Урок технологии в 4 классе Тема: Лоскутная мозаика. «Карман-лакомник»
Урок технологии в 4 классе Тема: Лоскутная мозаика. «Карман-лакомник»
Урок познакомит с техникой лоскутного шитья, историей этого искусства в России.
Дети учатся сотрудничать и вступать в диалог с учителем.
«Лоскутная» работа зарождалась и развивалась независимо у разных народов. Точный возраст этого древнейшего промысла определить столь же трудно, сколь трудно достоверно ответить на вопрос, когда человек впервые создал ткань и надел на себя сшитую из этой ткани одежду. В музеях мира хранятся образцы, наглядно указывающие на глубокую древность этого ремесла.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Судовцева Е.В. учитель начальных классов МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области
Урок технологии в 4 классе
Тема: Лоскутная мозаика. «Карман-лакомник»
Цель урока: познакомить детей с новой техникой лоскутного шитья.
Задачи урока:
- обучение разметке и раскрою ткани;
- закрепление умения работы иглой, умения выполнять простейшие швы (на данном уроке шов «строчка», шов «через край»);
- формирование эстетического вкуса и чувства гармонии;
- воспитание чувства сопричастности к истории и культуре своего народа;
- воспитание бережливости и аккуратности.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные: познакомиться с техникой лоскутного шитья, историей этого искусства в России.
Коммуникативные: умение сотрудничать и вступать в диалог с учителем.
Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.
Личностные результаты: формирование положительного отношения к школе на основе успешности в обучении.
Оборудование урока: кусочки ткани разных расцветок, заготовки для показа на разных этапах работы, тесьма, иголка, нитки в тон ткани и для отделки, булавки, ножницы, карандаш, линейка, бумага для выкройки.
Ход урока
1. Организация класса и проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний
Ребята, с какими материалами мы работали на уроках технологии ? А какие виды изделий мы выполняли из ткани? Сейчас я вам расскажу еще об одном виде обработки ткани известного человеку с незапамятных времен- лоскутное шитье или лоскутная мозаика. ( Учебник стр. )
«Лоскутная работа зарождалась и развивалась, по-видимому, независимо у разных народов. Точный возраст этого древнейшего промысла определить столь же трудно, сколь трудно достоверно ответить на вопрос, когда человек впервые создал ткань и надел на себя сшитую из этой ткани одежду. В музеях мира хранятся образцы, наглядно указывающие на глубокую древность этого ремесла.
Первоначально это было не столько лоскутное шитье в современном понимании этих слов, сколько перешивание, подновление одежды и предметов убранства жилища из лоскутков отслуживших свой срок вещей. Старые вещи разрезались, лоскутки сортировались: все, что годилось для шитья, шло на лоскутные одеяла, занавески; из очень поношенного плели дорожки, шили махровые коврики — половички.
Поскольку «мелкоте» — так на Руси называли мальчиков и девочек до шести-восьми лет — новой одежды еще не полагалось, то русские крестьянки перешивали старые рубашки взрослых членов семьи на рубашечки для самых маленьких. Да и одежду для более взрослых детей шили преимущественно из старой одежды родителей или просто давали донашивать свою. Такая традиция была распространена не только в бедных семьях, но и в зажиточных, и даже богатых. Сейчас это может показаться странным, но если учесть, что вся одежда состояла только из натуральных волокон и шилась натуральными нитками, то становится понятным, почему вещи, послужившие одному поколению, не только не выбрасывались, но могли пригодиться детям и внукам.
Следует сказать, что до XVIII века одежда на Руси была в основном домотканой, то есть изготавливалась из полотна, сотканного на ткацком стане, который был почти в каждой избе. Долгая и трудоемкая работа, от выращивания льна до производства ткани, не позволяла расточительно относиться к сотканному полотну. Поэтому сам крой народной одежды и приемы ее шитья предполагали безотходное использование материала.
Все это давало бережливому и расчетливому крестьянскому уму толчок и к лоскутному творчеству, позволяя находить все новые и новые способы использования старых вещей.
Однако с появлением первых фабричных ситцев в XVIII веке и значительным их удешевлением в XIX веке, а также благодаря изобретению швейной машины появились новые возможности для развития и существенного обогащения лоскутной традиции. Дешевые, практичные, красочные ситцы охотно использовались не только в крестьянских, но и в городских домах: из них шили одежду, а из разноцветных остатков ситцев — лоскутные одеяла.(Образцы изделий на доске)
В XX веке, во времена кризисов, падения производства и войн лоскутное шитье помогало многим людям выжить, сохраняя семейный бюджет и обеспечивая самым необходимым. В послевоенное время традиции лоскутного шитья отошли на второй план, уступая место промышленному производству одежды и предметов украшения быта. Продолжали заниматься лоскутным шитьем лишь редкие энтузиасты-художники в городах, да в деревнях по старинке продолжали шить лоскутные одеяла и плести разноцветные половички.
В семидесятые годы музеи России начинают собирать и изучать лоскутное шитье как вид современного искусства. С этого времени появляется и постепенно растет интерес к этому виду художественного творчества. Сейчас лоскутным шитьем занимаются самодеятельные мастера и художники-профессионалы. Одни увлеченно трудятся над созданием лоскутных одеял, черпая вдохновение в национальном искусстве, другие предпочитают шить одежду, привнося в свою работу многообразие приемов шитья и декоративное богатство русского народного костюма. Так или иначе, современное лоскутное шитье тесно переплетается с народной швейной традицией, а через нее — с культурным наследием прошлого. Лоскутные работы в русском стиле отличаются особой яркостью, «веселием» красок. Для них характерно многоцветье, гармоничное сочетание пестрого с пестрым, а также умелое использование в одном изделии тканей разных фактур.
Во многих городах России образуются клубы любителей лоскутного шитья, проводятся встречи, фестивали, совместные акции, реализуются международные проекты. А слова «пэчворк» (лоскутная работа) и «квилт» (стеганое лоскутное одеяло) давно не требуют перевода и понятны как профессионалу, так и самодеятельной мастерице-лоскутнице».В нашей Белгородской области, в том числе и в Валуйском районе также широко распространено это рукоделие
3. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Ребята как же вы думаете, чем будем заниматься на сегодняшнем уроке? (Ответы детей, учитель редактирует)
4. Рассматривание образца
Наше изделие называется карман-лакомник. Как вы думаете, почему он так назван?
Дети: В карман можно положить угощение для друзей или родных, или для себя.
Учитель: Рассмотрим образец. Какую форму имеет карман?
Дети: Карман имеет форму квадрата.
Учитель: Каковы размеры нашего изделия?
Дети: Размеры кармана 120 мм на 120 мм.
Учитель: Что представляет из себя узор на кармане? (сочетание квадратов одинакового или разного размера в шахматном порядке).
Какой шов можно использовать для соединения отдельных деталей? («Строчка»)
Каким швом обработан край изделия? ( «Шов через край»)
Какой материал используется для ручки кармана?( Тесьма)
5. Планирование работы
Как вы думаете с чего начнем работу?
1.Изготовить бумажную выкройку.
На бумаге в клетку выполнить квадрат 120мм. на 120мм.)
Что нужно сделать дальше?
2. Подобрать хлопчатобумажные ткани, сочетающиеся по цвету.
Здесь учитель совместно с детьми класса может сделать анализ цветовой гаммы лоскутков, принесённых детьми. Необходимо обговорить сочетаемость по тону и яркости цвета. Какие ткани будут сочетаться и оттенять друг друга. Здесь уместно ещё раз обратиться к уже готовым изделиям.
Каков дальнейший этап?
3. Разметить по выкройке заготовки изделия из ткани.
На этом этапе сделай заготовки не точно по размерам деталей, а с припусками по 5мм. Как ты думаешь, зачем?
Дети отвечают, что для сшивания должен быть припуск на шов, иначе изделие получится меньшего размера, чем запланировано, часть ткани уйдёт в шов.)
Каково продолжение работы?
4.Сшить детали между собой швом « строчка».
Почему сшивать детали лучше швом «строчка»? Напоминаю выполнение шва « строчка»
Дети: Этот шов прочный, детали накрепко пришиваются друг к другу, в отличие от шва «вперёд иголку». Сшей детали между собой швом «назад иголку», отступив от края 5мм
Дети определяют, что лучше сшить пары деталей, а потом сшитые пары пришить друг к другу, получится единое полотно.)
5. Сшить боковые стороны кармана.( Шов «строчка»)
6. Пришить тесьму для ручки.
7.Обработай «вход» в карман швом «через край»
Учитель: Для чего нужно обработать верх кармана?( Напоминаю выполнение шва)
Дети: Необработанный край быстро истреплется, изделие будет неаккуратно выглядеть.
В своей работе будете опираться на план работы, который представлен на доске, Сейчас мы его быстренько повторим,
План работы
1.Изготовить бумажную выкройку.
2. Подобрать хлопчатобумажные ткани, сочетающиеся по цвету.
3. Разметить по выкройке заготовки изделия из ткани.
4.Сшить детали между собой швом « строчка».
5. Сшить боковые стороны кармана.( Шов «строчка»)
6. Пришить тесьму для ручки.
7.Обработать «вход» в карман швом «через край»
6. Инструктаж по технике безопасности .
Форма напоминания .
7. Практическая работа,
Учащиеся выполняют работу под руководством учителя, который проводит текущий инструктаж
Итог урока
Оценивание работ учащихся.
Выставка лучших работ.
Беседа. ( Как будешь использовать готовое изделие?)