Просмотр содержимого документа
«Урок Композиция в интерьере»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ
на тему: «Композиция в интерьере»
6 класс
Подготовила : учитель технологии Адаменко В. П.
Тема: Композиция в интерьере.
Цель урока: знакомство с основными качествами интерьера, его особенностями. Задачи: Обучающие: Способствовать запоминанию основной терминологии, применяемой при разработке интерьера жилого дома.
Развивающие: Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, её выразительности и оттенков). Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету. Воспитательные: Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям. Методы обучения: репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический
Термины: интерьер, дизайн интерьеров, композиция в интерьере, стиль.
Урок сопровождается презентацией.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1.Приветствие учащихся
2.Проверка наличия учащихся
3. Проверка готовности к уроку
II.Мотивация.
Как много в жизни значит Дом! Как много жизненности в нём! Начало, цель, причал и завершенье.
Ведь дом –это - то место, куда хочется всегда вернуться.
С давних времен в народе говорят: “Дом вести – не лапти плести”, «Мой дом – моя крепость», «В гостях хорошо, а дома лучше», «Дома и тысячу лет прожить легко, а выйдешь из дому и час трудно!» ”.
Как Вы думаете, в чем смысл этих мудрых высказываний?
Ребята, скажите, каким образом человек благоустраивает свое жилище и зачем нужно создавать уют в своих домах и квартирах?
Как вы думаете, как называется искусство создавать уют и красоту в жилых помещениях?
А теперь, на основе Ваших ответов, давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока. (Композиция в интерьере)
Дом - это отражение души человека, которые в нем живут. Каким бы он ни был – четырехэтажным особняком или типовой квартирой в панельном доме, для любого человека должен быть тем единственным и неповторимым местом, в котором всегда комфортно, уютно.
Скажите, какая творческая деятельность занимается планировкой интерьера? (Дизайн)
Давайте сформулируем цель нашего урока, с помощью терминов интерьер и дизайн? Как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся, и какой вид творческой работы нам предстоит выполнить?(знакомство с основными качествами интерьера, его особенностями.)
Актуализация изученного материала. (проверка знаний учащихся по теме «Интерьер кухни» 5кл. для подготовки к новой теме) Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела «Культура дома». Это понятие включает в себя вопросы оборудования дома, и ведения домашнего хозяйства, и семейные традиции, обычаи, праздники, взаимоотношения между членами семьи, организация питания, режим труда и отдыха. В пятом классе мы познакомились с «Интерьером кухни». Давайте вспомним функции кухни 1. Для каких целей может служить кухня? - Хранение продуктов; - приготовление пищи; - употребление пищи; - моечная; - прием гостей Всем известно, что на кухне люди проводят значительную часть домашнего времени, а хозяйка больше всех. Поэтому кухня должна быть… 2. Какой должна быть кухня? - удобной (расстановка мебели) - красивой - уютной - чистой 3. Что такое интерьер? Интерьер, в переводе с французского - внутренний. Это внутренний мир дома, складывающийся из отдельных элементов: мебель, декоративное убранство, различное оборудование Сформулируем задачи на урок .Для этого используем слова помощники, которые предоставлены на слайде: Вспомним…. ,узнаем… ,научимся….
Наша основная задача – получить необходимые сведения для организации и создания комфортных, безопасных, эстетических условий вашего пребывания в собственном доме, чтобы очаг стал уютным и теплым гнездышком для членов вашей семьи.
III.Изучение нового материала.
- Сегодня же на уроке мы поговорим об одном из этих слагаемых – качествах и особенностях интерьера.
Основными качествами интерьера являются: функциональность, гигиеничность, эстетика.
Учитель: Сейчас вам предстоит поработать. Вам даны понятия функциональность, гигиеничность, эстетичность. Самостоятельно проанализировав данные понятия, попробуйте определить к какому термину слева, в табличке, относятся формулировки данные справа. Соедините их стрелочками.
Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Внимание на экран.
- Поднимите руку, кто правильно справился с понятием функциональность? Спасибо! Молодцы!
- Поднимите руку кто правильно справился с понятием гигиеничность ? - Поднимите руку кто правильно справился с понятием эстетичность?
Функциональность– способствует нормальным условиям проживания. У каждого помещения квартиры есть свое назначение (функция): кухня, спальня, гостиная, столовая, детская.
Гигиеничность– совокупность таких качеств, которые учитываются при строительстве: звукоизоляция, воздухообмен, теплозащитные качества, работа санитарно – гигиенического оборудования.
Эстетичность – расположение предметов интерьера в пространстве, их соотношение друг другу, отделка поверхностей, цветовое и световое оформление, формы и характер оборудования, декоративное убранство, озеленение.
Композиция интерьера –это особое расположение и соотношение его составных частей: мебели, светильников, бытового оборудования, функциональных зон.
Потребности человека, традиции общества, мода, условия строительства накладывают свой отпечаток на интерьер.
Функциональная зона – это отдельный участок помещения, где проходят определённые жизненные процессы: сон, отправление личной гигиены, питание, обучение, отдых. Итак, есть зона приготовления пищи (кухня) зона приёма пищи (столовая, общая комната или кухня) зона отдыха (общая комната) зона сна (спальня, детская) зона отдыха детей (детская или общая комната). Зонирование – это разделение пространства на отдельные зоны. Конечно, бывает и так, что все зоны должны быть выделены в одной комнате. Отдельные зоны проще всего выделять, используя мебель и элементы оборудования. (слайд 8) Декоративное убранство - это объединение утилитарных (необходимые в повседневной жизни) и декоративных элементов, украшающих быт человека: тканые ковры, посуду, цветы, картины, музыкальное оформление. Интерьер позволяет создать национальный колорит в убранстве жилища, внести индивидуальный стиль в общие особенности жилища, подчинить его общему эстетическому замыслу. Индивидуальный стиль жилища включает в себя: 1.Планировку – количество и расположение комнат. 2.Приемы меблировки помещений – размеры и количество мебели и варианты ее размещения. 3.Стиль мебели, ее художественное оформление, форма, материал и цвет. 4.Бытовое оборудование. 5.Приборы искусственного освещения В своей квартире человек проводит треть жизни. Поэтому очень важно, чтобы квартира удовлетворяла определенными требованиям гигиены – она должна быть светлой, теплой и чистой.
Большую роль в композиции интерьера играет цвет. Цветовые сочетания создают эмоциональный климат, зрительно регулируют размеры помещения, для этого используется освещение.
Современные исследования в области эмоционального восприятия цвета предоставляют возможность регулирования настроения человека. Цвет становиться средством воздействия на состояние человека, вызывая различные чувства и эмоции.
Ученые и дизайнеры интерьера давно научились использовать в своей практике эти особенности цвета.
Рассмотрим цветовой круг.
В основе цветового круга лежат три цвета: красный, желтый, синий.
Все цвета делятся на хроматические (цветные) и ахроматические (бесцветные) – белый, черный, серый.
Хроматические цвета разделяются на «теплые» и «холодные».
К теплым тонам относятся такие как: красный, оранжевый, желтый. Эти цвета являются «выступающими» и помещения, окрашенные в такие тона кажутся меньше. Под их воздействием настроение человека повышается, он становится жизнерадостнее, бодрее, появляется желание действовать. Поэтому их рекомендуют и считают подходящими для окраски тех помещений, в которых осуществляется активная деятельность, т.е. в которых человек проводит больше всего времени и работает: общей комнаты, «детской», рабочего кабинета, столовой. Окрашенные в теплые цвета комнаты, окна которых выходят не на солнечную сторону, менее освещенные, кажутся солнечными и приветливыми.
К холодным (пассивным) относятся синий, зеленый, фиолетовый. Эти цвета и их производные тона не только успокаивают, но и создают впечатление большей просторности. Они подходят для окраски помещений, предназначенных для отдыха, а также для комнат, сильно освещенных и нагреваемых солнцем, внося некоторое успокоение.
В интерьерах для расширения пространства помещений нужно использовать холодные тона, а для сужения – теплые. Синие цвета могут зрительно отодвинуть стену, если остальные стены будут другого цвета.
Осторожно нужно использовать черный цвет интерьера. Отдельные включения в виде полос или пятен в сочетании с белым цветом вполне допустимы и даже бывают очень оригинальны.
Композиция интерьера, зонирование и декоративное убранство зависят от индивидуальности жильцов, их вкуса и самобытности.
Оформляя помещение, нужно не только ориентироваться на цвет, но уделять особое внимание освещению жилого дома.
Освещение – один из решающих факторов правильного функционирования помещений жилища.
Характер освещения во многом зависит от меблировки и убранства квартиры, от инд. вкусов и рода деятельности жильцов.
Светильники бывают общего, местного, комбинированного, направленного освещения, декоративные и светильники-ночники.
- Общее освещение – равномерное наполнение светом всего пространства (плафоны, люстры)
- Местное освещение – освещает одну функциональную зону и рабочую плоскость (бра, настольные лампы).
-Комбинированное освещение – сочетание общего и местного освещения отдельных зон.
Декоративное освещение – подчёркивает общий эстетический замысел (декоративные светильники из цветного стекла).
Светильники - ночники – дают минимальное освещение в ночное время.
Рациональные способы освещения:
Прихожая – лучше использовать потолочный светильник, бра на стену.
Общая комната – люстра, торшер, бра, настольная лампа.
Детская – общее освещение и специальное.
Кухня – общее или комбинированное освещение.
Ванная – плафоны, бра.
Туалет – потолочное освещение.
Теперь рассмотрим оформление интерьера детской комнаты.
У вас у многих есть своя комната. Какая она?(отвечают).
По утверждению психологов и педагогов, у детей восприятие окружения происходит чувственно, определяется не логикой мышления, а эмоциональной насыщенностью. Непременным условием при оформлении детской комнаты является максимум свободного пространства. Мебель расставляют у стен, обеспечив место для игры и развлечений.
Детский интерьер, в первую очередь, должен быть интересным и занимательным, вызывать ассоциации, развивать воображение.
Необходимо уделить особое внимание зонированию детской комнаты. Здесь обязательно должны присутствовать рабочая зона, зона для отдыха, зона для игр. Если дополнить интерьер детской несколькими яркими пятнами (подушки дивана, большие игрушки, плакаты), то атмосфера комнаты приобретет элемент игры. Главное при этом не перегрузить пространство ярким цветом, т.к. длительное нахождение ребенка в насыщенном цветовом интерьере приводит к усталости, раздражительности и даже агрессии. Для детской комнаты больше всего подходит зелёный цвет, комната в зеленых тонах кажется какой-то сказочной. Особенность детской комнаты в том, что требования к ней постоянно меняются. Когда дети взрослеют – меняется и интерьер комнаты, характер.
Ну, и, конечно, не надо никогда забывать, что в вашей комнате должен быть всегда порядок.
Что после всего услышанного вам хотелось бы изменить в своей комнате? (уч-ся отвечают).
IV. Физминутка.
V.Закрепление нового материала
Учитель:( Раздаёт тестовые задания) Сегодня на уроке мы с вами познакомились с
основными понятиями, связанными с интерьером и сейчас с помощью тестового задания
давайте проверим, на сколько хорошо вы усвоили новый материал.
Учащиеся:(Выполняют тестовые задания. После выполнения задания попарно
обмениваются бланками. Зачитывает правильные варианты ответов. Проверяют
задания и выставляют отметку.)
Вопросы для закрепления:
Что такое «композиция интерьера»?
Какие функциональные зоны вы знаете?
Что такое «зонирование»?
Из чего складывается декоративное убранство?
Что включает в себя индивидуальный стиль жилища?
На какие зоны делиться детская комната?
Что нужно учитывать, работая над дизайном детской комнаты?
VI.Практическая часть.
На основе полученных знаний об интерьере жилого помещения выполните проект - кластер комнаты.
1 гр. - гостинная
2 гр. - спальная
3 гр. - детская.
Подготовьте защиту своего проекта по вопросам:
1. Что мы учитывали при создании интерьера своей комнаты
2. Какие качества мы использовали для создания интерьера своей комнаты?
3. Чем руководствовались при расстановке мебели?
Работают в группе
- распределение ролей в группе (ищет информацию, работает над проектом, готовит защиту)
Учитель: Теперь взглянем с точки зрения эстетики труда на свое рабочее место за письменным столом.
-Все ли у вас продумано в соответствии с законами красоты и пользы?
- Правильно ли подает свет и достаточно ли освещенность?
-Удобно ли достать с полки учебник или книгу?
-А как насчет порядка, рационального размещения всех необходимых предметов на письменном столе?
Ради экономии своего свободного времени стоит подумать об организации своего рабочего места. Воспитание в себе привычки к порядку станет вам очень хорошим подспорьем в будущей трудовой деятельности на производстве.
Защита проекта
VII. Итог урока.
Подведение итогов.
Демонстрация работы; её представление (самоанализ) учащимися; оценивание.
Сделайте вывод:
Почему нужно учитывать композиционные и другие особенности интерьера в жилище?
Как эти качества влияют на настроение, здоровье жильцов?
Задание на дом:
1.Выучить основные понятия по теме урока, которые записаны в тетради.
2.Нарисуйте в тетради интерьер, который бы вы хотели видеть в вашей комнате или квартире, комнату, в которой вы бы хотели жить
3.Попробуйте разработать новый тип существующей вещи, придав ей новую форму.
Заключительный инструктаж и несколько советов:
Начните с простых вещей, например с обычного стола или стула. Вряд ли вам сразу удастся воплотить свои замыслы. Необходимо попробовать на бумаге и с каждым разом совершенствоваться в своих умениях.
VIII Рефлексия.
Выберите любое предложение и продолжите его своими словами…
1.Сегодня я узнала…
2. Было интересно…
3.Было трудно…
4.Я выполняла задания…
5. Я поняла, что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовала, что…
8. Я приобрела…
9. Я научилась…
10. У меня получилось …
11. Я смогла…
12. Я попробую…
13. Меня удивило…
14. Урок дал мне для жизни…
15. Мне захотелось…
Ребята, я тоже хочу вас поблагодарить за работу на уроке, пожелать вам весеннего неба, яркого солнца и радужного настроения.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАРТОЧКА №1.
Определить основные качества интерьера.
Функциональные,
Гигиенические
Эстетические
А.Гармония вещей и пространства, их целостность и согласованность (расположение вещей в пространстве, их соответствие друг другу, отделка поверхностей, цветовое и световое оформление, формы и характер оборудования, декоративное убранство, озеленение .
Б. Обеспечение акустической (звуковой) изоляции, хорошего воздухообмена, нормальной тепловоздушной среды, работы санитарно-гигиенического оборудования)
В. Способствует нормальным условиям жизни семьи
КАРТОЧКА №2
К терминам укажите верные определения .
Интерьер жилого дома
Термины
Определения
Мебель
А. Занавеси на оконных проемах
Дизайн
Б. Помещение для хранения и обработки продуктов, приготовления и приема пищи.
Интерьер
В.Единство предметов, оформления и украшения обстановки жилья
Стиль
Г. Место, где человек живет и отдыхает
Шторы
Д. Внутренняя обстановка и оформление квартиры
Дом
Е. Разработка и создание проектов новых видов изделий