kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему "Лоскутная техника" (5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке девочки знакомятся с историей и видами лоскутной техники

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Лоскутная техника" (5 класс)»

ТЕМА: ЛОСКУТНАЯ ТЕХНИКА.

КИНУСАЙГА. (5 класс)


Цель урока: формирование знаний о разнообразии видов лоскутных техник, особенностях их выполнения.

Задачи урока:

Обучающие – дать представление о многообразии использования и применения тканевых остатков как древнем, так и современном виде декоративно-прикладного творчества; углубить знание о построении орнамента и подбор по цветам.

Развивающие – передать сведения из истории создания изделий из лоскута, его применение в наше время.

Воспитательные – воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к выполняемой работе.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

- инструменты и приспособления: ножницы, линейка, канцелярский нож, копировальная бумага, клей ПВА;

- материалы (кусочки тканей различных цветов и размеров);

- экструдированный пенополистирол (листовой пенопласт);

- шаблоны элементов рисунка; картон;

- таблица цветового шестисекторного круга; 

- инструкционные карты; 

- презентация «Лоскутная техника»;

- компьютер, видеопроектор.

Методы обучения: беседа, рассказ-объяснение, задания исследовательского характера (доклады учениц), использование ИКТ, практическая работа.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Постановка целей и задач.

  1. Изучение новой темы.

  2. Закрепление пройденного материала.

  3. Практическая работа.

  4. Домашнее задание.


Учитель: Можно ли работать с тканью без иголки, создавая при этом восхитительные панно из кусочков? Да, такое искусство придумано много веков назад. Сегодня на уроке мы познакомимся с оригинальной альтернативой привычной лоскутной технике – «ленивым» пэчворком, но прежде давайте прослушаем сообщения об истории лоскутного шитья, которые подготовили ученицы класса.

Заслушивание кратких сообщений учащихся из истории лоскутного шитья:


1 ученица:

Лоскутное шитье (пэчворк - по европейски, квилтинг - по американски) –это искусство соединения небольших разноцветных кусочков ткани (лоскутов) в единое целое путем сшивания. (СЛАЙД)

Лоскутная техника своими корнями уходит глубоко в древность.

Зародилась лоскутная пластика в Англии, а затем распространилась в Европе, Америке, Австрии и на Руси. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта.

В России лоскутное шитье стало активно развиваться с середины XIX века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Так лоскутное шитье зародилось и развивалось в крестьянской среде.

Предметы деревенского быта были полезны и красивы: коврики-кругляшки, дорожки из полосок ткани и другое. Они радовали глаза.

Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считалось признаками бедности. И лишь в 70-е годы XX века, когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.

Шитье из лоскутков называют еще «лоскутной мозаикой», так как оно похоже на исторически сложившуюся цветную мозаику или витраж.

Лоскутные одеяла и покрывала, занавески и салфетки, панно и скатерти, коврики и дорожки украшают и сейчас интерьеры жилого дома, выставки декоративно-прикладного творчества. (СЛАЙД)

Необходимо отметить, что мастерицы используют даже самые маленькие кусочки тканей, создавая при этом изделия высокого художественного уровня. В наше время лоскутницы упрямо стремятся сохранить прошлое, изучить и развить его. Древние ремесла еще ярче расцветают благодаря труду и творчеству молодых мастеров и мастериц. Их секреты бережно хранятся, передаются из поколений в поколение – и ниточка, связывающая нас с далекими предками, остается целой.

2 ученица:

Существует большое разнообразие приёмов работы с лоскутками.

К наиболее распространённым относятся: печворк, квилт, текстильный коллаж, текстильная мозаика.

Пэчворк. «Пэчворк» в переводе на русский язык означает «лоскутная работа» (от англ. patch – заплатка (кусочек ткани) и work - работа), и в его истоках лежит штопка, лоскуты для которой брали из старой одежды.

Квилт. «Квилт» («quilt» переводится как стегать, простёгивать; подбивать ватой ) сшивать; зашивать (что-либо внутрь чего-либо) ». Поскольку таким образом шили чаще всего одеяла, то этим словом стали именовать стеганое или сшитое из отдельных лоскутов одеяло. В настоящее время «квилтом» называют любую стеганую вещь, будь то одеяло, панно или жилет. (СЛАЙД)

Текстильный коллаж. В переводе с французского – наклеивание. Работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, создавая определённый рисунок. (СЛАЙД)

Текстильная мозаика – орнамент, выполненный из отдельных, пригнанных друг к другу разноцветных лоскутков. Это современная техника, в которой лоскутки соединяются между собой с помощью машинного шва «зигзаг».


Учитель:

Традиции лоскутной техники не потеряли своего значения и сегодня. На их основе создаются современные изделия, которые делают наш дом и быт уютным и красивым.

В настоящее время изделия из лоскутков переживают второе рождение. Это вид декоративно-прикладного искусства, с помощью которого создаются уникальные изделия для оформления интерьеров. Одной из таких современных оригинальных техник обработки лоскутков ткани является техника кинусайга.

Японцы славятся своей способностью возводить любую деятельность в ранг искусства. Оригами, икебана, канзаши и многие другие виды творчества прошли по этому пути. То же самое произошло с техникой Кинусайга: желание повторно использовать довольно дорогую ткань старого кимоно, превратилось в искусство создания великолепных картин и панно. Хотя сама идея имеет свои аналоги во многих народах: например, на Руси старые вещи использовали для лоскутного шитья.

Кинусайга или, как ее называют в России, пэчворк без иголки - искусство создания красивых панно, картин с использованием нескольких техник: аппликация, мозаика, резьба по дереву и пэчворк. Основателем данного вида искусства является Маэно Такаши (Япония, 1987 год). Изначально в Японии шелковые картинки в данной технике делали только из отслуживших своё кимоно, разрезая его на мелкие лоскутки. (СЛАЙД)

Для традиционной кинусайги эскиз сначала рисуется на бумаге, затем копируется на дерево. В дереве по контуру линий прорезаются углубления, и в них заправляются края шелковых лоскутков.

Техника кинусайга получила распространение во всем мире. Хотя, конечно, для изготовления уже используются не дорогие кусочки кимоно, а обычные ткани. А вместо деревянных дощечек берется обычный пенопласт.

Использовать технику пэчворк без иголки или кинусайга можно практически во всем. В первую очередь, конечно, для разнообразных панно, картин, которыми можно украсить интерьер помещения. Также для украшения декоративных коробочек, шкатулок, обложек книг и блокнотов, открыток, альбомов. (СЛАЙД)


Мы с вами будем делать панно. Во все времена картина являлась самым распространенным украшением стен. А панно, сделанное своими руками - прекрасный дизайнерский элемент для создания стильного декорированного пространства.

Для изготовления панно нам понадобятся:

- различные лоскутки ткани (при выборе ткани помните: она не должна растягиваться, должна быть довольно тонкой, а края не должны осыпаться), остатки лент, пуговицы, бусины;

- листовой пенопласт толщиной 2 см;

- ножницы, канцелярский нож;

- инструмент для заправки ткани в пенопласт (вполне подойдет пилка для ногтей или деревянная палочка из маникюрного набора);

- рисунок (можно нарисовать самостоятельно, а можно воспользоваться любой детской раскраской);

- копировальная бумага;

- клей ПВА.


Как вы думаете, какие ткани нужно использовать для работы?

Для работы лучше использовать ситец, сатин, бязь, хлопок, лён, бархат и т.п. (различные виды ткани позволят сделать изделие более фактурным и интересным). Прокладочные материалы: синтепон, ватин. Пригодятся: тесьма, лента, шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа, пуговицы. Не используйте ветхие ткани, так как в изделии они быстро протрутся!

Как подготовить материал к работе?

Подготовка материалов к работе включает следующие этапы:

1. Определение прочности окраски (уголок ткани проутюживают через мокрую ткань). Если на ней останется след, значит, краски линяют. Такой материал использовать можно после стирки.

2. Стирка и накрахмаливание тканей. Изделия из лоскутов хорошо выглядят и меньше пачкаются, если ткань, из которой оно выполнено, накрахмалить.


Этапы изготовления: (СЛАЙД)

1. Выбрать понравившийся рисунок, распечатать на бумаге шаблон.

2. Подготовить пенопласт по размеру желаемого рисунка.

3. С помощью копировальной бумаги перенести рисунок на пенопластовую заготовку.

4. Канцелярским ножом сделать прорези по контуру рисунка глубиной примерно 2-3 мм.

5. Подобрать лоскутки ткани к элементам картинки.

6. Разрезать ткань на подходящие по размеру лоскутки.

7. Смазать клеем тот участок рисунка, который необходимо закрыть тканью.

8. Заправить лоскуток в пенопласт с помощью палочки, пилки, стека в прорезанный контур рисунка.

9. Лишние края срезать маникюрными ножницами, спрятать ткань до конца.

10. Постепенно заполнить нарисованную на пенопласте аппликацию подготовленными лоскутками из ткани.


Закрепление пройденного материала.

Ответьте на вопросы:

- Что было основной причиной для создания изделий из лоскута?

- Какие изделия можно создавать из лоскута и для чего их используют?

- Какие материалы используют в лоскутной технике?

- Какие существуют виды лоскутной техники?

- Как нужно подготовить ткань для изделия?



Практическая работа.

Изученный материал закрепляется практической работой.

Учащиеся подбирают рисунок для будущего панно, переводят картинку на пенопласт, делают прорези по контуру.

Инструктаж по технике безопасности при работе с канцелярским ножом.



Домашнее задание. Подготовиться к продолжению практической работы по изготовлению панно в технике Кинусайга: подобрать лоскуты ткани согласно выбранному рисунку.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Варианты шаблонов для кинусайги










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок на тему "Лоскутная техника" (5 класс)

Автор: Полякова Олеся Валерьевна

Дата: 28.11.2017

Номер свидетельства: 441110

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Открытый урок "Возможности лоскутного шитья и мода". "
    ["seo_title"] => string(53) "otkrytyi-urok-vozmozhnosti-loskutnogho-shit-ia-i-moda"
    ["file_id"] => string(6) "179966"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425105544"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Разработка урока технологии 5 класс по теме «Лоскутное шитьё» (по требованиям ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(89) "razrabotka-uroka-tiekhnologhii-5-klass-po-tiemie-loskutnoie-shit-io-po-triebovaniiam-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "191642"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427352351"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Конспект открытого урока по технологии и презентация "Разработка проекта швейного изделия в лоскутной технике" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_otkrytogho_uroka_po_tiekhnologhii_i_priezientatsiia_razrabotka_proiekt"
    ["file_id"] => string(6) "423558"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1498880114"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Урок технологии в 4 классе Тема: Лоскутная мозаика. «Карман-лакомник»"
    ["seo_title"] => string(71) "urok_tiekhnologhii_v_4_klassie_tiema_loskutnaia_mozaika_karman_lakomnik"
    ["file_id"] => string(6) "406870"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491387133"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Технологическая карта по технологии в 5 классе по теме: "Лоскутная мозаика". "
    ["seo_title"] => string(85) "tiekhnologhichieskaia-karta-po-tiekhnologhii-v-5-klassie-po-tiemie-loskutnaia-mozaika"
    ["file_id"] => string(6) "217744"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433438101"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства