kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок технологии с использованием по теме "ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для проведения урокх технологии по теме "Здоровое питание" в 5 классе я использую мультимедийную презентацию "Здоровая пища". Использование этой презентации позволяет наглядно представить изложение довольно сложного материала для учащихся 5-х классов. Полученные знания на этом уроке технологии имеют межпредметную связь с уроками биологии, географии, химии. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок технологии с использованием по теме "ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ"»

Конспект открытого урока технологии «Здоровое питание»

Учитель МОУ СОШ №79 Магомедова Светлана Станиславовна



Надпись на доске:

Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.
Сократ.

Биологическое значение пищи и ее химический состав.

Учитель:

Пища – это основной источник существования человека. В ней содержится около шестисот химических веществ, более 90% которых обладают лечебными свойствами. Чтобы правильно использовать эти свойства пищевых продуктов, надо знать их химический состав, пищевую ценность, уметь правильно составлять рацион питания.

Кулинария (от латинского culina – кухня)- это искусство приготовления вкусной и питательной пищи.

Родиной кулинарии считается – Азия. Уже 500000 лет назад в Китае знали огонь и готовили пищу.

История развития кулинарного искусства.

  1. Древняя Спарта – умеренность в питании. Первые упоминания о вегетарианском питании ( Пифагор – V! в. до н.э)

    Пифагор Самосский ( 6 в. до н.э.)
    Древнегреческий философ.
    Религиозный, политический деятель.

  2. Древний Рим – богатая и вкусная пища.

  3. Франция (16-17 в.в.) – пища очень богатая, разнообразная. Большое количество приправ, кореньев, соусов ( не узнать настоящего вкуса продукта, из которого приготовлено блюдо).

  4. Франция ( с 1825 г.) – приправы стали применять для того, чтобы подчеркнуть вкус и запах блюда.

  5. У каждого народа есть своя национальная кухня со своими особенностями.

Поваренная книга.
  1. Древняя Греция (4 в. до н.э.) – книга.

  2. Междуречье (1700 г. до н.э.) – рецепт на каменных табличках.

  3. Древний Рим – Аппиций « О поварском деле».

  4. Китай (8 век) – поваренная книга с советами человеку есть все, что растет, ползает, плавает, бегает, летает.

  5. Франция (16-18 в.в.) – очень много разных и сложных поваренных книг.

  6. Россия:
    а) Киевская Русь (9 в.) – «Изборник Святослава».
    б) Киевская Русь (17-18 в.в.) – сборник «Пчела».
    в) Московская Русь (15-17 в.в) – специальная литература: справочники, энциклопедии, лечебники, травники, вертограды.

Питательная ценность продуктов.

Наиболее важными веществами, влияющими на рост и развитие организма, на восполнение его энергетических затрат, являются следующие вещества:

  • белки, жиры, углеводы;

  • витамины, вода, минеральные вещества;

  • органические кислоты, дубильные вещества, пигменты, фитонциды, экстрактивные вещества.

Пища строит организм и дает ему энергию. Энергия согревает организм, снимает усталость, дает силу, повышает работоспособность органов человека.

Белки.

Белки – биологические вещества живых организмов. Из них строятся клетки живого организма. То есть они служат для обновления клеток человеческого тела. Повышают работоспособность органов тела.

Наиболее сложными биополимерами являются белки. Их макромолекулы состоят из мономеров, которыми являются аминокислоты. Каждая аминокислота имеет две функциональные группы: карбоксильную и аминогруппу. Все разнообразие белков создается в результате различных сочетаний 20 аминокислот.

Белки – важнейший компонент пищи животных и человека. Пищевая ценность определяется содержанием незаменимых аминокислот, которые в организме не образуются.

По своему происхождению белки бывают:

  • растительного происхождения: рис, соя, бобы, крупа, хлеб и т.д;

  • животного происхождения: мясо, рыба, молоко, яйца и т.д.

Белки животного происхождения.


Лещи. Семейство карповых.


Окунь.


Яйца.


Молоко, молочные продукты.

Белки растительного происхождения.


Грецкие орехи.


Подосиновик красный.

Человеческий организм усваивает белок, поступающий с пищей на 50-100 %. Наиболее полно усваиваются белки куриного яйца (100 %). Молоко и кисломолочные продукты (80 – 90 %). Мясо до 75 %.

Примите на заметку!

Суточная норма потребления белка зависят от физической нагрузки и возраста человека.

Чем выше затраты энергетические, тем больше требуется белка.

  • Предельно высокая – норма 120 г.

  • Предельно низкая – норма 80г.

Причем с возрастом потребность в белках снижается. Белки – это источник энергии. При окислении 1 г. белка выделяется 4 ккал.

Избыток белков приводит к накоплению в организме шлаков ( ненужных веществ), снижению иммунитета, инфекционным заболеваниям.

Недостаток – приводит к тяжелым заболеваниям.

Содержание питательных веществ в 100 г съедобной части продукта.

Количество белка, г

Продукты

Очень большое (более 15)

Сыры, творог нежирный. Говядина, куры, рыба. Соя, горох, фасоль, орехи фундук и грецкие.

Большое (10-15)

Творог жирный. Свинина, колбасы вареные, сосиски, яйца. Крупа манная, гречневая, овсяная, пшено, мука пшеничная, макароны.

Умеренное (5-9,9)

Хлеб ржаной и пшеничный, крупа перловая, рис, зеленый горошек.

Малое (2-4,9)

Молоко, кефир, сливки, сметана и сливочное мороженое, капуста цветная, картофель.

Очень малое (0,4-1,9)

Масло сливочное, почти все овощи, ягоды, грибы.

Жиры.

Жиры – это, прежде всего источник энергии, предохраняющий организм от охлаждения. При окислении 1 г. жира выделяется 9 ккал, что в два раза больше, чем при сгорании 1 г. белка. Жиры вместе с белками образуют соединения, входящие в состав клеточных оболочек. Регулируют обменные процессы в клетках. В частности, жиры растительного происхождения участвуют в дыхании клеток, принося им кислород.

Происхождение жиров.

Жиры растительного происхождения.


Посевы масличного подсолнечника.

Род одно- и многолетних трав и полукустарников семейства сложноцветных. Родина – Северная Америка. В России как культура, с 1829 года. Выращивают подсолнечник масличный (в семенах до 57 % подсолнечного масла), земляную грушу, некоторые декоративные виды, медонос.

Выращивают около 50 видов.


Оливковое дерево в окружении наступающих песков пустыни. Тунис.

Маслина, род вечнозеленых деревьев семейства маслиновых. Существует до 60 видов. Выращивают маслину культурную (оливковое дерево) в странах Средиземноморья, в Крыму, Закавказье, Средней Азии. В мякоти плодов (оливок) до 80 % масла. Лучшие сорта, которого называют прованским. Урожайность 20-40 кг с дерева. Древесина используется для столярных и токарных изделий.


Хлопчатник. Из семян хлопчатника получают растительное рафинированное, жирное масло. Используется в пищу. Для приготовления консервов, маргарина. Родиной хлопководства считается Индия с 3-го тыс. до н.э.


Соя. Род однолетних трав, семейства бобовых. Существует 10 видов, во влажных тропиках и субтропиках Азии и Африки. Возделывают сою обыкновенную (культурную) – зерновая, масленичная (до 37 % масла), кормовая и сидеральная культура. Основные плантации в Китае и США. Зерно сои (до 45 % белка) используют для получения синтетических и искусственных пищевых продуктов.

Жиры животного происхождения.

Жиры животные – это продукт, получаемый из жировых тканей или молоке некоторых животных. Говяжий, бараний, свиной и некоторые другие животные жиры – пищевой продукт. Жир, выделяемый из молока коровы, идет на изготовление масла. А вот жиры морских млекопитающих и рыб используют в медицине, парфюмерной промышленности, в производстве маргарина и др.

Водные млекопитающие.


Ламантин. Занесены в Международную Красную книгу. Имеют длину от 2-4 метров. Продолжительность жизни – несколько десятков лет. Распространены в прибрежных зонах морей и в реках тропических и субтропических районах.


Морское блюдечко. Отряд переднежаберных брюхоногих моллюсков. Некоторые крупные и массовые виды съедобны.


Треска. Семейства тресковых. Длина обычно 40-80 см ( бывает до 1,8 м.). Весит до 40 кг. Обитает в северной части бассейна Атлантического океана, Белое море, в северной части Тихого океана. Важный объект промысла.

Примите на заметку!

Жиры животного происхождения имеют твердую консистенцию.

Жиры растительного происхождения имеют жидкую консистенцию.

Кроме жиров, которые поступают в организм в чистом виде, они могут образовываться из углеводов при их избыточном поступлении с пищей. Такие жиры малоценны, потому что в них отсутствуют жирорастворимые витамины. Избытки жира откладываются не только под кожей, что приводит к ожирению, но и на внутренних органах, что затрудняет их функционирование.

Суточная норма потребления жиров – 80 -100 г. Причем 20-25 г, должны занимать жиры растительного происхождения. В чистом виде рекомендовано съедать в день 20-25 г. сливочного и 15-20 г. растительного масла. Остальное количество жиров должно поступать с пищей.

Содержание питательных веществ в 100 г съедобной части продукта.

Количество жиров, г

Продукты

Очень большое (более 40)

Масло: сливочное, топленое, растительное, маргарин. Жиры кулинарные, сало, свинина жирная. Колбаса сырокопченая. Орехи грецкие.

Большое (20-40)

Сливки, сметана, творожные массы, сыры. Свинина мясная, утки, гуси. Колбасы полукопченые и вареные, сосиски. Рыбные консервы в масле. Шоколад, пирожные, халва.

Умеренное (10-19)

Сыры плавленые и нежирные, творог жирный, мороженое сливочное, яйца. Баранина, говядина, куры, сардельки, колбаса чайная и диетическая, сельдь жирная.

Малое (3-9)

Молоко, кефир жирный, творог полужирный, мороженое молочное. Скумбрия, ставрида, килька. Сдоба, конфеты помадные.

Очень малое (менее 3)

Молоко, кефир обезжиренный, творог. Треска, хек, щука. Фасоль, крупы, хлеб.

Углеводы.
Углеводы, как белки и жиры – важнейший компонент пищевого рациона.

Входят в состав клеток всех живых организмов. Наиболее просто устроены молекулы простых углеводов, или моносахаридов, например глюкозы. В различных условиях она может существовать в линейной или циклической форме.

Углеводы, обширная группа природных органических соединений. Химическая структура соединения – углерод, вода, отсюда и название. Подвергаясь окислительным превращениям, обеспечивают все живые клетки энергией (глюкоза и ее запасные формы – крахмал, гликоген). Входят в состав клеточных оболочек и других структур. Участвуют в защитных реакциях организма (иммунитет). Применяются в пищевой промышленности (глюкоза, крахмал, пектиновые вещества). Текстильной и бумажной промышленности (целлюлоза). Микробиологической: получение спиртов, кислот и других веществ сбраживанием углеводов. В медицине: гепарин, сердечные гликозиды, некоторые антибиотики.

Справка. Пектиновые вещества – (от греческого pektos свернувшийся, замерзший). Присутствуют во всех наземных растениях (особенно в плодах). Повышают засухоустойчивость растений. Устойчивость овощей и плодов при хранении. Используются в пищевой и фармацевтической промышленности. Получают пектиновые вещества из яблочных выжимок, жома сахарной свеклы и т.п.

При окислении 1 г углеводов выделяется 4 ккал. Составляют значительную часть растительной пищи. Важнейшие представители углеводов – сахар, крахмал и целлюлоза.

Углеводы в зависимости от составных частей делятся на моносахариды ( глюкоза, фруктоза, галактоза); и дисахариды (сахароза, мальтоза, лактоза) – сладкие по вкусу. Их называют сахарами.

Полисахариды (крахмал, клетчатка) – на вкус не сладкие.

Крахмал – переваривается в организме и расщепляется до глюкозы и фруктозы.

Клетчатка – пищевые волокна, не перевариваются, но способствуют лучшему усвоению пищи.

Глюкоза и фруктоза – сразу усваиваются организмом и всасываются в кровь. Организм при этом почти не затрачивает энергии. Поэтому важно знать людям с ослабленным здоровьем рекомендуются мед и фрукты. Глюкоза и фруктоза содержатся во многих фруктах, ягодах и меде. Глюкоза – главный поставщик энергии для мозга.

Клетчатка содержится в капусте, моркови, репе, редисе, баклажанах, салате и т.д. При попадании в кишечник клетчатка набухает. Приобретает способность впитывать избыток холестерина и другие продукты обмена веществ, которые должны удаляться из организма.

Суточная норма потребления моносахаридов – до100 г; клетчатки – до 30 г; сахаридов и крахмала – до 370 г.

Содержание питательных веществ в 100 г продукта.

Количество углеводов, г

Продукты

Очень большое (65 и более)

Сахар-песок, карамель, конфеты, помадные, мед, мармелад, зефир, печенье сдобное. Рис. Макароны, крупа манная и перловая, пшенная, гречневая, овсяная. Изюм, урюк, чернослив.

Большое (40-60)

Хлеб ржаной и пшеничный. Фасоль, горох. Шоколад, халва, пирожные.

Умеренное (11-20)

Сырки творожные сладкие мороженое. Картофель, зеленый горошек, свекла. Виноград, вишня, черешня, гранаты, яблоки, соки фруктовые.

Малое (2-4,9)

Кабачки, капуста, морковь, тыква, арбуз, дыня. Груша, персики, мандарины. Клубника, крыжовник, смородина, черника.

Очень малое (менее 2)

Молоко, кефир, сметана, творог. Огурцы, редис, салат, лук зеленый, томаты. Лимоны, клюква. Грибы свежие.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок технологии с использованием по теме "ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ"

Автор: Магомедова Светлана Станиславовна

Дата: 15.11.2015

Номер свидетельства: 253410

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Презентация к уроку технологии "ЗДОРОВОЕ  ПИТАНИЕ""
    ["seo_title"] => string(56) "priezientatsiia-k-uroku-tiekhnologhii-zdorovoie-pitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "253466"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447600211"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Формирование культуры здоровья на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(50) "formirovaniiekulturyzdorovianaurokakhtiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "258770"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448558609"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "здоровьесберегающие технологии на уроках технологии "
    ["seo_title"] => string(67) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "141268"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418074814"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока английского языка "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "101857"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402461513"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Педагогический проект по теме: Развитие критического мышления средствами проблемного обучения на уроках технологии в контексте ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(157) "piedaghoghichieskii-proiekt-po-tiemie-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-sriedstvami-probliemnogho-obuchieniia-na-urokakh-tiekhnologhii-v-kontiekstie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "117085"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412697237"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства