ФИО учителя: | Гребенникова Елена Ивановна, МКОУ «Залининская СОШ» Октябрьского района Курской области |
Класс, дата: | 7 класс, май 2015 года. |
Тема урока: | «Вышивка шелковыми лентами. Изготовление панно». |
Тип урока: | Комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике). |
Авторы УМК: | Технология. Технологии ведения дома: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Синица Н.В., Симоненко В.Д. Издательство: Вентана-Граф, 2013. |
Триединая дидактическая цель. | Формирование у учеников системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека. Развитие у учащихся навыков, составляющих основу ключевых компетентностей имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, сравнивать, вычислять, ставить и решать проблему), речи и познавательного интереса школьников к предмету. Воспитание у обучающихся уважения к личности и ее достоинствам, умения вести диалог, чувств вежливости и дисциплинированности. |
Место и роль урока в изучаемой теме: | Раздел 4. Традиционные виды рукоделия: вышивка, вязание, плетение, ковроткачество и др. (10 часов). В данной главе урок «Вышивка лентами» восьмой. Ранее рассматривался роспись по ткани (батик). Позднее следует вышивка и защита проекта. |
Планируемые результаты урока(в соответствии с ФГОС). | Личностные: Школьник получит возможность для формирования уважения к личности и ее достоинствам, овладеет нормами и правилами научной организации умственного и физического труда, осознает необходимость самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной карьеры, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; готовности к самообразованию и самовоспитанию. Метапредметные: Школьник научится алгоритмизированно планировать процесс познавательно-трудовой деятельности, использовать дополнительную информацию при проектировании и создании объектов решать возникшие технические или организационные проблемы, соблюдать нормы и правила культуры, безопасности трудовой деятельности. Школьник получит возможность научиться диагностике результатов познавательно- трудовой деятельности по принятым критериям и показателям. Предметные: Школьник освоит рациональное использование учебной информации для проектирования и создания объектов труда, методами оценки технических свойств сырья, материалов и областей их применения, овладеет алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач, будет применять элементы прикладной экономики при обосновании технологий и проектов. |
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, экран, демонстрационное оборудование: ткань, иглы, ленты, ножницы, пяльцы. |
Образовательные ресурсы | http://vishivashka.ru/vyshivka_lentami/nachinayuschih.php -Вышивание лентами для начинающих от а до я. https://yandex.ru/images/search?text=вышивка%20лентами&stype=image&lr=8&noreask=1&source=wiz&redircnt=1434658292.1 |
Характеристика этапов урока |
Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты | Деятельность (Д) и слова (С) учителя | Планируемая деятельность (Д) и слова (С) обучающихся | Формируемые УУД |
Организационно-мотивационный (3мин) | Настроить обучающихся на эффективную работу на уроке. | (Д). Здравствуйте! Приветствую Вас в нашей творческой мастерской. Тема нашего урока «Вышивка атласными лентами». Сегодня мы с вами выполним вышивку. Познакомимся с историей возникновения вышивки лентами, рассмотрим какие материалы нам необходимы для вышивки, как правильно нужно вышивать, выполним ленточные стежки. (С) Ты входишь в мир, как в двери мастерской. Ты можешь сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А часть радости творца обязательно передает его творение. Потом ее почувствуют те, кто будет это творение смотреть. | ( Д) Готовятся к уроку; - Погружаются в благоприятную атмосферу; | Личностные: - эмоциональный настрой на урок; - самоорганизация; Регулятивные: - способность регулировать свои действия, прогнозировать свои результаты |
Актуализация знаний (5 мин) | Подготовка учащихся к изучению нового материала. Рассказ с элементами беседы. | (С) Не во сне, а наяву. В страну цветов вас поведу, И чтобы нам всегда везло, Поможет наше ремесло – И будет каждый наш стежок К удаче жизненной шажок. ( С) У наших девочек руки не простые, У наших девочек руки золотые Пришли к нам с рукоделием, Удивить своим изделием. И правда! Кто же выполнил такое чудо? (достаем по очереди изделия, называют виды рукоделия). (С)- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься. Обозначим тему урока. Определение темы урока | Слушают учителя формулируют тему урока. Предполагаемые ответы: ( С) - ВЫШИВКА - Гладь, вышивка крестом, решелье, вышивка бисером, ткачество, роспись по ткани (батик), ….. ( С) Вышивка лентами. Изготовление панно. | Личностные: - активизация имеющихся ранее знаний; - активное погружение в тему; - умение осознавать значимость поставленных учебных задач; Регулятивные: - умение поставить учебную цель; Познавательные: - умение анализировать, - структурировать знания; - умение выделять и формулировать задачи; Коммуникативные: - умение выражать свои мысли в устной форме; |
Введение новых знаний (20 мин) | Объяснительно иллюстра -тивный. Рассказ с элементами беседы | ( С)- А теперь мы с Вами послушаем опережающее домашнее задание, которое было задано заранее на прошлом уроке. ( С)- А по определенным материалам и цвету лент можно было определить….ЧТО? ( С)- Таким образом: мы узнали, что вышивку атласными лентами использовали еще во времена Людовика ХI, использовали женщины в древней Греции. Декорировали чехлы для стульев. Украшали платья, обувь, шляпки. Это вид вышивки использовался в различных странах. Даже в настоящее время атласные ленты используют для различных надобностей. ( С) -Для основы при вышивке шелковой лентой используют разнообразные ткани: хлопковые, льняные, шерстяные. Для этого вида вышивки берется узкая лента, которая подходит к любым типам тканей. Особенность этой техники в том, что она придает рисунку объемность. Изучив виды швов, мы без труда сможем создать своими руками необыкновенно красивые вещи. Помимо этого у вас появится возможность придать готовым изделиям новый облик. | ( Д)- С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей уже в древней Греции. Женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы оживить свой образ. Повязки украшенные золотом и драгоценными камнями вплетались в волосы. Кроме того цветными лентами отделывалась одежда, причем. - социальный статус человека ( С)- В средние века в Италии лентами уже декорировали спинки стульев, а так же подвязывали тяжелые занавески, которыми закрывали окна для защиты от холода в зимнее время. Но только в 14 веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. В 1446 году будущий король Людовик ХI пригласил итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству жителей Лиона. Из этой затеи ничего не вышло, но в город, были завезены разнообразные станки как для выделки шелка, так для изготовления шелковых лент. Спрос на ленты продолжал расти. В 1560 году в Лионе было уже 50 тысяч ткачей. Которые изготавливали разные ленты. В начале 18 века спрос на товары из лент резко возрос. И начался период бурного распространения роскошных и красивых лент. Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие. Людовик ХIV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные своими руками. Платья стали объемными и просторными, богато украшенными лентами. В моду вошли летящие платья с не застроченными складками на груди и многочисленными лентами. Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками, листьями, множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками. В XIX веке вышивка лентами стала популярна практически среди всех слоев населения. Например, на волокна и нити из Японии существовал налог, а на ленты не было налога. В нашей стране ленты для декорирования применялись с древнейших времен. В незапамятные времена невеста, которую засватали, надевала на голову венок с лентами, который называли красота. Низ праздничных рубах украшали двумя полосками красных шелковых лент. Другие рубахи обшивали пестрыми лентами. По центру сарафана нашивали вертикальную полосу из хлопчатобумажных и шелковых лент. Лентами украшали даже обувь. Постепенно под влиянием стилей рококо и барокко в России становится популярной вышивка шелковыми лентами различных цветочных узоров. Лентами украшали одежду, перетягивая рукава и формируя букетики цветов. | Личностные: - проявление интереса к новому содержанию; - осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению; Коммуникативные: - умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации; - умение выражать свои мысли в устной форме; Предметные: - закрепление знаний по предыдущим темам; |
Физминут ка (3 мин) | | ( Д) Показывает физические упражнения, создает условия для снятия переутомления у учащихся: А у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Выпрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два: Думай, думай, голова! Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | ( Д)- Выполняют физические упражнения; | Личностные: - формирование ценности здорового образа жизни |
Первичное закрепление нового материала (5 мин) | | ( С)- Актуализирует полученные на уроке новые знания; - Предлагает продолжить фразы: «Я не знал, что……» «Я понял, что……» Девочки, знаете ли вы без каких навыков невозможно шить и вышивать? «Инструменты и приспособления». -Какие инструменты могут понадобиться? -Что здесь лишнее и почему? «Материалы». - Для изготовления панно нам понадобятся следующие материалы | - Слушают учителя; - Обобщают новые знания; ( С) Предполагаемые ответы: -без техники безопасности, -умение шить ручными стежками Повторяем технику безопасности «Инструкция №2 по охране труда при выполнении ручных работ» -Секатор, ножницы, вспарыватель, иголка, наперсток, клей Предполагаемый ответ: -Швейная машина -выполняем ручные работы | Познавательные: - умение анализировать, структурировать знания; - выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений; Коммуникативные: - умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли в устной речи; |
Примене ние знаний на практике (15 мин) | | (С) «Технология вышивки розы на канве». - Проводит инструктаж по выполнению учащимися практической работы: Сообщает учащимся название практической работы; Разъясняет задачи практической работы; Знакомит с объектом труда – образцом; Предупреждает о возможных затруднениях при выполнении практической работы; - Контролирует выполнение учащимися отдельных швов; - Оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания учащимся; - Осуществляет контроль рационального использования учащимися учебного времени; -Какие трудности возникли при выполнении работы? Самоконтроль: сравнить свой образец вышивки с образцом учителя, обратить внимание на ровное размещение элементов на панно . Подумайте: где можно использовать изученный материал? (демонстрация нескольких изделий) | ( Д) «Вышивка розы и других цветов на канве»; | Личностные: - осознание своих возможностей; - мотивация на творческую деятельность; - осознание ответственности за качество своей деятельности; - проявление самостоятельности; Регулятивные: - умение планировать свою деятельность; - умение осуществлять контроль по результату; Познавательные: - умение решать практические задачи на творческом уровне; - умение организовать рабочее место и осуществлять подбор материалов и инструментов, необходимых для выполнения практической работы; - умение соблюдать трудовую дисциплину; - умение применять методы художественного оформления изделий; - умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления; - умение обосновывать критерии качества конечного результата; Коммуникативные: - умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Практическая работа (30 мин) | | «Технология изготовления панно». Проводит инструктаж по выполнению учащимися практической работы: Сообщает учащимся название практической работы; Разъясняет задачи практической работы; Знакомит с объектом труда – образцом; Предупреждает о возможных затруднениях при выполнении практической работы; - Контролирует выполнение учащимися практической работы; - Оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания учащимся; - Осуществляет контроль рационального использования учащимися учебного времени; Какие трудности возникли при выполнении работы? - Проводит заключительный инструктаж: Организует выставку выполненных эскизов на доске; Анализирует выполнение самостоятельной работы; Организует разбор типичных ошибок учащихся; Направляет учащихся на формулирование способов устранения ошибок Самоконтроль: сравнить свой образец панно с образцом учителя, обратите внимание на аккуратность выполнения изделия. | - Готовят необходимые для выполнения практической работы материалы; - Выполняют практическую работу: «Вышивка розы и других цветов на канве»; (С) - Обсуждение того , что получилось, что не получилось, выявление причин и способов их устранения | Личностные: - осознание своих возможностей; - мотивация на творческую деятельность; - осознание ответственности за качество своей деятельности; - проявление самостоятельности; Регулятивные: - умение планировать свою деятельность; - умение осуществлять контроль по результату; Познавательные: - умение решать практические задачи на творческом уровне; - умение организовать рабочее место и осуществлять подбор материалов и инструментов, необходимых для выполнения практической работы; - умение соблюдать трудовую дисциплину; - умение применять методы художественного оформления изделий; - умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления; - умение обосновывать критерии качества конечного результата; Коммуникативные: - умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: - закрепление знаний по выбору цветовой гаммы; - применение знаний на практике по вышивке лентами с использованием шаблонов |
Рефлексия (6 мин) | | (С) - Мотивирует учащихся на рефлексию о достижении целей урока; -Подведём итог урока. Какие новые знания вы сегодня открыли? Когда эти знания будут вам необходимы? Как вы открыли новые знания? Оцените свою работу на уроке. - Дает объективную и комментированную оценку результатов индивидуального труда обучающихся на уроке; | (С)- Проводят самооценку; - Оценивают работу и одноклассников; | Личностные: - умение провести самооценку и организовать взаимооценку; Регулятивные: - умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению; Коммуникативные: - умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников; |
Домашнее задание (3 мин) | | (С) - Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания и подготовке к следующему уроку | - Слушают инструктаж, осмысливают домашнее задание; - Записывают домашнее задание в дневник; | Регулятивные: - умение планировать свою деятельность. |
1.Фрагмент авторской программы, дополняющий основную рабочую программу обучения по предмету.
2.Вышивка лентами. – Минск: Харвест, В95 2010. – 160 с.: ил.
3.Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия/ 4.Пер. с ит.- М.: АСТ-ПРЕСС. КНИГА
2005-160с.: ил- (Золотая библиотека увлечений).