А кто знает из вас, почему такой вид плетения называют монастырским? Когда-то очень давно при каждом монастыре существовали мастерские, в которых изготовляли церковную утварь. Работники мастерских занимались золотным шитьем, вышивкой, шитьем и плетением из бисера и жемчуга. Именно в технике монастырского плетения изготовлялись оклады к иконам и оформлялась церковная утварь. На протяжении многих веков эта традиция работы с жемчугом и бисером сохранилась. Поэтому основные современные работы выполняются из бисера и из искусственного жемчуга. Это традиционно на Северной земле. Ребята, а вы знаете, откуда появился жемчуг? Сейчас я вам предлагаю послушать старинную легенду о происхождении жемчуга. «Мать у подножия креста сыновьева слезы лила. Горькие слезы. Тяжело они падали на ее плат и не скатывались, а оставались при ней. И стали они тяжелым половинчатым жемчугом , которым поморки расшивали покрова, плащеницы и ризы. Но сын материнский ожил, и возрадовалась мать, и слезы светлым радостным ручьем покатились из ее глаз. Этот жемчуг скатный, раскатился он, разошелся по всему белу свету. Все дивуются ему, лучше он самоцветов. Слеза горе облегчает, но не делит его, твое горе при тебе остается, а радостные слезы и другие с тобой разделят. Радует и печалит жемчуг, давали его в приданое девкам- невестам, чтобы ничьи, никакие слезы они не забывали. Красит жемчужина все, к чему бы она ни была пристроена. Считают жемчуг зернами. Зерно это морем дано, как хлебное землей. « И что это такое. Этот жемчуг? Тайна» Блеск северного жемчуга матовый, теплый. Его низали прядками в ожерелья и использовали в шитье. Это не только мастерство, но и искусство. Ожерелья для девушек допускались только из жемчуга или белого бисера. У нас на Севере говорят: «Цветны-то ожерелки носить только жонкам, мужним жонам, девку-то жемчужок красит» Пусть легенда о жемчуге напомнит вам только о радостных мгновениях. В старину на Севере поморским девочкам с детства внушалось: женщина, владеющая ремеслом может одарить своей работой. Это предметы вышивки и ткачества, предметы лицевого шитья и низанья бисером, шитья жемчугом. Она может проявить свои достоинства перед старшими женщинами в семье мастерством в области искусства. В каждой избе всегда стояли или висели станки, а иначе их раньше называли пяла, с работой. Работу брали с собой, когда шли погостить к родственникам в дальнюю деревню: им хотелось похвастаться перед родственниками, товарками, а может быть даже привлечь жениха. Научившись работать, девушка с очень раннего возраста начинала складывать плоды своих трудов в сундук – «коробейку»- и эта сокровищница постепенно наполнялась и богатела. |