Воспитательный час
по теме:
«Мир профессий и
твоё место в нём».
Подготовила и провела классный руководитель:
Карайчева Зоя Александровна
2017год
Цель: Знакомство учащихся с различными профессиями, развитие живого интереса к многообразному миру профессий с использованием различных методик.
Задачи:
Воспитание уважительного отношения к разным видам профессионального труда как социально равноценным.
Усвоение учащимися глубоких и всесторонних знаний по проблеме выбора профессии.
Формирование комплекса мотивов выбора профессии: самореализация и самоутверждение, желание принести пользу семье и близким людям, удовлетворение материальных потребностей.
Форма проведения: беседа.
Возраст учащихся – 15 лет.
Оснащение: оформлена доска: запись темы, стих В.Маяковского; тесты.
Ребята, в 9 классе общество требует от Вас профессионального самоопределения, хотя и первоначального.
Наш классный час я хотела бы начать строчками стихотворения В.Маяковского для детей, он с очень взрослым смыслом:
У меня растут года
Скоро и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем мне заниматься?»
Словарная работа.
Пройдёт совсем немного времени, и вам придётся выбирать свой путь в жизни, от которого, будет зависеть Ваша жизнь. И этот путь начнётся с перекрёстка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог- именно столько сегодня существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг вашего общения, и интересы, и счастье в жизни. Что же такое профессия?
На доске вы видите 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, должность, квалификация.
Как бы вы объяснили значение этих слов?
(ответы ребят)
Как же принять правильное решение, о котором не пришлось бы потом пожалеть?
Выбор профессии – один из серьезнейших выборов: его случайность и недостаточная осмысленность потенциально трагичны. Поэтому очень важно правильно изучить себя и свои возможности. Исследования показывают. Что люди, неудовлетворенные своей профессией, не только не добиваются высоких результатов, но и чаще болеют, имеют пониженный фон настроения.
Таким образом, принимая решение, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против», а не руководствоваться принципом: «все пошли, и я пошел», «так получилось», «захотелось».
Конечно, в жизни бывают разные ситуации, и далеко не всегда все получается так, как мы хотим.
Например: Человек всю жизнь мечтает стать музыкантом. У него действительно есть талант. Он поступает в консерваторию, но по окончании вынужден заниматься, скажем, коммерцией, чтобы прокормить семью.
Как вы считаете, как может сложиться жизнь этого человека?
Высказываются 2-3 человека.
Учитель - В лучшем случае он будет рад, что живет в достатке, но с другой стороны он будет всю жизнь жалеть, что так и не осуществил свою мечту, не реализовал свой талант. Возможно, будет чувствовать себя неудачником, считая, что принес бы больше пользы себе и людям, будучи музыкантом. На этой почве у него может развиться чувство неудовлетворенности.
Как Вы, считаете, какими факторами руководствуется современная молодежь при выборе профессии ?
Высказываются 2-3 человека. (Престижность профессии, заработная плата, пример родителей, свои интересы.)
Учитель: Вы правы, фактор престижности в настоящее время часто имеет место быть при выборе профессии. Но надо признать, это не самый верный принцип выбора, поскольку престиж сродни моде, а мода, как мы знаем, очень быстротечна.
Следовательно, какую мы можем вывести формулу успешного выбора?
На самом деле выбор профессии «стоит на трех китах»:
ХОЧУ, МОГУ, НАДО.
Давайте подробнее на них остановимся:
ХОЧУ – личные цели, интересы, потребности.
МОГУ – учет своих возможностей, способностей, состояния здоровья.
Здесь можно вспомнить слова И.А.Крылова «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец»
Как вы понимаете это высказывание? Высказываются 2-3 человека.
(У человека всегда лучше получается то, что ему интересно, в чем он хорошо разбирается, тогда и он получает удовлетворение от работы, и работа получается качественной).
Учитель: Совершенно верно. И согласитесь, что это- счастье, когда способности и интересы, т.е. «хочу» и «могу» совпадают.
А как это можно назвать одним словом? (Призвание)
Верно. Но кроме умственных способностей необходимо учитывать и возможности физические.
Например: одним людям больше подойдет спокойная, размеренная работа, а другим – постоянные командировки и экспедиции.
Другой пример: Человек может приспособиться к любым условиям, поэтому почти каждый практически здоровый человек смог бы выполнить любую работу, но какой ценой? За успех можно заплатить разную цену. Она измеряется в затратах физического и психического здоровья.
Например, необщительный человек с профессией, требующей общения, испытывает нервные перегрузки от частых контактов с людьми. В результате снижается его работоспособность, эмоциональное напряжение может привести к физическим болезням. А общительный человек может добиться того же, но не такой ценой.
НАДО – потребности рынка труда. В мире существует более 50 000 профессий. Одни из них очень распространенные – врач, учитель, продавец… Другие насчитывают единицы.
Какие редкие профессии вы знаете? (суфлер, океанолог)
Одни профессии очень древние, другие же появились совсем недавно. Порой, даже не каждый взрослый человек может объяснить, что за род деятельности скрывается за тем или иным названием.
Например, клипмейкер, промоутер, мерчендайзер….
А какие современные профессии вы можете назвать? Отвечают 2-3 человека.
Попробуйте объяснить суть работы человека этой профессии. Какими качествами он должен обладать? (если дети затрудняются, учитель предлагает какие-либо определенные профессии и сам объясняет суть работы людей этих профессий)
А кем бы вы хотели стать? Почему?
Мы с Вами уже обсудили какими факторами необходимо руководствоваться при выборе профессии.
Чтобы облегчить выпускникам эту задачу ученые многих стран пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А.Климова. Давайте вспомним ее.(Презентация.)
Сегодня мы с вами проведем два теста, чтобы посмотреть, к какому типу профессий вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан.
Тест №1
Я предлагаю двум ученикам подойти к доске и написать в колонку одному положительные качества профессии, став на минуту оптимистом, другому – отрицательные качества профессии, став на минуту пессимистом. А вы, ребята, им поможете.
Итак, например, очень популярная в наше время профессия - журналист.
Проверим, насколько реально мы можем ее оценить, каков уровень осведомленности о ней.
Оптимист:
Работа имеет огромное общественное значение;
Высокая заработная плата;
Встречи с интересными людьми;
Командировки, дающие возможность многое увидеть;
Использование современной техники.
Пессимист:
Трудности, связанные с устройством на работу;
Частые командировки, осложняющие личную жизнь;
Трудности получения образования (наличие печатных работ);
Большая ответственность;
Нервные перегрузки;
Ненормированный рабочий день;
Постоянное общение с людьми.
Вывод: Выбирая эту профессию необходимо взвесить все «за» и «против» и выбор этот для каждого индивидуален.
Тест №2. Профпригодность
Итак, с выбором мы немного прояснили ситуацию. Теперь давайте проведем тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на следующие вопросы:
1. Новогодняя ночь для тебя – лучшее время, чтобы...
А) выспаться;
Б) посмотреть телевизор вместе с семьей;
В) оказаться в кругу друзей.
2. Из трех подарков ты предпочел бы:
А) удочку, набор для вышивания;
Б) коньки и лыжи;
В) турпутевку или билет на интересное представление.
3. Отправляться в путешествие лучше всего:
А) в одиночку;
Б) с семьей или друзьями;
В) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.
4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:
А) почувствовал бы полную свободу;
Б) занялся бы поиском выхода или каким - нибудь делом;
В) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх;
5. В свободное время ты любишь:
А) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;
Б) рисовать. Читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону,
В) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино…
Посчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопросы с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2 балла, «в» - 3 балла.
Если вы набрали от 5 до 8 баллов – советуем подумать о профессии, где вам не придется общаться с большим количеством людей (продавец, учитель, журналист, психолог - вам не подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лестничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас. Поскольку ваши ответы показывают. Что вы цените тишину, не любите шумных незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты. Встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.
Если вы чаще ставили галочку возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 баллов, то считайте – вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен.
Ну а если в вашем активе от 12 до до15 баллов, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В Вас огромный потенциал энергии и сил. Которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, в охотничьем хозяйстве или в мастерской.
Заключительное слово учителя.
Кто-то возможно. Мечтал о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о профессии юриста, а тест напророчил карьеру артиста. Не отчаивайтесь, если не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным – учиться внимательно слушать и быть сдержаннее, И вообще, людям любой профессии необходимо всегда работать над собой и тогда любая мечта станет реальностью.
– игра «Крокодил».
Команды загадывают с помощью жестов и мимики какую-либо профессию, остальные команды пытаются понять, что было загадано.
Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»
- Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т.п. ?
Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадёт чей-то труд, деньги, прибыль.
Так же и на рынке труда. Если каких- то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация- это то, что продаёт человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, а другие теряют свои позиции, а третьи и вовсе пропадают, уходят в прошлое.
Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.
1 группа составит список «Самые модные профессии»
(юрист, менеджер, телеведущий, журналист, визажист, президент, программист… )
2 группа – «Самые забытые профессии»
(конюх, ямщик, трубочист, шорник, ключник…)
3 группа - « Профессии, которые всегда нужны»
(врач, учитель, строитель, шофёр, повар…)
4 группа – « Самые отважные профессии»
(пожарный, каскадёр, космонавт, спасатель, военный, шахтёр…)
(музыка, дети обсуждают, составляют списки)
- Конечно, мы перечислили с вами не все профессии. Их в мире,как я уже говорила, около 50 тысяч. Но выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живём.
Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
- Один учёный, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработавший в школе, встречая своих выпускников, задавал им вопрос: «Доволен ли ты своей профессией?» и часто получал удручающий ответ: примерно каждый 3-ий (!) ошибся в своём выборе профессии, а каждый второй признавался в том, что не совсем доволен, и если бы начинал всё сначала, то пошёл бы по иной стезе.
- Как вы считаете, почему так много молодых людей ошибается в своём выборе профессии?
( «Давят» родители;
Идут за модой;
Выбирают за компанию;
Подражают героям кинофильмов,
Ничего не знают о выбранной прфессии.)
- Вы перечислили самые распространённые причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, переоценка своих возможностей, погоня за модой. Но как же тогда выбрать правильно свой путь в жизни, свою профессию?
Тестирование
- Может быть, немного разобраться вам в себе самом поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры- треугольник, круг и квадрат, нарисуйте человечка. Состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Время выполнения – 1 минута.
(музыка)
- Теперь подсчитаем количество треугольников.
(дети выполняют задание)
- А теперь слушайте ключ к тесту.
Первый тип: 6-8 треугольников- тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях.
Второй тип: 5 треугольников. Очень ответственные люди.хорошие организаторские способности. До мелочей продумывает свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвёртый тип: 3 треугольника. Тип учёного. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует всё новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
- Конечно, этот тест не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
Минутка для шутки.
1) Дети и профессии.
Дочь метеоролога
- Девочка, сколько тебе лет?
- Плюс 13.
2) Дочь военного
- Тяжело быть дочерью военного?
- Так точно!
3) Сын стоматолога
- Мальчик, какая у тебя самая любимая игрушка?
- БОРмашинка.
Игра «Угадай пословицу по теме классного часа»
(математическая пословица «Дело и кормит и мучает, и учит»)
ПОСЛОВИЦЫ :
1.Бегает от работы, как собака от мух.
2.Без волнения, без заботы не жди радости от работы.
3.Болтуна видно по слову, а рыбака по улову.
4.Была бы охота, заладится всякая работа. .
5.Один с сошкой, семеро с ложкой.
6.Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
7.Сам молчун, да руки громкие.
8.Своя упряжка никому не тяжка.
9.Спать не молотить ,спина болит.
10.Тот труда не боится, кто умеет трудиться.
11.То завтракаю, то обедаю, а погулять когда не ведаю.
12.Труд не калечит, а лечит.
13.У лодыря Егорки ,всегда отговорки.
14.Утреннюю работу не оставляй до вечера.
15.Хорошая работа и старика молодит.
Поведение итогов классного часа.
- Сколько людей занимаются всю жизнь нелюбимым делом: кто-то ради денег, кто-то по привычке, а кто-то просто потому, что когда-то не очень серьёзно отнёсся к собственному выбору. Ребята, попытайтесь четно оценить свои способности, желания
и возможности и только тогда сделайте правильный выбор профессии. Желаю вам в этом успехов.
(рефлексия).
- Что интересного вы сегодня узнали? Что останется в памяти? О чём можно задуматься?
Благодарю вас ребята за помощь в подготовке и проведении классного часа.