kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия "Рождественские колядки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Ознакомление  учащихся с проведением обряда  колядования языческого происхождения у славянских народов

 Задачи:

Предметные: 

Создавать условия для развития умения эмоционально и осознанно относиться  к древним обрядовым песням;

Продолжить формирование интереса учащихся к  литературе,  живописи, народной обычаям.

Развивать художественный вкус и интерес к традициям русской народной  культуры

Метапредметные:

Познавательные:

Приобщить учащихся к миру русского быта, к миру русских  традиций.

Стимулировать развитие логического мышления, памяти, внимания. Формировать  представление о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;

    Регулятивные: способствовать развитию волевых качеств учащихся при включение детей в игровую деятельность.

  Коммуникативные:

Создание ситуаций для высказывания своей точки зрения  в обсуждении вопросов в  коллективе;

Формировать умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;

-формировать умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностные:

Воспитывать  уважительное  отношения к историческому прошлому России;

Формировать  эстетические потребности, ценности  и чувства;

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Рождественские колядки"»



Технологическая карта внеклассного занятия

1.Автор-составитель: учитель начальных классов -  Карташова Ирина Михайловна

2.Внеурочная деятельность

3. Тема занятия: «Рождественские колядки»

     4. Тип занятия : комбинированный

     5. Вид занятия : интегрированный

     6. Цель: Ознакомление учащихся с проведением обряда колядования языческого происхождения у славянских народов

     7Задачи:

Предметные:

Создавать условия для развития умения эмоционально и осознанно относиться к древним обрядовым песням;

Продолжить формирование интереса учащихся к  литературе,  живописи, народной обычаям.

Развивать художественный вкус и интерес к традициям русской народной  культуры

Метапредметные:

Познавательные:

Приобщить учащихся к миру русского быта, к миру русских традиций.

Стимулировать развитие логического мышления, памяти, внимания. Формировать представление о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;

  Регулятивные: способствовать развитию волевых качеств учащихся при включение детей в игровую деятельность.

  Коммуникативные:

Создание ситуаций для высказывания своей точки зрения  в обсуждении вопросов в  коллективе;

Формировать умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;

-формировать умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностные:

Воспитывать уважительное отношения к историческому прошлому России;

Формировать эстетические потребности, ценности и чувства;











Ход занятия

Ведущий: Здравствуйте, красны девицы! Здравствуйте, красны молодцы!

Вижу, не привычны вы к такому обращению. Да только сегодня день такой, что отправимся мы с вами во времена прошлые, в старину глубокую. И расскажу я вам, как в те годы далекие встречали праздник радостный, И в старинных забавах поучаствуете.

Звучит Вальс снежных хлопьев из балета “Щелкунчик” П.И. Чайковского.

За столом сидят Дед и Баба. Баба штопает носок.  Дед мастерит.

Баба: Хорошо зимой. Праздников много, да каких веселых: с забавами, песнями, плясками. Да уж больно зимние вечера долгие длинные….. Кажется, конца и края им нет. Скорей бы день прибавляться начал! Хочется уже тепла и солнышка.

Дед: Да! А времечко – то бежит быстро. Только недавно вроде с урожаем справились, а вот погляди уж и Святки.

Баба: Дед, а дед, а помнишь, как мы, бывало, в молодости – то по эту пору коледовать бегали? Вот весело-то было! Помнишь, а?

Дед: Да! Помню. Была – потеха!

Баба: Интересно, а  нынче – то детвора колядует на Рождество?

-О чём вели разговор дед да баба?

-Какие незнакомые слова вы услышали?

-Кто знает значения этих слов?

- Кто может прочитать колядку?

Работа со словарём

Коляда – традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов. Связан он с зимним солнце стоянием, а позднее был приурочен к Рождеству.

Слово “Коляда” латинское, от “Саlо” – “взывать”.

Неотъемлемые атрибуты праздника – переодевание.

И взрослые и дети рядились в шкуры, животных, надевали маски, рога, под маской прятались от нечистой силы, пели колядные песни и, конечно, гадали.



Учитель: Чудесных перемен, обновлённой жизни, новых радостей ожидали от Рождества везде и во все времена. От Рождества начинались Белые Святки или святые вечера до праздника Крещения, который приходится на 19  января. Всё это время было праздничным, в дом приходили ряженные, пели колядки, обсыпали хозяев зерном на долгий век, на счастье, на здоровье…

-Ребята, какой веселый обряд в праздновании Рождества дошел до нашего времени? (Колядование)

- А вы, ребята, хотите поучиться колядовать? Попробуем.



Ведущая
Вот и матушка-зима пришла. 
Растворяй-ка ворота! 
Пришла и коляда, да в   –город наш!

Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют


Приходила коляда 
Накануне Рождества. 
Кто даст пирога, 
Тому полон хлев скота, 
Овин с овсом, 
Жеребца с хвостом. 


Учитель  
Пойдем к дядьке Мирону  колядовать. 

Дети подходят к дому Мирона, поют колядку.


Коляда-моляда! 
Прикатила молода! 
Мы нашли коляду 
Во Мироновом двору. 
Эй, дядька Мирон, 
Выноси добро во двор. 
Как на улице мороз 
Подмораживает нос, 
Не велит долго стоять, 
Велит скоро подавать. 
Коляда, коляда, подавай пирога! 
Не подашь пирога – мы корову за рога! 





Выходят хозяин, хозяйка
Хозяйка.
 
Сдобные лепешки не лезут в окошко. 
Хозяин и хозяйка угощают гостей.


Девочка с большой кошелкой в руках — принимает дары.

Колядующие славят хозяев. 

1-й ребенок. 
Дай Бог тому, 
Кто в этом дому! 
Вам и плюшек с творогом. 
Все. 
И детишек полный дом. 

Хозяева уходят в дом, а колядующие отправляются дальше. 

ВСЕ: Здравствуй, хозяйка!
Мальчики: С праздником! С Новым годом, со всем родом! 
Девочки:  Открывайте сундучок — доставайте пятачок! 


Хозяйка

Здравствуйте, люди добрые!

Вот вам угощенье – сыр да печенье.

Пряники, конфетки

Кушайте, детки!

Колядовщики:

Все: Спасибо! (кланяются)

С праздником вас, с рублем и полтинничком.

Мальчики: Вам на потешки

Девочки: нам на орешки.



Учитель Ну, хватит, ребятушки. Полный мешок наколядовали! Пойдемте к тете Арине в избу погреться. 

Дети подходят к дому тетушки Арины. 

Все
Тетушка Арина, пусти погреться! 
Арина
Милости прошу, люди добрые, проходите! 
Будем вечер коротать, песни петь да плясать. 


2 девочка: Тётушка Арина, а когда бывают Святки?

3 девочка: А правда ли, что на Святки можно гадать?

2 девочка: А ты гадала, тётя  Арина?

Арина: Ох, да вы меня вопросами засыпали, милые девочки.

Девочки : Расскажи, нам, расскажи!

Арина. Святки начинались с Рождеством Христовым и продолжались до самого Крещения. По вечерам и ночью гадали. Конечно, гадание не христианский обычай. Он пришел к нам из язычества. И хотя церковь не одобряет ворожбы, на Руси гадание стало народной забавой. Гадали и молодые, и старые, но особенно молодым людям хотелось узнать свою судьбу.

Гаданий существовало огромное количество.

Девочки (почти в один голос).  Тётушка Арина, давай скорее гадать.

Арина. Ну, готовы? Давайте гадать.


На столе расстилается платок, по его четырем углам Арина расставляет чашечку с сахаром, чашечку с солью, кладет кусочек хлеба, колечко.


Арина. Ну, кто первый?


Арина завязывает девочке глаза, а сама между тем переставляет предметы на платке.

Арина: Как, готова? (Ведет девочку к столу.) Выбирай.


Если берет в руки чашечку с сахаром.


Арина . Ну, что ж, хорошо, жизнь тебя ожидает хорошая, сладкая.


Дальше гадают Наташа и Светлана. Одной достается кусочек хлеба, другой — опять чашечка с сахаром.


Арина. Ну что ж, жизнь у вас будет хорошая.

Арина. Теперь, Давайте веселится дальше.






Учитель

Предлагаю вам поиграть в игру

Игра «Золотые ворота».
Девочка и мальчик встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом (мальчик, девочка) и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка проходит под «воротиками» под русскую народную мелодию «Как под наши ворота».
«Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда! 
Первый раз прощается, 
Второй запрещается, 
А на третий раз
Не пропустим вас! 
После этих слов музыка останавливается, «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».



Учитель А вы ребятки, отгадайте-ка загадки!

Колядовщики загадывают загадки.

                - Зачем люди рядятся на Рождество?

                        (под маской прячутся от нечистой силы)

                - В кого рядятся на праздник?

                        (в животных, и птиц: зайцы, волки, медведи).

                - Почему к Рождеству Дед Мороз дарит подарки.

                        (в память о подарках, младенцу Иисусу Христу).



Учитель:

Весёлые у нас сегодня посиделки! Да может не все колядки рассказаны?


1-й ребенок. 
Всем людям добрым 
Желаем добра, золота, серебра! 
2-й ребенок. 
Пышных пирогов, 
Мягоньких блинов! 
3-й ребенок. 
Доброго здоровья! 
Маслица коровья! 
Все. 
Кому песни поем, тому сбудется, 
Тому сбудется, не минуется.

Учитель

Рождество – это праздник ожидания чуда. Ведь в эти дни все – и дети, и взрослые – ожидают, что в их жизни произойдёт что-то чудесное и волшебное. Я поздравляю вас с этим замечательным праздником. Так пусть  в вашей жизни чудеса обязательно произойдут! 





На сцене выстраиваются все участники сценария, в руках - зажженные свечи.
Все поют песню "Мы - маленькие свечи" (муз.Е. Кавериной).

И в этот дивный вечер
Бог дарует нам честь.
Гореть, неся по свету
Рождественскую весть.

Так радуйтесь же с нами
И веселитесь все:
Христос - Спаситель мира
Родился на земле.

Рождественское чудо
Опять нам Бог принес,
Так пусть же в каждом сердце
Рождается Христос.

Мы - маленькие свечи,
Светить не устаем.
И вместе с нашим светом
Мы радость к вам несем.

Припев: Свет, Свет, Свет, Свет явился нам. (2 раза)

Колокольный звон.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект занятия "Рождественские колядки"

Автор: Карташова Ирина Михайловна

Дата: 27.03.2017

Номер свидетельства: 403620

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект открытого урока в «Хоровом классе» "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-otkrytogho-uroka-v-khorovom-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "156861"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421499997"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Конспект образовательной деятельности по конструированию в подготовительной группе "Изготовление обрядовой маски козы""
    ["seo_title"] => string(130) "konspiekt-obrazovatiel-noi-dieiatiel-nosti-po-konstruirovaniiu-v-podghotovitiel-noi-ghruppie-izghotovlieniie-obriadovoi-maski-kozy"
    ["file_id"] => string(6) "254192"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447701813"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства