 20 баллов, кто выполнил работу наполовину - 10 баллов, кто сделал меньше половины – 5баллов.

- Сделайте вывод о своей подготовке по результатам выполненной работы. (Необходимо повторить пройденный материал).

- Какой вывод вы сделаете по результатам практической работы? (Нужно работать аккуратно, точно, быстро).

4. Закрепление учебного материала.

- В качестве закрепления изученного материала я предлагаю вам отыскать известную пословицу, спрятанную среди множества букв. Вам надо "пройти по радуге": сначала прочитать все буквы красного цвета, затем - оранжевого и так далее. Чтение - как в книге: слева направо, с верхнего ряда до нижнего.

(Должна получиться пословица «Чему учился, к тому и пригодился!!!»).

- Вы заполнили таблицу, теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга. (Взаимопроверка).

- Сверьте свои ответы с образцом.

-Проанализируем результаты. Кто справился со всеми заданиями? Кто сделал 1 ошибку? Кто – 2 ошибки? У кого 3 и более ошибок?

- Предлагаю вам отметить свои результаты в «Карте успеваемости». Кто из вас правильно ответил на все вопросы, ставите в графе «Знание теории » 20 баллов, кто выполнил работу наполовину - 10 баллов, кто сделал меньше половины – 5 баллов. Подсчитайте количество баллов.

5.Рефлексия.

- Подведем итоги урока. Удалось ли нам решить учебную задачу? Каким образом?

- Какие знания вы открыли для себя?

- Какие практические умения приобрели в процессе выполнения заданий?

(- умение делать выводы на основе логического рассуждения по плану урока;

- умение заполнения опорного конспекта, выделение главного;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, суждения;

- поиск закономерностей;

-оценка своей деятельности и одноклассников).

- Вы получили новые сведения о технике «лоскутное шитьё», научились изготавливать шаблоны для изготовления лоскутных изделий. И я надеюсь, что наши уроки помогут вам создать замечательную отделку для фартука.

А теперь подсчитайте количество набранных баллов за урок. Если вы набрали на уроке:

  • 35-50 баллов – оценка «5»;

  • 24-34 балла – оценка «4»;

  • 10-23 балла – оценка «3».

Оценка деятельности обучающихся на уроке учителем.

6.Домашнее задание.

- Цель вашей домашней работы – закрепить умение выполнять шаблоны для изготовления лоскутных изделий. Прочитайте § 18 , ответьте на вопросы в конце параграфа. Придумайте эскиз аппликации.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Иванова Елена Владимировна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 173953


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства