kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по технологии "Материалы и инструменты для вязания. Правила начала вязания на спицах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Знакомство учащихся с различными материалами и инструментами при              

                      вязании на спицах, расширение кругозора, повышение интереса к рукоделию.

                      Научить учащихся подбирать спицы и пряжу для вязания, первоначальным   

                      приемам  вязания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по технологии "Материалы и инструменты для вязания. Правила начала вязания на спицах" »

Тема урока: Материалы и инструменты для вязания.

Правила начала вязания на спицах.

Класс: 8

Учитель: Гоф Т.Ю.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока : ознакомить учащихся с различными материалами и инструментами при

вязании на спицах, расширить кругозор, повысить интерес к рукоделию;

научить учащихся подбирать спицы и пряжу для вязания, первоначальным

приемам вязания.

Дидактические средства обучения: учебник, тетрадь, компьютер, материалы ЭОР.




Ход урока:

I. Организация на урок.

II. Сообщение темы и цели.

III. Актуализация полученных знаний.

1) Какие виды пряжи вам известны?

2) Как правильно подбирать в зависимости от толщины ниток инструменты для

вязания спицами?

3) Как правильно обращаться с изделиями, связанными спицами, после завершения

вязания?

IV. Объяснение нового материала

В настоящее время очень трудно представить наш гардероб без трикотажа. Вязаные изделия удобны и прочны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно. Ручное вязание позволяет выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и фасона изделий .

Сообщение исторических сведений.

О вязании рассказывает одна из легенд древней Греции. Афина Паллада была одной из наиболее почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусству и ремеслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию. Среди мастериц славилась Арахна. Гордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегла гордячку - нельзя быть выше богов. Не послушалась Арахна старуху. Связала она полотно. Но боги не признали ее победы. Несчастная Арахна не перенесла позора и покончила с собой. Афина спасла девушку, но превратила ее в паука. И с тех пор паук-Арахна вечно ткет свою паутину. И в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи. Король Франции Людовик XIV получил сувенир - чулки и перчатки, связанные из шелка пауков. В 1709 году французский натуралист Бон де Сент Иллер написал диссертацию "О пользе паучьего шелка", в которой детально описал основы прядения из паутины.

Вязание - один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует более трех тысяч лет .

Очень сложно точно установить историю вязания, так как нити и трикотаж сохранить тяжело. Но все-таки некоторые свидетельства этого искусства дошли до нас в виде изображений.

В одной из египетских гробниц (1900 год до н.э.) сохранилось изображение женщины, надевающей носки.

Отпечаток чулка обнаружен в застывшей лаве Помпеи в 79 году н.э.

Детские чулки III-IVв. н.э. найдены в Египте. Эти чулки уже учитывали форму обуви, сандалий с ремешком после большого пальца. У древних египтян при изготовлении носка большой палец вязался отдельно, как на варежках.

Самыми искусными вязальщиками в древности считались арабы. Сложные многоцветные узоры они придумывали уже 2 тысячи лет назад.

К началу нашей эры люди довели технику этого рукоделия до очень высокого уровня. Основная заслуга в этом принадлежит, конечно, тем народам, которым не очень повезло с климатической зоной. Вспомните, например, скандинавские сказки. Да что далеко ходить, в самых древних сказках Руси герою непременно вручался клубок ниток!

У одного из древних кочевых племен существует легенда о чудаковатой старухе-колдунье, которая по рассеянности вместо ниток сматывает в клубок дороги, а потом вяжет из них новые, тем самым, запутывая усталых странников.

В IX-XI веках искусные вязальщицы стали наносить тексты на носки.

В 13 в. вязание распространилось в Италии как вид домашней работы. Позднее оно проникло во Францию, Англию, Шотландию, Россию. В 16 в. вязание уже известно во всех странах Европы. Вязаные вещи, особенно чулки, стали очень популярными (главным образом при королевских дворах и среди знати).

Ручное изготовление вязаных чулок в то время значительно опередило изготовление других вязаных изделий и вскоре было организовано в цехи. В мужской моде того времени были популярны штаны – колготы и вязаные облегающие чулки, которые лучше подчёркивали форму ноги, чем сшитые чулки.

Интересно, что вязание было вначале мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией даже специальными договорами. Так, пражские чулочники в 1612 г. постановили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины.

И они стали великолепными, изобретательными вязальщицами! Некоторые даже удостоились звания «королевы вязания», демонстрируя своё искусство на представительных соревнованиях. Одна из них – швейцарская вязальщица с удивительно быстрыми пальцами за 71 минуту связала свитер, правда, толстыми спицами.

Подобно каждой новинке, вязание не было принято сразу и, кроме приверженцев, имело своих противников. Магистрат Магдебурга, например, в 1583 г. отдал распоряжение, которым запрещалось носить шёлковые чулки как вредную и излишнюю роскошь.

Кроме простых вещей – носков, шарфов, тёплого белья – высокопрофессиональные мастерицы вязали узорные и ажурные вещи.

Перелом в вязании произошёл с появлением вязального станка (1583 г.), изобретённого английским священником Вильямом Ли. На его принципе были сконструированы почти все вязальные машины. Казалось, что машинное вязание вытеснит ручное. Жизнь опровергла такое предположение. Чем больше выпускается изделий массового машинного производства, тем более ценными становятся вещи, связанные вручную» [1].

В 1589 году помощник приходского священника Вильям Ли изобрел вязальный станок. Но чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились изделия, изготовленные вручную.

В России с давних времен крестьянки вязали чулки, носки, и варежки из овечьей шерсти. Обычно они были одноцветными. В некоторых северных губерниях, а также в Рязанской, Пензенской, Тульской праздничные вязаные изделия украшались орнаментами. В городе Арзамасе Нижегородской губернии с конца XIX до начала XX в. было распространено вязание сапожек, украшенных цветочными мотивами. В сочетании оригинальных узоров и цветовых комбинаций, применяемых в вязаных изделиях, проявлялась богатая творческая фантазия русского народа .

Совершенно уникальным является ручное узорчатое вязание в знаменитом промысле оренбургских пуховых платков, возникшем в XVIII в. Здесь изготавливают платки двух видов: плотные, пушистые из серого пуха и тонкие, ажурные - из белого. Последние неизменно вызывают восхищение красотой узоров, легкостью и высочайшим мастерством исполнения. Такой платок размером 2 х 2 м весит всего 70 г. Искусство вязания оренбургских пуховых платков передается из поколения в поколение.

При сегодняшней моде на ручной трикотаж и огромном разнообразии пряжи, оригинальной как по фактуре, так и по цветам, ручное вязание находит все больше поклонников и становится одним из самых популярных хобби в мире, вдобавок, вязание – отличный отдых за работой.

Материалы и инструменты:

Для вязания необходимы материалы и инструменты.

А для того , чтобы узнать какой же основной материал используется для вязания, вспомните сказку А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» :

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Или сказку "О золотой рыбке": "... старик ловил неводом рыбу, а баба пряла свою …...".

Конечно, основным материалом для вязания служит пряжа.

Качество вязаного изделия зависит от правильно подобранной пряжи. Пряжа должна соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т.д. Сегодня в мире вязаной моды существует огромное количество разнообразной пряжи.

Для вязания на спицах используют шерстяную пряжу.

Мериносовая пряжа производится из шерсти мериноса – особой породы овец. Отлично сохраняет тепло, хорошо тянется и устойчива к сминанию. Серьезным недостатком шерстяной пряжи является ее сваливаемость и образование катышков. Чем слабее скручена пряжа, тем меньше катышков образуется при трении.

Ангорская шерсть- получают от кроликов ангорской породы. В чистом виде эта шерсть практически не используется. Шерсть ангорского кролика очень пушистая, мягкая и теплая.

Верблюжья шерсть не только на редкость теплая, но и мудрая - она является прекрасным изолятором, поддерживающим постоянную температуру тела. А еще она умеет поглощать влагу и быстро ее испарять, оставляя тело практически сухим. Это свойство плюс тепловой эффект препятствуют образованию лишнего веса. В Древнем Египте были очень популярны корсеты из верблюжьей шерсти - женщины разного возраста носили их для коррекции фигуры. Она теплее, прочнее и при одинаковом объеме в 2 раза легче овечьей шерсти. К тому же не вызывает аллергии и снимает статическое напряжение со своих владельцев.

Альпака (лама) - животное из семейства верблюжьих, так что она обладает всеми свойствами верблюжьей шерсти, описанные в предыдущем абзаце. Шерсть альпаки ценится дорого, основным ее плюсом является то, что из-за длинных волокон на ней мало образуются катышки.

Мохер – вид пряжи, который производят из шерсти ангорских коз. В России для производства мохера используется шерсть оренбургских коз.

Искусственное волокно :

Вискозное - производится из целлюлозы, отличается мягкостью, шелковистостью, очень похоже на хлопок.

Синтетическое волокно:

Акрил -по своим свойствам очень напоминает натуральные шерстяные нитки.

Меланжевые(фасонные) - соединение нескольких различных по цвету нитей

Экопряжа- изготовлена из экологически чистых хлопка и льна. которые выращены без применения пестицидов и окрашена исключительно натуральными красителями.

Спицы.

Спицы – это основной инструмент вязальщицы. Можно сказать, это продолжение ее рук. За несколько веков спицы не претерпели больших изменений во внешнем виде, но материалы для их изготовления стали намного разнообразнее .

Прямые спицы подходят для вязания деталей прямыми и обратными рядами. Благодаря тому, что спицы от конца сужаются, петли лежат на них свободно и легко провязываются. Ограничители препятствуют соскальзыванию петель, на них указана толщина спиц.

Набор из пяти спиц (чулочные) всегда состоит из 5 относительно коротких спиц (15 или 20 см), заостренных с обеих сторон. Они предназначены, например, для вязания чулок или варежек по кругу. Особенно хороши для этого спицы из бамбука. Они очень легкие и поэтому не выскальзывают из петель.

Круговые спицы - это две прочные спицы, соединенные гибкой леской различной длины. Короткими круговыми спицами вяжут, например, бейки горловины или воротники-гольф. Длинными спицами можно вязать по кругу целые модели.

Вспомогательные спицы или спицы для вязания "кос" используют для перекрещивания петель. Спицы для вязания "кос" имеют посередине небольшой изгиб, чтобы перекрещиваемые петли впереди или соответственно сзади полотна не соскальзывали.

Пряжа.

Качество вязаного изделия зависит от правильно подобранной пряжи. Пряжа должна соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т.д. Сегодня в мире вязаной моды существует огромное количество разнообразной пряжи. Для вязания на спицах используют шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные, синтетические и другие нити .

Для успешного вязания предлагаются еще и необходимые аксессуары .

Вязальная булавка похожа на большую английскую булавку. Ее используют для того, чтобы временно оставить петли, петли переносят на булавку и застегивают ее.

Цветные наконечники можно надеть на концы спиц, если приходится прервать работу или нужно временно оставить часть петель. Они препятствуют соскальзыванию петель.

Маркировочные кольца служат для того, чтобы пометить начало кругового ряда или определенные места в узоре.

Счетчик рядов можно надеть на спицы. У него есть маленький счетный механизм, который переводят вручную после каждого провязанного ряда. Таким образом, в любое время можно увидеть, какой ряд узора находится в работе.

Острые ножницы с заостренными концами необходимы для вязания так же, как и для любого другого вида рукоделия.

Непременным условием красивой вязки является правильный подбор спиц и нити .

Толщина спицы должна быть в два раза больше толщины нити (запись в тетрадь).


V.Практическая работа

- Набор начального ряда

Правила безопасной работы при вязании на спицах.

  1. Рабочее место должно быть хорошо освещено

  2. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула

  3. Концы спиц должны быть безопасными, иметь ограничения

  4. Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи. 

  5. По окончании работы все инструменты убирать в рабочую коробку

  6. Спицы переносить в защитном футляре

Вводный инструктаж.

  1. Демонстрация приема набора петель учителем и просмотр ролика.

  2. Правильная посадка и положение рук при вязании.

  3. Запись в тетрадь основных правил вязания.

Самостоятельная работа учащихся по выполнению набора петель с использованием инструкционной карты .

Демонстрация приемов вязания основных петель – лицевой и изнаночной .

Выполнение учащимися образца вязания платочной вязи лицевыми петлями, используя инструкционную карту .

В ходе практической работы проводится физкультминутка.

Педагог оказывает индивидуальную помощь.


VI.Закрепление:

- Какие материалы и инструменты необходимы для ручного вязания?

- Назовите основное правило подбора спиц.

- Расскажите о правилах безопасной работы при вязании.

.

VII.Подведение итога урока:

я познакомилась с ...

у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...

VIII. Домашнее задание:

Кто не успел довязать полотно, дома довяжите . И подумайте о применении этого вязаного полотна. (На следующем занятии учащимся станет известно, что связан образец чулочной вязки). К следующему занятию принесите свой образец.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Гоф Татьяна Юрьевна

Дата: 08.11.2014

Номер свидетельства: 128133

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Презентация к уроку технологии "Вязание крючком" "
    ["seo_title"] => string(57) "priezientatsiia-k-uroku-tiekhnologhii-viazaniie-kriuchkom"
    ["file_id"] => string(6) "188857"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426761273"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект открытого урока по технологии для девочек "Вязание крючком" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-tiekhnologhii-dlia-dievochiek-viazaniie-kriuchkom"
    ["file_id"] => string(6) "188859"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426761781"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Методическая разработка урока технологии (6 класс) по теме: "Вязание крючком""
    ["seo_title"] => string(78) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_tekhnologii_6_klass_po_teme_viazanie_kriuchkom"
    ["file_id"] => string(6) "559960"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1602605947"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока к разделу Художественные ремёсла. Вязание крючком."
    ["seo_title"] => string(76) "koyspiekt_uroka_k_razdielu_khudozhiestviennyie_riemiosla_viazaniie_kriuchkom"
    ["file_id"] => string(6) "372873"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482519526"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Открытый урок по технологии в 8 классе "Нетканый гобелен""
    ["seo_title"] => string(55) "otkrytyiurokpotiekhnologhiiv8klassienietkanyighobielien"
    ["file_id"] => string(6) "315510"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459909256"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства